Криминальная агрессия несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:39, статья

Краткое описание

Проблема нарушений поведения подростков всегда считалась одной из наиболее социально значимых. Исследование агрессивного поведения несовершеннолетних представляется актуальным в связи с ростом преступности в стране, тенденций к значительному учащению тяжких преступлений и омоложению контингента правонарушителей.
Важность специального изучения подросткового агрессивного поведения определяется его возрастной спецификой. Это, прежде всего, особенности детской и подростковой психики с естественной или патологической незрелостью личностных структур, определяющих поведение и социализацию. Именно в пубертатном периоде, когда происходит становление личности, влияние социальных факторов чрезвычайно велико. Лозовик Л.А. Т.В. Фёдорова.

Файлы: 1 файл

СТАТЬЯ. Криминальная агрессия несовершеннолетних.docx

— 52.62 Кб (Скачать)

Криминальная  агрессия несовершеннолетних.

Проблема нарушений  поведения подростков всегда считалась  одной из наиболее социально значимых. Исследование агрессивного поведения  несовершеннолетних представляется актуальным в связи с ростом преступности в стране, тенденций к значительному  учащению тяжких преступлений и омоложению контингента правонарушителей.

Важность специального изучения подросткового агрессивного поведения определяется его возрастной спецификой. Это, прежде всего, особенности  детской и подростковой психики  с естественной или патологической незрелостью личностных структур, определяющих поведение и социализацию. Именно в пубертатном периоде, когда происходит становление личности, влияние социальных факторов чрезвычайно велико. Лозовик Л.А. Т.В. Фёдорова

Эмоциональный комфорт, утрачиваемый подростками в результате семейного неблагополучия и школьных неудач, нуждается в компенсации, так как никто "не может жить в обществе под гнетом постоянного  нерасположения и дурного мнения своих близких и тех, с кем  он общается. Это бремя слишком  тяжело для человеческого терпения". Компенсация эмоциональной неудовлетворенности  происходит у подростков за счет самоутверждения  в досуговых товарищеских группах. Такие группы играют большую роль в социализации несовершеннолетних. Еще более значима их роль в  криминализации личности подростка, утратившего  прочные контакты с семьей, школой. Конечно же, подростки собираются в группы совсем не ради преступлений. Они стремятся к общению, дружбе, а случайные встречи используют для совместных развлечений. Опасность  возникает в том случае, когда  подростки подпадают под влияние  дурного начала, когда ведущую  роль в группе получает циничный, агрессивный, чаще всего старший по возрасту, молодой человек. Этот вожак может  быть подростком, но, как правило, им оказывается более взрослый, достаточно деморализованный человек, который  внушает, что мужское поведение  заключается в сквернословии, употреблении спиртного, что если нет денег, то их можно добыть преступным путем.

Первоначально подростки  сплачиваются на основе одинаковых возможностей и одинаковой бесконтрольности в  его проведении свободного времени. Они стремятся удовлетворить  потребность в таком общении, которое даст возможность избежать отрицательных эмоций, связанных  с их статусом "изолированных" и "отвергаемых" в формальных группах (классе, школе). Более того, в процессе такого общения удовлетворяется их желание быть понятыми. Указанные основания (межличностный статус) сближают тех, кто находится в примерно одинаковых условиях. Чувствуя себя вполне комфортно в такой группе (досуговой), подростки в большинстве случаев не испытывают потребности уйти из нее. Они закрепляются в ней и "закрывают" глаза на очевидное безнравственное и даже противоправное поведение, поведение, которое пока еще противоречит их личным взглядам и убеждениям.

Постепенно вырабатывается стереотип общения, который сопровождается изменением круга общения. Общение  с одноклассниками редуцируется, становится менее эмоционально насыщенным, а затем и безразличным. Такие  ребята (одноклассники) постепенно оттесняются  на задний план и выпадают из среды  общения.

До сближения  подростков с досуговой криминогенной  группой у них, как правило, еще  не сформировались твердые негативные взгляды и установки. Исключение составляют установки несовершеннолетних из крайне аморальных семей, члены которых  совершают антисоциальные поступки. Хотя и в данном случае нельзя категорически  утверждать, что наличие таких  установок характерно буквально  для всех подростков, выходцев из таких  семей.

Таким образом, для  одних подростков сближение с  группой становится решающим фактором в формировании их криминогенных  ориентации, установок, взглядов; у  других негативное отношение к общепринятым нормам и ценностям, искаженные потребности  бывают сформированы уже ранее, в  семье, в результате иного жизненного опыта и под влиянием группы лишь стимулируются и укрепляются. Кроме  того, категория несовершеннолетних дополняет и усиливает антисоциальную направленность групповых норм и  взглядов отдельных членов группы.

Постоянное пребывание деморализованных подростков в криминогенной  досуговой группе приводит к тому, что она становится для них  специфической средой, которая, будучи в значительной мере изолированной  от позитивного воздействия общественных институтов (семья, школа), дает возможность  деморализованным подросткам удовлетворять  потребность в общении, беспрепятственно пьянствовать, проводить время в  соответствии со сложившейся искаженной системой ценностей и интересов, утверждать себя посредством антисоциальных действий.

Криминогенная группа посредством специфических психологических механизмов оказывает на ее членов многостороннее влияние. Оно проявляется, в частности, в следующем:

 Во-первых, криминогенная  группа является базой формирования  взглядов и установок, лежащих  в основе преступного поведения.  Осуществляется это не столько  посредством определенного целенаправленного  воздействия, сколько путем "навязывания"  аморальных и преступных норм  поведения. Даже если несовершеннолетний, попавший в такую группу, придерживается  другой системы ценностей и  взглядов, преступление он может  совершить вопреки им, поддаваясь  групповому нажиму, давлению. Психологическим  механизмом, с помощью которого  группа оказывает давление на  своего члена, является конформизм. Чем более выражена антисоциальная  направленность такой группы, тем  более жестким является конформизм  в ней. Посредством конформизма  вначале осуществляется частичная  идентификация подростка с криминогенной  группой, при которой он только  внешне подчиняется нормам группы. Впоследствии она переходит в  полную, жесткую идентификацию, при  которой подросток усваивает  ценности, взгляды, нормы группы.

Во-вторых, идентификация  подростка с криминогенной группой  приводит к ослаблению внутренних тормозов, мотивов, препятствующих совершению преступления, а также уменьшению чувства личной ответственности. В основе этого  явления лежат так называемые механизмы психологической защиты, которые снижают, нейтрализуют или  вовсе снимают социальный контроль, его барьерное, тормозящее действие. Именно на этой основе происходит самоопределение  и внутреннее высвобождение от ответственности  за совершаемое и совершенное  преступление. Для подавляющего числа  обследованных преступников характерно стремление снять с себя ответственность  за совершение преступления, переложить вину на других лиц или обстоятельства. Так, среди насильственных преступников, совершивших убийства, разбой, хулиганство, наиболее распространена позиция "во всем виноват потерпевший", "виноваты окружающие лица и сложившаяся обстановка", "я не виноват, виновата водка". Для корыстных преступников (кражи, грабеж) характерны суждения типа "все  так делают", "ничего особенного", "зря пропадает больше".

В-третьих, криминогенные  группы наглядно демонстрируют их членам образцы крайне безнравственного и  преступного поведения. В данном случае к такому психологическому механизму  регуляции поведения подростков, как конформизм, добавляется подражание. Подражание предполагает принятие очевидных моделей поведения и направлено на воспроизведение индивидом определенных внешних черт и образцов поведения, манер, действий, поступков, которые характеризуются при этом определенной рациональной направленностью.

Склонность подростков к подражанию в значительной степени  определяется их возрастными особенностями. Именно подражание способствует выработке  у них сложного, социально значимого  поведения. Однако нередко подростка  захватывает чисто внешняя сторона  поведения и он слепо подражает  образцам социально отрицательным  и даже вредным. Особенно это характерно для несовершеннолетних правонарушителей.

В-четвертых, криминогенная  группа является фактором, в значительной степени снижающим у подростков страх перед возможным уголовным  наказанием. "В результате, - как  отмечает А. И. Долгова, - даже лишение  свободы нередко не рассматривается  как позор для самого несовершеннолетнего  и его семьи, теряется общепревентивное воздействие наказания на лиц, которые  как раз больше всего в нем  нуждаются. Только 13 % из опрошенных несовершеннолетних правонарушителей ответили, что не слышали рассказов о жизни  в исправительно-трудовых учреждениях, которые приукрашивали эту жизнь  и придавали ей определенный "романтический  ореол".

Криминогенная группа является для несовершеннолетних средой, которая формирует и стимулирует  мотивацию антисоциального поведения. Преступления ее члены совершают  и поодиночке, и в разных сочетаниях друг с другом, порой даже совместно  с лицами, не входящими в ее состав. При этом не все члены криминогенной  группы характеризуются преступным поведением. Некоторые из них ограничиваются антиобщественными деяниями, не нарушающими  уголовно-правовые нормы.

В редких случаях  досуговые криминогенные группы несовершеннолетних могут превращаться в преступные. Преступную группу от криминогенной отличает четко проявляющаяся  ориентация ее членов на преступное поведение. Их связывает преступная деятельность и прямое предпочтение антиобщественных ценностей либо тех, которые достигаются  преступным способом. Участники такой  группы сами активно ищут и создают  ситуации, удобные для реализации преступного умысла. Члены же криминогенных  групп четкой ориентации на совершение преступлений не имеют. Нормы криминогенных групп, хотя и противоречат официальным, но все-таки жестко не определяют поведение их членов как преступное.

Признаком более  полной идентификации себя с преступной средой является наличие у некоторых  подростков таких атрибутов преступной субкультуры, как татуировки. Встречающиеся  у подростков мужского пола вытатуированные  собственные инициалы, имя, год рождения являются отражением примитивного стремления к самоутверждению. Женские имена  говорят об объектах влюбленности, а мужские - о "верных" друзьях, с которыми нередко совершался обряд "братания кровью": подростки, сделав надрезы на предплечьях, прикладывают друг к другу кровоточащие порезы. Обычно татуировка служит символическим  отражением специфических подростковых поведенческих реакций - эмансипации, группирования со сверстниками. Шиханцов Г.Г.  Юридическая психология

Были проанализированы заключения судебных комплексных психолого-психиатрических  экспертиз обвиняемых несовершеннолетних, проведённых на базе Краевой клинической  психиатрической больницы № 1 за 2000-2004 гг. Из 230 несовершеннолетних, прошедших  комплексную эскпертизу, 89 совершили  преступления, квалифицированные следствием или судом как насильственные.

Анализ характера  преступлений показал, что большинство  агрессивных действий носили ситуативный  характер и совершались подростками  в результате конфликта с потерпевшими, как правило в состоянии эмоционального возбуждения на фоне алкогольного опьянения. В ряде случаев криминальные действия, такие как нанесение тяжких телесных повреждений и нанесение тяжких телесных повреждения со смертельным  исходом, не имели какого-либо определённого  мотива, но сопровождались у подростков ощущением разрядки внутреннего  напряжения. Так, в частности, в качестве объекта выбирались беспомощные люди, такие как лица без определённого места жительства. Сноска статьи Лозовик Фёдорова.

Следует отметить, что производство экспертизы может  потребоваться не только для определения  уровня психического развития несовершеннолетнего  или иных особенностей его личности (п. 2 ч.1 ст 421 УПК РФ), но и для установления факта психического расстройства или  отставания в психическом развитии при решении вопроса об обязательном участии педагога или психолога  в допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, достигшего возраста 16 лет (ч.3 ст 425 УПК), а так  же подсудимого (ч. 6 ст. 425 УПК РФ). Статья Белоусова

 

Не всякое агрессивное  поведение, возникающее у подростков с психическими расстройствами, можно  назвать патологическими (т.е. болезненно мотивированным). Оно возникает при  наличии измененной эмоциональности, истинных нарушений влечений, выраженных личностных расстройств. Смотри Логозовик Литература №6

В исследованиях  Л.А. Лозовика, Т.В. Фёдорова, Е.А. Фиденко, психические расстройства  были выявлены у 41 подростка (46%), следовательно, их агрессивное поведение оценено  как патологическое.

Более чем в 55% случаев  отмечалась органически неполноценная  почва (ранняя церебральная резидуально-органическая недостаточность). Умственная отсталость диагностирована в 31,7% случаев, органические психические расстройства - в 24,3%. Поведенческие синдромы детского и подросткового возраста и непсихотические расстройства определен в 17% наблюдений. Личная патология выявлена у 21,9% человек, временные болезненные расстройства в момент совершения правонарушения – у 2,4%. Шизофрения так же была представлена1 наблюдением. Большинство правонарушений (60,8%) совершалось в состоянии интоксикации вследствие употребления психоактивных веществ.

  Наличие и  выраженность  агрессивных тенденций как индивидуально-типических особенностей у несовершеннолетних исследовались при помощи проективной методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга:

1 группа. С высокой  агрессивностью, невыраженностью тормозящих  агрессию личностных структур, совершившие  преступления в относительно  нейтральных ситуациях;

2 группа. С низким  уровнем агрессивности, низким  уровнем тормозящих агрессию  личностных структур, в нейтральной  ситуации;

3 группа. С высоким  уровнем агрессивности, с высоким  уровнем тормозящих агрессию  личностных структур, в нейтральной  ситуации;

4 группа. С низким  уровнем агрессивности, с наличием  личностных структур, тормозящих  агрессию, в нейтральной ситуации;

5 группа. С высокой  агрессивностью, с невыраженностью  тормозящих агрессию личностных  структур, во фрустрирующей ситуации;

Информация о работе Криминальная агрессия несовершеннолетних