Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 08:21, реферат

Краткое описание

Вместе с тем действующее законодательство сохранило и тот вид деятельности органов дознания, при которой они при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждают уголовное дело и производят неотложные следственные действия (ст. 157 УПК). По временному признаку этот вид деятельности является началом производства предварительного расследования и по сути первоначальным этапом расследования преступлений, на котором органы дознания проводят оперативно-розыскные и неотложные следственные действия.

Файлы: 1 файл

Органы дознания.docx

— 31.29 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное

 образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И  УПРАЛЕНИЯ

(ФГБОУ ВПО «ВСГУТУ»)

Институт экономики и  права

Юридический факультет

Кафедра «Таможенное дело»

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «Дознание в таможенных органах»

на тему: Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно

 

 

 

Выполнил: студент 4-го курса 599-3 гр. Судаков  И.А.

Проверил: Намжилон А.Б.

 

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2013г.

Введение

Предварительное расследование производится не только в форме предварительного следствия, но и в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК).

Дознание –  это уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами с целью установления лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, имеющих значение для  правильного разрешения уголовного дела. Действующий закон дознанием  именует только форму предварительного расследования, осуществляемую дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК), и где дознанием  исчерпывается все расследование  по уголовному делу.

Вместе с тем  действующее законодательство сохранило  и тот вид деятельности органов  дознания, при которой они при  наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждают уголовное дело и производят неотложные следственные действия (ст. 157 УПК). По временному признаку этот вид деятельности является началом производства предварительного расследования и по сути первоначальным этапом расследования преступлений, на котором органы дознания проводят оперативно-розыскные и неотложные следственные действия.

Органы дознания, их обязанности и компетенция

К органам дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (например, оперативные подразделения Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Министерства юстиции РФ и др.); главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов Федерации, их заместители, а также старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы Государственной противопожарной службы РФ.

Органы дознания при расследовании  уголовных дел обязаны действовать  по двум направлениям. Во-первых, выполнить  действия, образующие в своей совокупности собственно дознание. И, во-вторых, начать следственные действия, которые уголовно-процессуальное законодательство относит к числу неотложных. Следует отметить, что по подавляющему числу уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся милицией.

Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение и фиксация следов преступления, а также сбор доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Дознание ведется с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным следствием и отличается сжатостью сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток.

После чего все собранные  материалы необходимо передать следователю, который и будет вести дальнейшее предварительное следствие с  соблюдением всех формальностей.

В соответствии с  Уголовно-процессуальным кодексом РФ дознание осуществляется по значительному  числу уголовных дел. В том  числе:

— дознаватели органов  внутренних дел ведут дознание о  преступлениях против здоровья граждан; чести и достоинства личности; семьи и несовершеннолетних; нарушениях общественного порядка; безопасное движения и эксплуатации транспорта; против собственности и по ряду других преступлений, затрагивающих многие сферы жизнедеятельности общества и государства;

— дознаватели органов  федеральной службы наркоконтроля  ведут дела о незаконном изготовлении, хранении или сбыте наркотических bеществ; хищении или вымогательстве наркотиков; организации и содержании притонов для потребления наркотических  средств или психотропных веществ  и другие;

—  дознаватели подразделений пограничной службы Федеральной службы безопасности ведут дознание по делам, связанным с незаконным пересечением и изменением государственной границы, нарушением законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— дознаватели органов  службы судебных приставов ведут  дознание по делам, связанным с преступлениями против правосудия (неуважение к суду, неисполнение приговоров, решений и  других судебных актов);

— дознаватели таможенных органов производят дознание по делам  о контрабанде и другим нарушениям таможенных правил;

— дознаватели органов  противопожарной службы — по уголовным  делам о преступных нарушениях правил противопожарной безопасности, уничтожении  или повреждении лесов, другого  имущества в результате не-. осторожного  обращения с огнем.

Жалобы на действия органов дознания подаются прокурору  непосредственно либо через лицо, производившее дознание, которое  обязано в течение 24 часов направить поступившую жалобу вместе со своим объяснением прокурору.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов  органами дознания осуществляет прокуратура. Осуществляя надзор, прокурор в пределах своей компетенции:

— требует от органов  дознания для проверки любое дело, находящееся в их производстве;

— дает письменные указания о порядке и способах проведения дознания;

— отменяет незаконные и необоснованные постановления  лиц, производящих дознание;

— изымает от органа дознания и передает следователю  любое дело;

— отстраняет лицо, производящее дознание, если им допущено нарушение закона при расследовании  дела.

Указания прокурора  органам дознания в связи с  расследованием ими дел являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

 

 

Деятельность  органов дознания по делам, по которым  производство предварительного следствия  обязательно

 

Дознание по этой категории дел регламентировано в УПК. Закон устанавливает, что  при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального  права, производит неотложные следственные действия по обнаружению и закреплению  следов преступления.

Закон перечисляет  те следственные действия, которые  органы дознания вправе производить  в качестве неотложных: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Перечень неотложных следственных действий является исчерпывающим  и расширительному толкованию не подлег. Это означает, что по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, органы не вправе производить другие следственные действия. Если возникнет такая необходимость, орган дознания обязан направить дело следователю.

Об обнаруженном преступлении и начатом расследовании  орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

Дознание по делам, которым предварительное следствие обязательно, должно закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения. Продлению этот срок не подлежит. Из смысла закона вытекает, что орган дознания может направить дело прокурору раньше десятидневного срока, но при условии выполнения всех неотложных следственных действий. Прокурор так вправе дать указание органу о направлении дела следователи до истечения десятидневного срока.

Таким образом, если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее десятидневного срока, он обязан немедленно направить  дело следователю.

После того, как  дело передано следователю, орган дознания действует по нему в зависимости  от того, чем закончилось производство неотложных следственных действий. Если в результате произведенного дознания было установлено лицо совершившее преступление, то орган дознания вправе проводить по данному делу розыскные и следственные действия только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, обнаружено не было, то орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия, уведомляя следователя об их результатах. Следственные действия и в этих случаях орган дознания может производить только по письменному поручению следователя.

Дознание по таким  делам заканчивается подготовкой  постановления о направлении дела следователю. В постановлении должны быть изложены установленные обстоятельства преступления, указаны выполненные неотложные следственные действия, данные о лице, совершившем преступление и основания направления дела следователю. Орган дознания не вправе приостановить или прекратить по каким-либо основаниям дела Данной категории, так как его компетенция исчерпывается производством неотложных следственных действий.

 

 

Задержание  подозреваемого в совершении преступления

 

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, может производиться как органом  дознания, так и следователем.

По своей правовой природе задержание является мер  уголовно-процессуального принуждения. По существу это кратковременное  лишение подозреваемого свободы. В  силу нее ложности этого действия закон не требует для его производства санкции прокурора, однако устанавливает  ряд гарант законности и обоснованности задержания, четко регламентируя  условия, основания, мотивы и сроки  его применения.

Задержание применимо лишь к  подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Под основаниями  задержания понимают фактические данные, позволяющие подозревать лицо в  совершении преступления, а именно:

1) когда лицо  застигнуто при совершении преступлен  или непосредственно после его  совершения;

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать  лицо в совершении преступления, оно  может быть задержано лишь в тех  случаях, если покушалось на побег, не имеет постоянного места жительства или не установлена его личность.

Под иными данными  следует понимать сведения, полученные с помощью технических средств, в порядке, предусмотренном Федеральным  законом "Об оперативно-розыскной  деятельности". К иным данным также  можно отнести показания свидетелей и потерпевших, не являющихся очевидцами, о сходстве подозреваемого по приметам с разыскиваемым преступником и  т. п. В то же время закон связывает  допустимость задержания по иным данным с наличием определенных условий (покушением на побег, отсутствием постоянного  места жительства, неустановлением  личности подозреваемого). Кроме того, мотивами задержания могут быть опасения, что подозреваемый, в случае оставления на свободе, будет продолжать преступные действия или скроется от дознания либо предварительного следствия, или  станет препятствовать установлению истины по делу. Эти опасения должны быть обоснованы, вытекать из установленных по делу доказательств.

Задержание применяется  только к подозреваемым и не может  продолжаться более 72 часов.

О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания обязан в течение 24 часов письменно известить прокурора. В течение 48 часов с момента  получения такого извещения прокурор должен либо дать санкцию на заключение под стражу, либо освободить задержанного.

Порядок и условия  содержания подозреваемых под стражей  определяются Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых  и обвиняемых в совершении преступлений"

Стоит напомнить, что  меры пресечения к подозреваемому, предъявления ему обвинения применимы  на срок не свыше 10 суток. Если подозреваемый  задержан и затем в качестве меры пресечения заключен под стражу, то срок действия, ной меры исчисляется  с момента задержания. Если ко времени  истечения 10 суток обвинение подозреваемому не представлено, то мера пресечения отменяется. Об избрании или изменении меры пресечения выносится мотивированное постановление.

Информация о работе Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно