Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 06:57, курсовая работа
Цель работы: проанализировать состояние и перспективы развития спортивного туризма в Красноярском крае, а также разработать собственную программу тура “Спортивный сплав по Мане”
Задача курсовой работы: провести анализ современного состояния туризма в Красноярском крае и изучить рекреационные ресурсы края.
Объект исследования: Река Мана
Введение…………………………………………………………………..……...3
Спортивный туризм…………………………………………..…………….4
Понятие и отличие от других видов туризма……..…………….…….4
1.2 Основные Виды спортивного туризма……….…………………...…...6
Анализ развития спортивного туризма в Красноярском крае……………8
Перспективы и проблемы………………………………………………8
Развитие экстремального туризма в России………………………….10
Водный туризм………………………………………………………….15
Категории сложности водного туризма………………………………16
Река Мана.……………………………………………………………….19
3. Разработка маршрута ………………………………………………..……20
Этапы разработки туристического маршрута………………………….20
Характеристика спортивного сплава по реке Мана ….……………..21
3.3Программа тура……………………………….………………………..23
3.4 Калькуляция тура…………………………………………………….…27
Заключение………………………………………………………………….…28
Список литературы…………………………………………....…………29
- недостаточно развитая инфраструктура туризма;
- износ материальной базы существующих туристских объектов;
- отсутствие инвестиционной программы;
- высокая стоимость транспортных услуг и низкий сервис туристского обслуживания;
- недостаточное финансирование по разработке и продвижению туристского продукта;
- недостаток в высококвалифицированных туристских кадрах.
2.2 Развитие
экстремального туризма в
В последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. Россияне поняли, что должный уровень сервиса, интересный отдых могут предложить и в России. В конкурентной среде активно развивается санаторно-курортное лечение, появляется туристическая инфраструктура, представители крупного бизнеса активно вкладывают деньги в строительство гостиниц, аквапарков, индустрии развлечений. Строительный бум сейчас переживает Адлер, новые отели появляются в Суздале, на Карельском перешейке.
Анализ показывает, что
наиболее перспективными местами для
экстремального туризма являются Камчатка,
Сахалин и Алтай. Ведь здесь сама
природа создана для экстрима.
Здесь можно построить
Анализирую развития экстремального туризма Южного региона показал, что наиболее развитым направлением экстремального туризма является горнолыжный спорт, самыми популярными центрами которого являются Красная Поляна, Домбай и Приэльбрусье. Поселок Красную Поляну окружают живописные вершины высотой до 3000 метров. Их сочетание с ледниками, озерами и реками, спускающимися к Черному морю, придает этим местам необычайную красоту. На Красной Поляне есть трассы любой сложности общей протяженностью 29 км. Работают пять подъемников. С отметки 540 м на хребет Аибга (2 228 м) ведут четыре, расположенные одна за другой, парнокресельные канатные дороги. Они обслуживают главный спуск (перепад высот 1700 м, длина около 13 км), где проходят все основные трассы склона; «зеленые» трассы для новичков находятся на уровнях двух первых дорог главного спуска. В 2001 г. на Красной Поляне открылся сноубордический стадион, затем была введена в эксплуатацию четвертая, самая верхняя канатная дорога, благодаря чему теперь сезон на Красной Поляне будет длиться фактически полгода - с середины ноября до начала июня (раньше - с декабря по март). Фонд размещения курорта достаточно обширен. Это гостиницы «Царский домик», «Редиссон-Пик Отель», турбазы Министерства обороны, «Горный воздух», Центр туризма и отдыха «Красная Поляна» и другие. В конце ноября 2001 г. в правительстве РФ был рассмотрен проект создания на Красной Поляне круглогодичного курорта, в строительство которого потребуется вложить более $ 1 млрд., в том числе и из бюджета. Согласно плану, к 2005 г. курорт будет принимать до пяти тысяч туристов, а по окончании строительства здесь появятся около 20 тысяч мест размещения. Проведем анализ наиболее популярных Краснодарских курортов для экстремального туризма:
Домбай - еще один популярный горнолыжный центр. На курорте 18 трасс, общей протяженностью около 20 км (перепад высот - 1500 - 3000 м), работают 12 подъемников. Длина одной из самых протяженных трасс - 3 км, ширина склона - 500 м. В фонд размещения входят гостиницы «Горянка», МТЦ «Горные вершины», «Крокус», оздоровительный комплекс «Домбай», турбазы, коттеджи, частные гостиницы (среди них выделяется «Снежинка» в «швейцарском» стиле).
Приэльбрусье - самый обширный и наиболее популярный у российских горнолыжников регион катания. Находится он в глубине Баксанской долины в Кабардино-Балкарии. Общая протяженность местных трасс составляет 35 километров. Фуникулеры поднимают лыжников до высоты 3750 м. Кроме обычных горных лыж здесь предлагаются и экстремальные виды катания, например, heliski - спуск по целине с седловины Эльбруса. Основные зоны катания Приэльбрусья: Чегет (15 трасс, перепад высот от 2100 до 3550 метров) и Эльбрус (6 трасс, перепад высот 2280 - 3750 метров). Трассы обслуживают 11 подъемников. На курорте есть школа гидов и инструкторов. Гостиничный комплекс Приэльбрусья, построенный еще в советское время, это отели «Чегет», «Иткол», «Вольфрам», база отдыха «Эльбрус», также ряд небольших частных гостиниц. Но в связи с нестабильностью российской экономики эти горнолыжные курорты нуждаются в постоянной финансовой поддержке как со стороны частных инвесторов, так и со стороны государства. Что касается Ростова - на - Дону, то практически 80% школ, средних учебных заведений, а также все вузы имеют и развивают секции спортивного туризма. На примере Ростовского государственного университета путей сообщения можно сказать, что студенты активно участвуют в экстремальных спортивных походах и тренировках по Ростовской области, Северо-Западному Кавказу и за пределами Российской Федерации. К примеру, со 2 по 10 мая 2000 г. группа студентов РГУПС прошла горно - пешеходным маршрутом от Новороссийска до Туапсе; на зимних студенческих каникулах 2001 г. группа из 15 человек совершила поход-восхождение на Лагонакское плато, посетила Большую Азишскую пещеру, прошла по знаменитому Гуамскому каньону; 2 - 14 мая 2001 года был совершен международный велопробег по маршруту г. Львов - г. Чоп - граница Венгрии - г. Дебрецен - г. Сольнок - г. Будапешт; с 4 по 8 октября 2002 г. на турполигоне, в станице Багаевской, проходил первый смотр - конкурс туристских отрядов вузов МПС России, и сборная РГУПС заняла первое место в комплексном зачете по технике пешеходного туризма. Студенты туристских секций г. Ростова - на - Дону имеют возможность в период учебно-тренировочного цикла подготовки к соревнованиям проводить тренировки на скалодроме туристского клуба «Планета», который находится в парке им Островского, и туристских полигонах в поселке Донлесхоз и станице Зайцевке Красносулинского района Ростовской области. Можно сделать вывод, что молодежь активно интересуется экстремальными видами спорта, но, к сожалению, это направление туризма у нас еще мало развито.
Так же анализ показывает, что намечается устойчивая тенденция к увеличению востребованности этого вида туризма. По всей длине долины Тункинского национального парка течет река Иркут (в переводе «крутящаяся»), в верхней части которой предстоит сплав, напоминающий слалом, т.к. узкое течение реки постоянно изменяется. Путешественники должны активно поработать в команде, чтобы не упустить нужный поворот, вовремя увернуться от камней, вытащить рафт или катамаран, налетевший на крупные камни. Скалистые берега с таинственными гротами и пещерами, водопады, быстрое течение, каменистые русла и прозрачная вода привлекают весной и летом множество туристов. Водные походы по рекам Южного Урала представлены как некатегоричными сплавами, когда туристам нет необходимости иметь специальные навыки и опыт для того, чтобы участвовать в путешествии, так и маршрутами для профессионалов. Один из самых популярных маршрутов рафтинга Карелии, в котором могут участвовать даже дети, - сплав по реке Шуе. Река проходит по густонаселенным местам, течет в высоких берегах, покрытых сосновыми борами, изобилует пляжами, и, конечно, порогами второй категории сложности. Сплав по реке Катунь (Алтай). На участке от поселка Усть-Кокса до устья реки Аккем Катунь протекает в широкой долине; берега низкие, поросшие кустарником. Ширина Катуни здесь достигает до 120 метров; обилие проток, разбоев, островов, встречаются мелководные перекаты, пороги и шиверы простые. Первое серьезное препятствие на реке Катунь - «Аккемский прорыв». Порог представляет собой коридор шириной от 40 до 80 метров, левый берег которого - скалы, а правый - крупная сыпь, над которой две поросшие лесом полки. По верхней тропа идет в обход порога. Весь порог просматривается по правому берегу. Препятствия Катуни характеризуются мощными валами, водоворотами и уловами. Серьезного внимания заслуживают пороги «Ильгуменский», «Кадринский прорыв», «Шабаш», «Тельдекпени - 1 и 2», «Илимский». Также реки Башкаус и Чулышман, покоряют своей красотой и мощью
2.3 Водный туризм
Водный туризм — один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности. Различают несколько видов водного туризма: сплав по рекам, рафтинг, парусный туризм, морской каякинг.
Для занятия водным туризмом используются спортивные суда каркасной, каркасно-надувной, надувной конструкции. Наиболее распространенным в мире судном для коммерческого сплава является рафт. Рафты также используются в спортивных соревнованиях, таких как «Чуя Ралли», «Интерралли Белая» и т. д.
Катамараны — двухкорпусные судна; корпуса судна соединяются сверху рамой: сплавные катамараны, используемые для сплава по рекам. Наибольшее распространение катамаран получил в странах СНГ, на западе практически не используется. Автором идеи катамарана считается Сергей Папуш.
Парусные катамараны — для совершения путешествий под парусом (в том числе морского и океанского класса).
Байдарки и Каяки — малоразмерные лёгкие беспалубные судна, приводимые в движение, главным образом, мускульной силой человека. Каяк делится на множество разновидностей, главные из которых: родейный, водопадный, для игрового сплава.
Плоты — суда разнообразных конструкций, рассчитанные на движение главным образом с потоком воды, с маленькой собственной скоростью: деревянные плоты (из брёвен); рамные с надувными элементами; честеры — разновидность плота, отличающаяся способом гребли и посадки гребцов: гребцы сидят лицом друг к другу на гондолах, расположенных поперёк хода судна; надувные (рафт).
Для того чтобы правильно
Начнем, с международной системы оценки рек. Согласно этой классификации, все бурные сплавные реки подразделяются на шесть категорий:
Категория I: несложные. На этих реках есть небольшое течение, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни. Категория II: умеренно сложные. На таких реках встречаются сравнительно простые препятствия, небольшие «сливы» и «бочки». В некоторых местах поток ускоряется.
Категория III: сложные. Валы рек этого класса могут быть высокими и беспорядочными. Многочисленны камни и другие препятствия такие, как бочки и небольшие улова. Категория IV: очень сложные. Если сплав по рекам предыдущих уровней не требовал предварительного просмотра, то линия движения при прохождении препятствий IV категории не очевидна «с наплыва». Пороги на отрезке реки такой сложности непрерывны, поток отличается мощностью. «Бочки» и «сифоны» опасны и непредсказуемы. Необходимо постоянное маневрирование. Категория V: чрезвычайно сложные. Здесь еще более необходима предварительная разведка препятствий, поскольку отдельные участки реки данной категории могут представлять серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и бочки. Категория VI: верхний предел проходимости. Препятствия данной категории сложности не прощают ошибок. Их либо рискнули пройти лишь немногие, либо они так и остались непокоренными.
Как правило, помимо присваивания реке определенной категории, ее отдельные участки и пороги могут также получать описание. Так, сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Например, II3 означает, что участок в целом — второй категории сложности, но содержит порог или водопад третьей категории. Для более точной характеристики иногда используется "половина" категории: III–, III, III+, IV– и т.д., или двойное обозначение: III–IV.
Таким образом, несмотря на всю приблизительность подобных обобщений сплавных рек, в международной шкале соблюдены три простых и объективных критерия - наличие препятствий, возможность определить линию движения и последствия ее несоблюдения.
В отечественной же практике принята другая классификация препятствий, существенно отличающаяся от международной. Объединяет их, пожалуй, только количество градаций. Дело в том, что, по сути, они просто относятся к разным видам деятельности. Международная классификация описывает реки для спортивного сплава. Отечественная же классификация водных путешествий формально основана всего на двух критериях — километраже и продолжительности — и, с формальной точки зрения, никак не отражает техническую сложность препятствий.
Согласно «Единой
Скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды, или с наплыва. 3 к.с. (СР) Препятствие "средней" трудности представляет собой порог со спокойным участком на выходе.. В русле видны отдельные камни, завалы. Линия движения определяется с наплыва. 4 к.с. (С) "Сложное" препятствие – это протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Также к нему относится каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена. 5 к.с. (Т) "Трудное" препятствие требует обязательной страховки и разведки, так как линия движения неочевидна и пройти протяженные пороги данного уровня технически непросто и может быть опасно. 6 к.с. (ТТ) "Очень трудное", опасное препятствие. На таком участке водника ждут опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или даже невозможны. Проходится после тщательной разведки, со страховкой и преодолевается на пределе возможностей плавсредств. 6* к.с. (ТТТ) "Сверхтрудное" препятствие труднопроходимо для любого класса судов. Ранее не преодоленное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни (завалы, водопады, водосбросы, ущелья...).
Соотношение между отечественной
и международной