Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:03, курсовая работа
Актуальность данной проблемы обусловила постановку цели данной курсовой работы - выявление технологических особенностей организации анимационных программ для молодежных туров.
В соответствии с целью исследования определяем следующие задачи исследования:
- Выявить сущность, специфику и виды туризма в структуре молодежного досуга.
- Охарактеризовать возможности использования анимационных программ в молодежном туризме.
- Выявить особенности организации анимационных программ в различных видах молодежного туризм
Введение________________________________________________3
Глава 1. Теоретическое обоснование роли анимационных
технологий в современном молодежном туризме.
1.1.
Сущность, специфика и виды туризма в структуре
молодежного досуга____________________________________________5
1.2.
Возможности использования анимационных
программ в молодежном туризме_________________________________14
1.3.
Организация анимационных программ
в различных видах молодежного туризма__________________________25
Глава 2. Совершенствование организации анимационных
программ в молодежном туризме в Орехово-Зуевском районе.
2.1. Характеристика инфраструктуры и опыта организации
молодежных туров в Орехово-Зуевском районе_____________________32
2.2. Проект анимационной программы на базе турбазы
«Сосновый бор»_______________________________________________38
2.2.1. Программа тура «Сосновый бор»_______________________40
2.2.2. Калькуляция (расчет стоимости тура)___________________41
2.2.3. Анимационная программа_____________________________42
Заключение______________________________________________43
Список использованной литературы__________________________47
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
Глава 1. Теоретическое обоснование роли
анимационных
технологий в современном молодежном
туризме.
1.1.
Сущность, специфика и виды туризма в
структуре
молодежного досуга________________________
1.2.
Возможности использования анимационных
программ в молодежном туризме_______________________
1.3.
Организация анимационных программ
в различных видах молодежного туризма_______________________
Глава 2. Совершенствование организации
анимационных
программ в молодежном туризме в Орехово-Зуевском
районе.
2.1. Характеристик
молодежных туров в Орехово-Зуевском
районе_____________________32
2.2. Проект анимационной программы на базе
турбазы
«Сосновый бор»__________________________
2.2.1. Программа тура
«Сосновый бор»_______________________40
2.2.2. Калькуляция
(расчет стоимости тура)___________________41
2.2.3. Анимационна
Заключение____________________
Список использованной литературы____________________
Введение
Сфера
молодежного досуга имеет свои особенности.
Досуг молодежи существенно отличается
от досуга других возрастных групп в силу
его специфических духовных и физических
потребностей и присущих ей социально
психологических особенностей. К таким
особенностям можно отнести повышенную
эмоциональную, физическую подвижность,
динамическую смену настроений, зрительную
и интеллектуальную восприимчивость.
Молодых людей влечет к себе все новое,
неизвестное. К специфическим чертам молодости
относится преобладание у нее поисковой
активности. Сегодня, ввиду возвышения
духовных потребностей молодых, роста
уровня их образования, культуры, наиболее
характерной особенностью молодежного
досуга является возрастание в нем доли
духовных форм и способов проведения свободного
времени, соединяющих развлекательность, насыщеннос
Нопроблема в том что, при
организации молодежных туров не всегда
уделяется должное внимание именно содержанию
этих программ. Не проработаны соответствующие
методики организации анимационных программ.
Это делает туры менее привлекательными,
либо побуждает молодежь самостоятельно
организовывать свой досуг, не всегда
с пользой.
Актуальность
данной проблемы обусловила постановку цели данной курсовой
работы - выявление технологических особенностей
организации анимационных программ для
молодежных туров.
В соответствии
с целью исследования определяем следующие задачи исследования:
- Выявить
сущность, специфику и виды туризма в структуре
молодежного досуга.
- Охарактеризовать
возможности использования анимационных
программ в молодежном туризме.
- Выявить
особенности организации анимационных
программ в различных видах молодежного
туризма.
- Разработать
проект анимационной программы тура для
молодежи на базе туристического лагеря и определить
основные условия ее организации.
Объектом данного курсового
проекта стали анимационные программы
в молодежном туризме.
Предметом данного исследования
является организационно технологическое
обеспечение анимационных программ в
молодежном туризме.
Глава 1. Теоретическое обоснование
роли анимационных технологий в современном
молодежном туризме
1.1. Сущ
молодежного досуга
Молодость
охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек более
прочно утверждается во взрослой жизни.
Верхняя граница молодости может существенно
сдвигаться, особенно в сторону следующей
за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают
ее до 35-ти лет. Молодость – это, прежде
всего, время создания семьи и устройство
семейной жизни, время освоения выработанной
профессии, определения отношения к общественной
жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен
оптимизм. Человек приступает к реализации
своего жизненного замысла, он полон сил
и энергии, желания осуществить свои цели
и идеалы.
В молодости
наиболее доступны самые сложные виды
профессиональной деятельности, наиболее
полно и интенсивно происходит общение,
наиболее легко устанавливаются и наиболее
полно развиваются отношение дружбы и
любви. Молодость считается оптимальным
временем для самореализации. Возникшие
трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие
им сомнения и неуверенность быстро проходят,
активно ищутся новые возможности достижения
целей.
Молодёжь
характеризуется теми общественными отношениями
и общественными формами, которые определяют
её как самостоятельную социально- демографическую
группу. Молодёжь имеет ряд особенностей,
вытекающих, прежде всего из самой её объективной
сущности. Социальные особенности молодёжи
определяются специфической позицией,
которую она занимает в процессе воспроизводства
социальной структуры, а также способностью
не только наследовать, но и преобразовывать
сложившиеся общественные отношения.
Противоречия, возникающие внутри этого
процесса, лежат в основе целого комплекса
специфических молодёжных проблем.
Молодежь имеет подвижные границы своего
возраста, они зависят от социально-экономического
развития общества, уровня культуры, условий
жизни.
Молодежь
– это социально-демографическая группа,
переживающая период становления социальной
зрелости, адаптации к миру взрослых и
будущие изменения.
Определив,
кто такая молодежь и выделив ее, как отдельную
социально-демографическую группу, рассмотрим
досуг молодежи, его особенности и популярные
формы.
Досуг
– деятельность в свободное время вне
сферы общественного и бытового труда,
благодаря которой индивид восстанавливает
свою способность к труду и развивает
в себе в основном те умения и способности,
которые невозможно усовершенствовать
в сфере трудовой деятельности . Раз досуг
– деятельность, то это означает, что он
не пустое время провождение, не простое
бездельничанье и вместе с тем не по принципу:
«что хочу, то и делаю». Это деятельность,
осуществляемая в русле определенных
интересов и целей, которые ставит перед
собой человек. Усвоение культурных ценностей,
познание нового, любительский труд, творчество,
физкультура и спорт, туризм, путешествия
– вот чем и еще многим другим может быть
занят он в свободное время. Все эти занятия
укажут на достигнутый уровень культуры
молодежного досуга.
От умения направлять свою деятельность
в часы досуга на достижение общезначимых
целей, реализацию своей жизненной программы,
развитие и совершенствование своих сущностных
сил, во многом зависит социальное самочувствие
молодого человека, его удовлетворенность
своим свободным временем.
К специфическим чертам молодости относится
преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной
активности. Молодежь более склонна к
игровой деятельности, захватывающей
психику целиком, дающей постоянный приток
эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляется
к деятельности однообразной, специализированной.
Игровая деятельность носит универсальный
характер, она притягивает к себе людей
практически всех возрастов и социального
положения. Интерес к игровой деятельности
у молодежи носит достаточно выраженный
характер. Диапазон этих интересов широк
и многообразен: участие в телевизионных
и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные
игры; спортивные состязания. Феномен
игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающийся
мир, в который молодежь погружается безоглядно.
В сегодняшних непростых социально-экономических
условиях мир игры оказывает серьезное
влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает
молодежи прерывание повседневности.
По мере потери ориентации на труд и другие
ценности, молодежь уходит в игру, перемещается
в пространство виртуальных миров. Многочисленные
наблюдения за практикой подготовки и проведения, молодежных
культурно-досуговых мероприятий свидетельствует
о том, что их успех в значительной мере
зависит от включения в их структуры игровых
блоков, стимулирующих у молодых людей
стремление к состязательности, импровизации
и изобретательности.
К другим
особенностям молодежного досуга относится
своеобразие среды его протекания. Родительская
среда, как правило, не является приоритетным
центром проведения досуга молодежи. Подавляющее
большинство молодых людей предпочитают
проводить свободное время вне дома, в
компании сверстников. Когда речь идет
о решении серьезных жизненных проблем,
молодые люди охотно принимают советы
и наставления родителей, но в области
специфических досуговых интересов, то
есть при выборе форм поведения, друзей,
книг, одежды, они ведут себя самостоятельно.
Тяга к общению со сверстниками, объясняется
огромной потребностью молодежи в эмоциональных
контактах. Его можно рассматривать как:
- необходимое условие жизнедеятельности
человека и общества;
- источник творческого преобразования
индивида в личность;
- форму передачи знаний и социального
опыта;
- исходный пункт самосознания личности;
- регулятор поведения людей в обществе;
- самостоятельный вид деятельности;
Примечательной
особенностью досуговой деятельности
молодежи стало ярко выраженное стремление
к психологическому комфорту в общении,
стремлении приобрести определенные навыки
общения с людьми различного социально-психологического
склада. Общение молодежи в условиях досуговой
деятельности удовлетворяет, прежде всего,
следующие ее потребности:
· в эмоциональном
контакте, сопереживании;
· в информации;
· в объединении
усилий для совместных действий.
Потребность в сопереживании удовлетворяется,
как правило, в малых, первичных группах
(семья, группа друзей, молодежное неформальное
объединение). Потребность в информации
образует второй тип молодежного общения.
Общение в информационной группе организуется,
как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих
определенной информацией, которой нет
у других и которая, имеет ценность для
этих других. Общение ради совместных
согласованных действий молодежи возникает
не только в производственно – экономической,
но и в досуговой сфере деятельности. Все
многообразие форм общения молодежи в
условиях досуговой деятельности можно
классифицировать по следующим основным
признакам:
· по содержанию
(познавательные, развлекательные);
· по времени
(кратковременные, периодические, систематические);
· по характеру
(пассивные, активные);
· по направленности
контактов (непосредственные и опосредованные).
Обзаведение собственной семьей в значительной
степени стабилизирует временный бюджет,
сокращает свободное время молодого человека
и делает его досуг близким по структуре
к досугу взрослого. До появления детей
молодые супружеские пары еще сохраняют
многие привычки молодости. С рождением
детей свободное время резко сокращается,
с особенности у женщин. Возрастает тенденция
к семейному проведению досуга, в котором
усиливается рекреативная функция.
Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного
досуга с точки зрения культуры его организации
и проведения охватывает многие стороны
данного явления – как личностные, так
и общественные. Культура досуга – это,
прежде всего, внутренняя культура человека,
предполагающая наличие у него определенных
личностных свойств, которые позволяют
содержательно и с пользой проводить свободное время.
Склад ума, характер, организованность,
потребности и интересы, умения, вкусы,
жизненные цели, желания – все это составляет
личностный, индивидуально-субъективный
аспект культуры досуга молодежи. Существует
прямая зависимость между духовным богатством
человека и содержанием его досуга. Но
справедлива и обратная связь. Культурным
может быть только содержательно насыщенный
и, следовательно, эффективный по своему
воздействию на личность досуг.
Культура досуга характеризуют также
те занятия, которым отдается предпочтение
в свободное время. Речь идет только о
таких видах досуговой деятельности, которые
способствуют нормальному воспроизводству
способности к труду, совершенствованию
и развитию молодого человека. Во многих
из них он должен непременно участвовать
сам.
Наконец культура развития и функционирования
соответствующих учреждений и предприятий:
клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые
центры, центры народного творчества,
кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д.
При этом особое значение имеет творческая
деятельность работников данных учреждений.
Многое зависит именно от них, от их умения
предложить интересные формы отдыха, развлечений,
услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура
проведения свободного времени является
результатом стараний самой личности,
ее желания превратить досуг в средство
приобретения не только новых впечатлений,
но и знаний, умений, способностей.
Отличным
качеством культурного молодежного досуга
является эмоциональная окрашенность,
возможность привнести в каждую возможность
заниматься любимым делом, встречаться
с интересными людьми, посещать значимые
для него места, быть участником важных
событий.
Высший смысл истинного досуга состоит
в том, чтобы приблизить ценное любимое
и отделить или упразднить пустое, ненужное.
Здесь досуг для молодого человека превращается
в образ жизни, в заполнении свободного
времени разнообразными, содержательно
насыщенными выводами деятельности. Основные
особенности культурного досуга молодежи
– высокий уровень культурно-технической
оснащенности, использование современных
досуговых технологий и форм, методов,
эстетически насыщенное пространство
и высокий художественный уровень досугового
процесса.
У каждого
человека вырабатывается индивидуальный
стиль досуга и отдыха, привязанность
к тем или иным занятиям, у каждого свой
принцип организации проведения свободного
времени – творческий или нетворческий.
Разумеется, каждый отдыхает по-своему,
исходя из собственных возможностей и
условий. Однако есть ряд общих требований,
которым должен отвечать досуг, чтобы
быть полноценным. Эти требования вытекают
из той социальной роли, которую призван
играть досуг.
В сегодняшней социально-культурной ситуации
молодежный досуг предстает как общественно
осознанная необходимость. Общество кровно
заинтересовано в эффективном использовании
свободного времени людей – в целом социально-экологического
развития и духовного обновления всей
нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой
культурного досуга, где происходит самореализация
творческого и духовного потенциала молодежи и общества
в целом.
Молодежный досуг подразумевает свободный
выбор личностью досуговых занятий. Он
является необходимой и неотъемлемым
элементом образа жизни человека. Поэтому досуг
всегда рассматривается как реализация,
интересов личности связанных с рекреацией,
саморазвитием, самореализацией, общением,
оздоровлением и т.п. В этом заключается
социальная роль досуга.
Значение данных потребностей чрезвычайно
велико, ведь наличия только внешних, хотя
бы и определяющих условий, недостаточно
для реализации целей всестороннего развития
человека. Надо, что бы и сам человек хотел
этого развития, понимал его необходимость.
Таким образом, активный, содержательный
досуг требует определенных потребностей
и способностей людей. Несомненно, досуг
должен быть разнообразным, интересным,
носить развлекательный и ненавязчивый
характер. Такой досуг можно обеспечить
предоставлением возможности каждому
активно проявить себя свою инициативу
в различных видах отдыха и развлечений.
В настоящее
время новые тенденции в образе жизни
молодежи оказывают значительное влияние
на выбор форм проведения отдыха. Такие
факторы как демографические особенности
молодежи, их индивидуальный и групповой
интересы, отношение к проведению досуга
и свободного времени, изменили характер
молодежного спроса и привели к созданию
нового вида отдыха молодых людей – молодежного
туризма.
Молодежный
туризм – это один из социально-культурных
механизмов, с помощью которого могут
быть созданы условия для возникновения
и раскрытия человеческих способностей
и потребностей для экспонирования новых
возможностей и способов использования
в общественной жизни.
Отличительной
особенностью молодежного туризма является
то, что молодежь является самой непритязательной
социально-демографической гру
Как известно
потребительский выбор молодежи определяют
наклонности и привычки индивида, его
вкусы, предпочтения и мотивация. Все эти
характерные черты позволяют ответить
на вопросы: почему большое количество
молодых людей ежегодно отправляются
в путешествие.
Говоря
о конкретных мотивах участия молодежи
в туристической деятельности, следует
иметь в виду, что ведущим ее началом является
стремление содержательно и интересно
провести свободное время.
Обратимся
к известной теории мотивации Маслоу,
который считает, что разнообразные потребности
людей имеют неодинаковую значимость
для человека и в совокупности образуют
строгую, иерархическую структуру. Туристическое
начало присутствует в каждом из слоев этой
пирамиды. Суть этой теории заключается
в том, что основание пирамиды составляют
самые настоятельные, базовые потребности,
требующего первоочередного удовлетворения.
Они носят биогенный характер и являются
средством внутренней биологической напряженности
– голода, жажды, дискомфорта. На этой
ступени находится и потребность молодежи
в отдыхе. Она становится важной мотивацией
туризма.
Следующий
уровень, по его мнению, образуют социальные
потребности. Маслоу называет их – потребности
в причастности. Это понятие включает
чувство принадлежности к чему-либо или
к кому-либо, социального взаимодействия,
привязанности и поддержки. Молодежи свойственно
стремление к общению и праздникам, взаимному
познанию и пониманию, диалогу и обмену
мнениями. Туризм способствует удовлетворению
потребностей к причастности.
В отдельную
категорию выделены потребности молодых
людей в уважении: в личных достижениях,
компетентности, самоутверждении, признании
со стороны окружающих. Их реализация
зависит от положения молодого человека
в обществе. Молодые люди действуют в соответствии
с ценностными представлениями, интересами
и поведением, свойственным стабильной
социальной группе, к которой принадлежат.
Современная молодежь в настоящее время
стремится к более высокому общественному
статусу, и туризм как фактор причастности
к определенному слою – позволяет реализовать
это желание в данном случае в отдыхе.
Характер
использования досуга в туризме позволят
утвердиться молодой личности, что иногда
трудно сделать в учебном заведении, на
производстве. Сфера туризма предоставляет
молодому человеку большую свободу выбора.
Обобщая
вышеизложенное, приходим к выводу, что молодежный
туризм, являясь одной из форм молодежного досуга,
имеет большое значение в жизни молодого
человека, так как он направлен на восстановление
физических и психических сил, удовлетворяет
потребности молодого человека в общении,
развлечениях, активном и подвижном отдыхе.
1.2. Возможности использования анимационных п
Понятие
«анимация» имеет латинское происхождение
(anima-воздух, ветер, душа; animatus-одушевление) и означает воодушевление,
одухотворение, вовлечение в активность.
Анимация-это
своеобразная услуга, преследующая цель
- повышение качества обслуживания, и в
то же время - это своеобразная форма рекламы,
повторного привлечения гостей и их знакомых,
тоже преследующая цель- продвижение туристического
продукта на рынке для повышения доходности
и прибыльности турбизнеса.
Гостиничная
анимация является одним из эффективных средств привлечения
гостей в отель. Она влияет и на позитивную
оценку работы отеля в целом. Это своеобразные
дополнительные услуги клиенту, цель которых
пробудить в них положительные эмоции,
почувствовать удовлетворение от отдыха
и желание приехать в этот отель еще раз.
Туристская
анимация- это туристская услуга, при оказании
которой турист вовлекается в активное
действие. Основана на личных контактах
аниматора с туристами, на совместном
участи их в развлечениях, предлагаемых
анимационной программой туркомплекса.
Это разновидность туристической деятельности,
осуществляемой в туркомплексе, отели,
круизном теплоходе, поезде, которая вовлекает
туристов в разнообразные мероприятия
через участие в специально разработанных
программах досуга.
Туристская анимация - это наиважнейшая
часть совокупной деятельности на туристском
предприятии, важнейшая часть турпродукта.
Конечной целью туристской анимации является
удовлетворенность туриста отдыхом - его
хорошее настроение, положительные впечатления,
восстановление моральных и физических
сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные
функции туристской анимации.
Урбанизация
создала различные негативные последствия:
повышенную плотность городского населения,
увеличенные жизненные нагрузки, усталость
от множественных случайных (анонимных)
человеческих контактов в городской среде.
Реакцией
на эти негативные последствия является
желание выехать из города на чистую природу,
прикоснуться к духовным ценностям (истории,
культуре, искусству), разнообразить жизненные
впечатления, устранить физическую и психологическую
усталость, познать новое, новых людей,
найти и проявить себя в общении с ними,
побыть в кругу друзей в обстановке отдыха
и развлечений. И как следствие этого –
повышенный спрос на такие туристские
услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного
туризма, хобби-туры, экологические природоориентированные
туры, экскурсионно-развлекательные маршруты,
спортивно-увеселительные и лечебно-восстановительные
услуги.
Таким
образом, изменение уклада, стиля жизни
современного молодого человека, характера ее трудовой
и учебной деятельности в связи с индустриализацией
и урбанизацией привело к изменению ее
потребностей в отдыхе и соответственно
к изменению содержания туристского продукта.
Теперь помимо размещения и питания он
стал включать и другие элементы, направленные
на удовлетворение потребностей в развлечениях,
веселом проведении досуга, в эмоциональной
разгрузке. В обиходе туристской деятельности
и терминологии гостиничного обслуживания
возникло понятие «туристская анимация»
- вид деятельности, направленной на удовлетворение
анимационных потребностей туриста.
Простые
формы анимации всегда являлись ограниченной
частью туристской деятельности и турпродукта,
но массовым, индустриальным явлением
туранимация становится в 1970-е годы в результате
увеличения потребительского спроса на
разнообразные турпродукты и услуги в
разных странах, а также в результате отклика
турпредприятий на спрос.
В практике
анимационного дела для целевого конструирования
анимационных программ можно выделить
следующие функции туристской анимации:
§ адаптационную,
позволяющую перейти от повседневной
обстановки к свободной, досуговой;
§ компенсационну
§ стабилизирующу
§ оздоровительну
§ информационную
§ образовательну
§ совершенствующ
§ рекламную,
дающую возможность через анимационные
программы сделать туриста носителем
рекламы о стране, регионе, туркомплексе,
отеле, турфирме.
Такое
разнообразие функций туристской анимации
обусловило и многообразие видов анимационной
деятельности, а также и большую разновидность анимационных
программ и мероприятий.
Различие понятий «анимация», «рекреационная
анимация», «гостиничная анимация», «туристская
анимация» связанно с многообразием существующих
форм и программ досуговой анимационной
деятельности. Здесь мы будем говорить
о туристской рекреационной и гостиничной
анимации для молодежи, поэтому разграничим
эти понятия.
Рекреационная анимация - вид досуговой
деятельности, направленной на восстановление
духовных и физических сил человека. Программы,
реализуемые с рекреационными целями,
могут проводится как туристскими предприятиями
с туристами и гостями, так и досуговыми
учреждениями с местными жителями. Это
дает право утверждать, что понятие «рекреационная
анимация» шире, чем понятия «туристская
анимация» и «гостиничная анимация».
Туристская
и гостиничная анимации тесно связаны
с рекреационной, так как главная роль
анимационных программ как в отелях, туркомплексах,
и санаториях, так и в специализированных
анимационных турах заключается в оздоровлении
отдыхающих, отвлечения их от повседневных
забот, в повышении настроения, т.е. в восстановлении
жизненных сил и энергии.
Туристская анимация - это туристская
услуга, при оказании которой турист вовлекается
в активное действие. При подготовке анимационных
программ учитываются такие особенности
туристов, как пол, возраст, национальность,
а также активность участия туристов.
С точки
зрения системного подхода туристская
анимация – это удовлетворение специфических
туристских потребностей в общении, движении,
культуре, творчестве, приятном провождении,
развлечении. Все эти потребности присущи
молодежи, следовательно, молодежному
туризму просто необходимы следующие
виды анимации, удовлетворяющие их потребности:
§ - анимация
в движении - удовлетворяет потребность
молодого человека в движении, сочетающемся
с удовольствием и приятными переживаниями;
§ - анимация
через переживание – удовлетворяет потребность
в ощущении нового, неизвестного, неожиданного
при общении, открытиях, а также при преодолении
трудностей;
§ - культурная
анимация – удовлетворят потребность
молодежи в духовном развитии личности
через приобщение к культурно-историческим
памятникам и современным образцам культуры страны,
региона, народа, нации;
§ - творческая
анимация – удовлетворяет потребность
молодых людей в творчестве, демонстрации
своих созидательных способностей и установлении
контактов с близкими по духу людьми через
совместное творчество;
§ - анимация
через общение – удовлетворяет потребности
в общении с новыми, интересными людьми,
в открытии внутреннего мира людей и познании
себя через общение.
Реальные
анимационные программы носят чаще всего
комплексный характер, а перечисленные
виды анимации являются составляющими
элементами этих программ.
Анимационные
программы одновременно с чисто развлекательными
мероприятиями включают разнообразные
спортивные игры, упражнения и соревнования.
Такое сочетание делает эти программы
более насыщенными, интересными и полезными
для укрепления, восстановления здоровья,
поэтому во взаимосвязи туристской анимации
и спорта чаще всего и достигается наибольший
восстановительно-
Анимационные
программы на протяжении всего периода
пребывания туриста в отеле должны обеспечить
ему полную удовлетворенность (ощущение
исполнения желания, мечты, достижения
цели путешествия).
При организации
анимационных программ необходимо учитывать особенности, присущие
различным возрастным категориям отдыхающих
на туристских объектах. Молодежь - очень
активный народ, и главное для них – провести
свой отдых максимально весело и интересно.
К данному периоду жизни юноши и девушки становятся физически зрелыми,
формируются их характеры и мировоззрения.
Основными видами деятельности этого
периода являются учеба и производительный
труд, которые требуют большого напряжения
сил. Но энергии в этом возрасте не занимать,
поэтому в досуговую программу для молодых
людей можно включать: КВНы, вечера и дискотеки,
фестивали и шоу, аукционы, ярмарки, спартакиады,
олимпиады и диспуты, театральные представления,
а также различные игры.
Анимационная
деятельность на туристском предприятии
должна быть тщательно спланированной,
регламентированной и организованной
как финансово, так и методически.
Стратегия
анимационной деятельности определяется
стратегическим видением и миссией туристского
гостиничного комплекса. Анимационное
гостиничное подразделение должно иметь
свои цели (краткосрочные и долгосрочные)
и задачи для достижения общей цели гостиничного
предприятия – успешного функционирования
на рынке сферы обслуживания. Выполнение
этих частных целей и задач ведет к общей
заинтересованности в результатах работы
всего предприятия.
Создание
стратегии – глубокий, творческий, азартный
процесс. Это особенно касается анимационной
деятельности. Здесь трудно дать жесткие
рекомендации по планированию и формулировке
концепции. Назовем лишь те элементы корпоративной
гостиничной философии, которые можно
использовать при создании концепции
анимационной деятельности конкретного
предприятия сферы гостеприимства:
- использование
каждой возможности, чтобы пробудить гостей
к активной жизни, привести их в восторг,
добавить им удовольствия, познакомить
друг с другом, чтобы они с первых минут
пребывания в отеле почувствовали себя
комфортно, обеспечить им приятный, запоминающийся
отдых, создать семейную атмосферу радости
и дружбы.
- создание
расслабляющей обстановки.
- территориальное
рассредоточение анимационных программ
(гости не должны испытывать помех от развлечений
других).
- наличие
эксклюзивной анимации, предварительное
анонсирование и приглашение гостей.
- соблюдение
высокого единого стандарта: каждый гость
обслуживается одинаково.
- создание
условий для неограниченной свободы проведения
отпуска с наименьшим количеством правил.
- использования
во всем единого дизайна и униформы.
В гостиничной
анимационной концепции должны быть сформулированы
основные требования к построению программ.
В качестве базовых требований можно определить
следующие:
1. Программами
должны быть охвачены все способы досуга.
2. Реализация
программы должна превзойти ожидания
гостей.
3. Программы
должны обеспечить расслабляющую, приятную
обстановку.
4. Ежегодно
программы должны изменяться для удовлетворения
растущего желания и ожидания гостей,
особенно завсегдатаев.
5. Для
достижения адаптивности необходимо обеспечить
баланс между стандартизацией (общими
элементами) программы и ее неповторимостью
(эксклюзивными элементами).
6. Программа
каждого дня должна содержать сюрприз,
интригу, предлагать одновременно 3-4 мероприятия
и соответствовать различным желаниям
и интересам.
7. Программа
должна быть ненавязчивой, а завлекательной.
Немаловажное
значение в концепции анимации занимает
следование единому стандартному фирменному
стилю. Фирменный стиль должен присутствовать
во всех сферах деятельности туристского
комплекса и в том числе в анимационных
услугах.
Технология
создания и реализации анимационных программ
для молодежи, как система состоит из нескольких
взаимосвязанных подсистем. Рассмотрим
каждую из них:
Организационная
– организация совместной деятельности
анимационной команды, экономического,
технического, рекламного отделов;
Инструкторско-
Режиссерская
– распределение ролей, составление планов
репетиций, постановка спектакля, шоу;
Техническая
– подготовка технических средств (объектов,
сооружений, инструментов и т.д.), площадки
(сцены) для анимационных мероприятий,
реквизита, декораций, освещения, музыкального
сопровождения и пр.
Успех
анимационной программы во многом зависит
от правильно организованной рекламной
кампании. Реклама, как известно, это информация
о потребительских свойствах товаров
и видах услуг с целью их реализации и
создания спроса на них. Это инструмент,
с помощью которого потребителю дается
информация о содержании, особенностях,
привлекательности конкретной программы
с целью заинтересовать его, побудить
приобрести рекламируемых товар и стать
участником анимационной программы.
В гостиничных
комплексах на видных местах вывешиваются
стенды с информацией о развлечениях,
где должны быть указаны анимационные
мероприятия, время их проведения и другие
необходимые сообщения. Анимационную
программу дня необходимо сообщать утром
по гостиничному радио. В некоторых отелях,
чтобы дополнительно привлечь внимание
гостей к анимационным программам, по
территории комплекса расхаживает клоун
в разноцветном костюме и приглашает гостей
на мероприятие. Важно, чтобы манера поведения
клоуна была дружелюбной, а информирование
велось в развлекательной форме, передающей
атмосферу анимационной деятельности
в гостинице.
Важное
место в анимационной программе занимает
игра. Игра является средством развлечения
людей, их общения, отдыха. В игре человек
получает удовольствие, снимает нервное
напряжение. Игра носит характер активной
познавательной деятельности, становится
действенным средством умственного и
физического развития, нравственного
и эстетического воспитания. С помощью
игры познается мир, воспитывается творческая
инициатива, пробуждается любознательность,
активизируется мышление.
Главное
назначение игры – развитие человека,
ориентация его на творческое, экспериментальное
поведение. Игра обучает, помогает восстановить
силы, дает хороший эмоциональный заряд
бодрости и т.д. Все функции игры тесно
взаимосвязаны. Их определяет главная
цель – развлечение плюс развитие основных
качеств, способностей, заложенных в человеке.
К основным
функциям игры относятся:
- коммуникативная
– обладающая экспансивным влиянием.
Игра охватывает всех присутствующих
(участников, зрителей, организаторов),
т.е. устанавливает эмоциональные контакты;
- деятельностная
– выявляющая взаимодействие людей друг
с другом и окружающим миром;
- компенсаторная
– восстанавливающая энергию, жизненное
равновесие, тонизирующая психологические
нагрузки;
- воспитательная
– организующая деятельность человека.
Игра позволяет создать целенаправленное
воспитание и обучение;
- педагогическая,
дидактическая – развивающая умения и
навыки (тренируются память, внимание,
восприятие информации различной модальности);
- прогнозирующая
– предсказывающая, экспериментирующая;
- моделирующая
– связывающая действительность с нереальным;
- развлекательная
– создающая благоприятную атмосферу,
превращающая научное мероприятие в увлекательное
приключение;
- релаксационная
– снимающая эмоциональное напряжение,
положительно воздействующая на нервную
систему;
- психотехническая
– перестраивающая психику игрока для
усвоения больших объемов информации;
- развивающая
– корректирующая проявления личности
в игровых моделях жизненных ситуаций.
Игра
вводит человека в общение с окружающими
людьми и природой, способствует приобретению
знаний, развитию активности, фантазии,
нестандартного мышления.
Игра
занимает важнейшее место в жизни туристов.
В практике туристских предприятий используют
игры ролевые, дидактические, народные,
подвижные, игры с пением, географические,
литературные, интеллектуальные игры,
познавательные, шуточные, музыкальные,
спортивные, сюжетные, и массовые.
Игра
как уникальное пространство обладает
огромным творческим потенциалом, который
необходимо использовать в целях туристской
анимационной деятельности. Игра может
быть использована для того, чтобы научить
туристов:
- жить
в игровом пространстве, полностью погружаться
в игровой мир и игровые отношения;
- быть
свободным в игровом пространстве, осознавать
свои особенности и выстраивать отношения
с коллективом;
- осмысливать
игровой опыт, использовать игру как инструмент
самопознания и жизненных экспериментов;
Существует
много различных функций игры. Все они
тесно взаимосвязаны и их объединяют главные
цели – развлечение плюс развитие основных
физических и нравственных качеств, заложенных
в человеке.
В повседневной
жизни мы рассматриваем игру как развлечение
и отдых, способ хорошо провести время.
Разработано и придумано множество различных
тестов, игр, конкурсов, соревнований и
викторин, которые имеют разную направленность.
Эти виды развлечений могут быть юмористические,
интеллектуальные, научные, экспериментальные,
психологические, педагогические и др.
Поэтому необходимо организовывать анкетирование
среди молодых людей с целью выявления
их пожеланий и интересов, чтобы все действия,
направленные на молодежь, вызывали духовный
подъем, положительные эмоции, жизненный
тонус и отвлекали подрастающее поколение
от пагубных привычек: наркомании, курения,
пристрастия к алкоголю и т.д.
Роль
игры одинаково велика в формировании
и развитии всех сторон человеческой мысли
– интеллектуальной, физической, эстетической,
этической, духовной. Игра учить соотносить
свою позицию с позицией другого ее участника
и доставляет радость творчества, победы.
Она становится мощным средством самовоспитания
и самоусовершенствования.
Исходя
из всего вышесказанного можно сделать
вывод, что туристская анимация - это удовлетворение
специфических туристских потребностей
в общении, движении, культуре, творчестве,
приятном времяпровождении, развлечении. 1.3. Организация анимационных
программ в различных
видах молодежного
туризма
Для того чтобы создать анимационную программу,
недостаточно только хорошо разбираться
в законах ее драматургического построения.
Необходимо знать и точно понимать возможности
каждого выразительного средства, уметь
использовать возможности методов художественного
монтажа, иллюстрирования, театрализации
игры. С помощью этих методов и выразительных
различных средств создается, т.е. из проекта
переходит в реальную конструкцию анимационная
программа, в которой решаются социально-педагогические
и психологические задачи.
Применение тех или иных методов невозможно
без освоения сценарно-режиссерской технологии
анимационной деятельности, которая составляет
основу зрелищных мероприятий и включает
принципы драматургии (массового действа,
которое создается через выстраивание
и проигрывание сюжетно-образного решения
программы) и режиссуры массовых анимационных
программ.
Практическое применение методик создания
сценария подчиняется определенным принципам,
закономерностям и способам, т.е. имеет
свою драматургию, так как если в театральном
творчестве в качестве исходного материала
выступает конкретная пьеса и на основе
ее литературного материала создается
идейно-насыщенный спектакль, то в анимационной
программе это происходит с помощью выразительных
средств на основе самой жизни, реального
фактического или исторического материала,
реальных героев или исторических персонажей.
Создание сценария программы и его воплощение
– процесс творческий, требующий выдумки,
фантазии, оригинальных приемов организации
действия. Он должен обладать действенностью
и зрелищностью (причем зрелище должно
быть увлекательным, захватывающим), носить
характер «зримого сценария», т. е. быть
не просто литературно описательным, а
предвидеть все эпизоды, узловые моменты
действия и то, как они будут происходить.
Сценарий анимационного мероприятия специфичен.
Его специфика заключается в том, что это
не просто художественное произведение,
а развернутый план действий, включающий
разнообразнейшие элементы, каждый из
которых имеет свое содержание и структуру.
Важным этапом работы над сценарием является
композиционное решение, т. е. построение,
расположение компонентов, составляющих
действие, установление между ними смысловой
и хронологической зависимости, порядок
их включения в действие.
Кроме общего композиционного решения
в сценарии разрабатываются и композиции
каждого из входящих в него элементов
– конкурсов, игр, концертов, представлений,
аукционов. Так как каждая форма массовой
анимационной деятельности является действием
организованным, то оно строится на основе
общих драматургических принципов.
Анимационные программы, которые разрабатываются
в контексте определенных видов молодежного
туризма, имеют свои особенности. Они направлены
на релаксацию и активизацию туристов.
Спортивные анимационные программы предназначены
для туристов увлекающихся тем или иным
видом спорта и приехавших в спортивно-туристский
комплекс для занятий спортом по определенной
системе тренировок в сочетании с отдыхом.
Спортивно оздоровительные программы
отличаются от спортивных тем, что они
рассчитаны на туристов, любителей спорта
и активного отдыха, для которых туркомплекс
– это единственное место и возможность
восстановления сил и здоровья через активные
физические нагрузки в условиях чистой
природы и чистого воздуха.
Спортивно-развлекательные программы
ориентированны на туристов любого возраста.
Они строятся на вовлечение туристов в
активное движение через заманчивые, увлекательные,
веселые конкурсы и безобидные состязания.
Спортивно-познавательные программы строятся
на приобщении туристов к духовно-нравственным
ценностям в процессе активного отдыха
(походы, пешеходные экскурсии).
Экскурсионные программы составляются
из различных видов экскурсий, а обучающие
программы помогают туристам приобрести
различные умения и навыки (в плавании
и других различных видах спортивных занятий,
ремесел).
Культурно-познавательные анимационные
программы туркомплекса строятся на приобщении
туриста к культурно-историческим и духовным
ценностям нации, страны, местного населения
и включают: посещение музеев, театров,
кинотеатров, художественных галерей,
парков, выставок, концертов, вечеров поэзии.
Некоторые из этих программ зависимы от
платежеспособности туристов, уровня
их интеллектуального развития.
Приключенческо-игровые анимационные
программы строятся на прикосновении
туриста с интересным, волнующим, необычным
(например, участие в ролевых играх и конкурсах,
посещение пещер, пиратской вылазке, вечере
народных преданий и легенд, ночном походе,
тематическом пикнике). Эти программы
имеют спрос независимо от пола, национальности,
образования отдыхающих.
Любительские (творческо-трудовые) анимационные
программы строятся на привлечении туристов
к творчеству, состязанию в изготовлении
местных поделок, что вызывает у них интерес
к национальным особенностям местного
населения. После участия в такой программе
гость отмечает, что научился общению
на местном национальном языке, познакомился
с национальными музыкальными инструментами,
танцами, кухней и т.д. Формы проведения
этих программ могут быть самыми разнообразными:
аукцион поделок из природных материалов,
конкурс любительской фотографии, выставка
песочной скульптуры, фестиваль авторских
стихов и песен.
Зрелищно-развлекательные анимационные
программы включают: праздничные мероприятия,
конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические
дни, ярмарки, дискотеки, танцевальные
вечера.
Анимационные программы типа «общение
по интересам» являются по сути дела комбинациями
из упомянутых программ, однако здесь
необходимо уделить больше внимания той
непринужденной, ненавязчивой, комфортной
обстановке, которая располагала бы к
общению соответственно интересам, желаниям,
темпераментам и т.д. При разработке этих
программ ставятся, в частности, следующие
цели:
- удовлетворение потребности самовыражения;
- поощрение туристов в развитии своих
умений;
- направление развлечений и навыков в
созидательное русло;
- изменение имиджа расслабление напряжения;
- избавление от ежедневных проблем и стрессов;
- приобретение дополнительных знаний
в области культуры.
Для того чтобы удовлетворить потребности
гостей программы анимации должны меняться
на протяжении всего сезона по содержанию,
интенсивности, времени проведения и по
другим параметрам.
Работу по подготовке и проведению той
или иной анимационной программы для молодежи
можно разделить на несколько этапов.
Первый этап – подготовительный, включающий:
- анализ предлагаемых анимационных программ;
- определение целей и задач;
- выбор места и времени проведения программы;
- проектирование анимационной программы
с учетом возрастных, этнических и прочих
особенностей потребителей данной услуги;
- создание или подбор сценариев анимационных
мероприятий, включенных в программу;
- составление сметы расходов на проведение
программы;
- подбор творческих коллективов и распределение
обязанностей внутри анимационных команд;
- техническую подготовку (подбор материальных
пособий, закупку инвентаря, изготовление
декораций, костюмов, реквизита и т.д.).
- установку звуковой и световой аппаратуры,
других технических средств, оформление
сцены, изготовление фонограмм и пр.;
- проведение репетиций, обучение правилам
игр и пр.;
- проведение рекламной компании намеченных
анимационных мероприятий.
Второй этап – начальный, в течение которого:
А) туристы, гости отеля информируются
о наличии и содержании анимационной программы
для различных групп и категорий туристов;
Б) с гостями устанавливается контакт,
производится запись на различные анимационные
программы и сбор заявок.
Третий этап – содержательный, этап проведения
анимационной программы. Это ответственная
работа для всех участников: необходимо
соединить усилия всех задействованных
аниматоров и решить поставленные задачи.
Четвертый этап – заключительный, в ходе
которого происходит подведение итогов:
- награждение участников и прощание с
гостями;
- анализ проведенной программы;
- анкетирование потребителей с последующим
анализом;
- работа над усовершенствованием программы.
Особое значение в организации анимационных
программ в молодежном туризме занимает
методика подготовки и проведения различных
игр.
Методика организации игры заключается
в следующем:
§ определяется художественное решение
игры;
§ проводится предварительная работа с
аудиторией;
§ выделяются ведущие (лидеры) и участники
игры из числа туристов;
§ определяется система награждений победителей;
§ объясняются правила игры.
Аниматор следит за ходом игры и соблюдением
ее правил. При этом необходимо создавать
ситуации риска, которые будут вызывать
азарт у игроков, а также ситуацию неопределенности
– возможности и проигрыша, и выигрыша.
Важно создать такие условия для молодых
туристов, при которых они могли бы сами
организовывать отдельные элементы игры.
Например, дать возможность им самим выбрать
место проведения игры. Это может быть
специальное помещение на турбазе. Возможно, туристам
захочется провести развлекательное мероприятие
в баре, саду, дискотеке, пляже, у костра,
бассейна и т.п. Предложение отдыхающим
самостоятельно выбрать художественное
решение игры поможет налаживанию контактов
и сближению туристов в группе. После того
как игра будет подобрана и составлена,
необходимо создать дополнительную, запасную
программу на случай непредвиденных обстоятельств.
После проведения игры аниматор должен
сделать анализ игровой программы, который
позволит дать объективную оценку условиям
ее проведения, выявить все положительные,
отрицательные моменты, а также недостатки,
что в дальнейшем даст возможность не
делать подобных ошибок.
Игра в анимационных программах туристских
маршрутов – это важная их часть, от которой
в значительной мере зависят приятные
или неприятные воспоминания о развлекательной
стороне путешествия, поэтому так важно,
чтобы анимационная программа была тщательно
продумана и разработана.
Таким образом, реализация анимационного
проекта зависит от профессионального
мастерства постановщика и режиссера
анимационной программы в сфере туристической
деятельности, которое определяется умением
находить наиболее оптимальные, приемлемые
способы воздействия на личность туриста,
удовлетворения его потребностей и интересов
на основе применения универсальных, пригодных
для разных организационно-экономических
условий методов, представляющих собой
определенные закономерности, устойчивые
и надежные правила функционирования
технологического процесса.
Глава 2. Совершенствование
организации анимационных
программ в молодежном
туризме в
Орехово-Зуевском
районе
2.1. Характеристика
инфраструктуры и опыта организации молодежных
туров в Орехово-Зуевском районе
В данной главе я рассмотрю инфраструктуру
молодежного туризма в Орехово-Зуевском
районе, проанализирую деятельность молодежных
турбаз и лагерей и их работу в организации
и проведении анимационных программ.
По данным информационного сайта г. Орехово-Зуева www.zuevo.ru
Турфирмы, занимающиеся молодежным туризмом:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проанализировав деятельность этих турфирм
можно сделать следующие
На рынке туризма в Орехово-Зуевском районе
нет специализированных молодежных турфирм.
Молодые люди не являются основными клиентами
этих фирм, работа с молодежью является
дополнительной деятельностью этих фирм.
В основном деятельность турфирм направлена
на прием и отправку клиентов.
Турфирмы не разрабатывают специальных
анимационных программ для молодежи, а
предлагают гостиничную анимацию, так
как в основном турфирмы не разделяют
молодежь по социально-демографическим
признакам.
На сегодняшний день в регионе успешно
функционирует лагерь «Киржач» и спортивно-оздоровительный
лагерь «Серебряный родник». К сожалению,
на данный момент – это единственные места
в области, где молодые люди могут круглогодично
отдыхать.
Хорошему отдыху в лагерях способствуют
многие факторы:
- мягкий умеренный климат;
- водоем, находящийся в нескольких минутах
ходьбы;
- оборудованные спортивные площадки для
футбола, бадминтона, волейбола, настольного
тенниса;
- дискотеки;
- викторины, конкурсы;
- отмечаются оригинальные праздники.
Одним словом, скучать не приходится, да
и просто некогда. Традиционным стало
проведение в этих лагерях тематических
летних смен; военно-патриотического лагеря,
лагерь восточных единоборств. Особую
изюминку работе лагеря придает международная
КВНовская смена.
Более того, в последнее время лагеря стали
не только местом отдыха, но и местом проведения
различного рода конференций и семинаров.
Все вышеперечисленные турбазы и базы
отдыха с радостью примут к себе на отдых
молодых людей. Рассмотрим, какие же анимационные
мероприятия предлагают вышеуказанные
учреждения для молодежи.
Одним из самых распространенных среди
молодежи видов досуговой деятельности,
отдыха, развлечения является дискотека.
Она – средство идейно-эстетического
воспитания всех ее посетителей. Аудитория
сегодняшней дискотеки огромна, она включает практически
целое поколение молодежи, а также людей
иных возрастов.
Дискотека возникла из глубин самодеятельного
творчества. К моменту ее появления просто
не существовало того профессионального
образца, на который, она могла бы ориентироваться.
Этот образец складывался постепенно,
как выстраданный результат самодеятельных
творческих исканий. Характерно, что первые
опыты теоретического и методического осмысления
практических поисков в этой области также
принадлежат перу самодеятельных энтузиастов;
некоторые из них выросли впоследствии
в профессионалов дискотеки. Серьезно
обогатили ее творческий багаж профессионалы,
работающие в близких по характеру сферах
деятельности, прежде всего режиссеры.
Одни как практики дискотеки, другие и
как педагоги-методисты-теоретики, они ввели
в оборот дискотечного дела знания, накопленные
в других областях творческой деятельности
задолго до рождения дискотеки.
Существенной особенностью дискотеки
является ее обращенность к событиям дня,
прежде всего к явлениям музыкальной жизни.
Молодежь идет в дискотеку, помимо всего
прочего, еще и ради того, чтобы получить свежую
информацию о новинках эстрады, рок-музыки,
услышать не только любимые мелодии, но
и новые, еще ни разу не слышанные, получить
квалифицированный комментарий, узнать
нечто интересное о певцах, композиторах,
группах. «Отвечать на эту потребность
– функция дискотеки.
С самого возникновения дискотеки стали
для молодежи своеобразным информационным
центром молодежной музыки, клубом музыкальных
новостей. Диск-жокеи (как они тогда именовались)
играли роль самодеятельных информаторов,
обозревателей, комментаторов. Одним из
главных направлений в их деятельности
стал поиск, сбор, систематизация новой
информации. Недаром «предками» дискотеки
по праву считаются радио и телевидение.
Именно от них она унаследовала эту свою
информаторскую суть.
Правильная постановка дискотечного дела
предполагает централизованную систему
оперативного сбора необходимой информации, ее
быстрой обработки и рассылки на места,
авторам программ и ведущим дискотек.
Кроме того, следует помнить, что дискотека
призвана не только реагировать на события
музыкальной жизни мирового и российского масштаба,
но и освещать текущие вопросы жизни (в
том числе и музыкальной) на местах. Здесь
уже централизованная информационная служба
не поможет, зато очень полезен оперативный
контакт дискотек с местными редакциями
радио, телевидения, газет, т.е. всех местных
средств массовой информации. Лишь в этом
случае дискотека сможет полноценным образом
выполнять присущую ей функцию одного
из каналов массовой информации. Есть у
этого канала свои особенности: направленность
преимущественно на молодежную аудиторию;
высокий удельный вес новостей музыкальной
жизни; наличие живого контакта ведущего
с аудиторией; самодеятельный характер.
Эти особенности необходимо постоянно
учитывать.
Одной из постоянных тем дископрограмм,
как тематических, так и танцевально-
Интеллектуальные и творческие игры являются
в нашей стране одним из любимейших форм
организации досуга. Получив, благодаря
телевидению, миллионы поклонников всех
возрастов, они широко вошли в практику
работы школ, библиотек, учреждений культуры,
клубов по работе с молодежью. Клуб интеллектуальной
игры осуществляет не только игровые проекты,
но и удовлетворяет другие многообразные
запросы молодых людей.
Интеллектуальные игры расширяют эрудицию,
кругозор, развивают логику мышления,
речь, тренируют память, приучают работать
со словарем. Восьмой год в молодежном лагере
«Отрадное» проводятся интеллектуальные
игры «Брейн - ринг».
В 2005 году впервые состоялся молодежный
интеллектуальный лагерь «Что?Где?Когда?»
в котором участвовали 13 команд из Латвии,
России, Белоруссии, Польши.
На мой взгляд интересным и очень популярным
способом проведения досуга среди молодёжи
являются боевые искусства Востока. В
них сконцентрированы внешняя красота
и эстетика движений; ориентация на здоровый
образ жизни и ценность долголетия; связь
боевых искусств с другими искусствами;
ритуальность; медитативность; возможность
научиться защищаться физически и психологически;
физическое и духовное совершенствование;
стремление к подражанию природе, к единению
с ней. В связи с нестабильной ситуацией
в сегодняшней России у многих людей (особенно
молодых) появляется чувство социального
дискомфорта. Увлечение боевыми искусствами
Востока может помочь в решении этой проблемы.
А если человека отличает интерес ко всему
необычному, особая пластичность взглядов,
боевые искусства Востока могут стать
для него наилучшим способов самовыражения.
Познакомиться и освоить азы тайквандо,
каратэ можно в молодежном лагере «Киржач».
Занятия физической культурой и спортом
являются одними из наиболее доступных
и эффективных средств формирования здорового
образа жизни, а также положительных ценностных
ориентаций молодежи. Уровень физической
подготовленности, физическое состояние
определяют возможность противостояния
неблагоприятным условиям внешней среды,
являются показателем физического здоровья
общества. Практически ни одна турбаза,
лагерь для молодежи не обходятся без
спортивных площадок, тренажерных и спортивных
залов. Футбол, баскетбол, волейбол, настольный
теннис, велоспорт – вот лишь часть того,
что предлагают туркомплексы.
Как уже говорилось ранее, молодежный
лагерь «Киржач» проводит на своей территории
тематические смены. Одна из таких смен
имеет военно-патриотическую направленность
и осуществляется с целью;
-совершенствования военно-патриотического
воспитания молодежи, повышения интереса
и подготовки допризывной молодежи к службе
в Вооруженных силах, формирования навыков
здорового образа жизни;
-организации самоопределения юношества
в окружающем социуме, посредством включения
в конкретную деятельность, способствующую
физическому и духовному развитию объекта
педагогического воздействия, удовлетворения
возрастных и индивидуальных потребностей,
развития разносторонних способностей.
Основными задачами военно-спортивных
смен являются:
-создание условий для получения необходимых
знаний и умений по начальной военной
подготовке;
-прохождение теоретических и практических
курсов подготовки к службе в Вооруженных
силах РФ;
-воспитание у молодых людей моральных
и психологических качеств защитников
Родины, ознакомление с жизнью и бытом
солдат;
-развитие и распространение военно-прикладных
видов спорта;
-формирование понятия здорового образа
жизни;
-военно-профессиональная ориентация
молодежи и закрепление навыков, полученных
в процессе обучения в образовательных
учреждениях по специальным программам,
имеющим целью подготовку граждан к военной
службе, создание условий для самовыражения
и самоактуализации, позитивной самореализации
молодежи посредством участия в жизнедеятельности
коллектива.
Изюминкой молодежного лагеря «Киржач»
стало проведение КВН-овских смен. По сюжету
популярной в Чехословакии программы
"ГГГ" ("Гадай, гадай, гадальщик")
была придумана схожая по жанру и названию
телеигра - "Вечер веселых вопросов".
Чтобы имя новой игры было сугубо телевизионным,
за основу названия позднее была взята
марка тогдашних телевизоров - солидных
ящиков с крохотным экраном. Так в истории
телевидения произошел знаменательный
факт: впервые микрофон оказался в руках
не только не профессионалов, но людей,
официально ни за что не отвечающих. Передача
произвела фурор. Родилась первая советская
викторина.
Сегодняшний КВН совсем не похож на КВН
почти 40-летней давности – это красочное
танцевально-музыкальное молодежное шоу
с элементами несерьезной викторины, обязательным
присутствием жюри, обаятельным ведущим.
По образу и подобию телевизионной игры
КВН глубоко пустил корни во все слои населения
– между собой играют команды школьников,
студентов, предприятий. КВН стал неотъемлемой
частью нашей культурной жизни и одной
из самых популярных форм времяпрепровождения,
как для участников, так и для зрителей,
которых привлекает юмор, шутки, музыкальность
и зрелищность этой несерьезной игры.
Одним из самых популярных анимационных
мероприятий предлагаемых как турфирмами,
так и турбазами является экскурсия. Экскурсия
представляет собой наглядный процесс
познания человеком окружающего мира,
построенный на заранее подобранных объектах,
находящихся в естественных условиях
или расположенных в помещениях предприятий,
лабораторий, научно-исследовательских
институтов и т. д.
Показ объектов происходит под руководством
квалифицированного специалиста — экскурсовода.
Процесс восприятия объектов экскурсантами
подчинен задаче раскрытия определенной
темы. Экскурсовод передает аудитории
видение объекта, оценку памятного места,
понимание исторического события, связанного
с этим объектом. Ему небезразлично, что
увидит экскурсант, как он поймет и воспримет
увиденное и услышанное. Он своими объяснениями
подводит экскурсантов к необходимым
выводам и оценкам, добиваясь тем самым
нужной эффективности мероприятия. Экскурсия
удовлетворяет духовные и эстетические
потребности экскурсанта, при этом именно
экскурсия дает возможность молодому
человеку познавать природные явления,
достопримечательности и ценности, бытовые
элементы и сцены. Туристские организации
предлагают молодежи самые разнообразнейшие
экскурсии: обзорные, исторические, историко-военные,
природоведческие.
Как следует из всего вышеперечисленного
предприятия туризма предлагают молодежи
довольно обширные анимационные программы
- это спортивные (тайквандо, карате), культурно-познавательные
(посещение музеев, вечеров поэзии, выставок),
зрелищно-развлекательные (дискотеки,
КВН, брей-ринги), спортивно-оздоровительные
(футбольные, теннисные, волейбольные
турниры), спортивно-познавательные (походы,
пешие экскурсии) и экскурсионные программы.
Но, к сожалению еще не все предприятия
туризма ориентирующие свою деятельность
на молодежь, осознали необходимость в
новых формах и методах организации досуга.
Те предприятия, которые начали заботиться
о качественном анимационном обслуживании
(молодежные лагеря «Киржач», «Серебряный
Родник», турбаза «Сосновый бор») сразу
почувствовали к себе интерес со стороны
молодежи. Ведь молодежь очень активный
народ, и главное для нее провести свой
отды2.2 Проект анимационной программы на
базе турбазы «Сосновый бор»
Характеристика турбазы «Сосновый бор»
Турбаза
«Сосновый бор» находится в живописном
уголке Подмосковья, в сосновом бору на
берегу озера Чистое. Турбаза занимает
площадь около 113 гектаров на берегу природного
озера тектонического происхождения с
зеркалом воды 15 га, глубиной впадины до
26 метров и кристально чистой родниковой
водой. Туристическая база «Сосновый бор»
предоставляет услуги по отдыху как и
на летний, так и на зимний периоды.
На базе есть конно-спортивный клуб. Предлагаются
таке услуги, как: катание на лошадях,верхом
и в упряжи (фаэтон и сани), обучение верховой
езде на корде, конкур, индивидуальные
и групповые конные прогулки и 1-дневные
походы, конно-спортивные правздники и
соревнования. В собственной конюшне 12
прекрасно выезженных и ухоженных лошадей.
Туристическая
база предоставляет все виды активного
отдыха: автомобильные, конные и пешие
экскурсии; лыжи; баня и сауна; тренажерный
зал, спортивный зал; настольный теннис;
открытые площадки для игры в волейбол
и баскетбол; бильярд; тир.
Создавая
проект анимационной программы для молодежи
автором было проведено анкетирование
молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет.
На вопросы анкеты ответили 60 человек.
Целью опроса было выявление потребностей
молодежи в организации и проведении своего
туристского досуга.
Анализ
анкет показал, что почти все ответившие
на вопросы предпочитают проводить свой
досуг совместно с друзьями (90%). При выборе
турпродукта 70% обращают внимание на предлагаемые
анимационные мероприятия. Предпочтения
молодых людей выглядят следующим образом:90%
выбирают развлекательные анимационные
мероприятия, 60% - спортивные, 45% - познавательные,
60% - экскурсионные, 60% - приключенческо-игровые.
90% опрошенных хотели бы участвовать в
предлагаемых анимационных программах.60%
в спортивных, 90% в развлекательных, 60% в познавательных,
85% в экскурсионных, 75% в приключенческо-игровых,
45% хотели бы совершить туристические
пешие походы.
Предпочтения
молодежи в выборе анимационных программ
Разрабатывая,
проект анимационной программы автором
было учтено, что господство в досуге эмоций
и подчинения радостям, развлечениям,
как интеллекта, так и волей продиктовано
основным назначением «досуговых» занятий
дать молодому человеку физиологически,
психологически отдохнуть, разрядиться,
отключиться от работы и бытовых проблем.
Активно отдыхать позволяют разнообразные
переключения с обязательных дел на необязательные,
с серьезных на веселые, с умственной нагрузки
на физическую, с познания на развлечение,
с пассивного отдыха на активный. И, наоборот,
необходимо опираться на типичные для
культурно-досуговых учреждений «схемы
переключений» и способы эмоциональной
и другой разрядки, это имеет психофизиологическую
ценность для разных людей.
Создавая различные анимационные мероприятия
для молодых людей, чередуя занятия в свободное время, надо
соблюдать временные, энергетические
и другие лимиты, обдумывая определенный
набор переключений с одного занятия на
другое. Нарушение меры в любом виде деятельности
(концерты, игры, праздники и т.д.) превращает
ее в утомительную, а значит и неугодную
для отдыха. Следовательно: много хорошего
– тоже плохо, ведь не всегда чем ярче,
тем лучше, здесь тоже есть свои границы,
когда мероприятие становится утомительным
и даже начинает раздражать.
2.2.
1 день.
11.00 –
трансфер от вокзала г. Орехово-Зуево в
поселок «Бор». Размещение на турбазе
«Сосновый бор».
12.30. –
Обед на турбазе.
13.30 –
Переезд на автобусе до соседней деревни
«Морозовка». Посещение историко-краеведческого
музея. В этом музее, открытом 1929 году,
хранятся коллекция почтовых открыток
с видами фабрик господ Морозовых и документы
из истории этих фабрик, много фотографий,
образцов продукции и мануфактуры, коллекция
уникального юбилейного фарфора и фрагменты
полуфаянсового иконостаса и полуфаянсовые
плиты с восточным орнаментом.
17.30. –
Возращение на турбазу. Свободное время.
Анимационная программа.
19.00. –
Ужин на турбазе.
20.00. –
Вечерняя анимационная программа.
2 день.
9.00. –
Завтрак. Анонс анимационных мероприятий
на день.
10.00. –
Прогулка на лошадях по территории турбазы
в сопровождении местного краеведа.
14.00. –
Обед на турбазе.
15.00. –
Свободное время. Анимационная программа.
19.00. –
Ужин на турбазе.
20.00. –
Вечерняя анимационная программа.
3 день.
9.00. –
Завтрак. Анонс анимационных мероприятий
на день.
10.00. - Анимационная
программа «Поиск сокровищ «Третьего
рейха».
14.00. –
Обед на турбазе.
15.00. –Молодежная
конференция на темы мировой значимости.
17.00. –
Свободное время. Анимационная программа.
19.00. –
Ужин на турбазе.
20.00. –
Рок-н-Ролл-вечеринка .
4 день.
9.00. – Завтрак. Освобождение номеров.
10.00. – Посещение места действующих археологических
раскопок Древнего замка.
12.00. –
Трансфер к вокзалу.
Услуги, входящие в стоимость тура:
Проживание
в двухместных номерах турбазы «Сосновый
бор».
Трехразовое
питание.
Транспортное
обслуживание.
Услуги
гида.
Входные
билеты в музеи.
Анимационная
программа.
2.2.2. Калькуляция (расчет стоимости тура).
30 туристов
и 1 сопровождающий.
1. Проживание.
15 двухместных
номеров по цене 150 рублей с человека за
сутки. 1 одноместный номер по цене 300 рублей
за сутки.
( 150* 30+300)*3=14400
рублей.
2. Питание.
3 завтрака
по 40 рублей с человека.
3 обеда
по 100 рублей с человека.
3 ужина
по 80 рублей с человека.
(3*40+3*100+3*80)*31=20460
рублей.
3.Транспорт.
Автобус
на 13 часов, 1 час -220 рублей.
13*220=2860
рублей.
4. Входные билеты.
Историко-краеведческий
музей – 50 рублей с человека.
Памятные сувениры – 40 рублей с человека.
Чаепитие–
50 рублей с человека.
Раскопки
Древнего замка – 500 рублей группа.
( 50+40+50+10)*30+500=3500 рублей.
5. Услуги гида.
100 рублей
1 час, всего 9 часов.
150*9=900
рублей.
Анимационные услуги.
Техническое обеспечение анимационной
программы тура (декорации, реквизит, призы
участникам, оформление зала) – 2000 рублей.
Оплата труда аниматора – 2200 рублей
Всего:14400+20460+2860+3500+
46420/10%=4632
рубля
( 46420+4642)/30=1700
рублей - стоимость 1 путевки.
2.2.3. Анимационная программа.
1 день.
11.40. – Приезд, размещение. Знакомство
с турбазой. Анонсы мероприятий на день.
17.30. – Спортивно-развлекательная программа
«Гимнастические этюды 80-90-х годов». Место
проведения: спортивная площадка турбазы.
20.00. – Конкурсно-развлекательная программа
«А ну-ка, девушки». Место проведения: комната
отдыха турбазы.
2 день.
9.00. – Анонсы мероприятий на день. Утренняя
гимнастика.
15.00. – Конкурс на лучшую скульптуру из
песка. Место проведения: пляж территории
турбазы.
17.00. – Вечер ретро-песни. Место проведения:
поляна на территории турбазы.
20.00. – Конкурсно-развлекательная программа
«Александр-шоу» Место проведения: комната
отдыха турбазы.
3 день.
9.00. – Анонсы мероприятий на день. Утренняя
гимнастика.
10.00. – Приключенческая игра «В поисках
сокровищ Третьего рейха». Место проведения:
вся территория турбазы.
15.00. - Веселая
олимпиада Место проведения: спортивная
площадка турбазы «Сосновый бор»
17.00. – Диспут «Тайны Янтарной комнаты».
Место проведения: терраса домика №4.
20.00. – Рок-н-ролл-вечеринка. Место проведения:
комната отдыха турбазы.
4 день.
9.00. – Утренняя гимнастика.
10.00. – Отъезд группы.
Заключение
В данной работе мною было проведено исследование
с целью выявления технологических особенностей
организации анимационных программ для
молодежных туров.
В процессе
достижения поставленной цели была изучена
и проанализирована специальная литература,
что позволило рассмотреть структуру
досуга молодежи, раскрыть его особенности. Досуг молодежи
существенно отличается от досуга других
возрастных групп в силу специфических
потребностей и присущих ей социально-психологических
особенностей «молодежного сознания»,
повышенной эмоциональностью восприятия
и реакций. В основе его содержания не
только отдых и развлечения, но и решения
жизненных проблем, т. к. идет активный
процесс самопознания, самореализации,
самовыражения. Ценностные ориентации
на культурно-досуговую деятельность
зависят от возможности удовлетворения
личных потребностей. Изученная и проанализированная
нами литература выявила основные потребности
молодежи в общении, развлечениях, активном
и подвижном отдыхе. Все эти потребности
можно реализовать в туризме.
Отличительной особенностью молодежного
туризма является то, что молодежь является
самой непритязательной социально-демографической
группой. Для молодежи необязательны высококлассные
условия в туристической поездки, ее в
большей степени интересует определенный
уровень комфорта, умеренные цены и насыщенная
культурно-досуговая деятельность, отвечающая
их возрастным потребностям.
При рассмотрении
возможности использования анимационных
программ в молодежном туризме было выявлено
следующее:
Туристская
анимация - это туристская услуга, при
оказании которой турист вовлекается
в активное действие. Основана на личных
контактах аниматора с туристами, на совместном
участи их в развлечениях, предлагаемых
анимационной программой туркомплекса.
Это разновидность туристической деятельности,
осуществляемой в туркомплексе, отели,
круизном теплоходе, поезде, которая вовлекает
туристов в разнообразные мероприятия
через участие в специально разработанных
программах досуга.
Анимационная
программа направлена на удовлетворение
специфических туристских потребностей
в движении, культуре, творчестве, общении,
развлечении. Все эти потребности присущи
молодежи, следовательно, молодежному
туризму необходимы следующие виды анимации,
удовлетворяющие их потребности:
- анимация в движении - удовлетворяет
потребность молодого человека в движении,
сочетающемся с удовольствием и приятными
переживаниями;
- анимация через переживание – удовлетворяет
потребность в ощущении нового, неизвестного,
неожиданного при общении, открытиях,
а также при преодолении трудностей;
- культурная анимация – удовлетворят
потребность молодежи в духовном развитии
личности через приобщение к культурно-историческим
памятникам и современным образцам культуры страны,
региона, народа, нации;
- творческая анимация – удовлетворяет
потребность молодых людей в творчестве,
демонстрации своих созидательных способностей
и установлении контактов с близкими по
духу людьми через совместное творчество;
- анимация через общение – удовлетворяет
потребности в общении с новыми, интересными
людьми, в открытии внутреннего мира людей
и познании себя через общение.
При рассмотрении
специфики организации анимационных программ
в различных видах молодежного туризма
были выявлены следующие условия к их
организации:
- дифференцированный
подход к выявлению и учету социокультурных
потребностей и интересов разных групп
молодежи;
- включение
в анимационные программы туров популярных
в молодежной среде форм досуговой деятельности;
- стилевое
единство между основной экскурсионной
программой тура и его анимационной частью.
Во второй
главе данного исследования была охарактеризована
инфраструктура молодежного туризма в
Орехово-Зуевском районе. Были выявлены
туристские предприятия, занимающиеся
организацией и проведением анимационных программ
для молодежи, такие, как спортивно-оздоровительный
молодежный лагерь «Киржач», лагерь «Серебряный
родник», турбаза «Сосновый бор».
На основе
проведенных нами исследований и изучении
опыта организации и проведения анимационных
программ автором был разработан тур для молодежи «Сосновый
бор» и проект анимационной программы,
которая должна не только повысить привлекательность
тура, но, и удовлетворит потребности молодежи в
общении, развлечениях, активном и подвижном
отдыхе.
В разработанном
проекте анимационная программа соответствует
требованиям, выведенным из первой главы
данного исследования, а именно:
1. При разработке анимационной программы,
было проведено анкетирование молодых
людей с целью выявления и учета социокультурных потребностей
и интересов разных групп молодежи в проведении
своего туристского досуга:
2. Включение в анимационную программу
тура популярных в молодежной среде форм
досуговой деятельности;
- спортивно-оздоровительные
программы (утренняя гимнастика, стрельба
из лука);
- спортивно-
развлекательные программы (Шуточная
Олимпиада, Веселые старты, перетягивание
каната);
- спортивно-познавательные
программы («Гимнастические этюды 30-40-х
годов»);
- экскурсионные
программы;
- культурно-познавательные
программы;
- приключенческо-игровые
программы (игра «Поиски сокровищ «Третьего
рейха, рок-н-ролл вечеринка);
- любительские
анимационные программы (вечер ретро-песен,
конкурс на лучшую скульптуру из песка);
- зрелищно-развлекательные
анимационные программы (конкурсно-развлекательные
программы «Александр-шоу», «А ну-ка, девушки»).
Анимационная
программа прошла успешную апробацию
на базе турбазы «Сосновый бор» после,
которой можно сделать выводы:
1. Анимаци
2. Анимаци
3. Анимационные
программы заметно повышают интерес потребителя
к предприятиям
туризма, предлагающим такие программы.
Список использованной литературы:
1. Вершковский
Э.В. Режиссура массовых представлений.
– М.: Просвещение
2. Вишняк
А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного
досуга. – Киев: Высшая школа
3. Гальперина
Т. И. Актерское мастерство в деятельности
менеджера туристской анимации. - М.: РИБ
«Турист», 2004.
4. Гаранин
Н. И., Булыгина И. И. Менеджмент туристской
и гостиничной анимации. – М.: Советский
спорт, 2004.
5. Ерасов
Б.С. Социальная культурология: Учебное
пособие. – М: Аспект пресс, 1997.
6. Кисилева
Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной
деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство
МГУК, 1995
7. Котлер
Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм.
– М., 1998.
8. Курило
Л. В. Теория и практика туристской анимации в 2 т: Т.1. Теоретические
основы туристской анимации. - М.: Советский
спорт, 2006.
9. Новаторов
Р. Б. Культурно – досуговая деятельность.
Словарь-справочник. Омск: АГИК, 1992.
10. Чеботарь
Ю.М. Туристский бизнес. - М.: Мир деловой книги, 1997.
11. Чудновский
А.Д. Гостиничный и туристический бизнес.
– М., 1998
12. www.zuevo.ruх максимально весело и интересно.