Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:30, курсовая работа
Цель курсовой работы в соответствии с предметом - произвести сравнительный анализ и выявить особенности туристских характеристик стран Норвегии и Дании.
В соответствии с указанной целью можно выделить определенные задачи:
Изучить общую характеристику стран;
Дать понятие экологическому туризму, выявить его роль в туристкой индустрии данных стран;
Отразить особенности экологического туризма в странах Норвегии и Дании;
Изучить и сравнить развитие экологического туризма в Норвегии и Дании;
Сделать общие выводы и показать перспективы развития экологического туризма в данных странах.
Введение……………………………………………………………….……...…...3
Глава 1. Страноведческая характеристика стран Норвегии и Дании.................5
1.1. Общая характеристика Норвегии и Дании..........................................5
1.2. Роль экологии для стран Норвегии и Дании.......................................9
Глава 2. Сравнительная характеристика экологического туризма Норвегии и Дании......................................................................................................................17
2.1. Экологический туризм в Норвегии.....................................................17
2.2. Экологический туризм в Дании..........................................................22
Заключение.............................................................................................................27
Литература......................
Дания делится на 14 амтов (округов) и два приравненных к ним в правах города (Копенгаген и Фредериксберг).
Население Дании состоит почти целиком из датчан. Официальный язык — датский. Большинство верующих — лютеране. В Северном Шлезвиге живет ок. 35 тыс. немцев. Ок. 58% населения проживает в городах, из них 1/3 в Копенгагене и его пригородах. Средняя плотность населения 124,9 чел./км2.
Дания занимает Ютландский полуостров, прилегающие острова, а также остров Борнхольм. На севере Дания омывается Северным и Балтийским морями. От Скандинавии ее отделяют проливы Скагеррак и Каттегат. На островах и восточном побережье – плодородные почвы. Практически весь полуостров представляет собой равнину, на которой расположено большое количество озер. Густая речная сеть. Климат морской, умеренный. Леса занимают ок. 10% основной территории. Из крупных млекопитающих под натиском цивилизации уцелели только олени в Ютландии. Заповедники: Хесселе, Ворсе и др. Воды изобилуют рыбой.
Дания является высокоразвитой страной. ВНП на душу населения 32030 долл. Для Дании характерно высокотехнологичное сельское хозяйство, современные малые предприятия и корпорации, обширная внешняя торговля. Высокая степень социальной защиты населения достигнута в последние десятилетия [14, C.217].
Свыше 80% промышленной продукции приходится на ведущие отрасли: металлообрабатывающую и машиностроительную (особенно судостроение, производство судовых двигателей, сельскохозяйственных машин, электротехническая, радиоэлектронная), пищевкусовую (молочное, мясоконсервное, мукомольное, сахарное, табачное, пивоваренное производство, кондитерское производство), химическую, целлюлозно-бумажную, текстильную.
Благодаря нефтяным месторождениям в датском секторе Северного моря частично снизилась зависимость Дании от состояния мировых нефтяных рынков по сравнению с 1970-ми годами.
Сельское хозяйство высокотоварно. Ведущая отрасль — мясомолочное животноводство. Оно дает 9/10 всей товарной сельхозпродукции. Среди выращиваемых культур основными являются картофель, сахарная свекла, пшеница. Развито рыболовство, особенно вылов сельди. Около 80% всей товарной продукции создаются кооперативами [1, C.149].
К началу 21 в. акцент во внешней торговле сместился от экспорта сельхозпродукции к экспорту промышленных товаров: машин, электроники, продукции химической промышленности. Активно ведется торговля потребительскими товарами длительного пользования: мебелью, игрушками, одеждой, текстилем. По-прежнему популярны фарфоровые изделия Королевской фабрики, знаменитые изделия из серебра.
Денежная единица — датская крона.
Национальные
праздники — 16 апреля (День рождения
королевы) и 5 июня (День конституции).
1.2.
Роль экологии
для стран Норвегии
и Дании.
Экологический туризм – понятие сравнительно новое, и подразумевает оно, в первую очередь, путешествие в места, где природа сохранилась в своём первозданном состоянии. Почитатели такого вида туризма отправляются отдыхать в самые отдалённые уголки планеты или в большие национальные парки. Охраняемые природные территории могут быть привлекательны не только для отдыха. Многие посещают их с научными или познавательными целями, а некоторые путешественники стремятся в глухие, удалённые от цивилизации, места, чтобы испытать новые, сильные ощущения [5, C.893].
Экологические проблемы сегодняшнего дня не являются результатом только современного этапа развития. В них, как в зеркале, отражается весь путь человеческого развития, ориентированный на достижение экономического прогресса. Рост экономического производства рассматривался как единственное средство удовлетворения интересов и жизненных потребностей населения. До недавнего времени тенденции экономического развития определяли линии поведения в сфере экологии, способствуя негативным изменениям в окружающей среде.
В течение последних 30 лет Европейский Союз проводил комплексную политику в области охраны окружающей среды. Эта политика основана на представлении о том, что загрязнение - это явление трансграничное и что для решения общих экологических проблем разных районов требуется наднациональное регулирование.
Экотуризм
– это некий синтез приятной прогулки
и экстрима, довольно спортивный и
немного вальяжный. Развитием и
последующей популярностью
Норвегия - одно из немногих государств, экологическая политика которых является приоритетным направлением работы правительства. Так же как и в ряде тропических стран: Панама, Сейшелы, Мальдивы и т.п., забота о природе здесь является главным национальным интересом, так как основной статьей дохода этих стран является туризм. В Норвегии удалось сохранить первозданные уголки природы: чистые реки, озера, нетронутые хозяйственной деятельностью человека, ледники и водопады, а также создать огромное количество заповедников и национальных парков. Все это возможно благодаря специальной программе, в рамках которой работа по сохранению экологического благополучия страны находится под пристальным контролем и дважды в год правительство представляет доклады о состоянии окружающей среды Норвегии и проводимой экологической политике [8, C.172].
В рамках этой работы особое внимание уделяется созданию и развитию системы, стимулирующей стабильное и рациональное производство и потребление, гарантирующее максимально эффективную защиту окружающей среды в самых различных сферах. Причем работа ведется не только на территории Норвегии, уже подготовлены и начинают внедряться различные международные соглашения о сотрудничестве в целях решения глобальных и региональных экологических проблем.
Не
меньшее внимание в экологической
программе правительства
Прекрасным стимулом для активного участия в этой программе деловых людей, а также промышленных и производственных компаний стала организация специального Норвежского Правительственного Экологического Фонда, цель которого - финансирование проектов «чистых технологий» и эффективного природопользования [24].
Успех Норвегии в достижении своих национальных интересов в области охраны окружающей среды зависит от международного сотрудничества в этой сфере. Норвегия подвержена дальнему переносу загрязнений, так как стойкие органические загрязняющие агенты, радиоактивные и кислотные дожди, источник возникновения которых находится за пределами Норвегии, переносятся сюда с помощью ветра и океанических течений. Кроме того, Норвегия особо заинтересована в содействии для решения серьёзных экологических проблем на сопредельной территории в северо-западном регионе России.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды также содействует разработке эффективных решений таких глобальных экологических проблем, с которыми столкнулись все страны мира, как изменение климата, утрата биологического разнообразия и выброса вредных химических веществ в природную среду. Норвегия играет значительную роль в вопросе создания законодательно закреплённых рамок международного сотрудничества по решению экологических проблем [21, C.17].
Дания – одна из стран, чьи глухие уголки для экотуристов – настоящий рай. Холодная Гренландия, богатая лесными массивами Зеландия, скалистая Ютландия, пустынные, населённые множеством птиц, острова, - всё это как нельзя более подходит для умиротворённого, созерцательного единения с природой.
Предпринимательская
деятельность, связанная с охраной
окружающей среды, стала важным и
высокодоходным направлением в датской
экономике.
Социологические исследования показывают,
что около 90% датчан относят вопросы охраны
природы к числу наиболее актуальных и
значимых социально-политических проблем
государства, которые должны решаться
совместными усилиями общества. Охрана
окружающей среды уже свыше двадцати лет
является одним из приоритетных направлений
государственного регулирования, что
позволило Дании осуществить заметное
продвижение к эталону экологически цивилизованного
государства.
Центральным органом, ответственным за координацию государственной политики в области экологии является Министерство по охране окружающей среды и энергетики. Одним из ключевых департаментов в министерстве - Национальное агентство по природоохранным вопросам (НАП).
НАП осуществляет разработку проектов законов в области охраны окружающей среды, которые после обсуждения на региональном уровне, а также с представителями промышленности, передаются на одобрение в Министерство по охране окружающей среды. Агентство имеет четыре лаборатории, которые проводят исследования в следующих областях: питьевая вода; загрязнение моря; загрязнение воздушного бассейна; общие химические анализы [24].
Основную практическую работу по контролю за соблюдением природоохранного законодательства, экологической сертификации предприятий, а также регулярные анализы состояния окружающей среды выполняют представители местных органов власти - коммун. Только в отношении особо опасных отходов (нефтяных и химических) предусмотрено специальное законодательство, согласно которому этот вид отходов находится под непосредственным контролем НАП.
Действенность
системы природоохранных
Проведение
природоохранных мероприятий
Инвестиции
в охрану окружающей среды в Дании
достигли в 1997 году 14 млрд. крон, что
составляет около 2% валового национального
продукта.
Капиталовложения распределяются по следующим
основным направлениям: охрана водных
ресурсов; oxpaнa воздушного бассейна; переработка
твердых бытовых отходов; природовосстановительные
работы.
В Дании регулярно проводится исследование воздействия окислов серы и азота на окружающую среду, а также последовательно реализуются мероприятия по удалению этих веществ из промышленных газовых выбросов. В результате Дания сегодня имеет наименьшие показатели концентрации двуокиси серы в воздушной среде в сравнении с другими странами ЕС.
В стране осуществляется программа снижения выброса углекислого газа в атмосферу (в перспективе планируется к 2030 году снизить их на 20-25% от существующего уровня): постепенное замещение угля на тепловых электростанциях более экологическими видами топлива - разработка технологий и производство оборудования по очистке загрязняющих воздушную среду выбросов. Осуществляется программа строительства очистных установок для тепловых электростанций с перспективой до 2000 года [22].
В сельском хозяйстве проводится поэтапное внедрение так называемого "аэрозольного" налога, направленного на снижение использования пестицидов и других химических средств борьбы с сорняками и ухода за растениями, которые являются в настоящее время главным источником загрязнения грунтовой и питьевой воды. Сам налог является дифференцированным и зависит от вида используемых химических средств и способа их применения. При этом поощряется либо отказ от использования химических средств вообще, либо применение избирательных экологически безопасных препаратов и внедрение современных методов точечного, прикорневого внесения химикалий.
В
отношении проблемы твердых отходов
приоритеты распределяются в следующей
последовательности: развитие "чистых"
безотходных технологий производства;
регенерация материалов путем переработки
отходов, сжигание отходов. Поставлена
задача: к концу XX века поднять долю переработки
отходов до 50% от общего объема твердых
отходов.
Последовательно создается законодательная
база по вопросам охраны окружающей среды
(датские стандарты в сфере экологии значительно
превосходят по большинству параметров
соответствующие среднеевропейские нормы),
что заставляет датские деловые круги
в кратчайшие сроки адаптироваться к новым
требованиям. Идет активное внедрение
новых, экологически чистых технологий
и производственных процессов, а также
проводятся дальнейшие исследования и
разработки в этой области. Все это ведет
к повышению конкурентоспособности датской
промышленности.