Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:39, статья
Проблема нарушений поведения подростков всегда считалась одной из наиболее социально значимых. Исследование агрессивного поведения несовершеннолетних представляется актуальным в связи с ростом преступности в стране, тенденций к значительному учащению тяжких преступлений и омоложению контингента правонарушителей.
Важность специального изучения подросткового агрессивного поведения определяется его возрастной спецификой. Это, прежде всего, особенности детской и подростковой психики с естественной или патологической незрелостью личностных структур, определяющих поведение и социализацию. Именно в пубертатном периоде, когда происходит становление личности, влияние социальных факторов чрезвычайно велико. Лозовик Л.А. Т.В. Фёдорова.
Криминальная агрессия несовершеннолетних.
Проблема нарушений поведения подростков всегда считалась одной из наиболее социально значимых. Исследование агрессивного поведения несовершеннолетних представляется актуальным в связи с ростом преступности в стране, тенденций к значительному учащению тяжких преступлений и омоложению контингента правонарушителей.
Важность специального изучения подросткового агрессивного поведения определяется его возрастной спецификой. Это, прежде всего, особенности детской и подростковой психики с естественной или патологической незрелостью личностных структур, определяющих поведение и социализацию. Именно в пубертатном периоде, когда происходит становление личности, влияние социальных факторов чрезвычайно велико. Лозовик Л.А. Т.В. Фёдорова
Эмоциональный комфорт,
утрачиваемый подростками в результате
семейного неблагополучия и школьных
неудач, нуждается в компенсации,
так как никто "не может жить
в обществе под гнетом постоянного
нерасположения и дурного мнения
своих близких и тех, с кем
он общается. Это бремя слишком
тяжело для человеческого терпения".
Компенсация эмоциональной
Первоначально подростки сплачиваются на основе одинаковых возможностей и одинаковой бесконтрольности в его проведении свободного времени. Они стремятся удовлетворить потребность в таком общении, которое даст возможность избежать отрицательных эмоций, связанных с их статусом "изолированных" и "отвергаемых" в формальных группах (классе, школе). Более того, в процессе такого общения удовлетворяется их желание быть понятыми. Указанные основания (межличностный статус) сближают тех, кто находится в примерно одинаковых условиях. Чувствуя себя вполне комфортно в такой группе (досуговой), подростки в большинстве случаев не испытывают потребности уйти из нее. Они закрепляются в ней и "закрывают" глаза на очевидное безнравственное и даже противоправное поведение, поведение, которое пока еще противоречит их личным взглядам и убеждениям.
Постепенно вырабатывается
стереотип общения, который сопровождается
изменением круга общения. Общение
с одноклассниками
До сближения подростков с досуговой криминогенной группой у них, как правило, еще не сформировались твердые негативные взгляды и установки. Исключение составляют установки несовершеннолетних из крайне аморальных семей, члены которых совершают антисоциальные поступки. Хотя и в данном случае нельзя категорически утверждать, что наличие таких установок характерно буквально для всех подростков, выходцев из таких семей.
Таким образом, для
одних подростков сближение с
группой становится решающим фактором
в формировании их криминогенных
ориентации, установок, взглядов; у
других негативное отношение к общепринятым
нормам и ценностям, искаженные потребности
бывают сформированы уже ранее, в
семье, в результате иного жизненного
опыта и под влиянием группы лишь
стимулируются и укрепляются. Кроме
того, категория несовершеннолетних
дополняет и усиливает
Постоянное пребывание
деморализованных подростков в криминогенной
досуговой группе приводит к тому,
что она становится для них
специфической средой, которая, будучи
в значительной мере изолированной
от позитивного воздействия
Криминогенная группа посредством специфических психологических механизмов оказывает на ее членов многостороннее влияние. Оно проявляется, в частности, в следующем:
Во-первых, криминогенная
группа является базой
Во-вторых, идентификация
подростка с криминогенной
В-третьих, криминогенные
группы наглядно демонстрируют их членам
образцы крайне безнравственного и
преступного поведения. В данном
случае к такому психологическому механизму
регуляции поведения
Склонность подростков
к подражанию в значительной степени
определяется их возрастными особенностями.
Именно подражание способствует выработке
у них сложного, социально значимого
поведения. Однако нередко подростка
захватывает чисто внешняя
В-четвертых, криминогенная
группа является фактором, в значительной
степени снижающим у подростков
страх перед возможным
Криминогенная группа
является для несовершеннолетних средой,
которая формирует и
В редких случаях досуговые криминогенные группы несовершеннолетних могут превращаться в преступные. Преступную группу от криминогенной отличает четко проявляющаяся ориентация ее членов на преступное поведение. Их связывает преступная деятельность и прямое предпочтение антиобщественных ценностей либо тех, которые достигаются преступным способом. Участники такой группы сами активно ищут и создают ситуации, удобные для реализации преступного умысла. Члены же криминогенных групп четкой ориентации на совершение преступлений не имеют. Нормы криминогенных групп, хотя и противоречат официальным, но все-таки жестко не определяют поведение их членов как преступное.
Признаком более полной идентификации себя с преступной средой является наличие у некоторых подростков таких атрибутов преступной субкультуры, как татуировки. Встречающиеся у подростков мужского пола вытатуированные собственные инициалы, имя, год рождения являются отражением примитивного стремления к самоутверждению. Женские имена говорят об объектах влюбленности, а мужские - о "верных" друзьях, с которыми нередко совершался обряд "братания кровью": подростки, сделав надрезы на предплечьях, прикладывают друг к другу кровоточащие порезы. Обычно татуировка служит символическим отражением специфических подростковых поведенческих реакций - эмансипации, группирования со сверстниками. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология
Были проанализированы
заключения судебных комплексных психолого-
Анализ характера
преступлений показал, что большинство
агрессивных действий носили ситуативный
характер и совершались подростками
в результате конфликта с потерпевшими,
как правило в состоянии
Следует отметить, что производство экспертизы может потребоваться не только для определения уровня психического развития несовершеннолетнего или иных особенностей его личности (п. 2 ч.1 ст 421 УПК РФ), но и для установления факта психического расстройства или отставания в психическом развитии при решении вопроса об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, достигшего возраста 16 лет (ч.3 ст 425 УПК), а так же подсудимого (ч. 6 ст. 425 УПК РФ). Статья Белоусова
Не всякое агрессивное поведение, возникающее у подростков с психическими расстройствами, можно назвать патологическими (т.е. болезненно мотивированным). Оно возникает при наличии измененной эмоциональности, истинных нарушений влечений, выраженных личностных расстройств. Смотри Логозовик Литература №6
В исследованиях Л.А. Лозовика, Т.В. Фёдорова, Е.А. Фиденко, психические расстройства были выявлены у 41 подростка (46%), следовательно, их агрессивное поведение оценено как патологическое.
Более чем в 55% случаев отмечалась органически неполноценная почва (ранняя церебральная резидуально-органическая недостаточность). Умственная отсталость диагностирована в 31,7% случаев, органические психические расстройства - в 24,3%. Поведенческие синдромы детского и подросткового возраста и непсихотические расстройства определен в 17% наблюдений. Личная патология выявлена у 21,9% человек, временные болезненные расстройства в момент совершения правонарушения – у 2,4%. Шизофрения так же была представлена1 наблюдением. Большинство правонарушений (60,8%) совершалось в состоянии интоксикации вследствие употребления психоактивных веществ.
Наличие и выраженность агрессивных тенденций как индивидуально-типических особенностей у несовершеннолетних исследовались при помощи проективной методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга:
1 группа. С высокой агрессивностью, невыраженностью тормозящих агрессию личностных структур, совершившие преступления в относительно нейтральных ситуациях;
2 группа. С низким уровнем агрессивности, низким уровнем тормозящих агрессию личностных структур, в нейтральной ситуации;
3 группа. С высоким
уровнем агрессивности, с
4 группа. С низким
уровнем агрессивности, с
5 группа. С высокой
агрессивностью, с невыраженностью
тормозящих агрессию
Информация о работе Криминальная агрессия несовершеннолетних