Должностные и хозяйственные преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:17, реферат

Краткое описание

На протяжении всей своей жизни человек очень часто оказывается перед моральным выбором: делать или не делать. Как он поступит во многом зависит от уровня его сознания, социального развития, уважения к собственной личности, обществу и государству в целом. Выбор человеком определенного поведения – это, как правило, результат воздействия на личность всего комплекса воспитательных мер, влияния общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1.1 Содержание должностных преступлений
1.2 Особенности должностных преступлений.
2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
2.1 Понятие и система хозяйственного правонарушения
2.2 Особенности хозяйственных преступлений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Копия реферат.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Реализация этой возможности, или наоборот, зависит от нравственных устоев человека, честности, уважения к самому себе, обществу и государству, от отношения к своему долгу и  т.д.

 На современном  этапе коррупция - это антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасности РФ явление, пронизавшее ветви власти, составляющее, совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан. Достигается это путем получения с использованием должностных полномочий материальных и иных благ в ущерб интересам государства. А объективно такие действия выражаются в сращивании государственной власти и организованной преступности.

 

 

2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

2.1 Понятие и система хозяйственного правонарушения

 

В юридической литературе в настоящее время не сформулировано понятие хозяйственного правонарушения. Это и понятно. Идет формирование нового хозяйственного механизма. Новую конструкцию понятия хозяйственного правонарушения, точнее преступления, делает Ю.В. Головлев: "... хозяйственные преступления - это совершенные виновно общественно опасные деяния, которые причиняют ущерб или создают реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его введения и организации как путем непосредственного нарушения интересов государства или любого иного хозяйствующего субъекта, независимо от формы собственности, так и путем нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц".

 Хозяйственные преступления, как впрочем, любые другие, могут  быть систематизированы на основе  самых различных признаков (форм  вины, места совершения и т.д.). Однако при построении основной основополагающей системы различных групп преступлений следует использовать наиболее существенный и специфический для них классификационный признак. Таким является лишь объект преступления. Тем не менее, существующая на сегодняшний день система хозяйственных преступлений построено на иной основе. При ее построении используется не соответствующая достигнутому уровню развития учения об объекте преступления классификация, предложенная еще в самом начале 60-х годов. В основу построения этой системы положен не объект преступления, а существующая классификация отраслей народного хозяйства.

 Группой ученых  под руководством профессора  Н.Ф. Кузнецовой и профессора  А.В. Наумова был разработан  проект уголовного кодекса Российской  Федерации. Он содержит раздел III "Экономические преступления" состоящий из двух лав: глава 6 "Преступление против собственности" и глава 7 "Хозяйственные преступления".

 К сожалению, в  главе "Хозяйственные преступления" авторы не дали определения  родового понятия хозяйственного преступления (впрочем, как и понятия экономического преступления и понятия преступления против собственности).

 

2.2 Особенности хозяйственных  преступлений

 

 Квалификация хозяйственных  преступлений связана с рядом  трудностей. Они обусловлены сложностью установления непосредственного объекта многих престу-плений, скупым законодательным описанием признаков составов в диспозициях норм, несоответствием законодательной формы описания деяния его содержанию в новых нормативных актах, к которым отсылают диспозиции ряда норм.

К хозяйственным относятся  преступления, которые посягают на отношения, составляющие основу хозяйственной  деятельности государства (родовой  объект).

Непосредственными объектами  являются конкретные общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования определенной сферы хозяйствования.

 В ряде случаев  дополнительным непосредственным  объектом выступают материальные  интересы граждан (обман потребителей, нарушение правил торговли, получение  незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения, изготовление и сбыт недоброкачественных товаров, незаконное повышение или поддержание цен, нарушение государственной дисциплины цен), жизнь и здоровье граждан.

 Хозяйственные преступления следует отграничивать от других преступлений, которые могут причинить ущерб экономическим интересам государства или личности. В частности, некоторые из них сходны с такими особо опасными государственными преступлениями, как диверсия, и вредительство. Особо опасные государственные преступления отличаются как по родовому (общественный строй Российской Федерации), так и по непосредственному объектам (экономическая система государства), а также по субъективной стороне. Они совершаются с антигосударственным умыслом и специальной целью - причинить ущерб, ослабить государство.

 Хозяйственные преступления  тесно связаны с преступлениями  против собственности, но отличаются  от последних по содержанию  своего объекта, характеру действий  и, в большинстве случаев, по  характеру субъективной стороны.

От посягательства на личность отличается главным образом  по объекту и содержанию вины (при  выпуске товаров, оказании услуг  не ставится цель причинения вреда  жизни и здоровью потребителей и  клиентов).

 Вся хозяйственная  деятельность человека так или иначе связана с использованием природных ресурсов. От преступлений экологического характера хозяйственные отличаются по объекту, социально-экономическому содержанию, в ряде случаев по предмету и субъективным признакам. Преступлениям в области охраны природы, в отличие от хозяйственных, присуща экологичность поведенческих актов, направленных во вред отношениям по охране окружающей среды, рациональному использованию ее ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.

С объективной стороны подавляющее большинство хозяйственных преступлений предполагает совершение активных действий (обман потребителей, подделка знаков почтовой оплаты, незаконное пользование товарными знаками, выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, нарушение правил торговли, незаконное предпринимательство и др.). Некоторые преступления могут быть выполнены как путем действия, так и бездействием (например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений; уклонение от подачи декларации о доходах, противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов или неуплаты налогов).

Обязательный признак  ряда хозяйственных преступлений - наступление предусмотренного в  законе конкретного общественно опасного последствия. Эти преступления имеют материальные составы. В таких случаях надо установить наличие причинной связи между деянием и преступным результатом.

Другие хозяйственные  преступления содержат так называемые формальные составы. В их число входят нарушение правил торговли, подделка знаков почтовой оплаты, незаконное пользование чужим товарным знаком и др. Для признания этих преступлений оконченными достаточно установить сам факт совершения действия или бездействия. Отсюда, конечно, не следует, что суды при рассмотрении конкретного дела не должны учитывать характер и размер ущерба, если таковой был причинен.

 Особенностью объективной  стороны хозяйственных преступлений  является также наличие значительного  числа бланкетных диспозиций. Для установления признаков объективной стороны составов этих преступлений необходимо обратиться к нормативным актам, относящимся к другим отраслям права: гражданскому, административному, финансовому, хозяйственному.

 С субъективной  стороны подавляющее большинство хозяйственных преступлений предполагает умышленную вину. Таковы незаконное пользование товарными знаками, обман потребителей, незаконный отпуск бензина и других горючесмазочных материалов, уклонение от подачи декларации о доходах, сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, незаконное предпринимательство и др.

 Субъектами хозяйственных  преступлений могут быть вменяемые  физические лица, достигшие к  моменту совершения преступления 16 лет. 

Субъектами некоторых  преступлений могут быть как должностные, так и иные (частные) лица (например, незаконное пользование товарным знаком, сокрытие доходов или иных объектов налогообложения, выпуск или продажа товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, нарушение государственной дисциплины цен).

Систематизация хозяйственных  преступлений всегда вызывала споры. Они  порождались недостаточной разработанностью проблемы непосредственных объектов этих посягательств. Еще более спорна систематизация ныне действующих норм с учетом их изменений. Многие авторы систему составов строят в зависимости от того, в какой сфере хозяйствования могут быть совершены преступления. Они подразделяются на общие (могут посягать на отношения, складывающиеся в различных сферах хозяйствования) и на преступления, затрагивающие отдельные сферы экономической деятельности. Подобный подход представляется наиболее целесообразным, поскольку в ряде новых составов преступлений невозможно выделить единый непосредственный объект посягательства. Тогда классификация хозяйственных преступлений выглядит следующим образом.

Преступления общего характера:

а) незаконное пользование  товарными знаками;

б) выпуск или продажа  товаров, оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Преступления, посягающие на отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности:

а) умышленная потрава  посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений.

Преступления, посягающие на отношения в сфере торговли и оказания услуг населению:

а) незаконное повышение  или поддержание цен;

б) обман потребителей;

в) получение незаконного  вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием  населения;

г) незаконный отпуск бензина  или других горюче-смазочных материалов;

д) нарушение правил торговли;

е) нарушение государственной дисциплины цен;

ж) продажа, скупка, обмен  шкурок пушных зверей;

з) нарушение таможенного  законодательства Российской Федерации.

Преступления, посягающие на отношения в области финансовой деятельности государства:

а) подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов;

б) уклонение от подачи декларации о доходах;

в) сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения;

г) противодействие или  неисполнение требований налоговой  службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов;

д) уклонение от уплаты таможенных платежей;

е) незаконные сделки с  валютными ценностями;

ж) сокрытие средств в  иностранной волюте;

з) нарушение правил сдачи  государству золота или других драгоценных  металлов либо драгоценных камней.

Преступления, посягающие на отношения в сфере предпринимательства и занятия промыслами:

а) изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков домашней выработки;

б) занятие запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности;

в) незаконное предпринимательство;

г) незаконное предпринимательство в сфере торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наше государство всеми  средствами борется с нарушениями, которые наносят ущерб правильной деятельности государственных и общественных учреждений, предприятий, независимо от их форм собственности.

Общественно опасное  действие или бездействие в должностном преступлении должно находиться либо в непосредственной деятельности со служебной компенсацией должностного лица, либо выполняемых или определенных функций в сфере служебной деятельности, либо совершатся хотя и вне служебной деятельности, но с использованием и исключительно благодаря служебному положению.

Субъективная сторона данных составов заключается, как указано в законе, выражается только в умышленном совершении преступления.

В правильной юридической оценке совершенного преступления (квалификации) заинтересованы, как правило, все участники уголовного процесса. Преступник (если он раскаялся в совершении преступления, и ожидает справедливого наказания); жертва преступления (потерпевший), адвокат защищающий интересы обвиняемого или потерпевшего; судья, постановляющий обоснованный приговор; прокурор, призванный обеспечить соблюдение законности.

Наиболее опасные посягательства, которые наносят ущерб правильной деятельности государственных органов  и общественных организаций, предприятий и учреждений не зависимо от их форм собственности считаются должностные преступления.

Прежде всего, на тенденцию  роста преступления влияют многие причины  и условия. Наиболее важнейшими из них  являются несовершенная правовая база, неблагоприятная политическая и экономическая обстановка и ситуация в России приводят к тому, что различного уровня должностные лица государственного аппарата, которые признаны стоять на страже и соблюдения закона – сами нарушают законодательство и совершают различные преступления связанные с занимаемой ими должности или служебным положением. Даже самые незначительные противозаконные деяния должностных лиц порождают нежелательные последствия, например, хотя это и стало самым распространенным последствием, неверие народа в государственную власть, органов милиции и других государственных организаций. Наше законодательство должно пройти еще долгий путь до своего совершенства.

Информация о работе Должностные и хозяйственные преступления