4). Цены на местный турпродукт
достаточно высокие, при этом до европейского
сервиса обслуживания, уровня комфорта,
предлагаемых на местных базах отдыха
еще очень далеко. Эта проблема в первую
очередь негативно отражается на желании
местных туристов посещать туристические
комплексы, расположенные на территории
края;
5). Слабое решение вопросов
обеспечения безопасности туристов - другой
фактор, тормозящий развитие въездного
туризма. 28,7% туроператоров России оценивают
ситуацию в стране как криминогенную.
В связи с неспокойной обстановкой в России
данное направление не рекомендовано
для посещения иностранными туристами.
Недавние террористические акты в Москве
и в Волгограде также влияют на решение
о выборе места отдыха некоторых туристов;
6). Довольно низкий уровень
медицинского обслуживания по страховым
полисам в случае заболевания в период
турпоездки;
7). Наблюдается недостаток квалифицированных
кадров высшего и среднего звена в сфере
туризма, способных работать в новых экономических
условиях. Известно, что нередко задействованными
в сфере туризма оказываются люди, не имеющие
специального отраслевого образования,
не имеющие навыков и умений. В настоящее
время в Красноярском крае основную подготовку
специалистов в области туризма широкого
профиля осуществляет Восточно-Сибирский
институт туризма. К сожалению, свой образовательный
процесс институт реализует только в Красноярске,
дополнительных филиалов, которые могли
бы располагаться в непосредственной
близости от сельских поселений, нет, а
между тем основной туристический потенциал
края находится именно в муниципальных
образованиях;
8). Не приспособленность инфраструктуры
как для людей с ограниченными возможностями,
так и для иностранцев, которым, для комфортного
пребывания в стране, не хватает вспомогательной
информации на английском языке;
9). Некоторые туроператоры отмечают
также опасность неадекватного поведения
и злоупотребления в отношении иностранных
туристов со стороны сотрудников полиции,
таможенной и пограничной службы.
Также важную роль играют технологические
факторы, которые замедляют развитие туристической
индустрии в целом. Сдерживающими факторами
являются слабое развитие, неудовлетворительное
состояние или полное отсутствие:
- инженерной инфраструктуры
(коммунальных услуг, средств связи,
очистных сооружений);
- транспортной инфраструктуры
(невысокое качество дорожной
сети, низкий уровень обеспеченности
территорий края автомобильными
дорогами с асфальтобетонным
покрытием, низкая комфортность
транспортных услуг, малое количество
пассажирских автотранспортных
средств, отсутствие автомобильных
стоянок и экскурсионного транспорта,
отсутствие малой авиации и
достаточного количества речных
судов, в том числе международного
уровня, удаленность уникальных
объектов туристического показа
от основных транспортных узлов);
- существующих средств
размещения (износ материальной
базы, дефицит качественных отелей
по доступной цене, несоответствие
международным стандартам, низкая
конкурентоспособность старого
фонда размещения, недостаток инвестиционных
ресурсов для его обновления);
- сети объектов торговли,
общественного питания и развлекательных
ресурсов, неконкурентоспособность
сервиса по сравнению с его
уровнем в туристически развитых
странах;
- объектов туристического
показа (памятников истории, культуры,
архитектуры).
Особо большую группу составляют
политические и юридические факторы:
1). Специалисты и эксперты турбизнеса
в Красноярском крае отмечают проблемы
практической реализации в нереализованных
возможностях в связи с отсутствием региональных
законодательных актов. Отсутствие или
недостаточное развитие релевантных потенциалу
туризма институциональных инструментов,
в частности законодательных документов
на уровне региона;
2). Отсутствие на федеральном
уровне законоположений, устанавливающих
правила деятельности предпринимателей
в сфере клубного отдыха, гостиничной
и экскурсионной деятельности;
3). Недостаточный уровень государственной
поддержки и протекционизма в сфере государственного
регулирования внутреннего и въездного
туризма. Это находит отражение в отсутствии
льгот по НДС, налогу на прибыль, на имущество,
отсутствии льгот для инвесторов, вкладывающих
средства в строительство гостиниц и иных
предприятий туристической индустрии. Несмотря на то, что туристическая
отрасль охватывает в основном частный
сектор, государство играет важную роль
в стимулировании этой отрасли. Опыт различных
стран показывает, что успех развития
туризма напрямую зависит от того, как
на государственном уровне воспринимается
эта отрасль, насколько она пользуется
государственной поддержкой;
4). Разрушение системы руководства
отраслью, что привело к потере координации
деятельности субъектов отрасли, к разобщенности
усилий по развитию внутреннего туризма,
к нежеланию внедрения механизмов экономической
кооперации и управления;
5). Существенную часть туристического
потока отбирают страны Юго-Восточной
Азии, Китай, Индия;
И, наконец, экономическими
факторами являются:
1). Превышение импорта над экспортом
туристических услуг;
2). Удаленность от западноевропейских
столиц и как следствие, высокая стоимость
туристических перевозок и высокий уровень цен авиаперелетов;
3). Высокий уровень цен на внутренние
маршруты и программы отдыха. По некоторым
оценкам, день пребывания туристов на
полном пансионе с экскурсионной программой
и проживанием в отеле категории 3-4 «звезды»
обходится 200-250 евро;
4). Сложности с российскими
платежными системами. Наличные остаются
наиболее популярным методом оплат. Частая
необходимость оплачивать продукты и
услуги наличными является одним из факторов,
сдерживающих развитие туризма. В Москве
лишь 50% операций можно оплачивать с помощью
карт VISA и Master Card, в то время как в Европе
этот показатель приближается к 100%;
5). Определенной угрозой для
развития въездного туризма является
экспансия на рынок иностранных туроператоров,
которые «перехватывают» туристические
потоки у российских компаний;
6). Крайне медленный темп роста
организации совместных и смешанных предприятий
с участием зарубежных инвесторов;
7). Перераспределение доходов
в пользу теневой экономики.
Кроме того большинство иностранных
туристов воспринимают Россию как закрытую
страну с труднопреодолимыми визовыми
барьерами и угрозой терроризма. Переговоры
по визам могут длиться до 10 лет, прежде
чем от них откажутся. Многие европейские
страны пока не готовы открыть свои двери
в Россию, опасаясь потока иммигрантов.
Помимо основных факторов, развитие
туризма тормозят несколько устоявшихся
мифов:
Во-первых, стереотипы, связанные
со ссылкой, суровостью, непригодными
для туризма климатическими условиями.
Во-вторых, она находится далеко
от Европы.
В-третьих, в Сибири можно лишь
охотиться и рыбачить.
В-четвертых, бизнес вести здесь
рискованно и не интересно.
Как видно, проблем в туристической
отрасли Красноярского края немало. И
все они требуют решения, если регион хочет
добиться успеха на международном туристическом
рынке. Для того, чтобы Красноярский край
добился лучших результатов на рынке туристических
услуг, особенно на рынке въездного туризма,
стоит обратить прежде всего внимание
на собственное внутреннее регулирование,
а не только на факторы, действующие извне.
Таковы основные проблемы, сдерживающие
развитие туризма в Красноярском крае.
Регионы Сибири, в т. ч. Красноярский
край обладают уникальным комплексом
ресурсов: природными, культурно-историческими
памятниками, этнографическим разнообразием
- способным обеспечить динамичное развитие
туристской отрасли, надо лишь рационально
этим воспользоваться и, следовательно,
получить в ближайшее время большой социально-экономический
эффект.
Для этого необходимо:
- совершенствование законодательства,
обеспечивающего в новых условиях
экономическую ответственность
туроператоров перед потребителями
туристских услуг, упрощению визового
режима для граждан иностранных
государств, не представляющих миграционной
и террористической опасности, а также
совершенствование механизма безвизового
туристского обмена с КНР;
- способствовать созданию
привлекательного имиджа Красноярского
края, как одного из центров туризма Российской
Федерации, а также увеличению вклада
туризма в экономику региона и страны
в целом.
Вместе с тем необходимо задействовать
сохранившийся потенциал туризма, возродить
его инфраструктуру, привести в соответствие
с возросшими потребностями современного
туриста, найти новые формы организации
отдыха для разных сегментов потребителей
туристских услуг.
Решение этих проблем позволит
сформировать на туристском рынке положительный
образ как региона в целом, так и отдельных
муниципальных образований, ведь Красноярский
край обладает мощнейшим рекреационным
потенциалом, благоприятными предпосылками
для развития различных видов туризма
и отдыха, как жителей, так и гостей.
2.3. Тенденции и перспективы
развития индустрии туризма в
Красноярском крае
В настоящее время в развитии туристической
отрасли в регионах России наступил этап
поиска новых подходов к решению проблем
развития туристской индустрии на государственном
уровне.
Комплексное их решение может
быть достигнуто путем:
- принятия на территории края
Закона о туристической деятельности
и сопутствующих нормативно-правовых
актов, охватывающих каждый элемент взаимоотношений
всех сторон туристического рынка края,
регулирующих отдельные вопросы обеспечения
государственной поддержки развития туристского
комплекса края, создания благоприятных
инвестиционных условий, содействия деятельности
предпринимателей в сфере туризма и т.д.;
- создания комплексной стратегии
развития туризма Красноярского края,
включающей стратегии развития туристической
отрасли отдельных муниципальных образований,
наиболее привлекательных для развития
туризма;
- разработки концепции маркетинга
территории края, как региона, привлекательного
для развития внутреннего и въездного
туризма, в том числе создание информационного
туристического портала в сети Интернет;
- установления на территории
края особых преференций как для компаний,
непосредственно занимающихся туристической
деятельностью, так и для потенциальных
инвесторов в виде гарантий на предоставление
более коротких сроков для оформления
документов на землю и на строительство
новой инфраструктуры туризма, а также
в виде льгот по налогу на имущество, НДС,
единому налогу по УСН, лизинговым сделкам
и условиям кредитования;
- обновления существующей и
строительства новой инфраструктуры туризма,
в том числе и за счет привлечения средств
частных инвесторов для осуществления
смешанного финансирования приоритетных
проектов;
- содействия кадровому обеспечению
туристической деятельности, внедрения
системы дистанционного образования для
обучения населения, проживающего в труднодоступных
и отдаленных территориях края;
- поддержки и развития научных
исследований в сфере туристической индустрии;
- создания условий для совершенствования
государственной статистики по вопросам
туризма в силу практически полного отсутствия
информации об эффективности его развития
на территории края;
- выделения в органах местного
самоуправления муниципальных образований
края, привлекательных для развития туризма,
новой должности, отвечающей за анализ
развития туристической отрасли на конкретной
территории.
Для достижения этих целей разрабатываются
и принимаются новые законы и программы,
основные цели которых:
- создание конкурентоспособного
высокоэффективного туристского
комплекса;
- участие в развитии экономики региона,
в том числе за счет налоговых поступлений
в бюджет, притока иностранной валюты;
- сохранение и увеличение рабочих мест;
- рациональное использование природно-рекреационного
и культурно-исторического потенциала.
Положительным моментом в данной
ситуации является новая Концепция развития
туризма в Российской Федерации, где главной
целью государственной политики в области
туризма указано создание в стране современного
высокоэффективного и конкурентоспособного
туристического комплекса, обеспечивающего
широкие возможности для удовлетворения
российских и зарубежных потребителей
в разнообразных туристических услугах.
Одним из основных условий реализации
Концепции является подготовка профессиональных
кадров.
Важным этапом работы на этом
пути стало Постановление Правительства
РФ от 2 августа 2011 г. N 644 «О федеральной
целевой программе «Развитие внутреннего
и въездного туризма в Российской Федерации
(2011–2018 годы)», где определена общая стратегия,
нацеленная на преимущественное развитие
въездного туризма.
Предполагается, что развитый
въездной туризм будет способствовать
созданию дополнительных рабочих мест,
активному включению в экономический
процесс депрессивных территорий, увеличению
доходной части бюджетов всех уровней.
Для этого необходимо налаживание эффективной
системы управления этой отраслью: координация,
планирование и контроль в сфере туризма,
а также работа в области инвестиционной
политики.
Следует учитывать и тот факт,
что в условиях нарастающего терроризма
туристские потоки в ближайшее будущее
будут ориентироваться на более безопасные
направления - Сибирь и Дальний Восток
России в этом отношении являются одними
из самых спокойных регионов мира.
Предполагается, что события
мирового масштаба, такие как зимние Олимпийские
игры 2014 в Сочи, летняя универсиада в Казани
2013, и Саммит атЭс в 2012 году, проходившие
в 13 разных городах, окажут положительный
эффект на развитие въездного туризма.
Эти мероприятия должны способствовать
улучшению имиджа страны и привлечению
новых иностранных туристов.