Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:48, курсовая работа
Все люди в чём-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несёт в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 5
1.1Психологические черты и индивидуальные особенности поведения 5
1.2 Типы взаимоотношений человека и трудового коллектива 7
1.3 Понятие трудового коллектива, его сущность и функции 11
1.4 Коллектив как социально-психологическая характеристика групповой деятельности 15
2 ВЛИЯНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА НА ТИП ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 20
2.1 Роли и отношения в трудовом коллективе 20
2.2 Особенности поведения основных типов личности в процессе труда 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Автономный стиль предполагает свободу маневра работников, возможность выбора той или иной линии поведения в организации. Работник отвечает за свое поведение перед коллективом. Сотрудники могут сами выбирать методы и способы выполнения работы, ее темп и ритм. Как правило, самостоятельно регулируют процесс работы и имеют возможность оценить свою деятельность соотносительно с задачами организации. В рамках данного стиля формируется инициативный тип работника, для которого характерны чувство собственного достоинства, понимание собственной значимости для организации, ожидание признания своих заслуг перед коллегами.
Большинство норм
и правил поведения в
- Обязательное (по разным видам принуждения)
- Должное (по договору)
- Желательное (по собственной инициативе)
Отдельно можно
рассмотреть осуждаемое
Необходимо отметить ту систему структурных отношений между членами производственных групп, которые могут существовать в организации.
- Линейные отношения – между руководителем и его подчиненными [7].
- Функциональные отношения – отношения специалиста, который уполномочен выполнять ту или иную функцию в рамках всей организации, с другими сотрудниками[7].
- Латеральные отношения – либо отношения между работниками одного отдела, подчиненными одному руководителю; либо отношения, вызванные необходимостью сотрудничества между сотрудниками разных отделов, но занимающих равное служебное положение [7].
В целом можно сказать, что поведение человека в трудовом коллективе зависит и от намерений и возможностей самого сотрудника, и от факторов группового сплочения и организации коллективной работы. В любом случае, ведущая роль в установлении нормальных рабочих взаимоотношений принадлежит руководству.
Важнейшим звеном общественной структуры являются трудовые или производственные коллективы. Чтобы производить материальные и духовные ценности, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих связей существует производство.
Трудовой коллектив - это организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей [8].
Важнейшей характеристикой трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые вытекают из общественных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив - это не только социальная категория, но одновременно и средство достижения целей [8].
Если цели ясны и понятны
членам трудового коллектива и становятся
стремлением каждого его члена,
то они сплачивают трудовой коллектив.
Разумеется, что общность целей не
устраняет некоторых
Трудовой коллектив - это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, оформленными и неоформленными отношениями, которые определяют идеологию (совокупность идей и взглядов, отражающих особенности общественных отношений) и психологию (общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, традиции, настроения и т.п.) [9].
В повседневной деятельности
руководителю трудового коллектива
важно уметь наблюдать
- особенности индивидуального поведения;
- особенности группового поведения;
- особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.
Особенности индивидуального поведения
детерминируются многими
- индивидуальные способности, склонности и одаренность - предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;
- специфика мотивации - специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности;
- индивидуальные ценности - общие убеждения, вера, мировоззрения, представления о мире;
- демографические - половые и возрастные особенности;
- национальные и культурные особенности - усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.
Особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди которых основные [4]:
особенности корпоративной культуры - ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива;
феномены групповой динамики - этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.
В трудовом коллективе в совместном труде обеспечивается единство и сочетание интересов общества, работодателя и работника.
Все трудовые коллективы имеют общие свойства: [4]
- наличие общей цели, единство интересов членов трудового коллектива;
- организационная оформленность в рамках социального института;
- общественно-политическая значимость деятельности;
- отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи;
- социально-психологическая общность членов коллектива;
- управляемость;
- наличие четко обозначенной структуры взаимодействий и определенного круга обязанностей, прав и задач.
В основу классификации трудовых коллективов может быть положено несколько критериев, в соответствии с которыми они могут быть подразделены следующим образом:
- по формам собственности (государственные, частные и т.п.);
- по сферам деятельности (производственные и непроизводственные);
- по времени существования (временные и постоянные);
- по стадии развития (формирующиеся, стабильные, распадающиеся).
- по подчиненности (основной, первичный, вторичный). [4]
Трудовые коллективы призваны выполнять следующие типичные функции:
1. Функция управления производством - осуществляется через различные формальные органы коллективного управления, общественные организации, специальные выборные и назначаемые органы, непосредственное участие работников в управлении [10].
2. Целевая - производственная, экономическая: выпуск определенной продукции, обеспечение экономической эффективности деятельности и т.д. [10]
3. Воспитательная - осуществляется методами социально-психологического воздействия и через органы управления [10].
4. Функция стимулирования эффективного трудового поведения и ответственного отношения к профессиональным обязанностям [10].
5. Функция развития коллектива - формирование навыков и умений коллективной работы, совершенствование методов деятельности [10].
6. Функция поддержки рационализаторства и изобретательства [10].
С содержательной стороны трудовой коллектив определяют как такую общность, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. При таком понимании трудового коллектива в его структуре всегда (в разной степени) присутствуют три главных элемента: лидерская группа, ядро, периферийная часть [8].
Лидерскую группу представляют члены
трудового коллектива, на которых
функционально возложена
Ядро составляют те члены трудового коллектива, которые уже утвердились в коллективе, идентифицировались с ним, то есть, являются носителями коллективного сознания, норм и ценностей [8].
Периферийную часть структуры трудового коллектива образуют те его члены, которые либо недавно включились в систему коллективных отношений и еще не идентифицировались с ней, либо присутствуют в коллективе лишь функционально. Именно эта часть коллектива в первую очередь является объектом "манипулирования" со стороны лидера [8].