Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы, и их эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

1. Правовая природа и виды мер взыскания.
2. Порядок применения мер взыскания к лицам, лишенным свободы
3. Эффективность мер взыскания. Проблемы совершенствования правового регулирования взысканий.

Оглавление

1. Правовая природа и виды мер взыскания.
2. Порядок применения мер взыскания к лицам, лишенным свободы
3. Эффективность мер взыскания. Проблемы совершенствования правового регулирования взысканий.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по уип.docx

— 32.91 Кб (Скачать)

    Условия содержания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа (в том числе и единых ПКТ), а также одиночных камерах регулируются статьей 118 УИК РФ.

    Ст. 119 УИК РФ перечисляет должностных лиц, применяющих меры поощрения и взыскания к осужденным. Правом применения мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения: благодарность; разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; досрочное снятие взыскания, ранее наложенное начальником отряда.     
 
 
 

3. Эффективность мер взыскания. Проблемы совершенствования правового регулирования  взысканий. 

    Ученые и практики всегда уделяли внимание вопросам совершенствования процесса исполнения наказания и перевоспитания правонарушителей, в том числе дисциплинарных мер воздействия и практики их применения.

    В первой половине 70-х годов Л.А. Высотина и В.Д. Лутанский по результатам проведенной ими экспериментальной работы (на базе двух колоний Усть-Вымского УЛИТУ: строгого и особого режимов) предлагали дифференцировать условия содержания и меры дисциплинарного воздействия в соответствии с отнесением осужденных к той или иной категории в зависимости от уровня социальной и моральной запущенности и степени исправления и перевоспитания.

    Так, например, по замыслу экспериментаторов осужденные первой категории могли претендовать на все меры поощрения, предусмотренные законодательством, в то время как к осужденным второй и третьей категории поощрения могли применяться с существенными ограничениями. Размер премии для них уменьшался по сравнению с первой категорией на 20 % и 50 %, дополнительное длительное свидание сокращалось до двух суток для осужденных второй категории, а в отношении осужденных третьей категории такая мера поощрения вообще не предусматривалась. К последним же применялось также поощрение в виде разрешения на получение дополнительной посылки или передачи. Подобно поощрениям дифференцировались и меры взыскания.

    В практике деятельности исправительных колоний этот опыт не получил широкого распространения, а в настоящее время его идеи просто-напросто забыты. Причины непопулярности этого опыта кроются как в социально-нравственных, так и в организационно-правовых аспектах. Основной, на наш взгляд, причиной выступает то обстоятельство, что применение к различным категориям осужденных ограниченного арсенала мер дисциплинарного воздействия ставит их в неравное положение перед законом, сужает правовой статус осужденного, чем нарушается принцип социальной справедливости.

    Оценивая дисциплинарные взыскания, закрепленные в уголовно-исполнительном законодательстве, с позиции международно-правовых стандартов по обращению с заключенными, следует признать, что они в целом соответствуют требованиям, сформулированным в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

    В то же время следует согласиться с мнением о необходимости нормативно упорядочить применение к осужденным наиболее строгих мер взыскания. В связи с этим необходимо, на наш взгляд, решение вопроса о наложении взыскания в виде перевода осужденного в помещение камерного типа принимать коллегиальным органам, который можно было бы назвать дисциплинарной комиссией (комитетом, советом).

    Эффективность дисциплинарной практики напрямую зависит от наличия четкой системы проступков. Отсутствие нормативного закрепления дисциплинарных проступков и конкретных видов взысканий за их совершение дает широкий простор субъективному, что нередко ведет к грубым извращениям дисциплинарной практики в ИУ. При определенных обстоятельствах это может привести в одних случаях к необоснованному наложению дисциплинарных наказаний либо к чрезмерно строгим мерам взыскания, а в других – к неоправданному смягчению ответственности.

    Поэтому назрела необходимость в создании нормативного акта (Дисциплинарного положения, кодекса и т.п.), в котором нашли бы свое закрепление многие вопросы, связанные с дисциплинарным производством.

    В указанном документе (либо разделе Правил внутреннего распорядка) необходимо дать определение нарушения установленного порядка отбывания наказания (дисциплинарного проступка), четко обозначив систему классификации нарушений дисциплины, которая может выглядеть следующим образом.

   1. Дисциплинарные проступки осужденных, посягающие на общественный порядок  в исправительных учреждениях:  мелкое хулиганство, употребление  алкогольных напитков, наркотических  средств, других одурманивающих  веществ; изготовление, хранение, приобретение  предметов, предназначенных для  совершенствования преступления, организация  либо участие в азартных играх,  подстрекательство к совершению  нарушения режима; воспрепятствование  участию осужденных в работе  самодеятельных организаций.

   2. Нарушения в сфере общественно-полезного  труда: отказ от работы; ненадлежащее  выполнение своих трудовых функций  (обязанностей); невыполнение (умышленное  или неосторожное) нормы выработки  или установленного задания.

   3. Нарушения, посягающие на порядок  взаимоотношений осужденных с  представителями администрации:  неповиновение представителю администрации;  неисполнение указаний; оскорбления  (действия или бездействия, не  достигшие уголовно-правового характера).

   4. Проступки, направленные против  личности и личной собственности  осужденных: оскорбления, ссоры,  драки, порча личного имущества.

   5. Нарушения, посягающие на порядок изоляции осужденных: установление незаконных связей с персоналом и иными лицами; приобретение и хранение предметов и вещей, запрещенных к использованию в местах лишения свободы; нелегальная отправка корреспонденции; передача осужденным, содержащимся в штрафном изоляторе и помещении камерного типа предметов и продуктов питания; нарушение правил проведения длительного свидания за охраняемой территорией исправительного учреждения.

   6. Проступки, посягающие на внутренний  распорядок: нарушения распорядка  дня, самовольное оставление рабочего  места; самовольное оставление общежития отряда, локального участка; нарушение порядка передвижения по территории колонии; нарушение правил пожарной безопасности; курение в неотведенных местах; нарушение санитарно-гигиенических правил (включая плохую заправку постели).

 

Список  использованной литературы 

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы” от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ.

3. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова, М.: Юриспруденция, 2009.

4. Селиверстов В. И., Шмаров И. В., Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни // Российская юстиция., № 5, 2010.

5. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова., М., 2008.

6. www.ido.rudn.ru/lectures

7. www.e-college.ru


Информация о работе Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы, и их эффективность