Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:16, курсовая работа
Цель данной экскурсии: воспитать в наших молодых сердцах нравственное начало, эстетику, расширить кругозор, получить дополнительные знания в области культуры.
Основными задачами являются: достичь нравственных целей путём раскрытия темы, отобрать из множества объектов самые привлекательные и загадочные, рассказать о них, показать их красоту, рассказ о выдающихся личностях, живших на этой улице в различные годы XIX-XX столетий.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КИНО
И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Кафедра
гуманитарных наук
Курсовая работа
по дисциплине «Основы экскурсионного дела»
Тема: «Счастье
живёт на улице Рубинштейна»
Выполнила: Юлдашева Инара,
961 группа
Санкт-Петербург
2010
Содержание
Введение
Введение к методической разработке.
В данной работе представлена тематическая городская пешеходная экскурсия «Счастье живёт на улице Рубинштейна», расчитана на студенческую экскурсию.
Цель данной экскурсии: воспитать в наших молодых сердцах нравственное начало, эстетику, расширить кругозор, получить дополнительные знания в области культуры.
Основными задачами являются: достичь нравственных целей путём раскрытия темы, отобрать из множества объектов самые привлекательные и загадочные, рассказать о них, показать их красоту, рассказ о выдающихся личностях, живших на этой улице в различные годы XIX-XX столетий.
Объекты показа: дом – коммуна инженеров и писателей; детский музыкальный театр «Зазеркалье»; Ленинградский рок-клуб; Малый драматический театр; дом, где жил Рубинштейн; пять углов.
Экскурсия
ведётся с позиции
Введение
Добрый день, уважаемые экскурсанты!
Вас
приветствует экскурсионное бюро «Краса»!
Сегодня вашими экскурсоводами будем
мы: Инара и Анастасия. Мы познакомим
вас с экскурсией под названием
«Счастье живёт на улице Рубинштейна».
Маршрут нашей экскурсии
Экскурсия посвящена изучению архитектурных особенностей улицы Рубинштейна и в большей мере исторической и культурной жизни известных деятелей культуры и искусства. В ходе экскурсии вы увидите здание Малого драматического театра и театра «Зазеркалье», рок-клуб, а также не менее интересные здания.
Итак,
вы готовы? Прошу следовать за нами.
Пожалуйста, не растягивайтесь и не
отставайте.
Глава 1. Улица Рубинштейна
Где одиночество людское
Уж проживает триста лет
Есть что-то очень мне родное
Не часть меня, но мой скелет...
Я монолит в своей основе
Вокруг основы только прах...
Моя основа наготове
Стряхнуть его, свободной став.
Мой город... Он всегда со мною
Его дожди, его ветра
В квартиру спрячусь, дверь закрою
Но
он во мне, во мне всегда.
Где одиночество людское
Живет вне месяцев и лет
Есть что-то мощное, большое,
Что значимей чем человек...
Автор этих замечательных строк - Анатолий Стафеев.
Названия улиц города возникли не сразу, их происхождение имеет богатую историю. История улицы Рубинштейна ведёт своё начало с XVIII века. Первоначально, в XVIII веке называлась Головиным переулком по фамилии домовладельца графа Ф.А.Головина. Затем называлась Троицким переулком и Троицкой улицей по подворью Троице-Сергиевой лавры, находившейся рядом на Фонтанке. С 1929 года носит имя композитора А.Г.Рубинштейна, который проживал в доме № 38 в конце XIX века. Если повезет, то можно увидеть призрак композитора, который появляется в доме, если поблизости раздаются звуки рояля.
В доме на углу улицы Рубинштейна и Невского проспекта во второй половине XIX века располагалась одна из знаменитых в городе «Филипповских» булочных-кондитерских. Соседний по Невскому проспекту дом №47 строился для известного ресторатора П.К.Палкина, в нем же располагался его известный во всем городе ресторан. В наши дни в этом месте также находится ресторан «Палкин».
В основном на улице Рубинштейна дома постройки XIX-XX века, памятники архитектуры. В разное время на этой улице жили писатель В.Я.Шишков, режиссер А.А.Брянцев, поэтесса О.Ф.Берггольц, а также американский журналист Дж.Рид в 1917 г.
С
противоположной стороны
А
сейчас мы с вами обратимся непосредсвтенно
к самой улице Рубинштейна.
Глава 2. Памятники архитектуры и искусства улицы Рубинштейна
2.1. Пять углов и дом Иофа
Прошу вас повернуться и обратить своё внимание на противоположный дом и на площадь перед вами. Мы находимся на площади Пяти углов – это неофициальное название перекрёстка. Давайте пересчитаем: пересечение улицы Ломоносова, Разъезжей улицы и Загородного проспекта. А это здание, дом №40 по чётной стороне улицы Рубинштейна, стало одним из символов нового Петербурга – Петрограда 1900 годов. Это огромный по силуэту и обработке фасадов дом, возведённый в 1913 крупным петербургским зодчим А.Л. Лишневским для купца Ш.З. Иофа. Архитектор остроумно создал рациональную планировку помещений вокруг овального двора. Угловая башня, перекликающаяся с другими вертикальными доминантами района давно уже вошла во многие пейзажи ленинградских художников.
В конце 1838 начале 1839 года сюда переехал русский поэт, писатель и публицист Н.А. Некрасов. Это было время его голодной молодости, новых знакомств, учения, репетиторства, первых литературных трудов. Позднее в этом доме работали редакции журналов «Технический обзор», «Программа сельского хозяйства».
А
теперь, мы с вами пройдём дальше
по улице к дому, где жил русский композитор,
пианист, дирижёр и музыкальный педагог
- Антон Григорьевич Рубинштейн.
2.2. Мемориальный дом А.Г.Рубинштейна
В Доме №38 по Троицкой улице с 1887 по 1891 год жил А.Г. Рубинштейн. Антон Григорьевич Рубинштейн - русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.
Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.
Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.
Историческое
значение деятельности Антона Рубинштейна
для русской музыки очень велико.
Огромна роль его как одного из
организаторов музыкальной
А.Г. Рубинштейн умер в Петергофе. Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Позднее его прах был перенесён в Неакрополь мастеров искусств.
На доме есть мемориальная доска, на которой написано: «В этом доме с 1887г. по 1891г. жил композитор и пианист основатель Ленинградской консерватории Антон Григорьевич Рубинштейн».
Следующая
остановка нашей экскурсии
2.3. Толстовский дом
Толстовский дом — крупнейшее и самое выдающееся сооружение гениального мастера северного модерна архитектора Фёдора Лидваля.
Толстовский дом – один из символов эпохи модерна в Санкт-Петербурге. Его очарование и романтизм всегда притягивали людей творческих и неординарных. В разное время его жители – это писатели Аркадий Аверченко и Александр Куприн, поэт Евгений Рейн и художник Михаил Шемякин, маэстро Марис Янсонс и певец Эдуард Хиль, балерина Ирина Колпакова и руководитель Михайловского театра Владимир Кехман, экономист Михаил Маневич и художественная гимнастка Татьяна Сац.
Дом был построен в 1910—1912 годах по заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого(внучатого племянника героя Отечественной войны 1812 года П. А. Толстого). С 1913 года, после его смерти, владелицей дома стала его вдова графиня Ольга Александровна Толстая.
В отделке дома видны элементы, характерные именно для творчества Ф. И. Лидваля: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещённость жилых помещений.
При постройке сразу была предусмотрена прачечная, водопровод, лифты. Этот дом задумывался как дом для всех сословий: в нём были квартиры для людей разного достатка, от скромных до роскошных.
В сложную планировку здания включена последовательность трёх соединённых арками проходных дворов, ведущая с улицы Рубинштейна на набережную реки Фонтанки. Из-за неправильной конфигурации участка продольная ось дворов имеет излом, поэтому аркады не образуют сквозной перспективы. Эти три парадных двора Толстовского дома декорированы так же тщательно, как и фасады (по сторонам от дома имеются менее декорированные дворы, куда выходят «чёрные ходы» из квартир Толстовского дома). В отделке фасадов использовались тёсаный известняк, кирпич и штукатурка.