Рекреационный потенциал и перспективы развития и туризма в Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:23, курсовая работа

Краткое описание

2. Предмет исследования: рекреационные и природные ресурсы
3. Объект исследования: Калининградская область
4. Цель работы: анализ культурного потенциала, природного рекреационного потенциала и выявление перспектив развития природоориентированных форм туризма в Калининградском регионе

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА

1.1 Население региона и его рекреационные потребности

1.2 Структура экономики региона

2 РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА

2.1 Природные рекреационные ресурсы

2.1.1 Ландшафты

2.1.2 Экологическое состояние природной среды

2.1.3 Территории регламентированного рекреационного использования

2.1.4 Климат и биоклимат

2.1.5 Гидроминеральные ресурсы

2.2 Культурно-исторический потенциал

2.2.1 Краткая историческая справка

2.2.2 Древние исторические города и поселения

2.2.3 Археологические памятники

2.2.4 Объекты религиозного туризма

2.2.5 Объекты этнографического туризма

2.2.6 Дворцово-парковые и усадебные комплексы

2.2.7 Военно-исторические местности

2.2.8 Объекты научного и когрессного туризма

2.2.9 Уникальные технические комплексы

2.2.10 Социокультурная инфраструктура

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ

3.1 Туристская инфраструктура

3.1.1 Транспортное обеспечение

3.1.2 Ресторанно-гостиничное хозяйство

3.1.3 Телекоммуникационное обеспечение

3.2 Рекреационная сеть

3.2.1 Санаторно-курортные предприятия

3.2.2 Предприятия спортивного отдыха

3.2.3 Предприятия детского отдыха

3.2.4 Рекреационная освоенность территории

3.3 Туристские центры

3.4 Туристские фирмы и экскурсионные бюро

3.5 Действующие туристско-экскурсионные маршруты

3.5.1 Маршруты спортивного туризма

3.5.2 Маршруты экологического туризма

3.5.3 Маршруты культурно-познавательного туризма

3.6 Туристские потоки

3.7 Кадровая структура рекреации и туризма в регионе

4 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовой проект.docx

— 198.82 Кб (Скачать)

В 1812 г. замок приобрел купец  по имени Хейно, который позже  продал его семье Симпсонов из Англии. Симпсоны начали разводить  в Георгенбурге лошадей. Они делал  это так замечательно, что были удостоены дворянского звания. Англичанам удалось скрестить низкорослую  прусскую лошадку "швайке" с английской лошадью. В результате скрещивания  появилась тракененская порода лошадей  среднего веса. Эта порода по сей  день считается одной из лучших в  Европе. Георгенбург продавал коней  только государственным предприятиям Пруссии и России. Купить такую  лошадь могли очень обеспеченные люди. До сих пор в Георгенбурге ходят легенды о жеребце по кличке Бахус, которого в 1872 г. заводчики  продали за 32 тыс. марок. После смерти последнего из Симпсонов замок вместе с ипподромом, конезаводом и лошадьми был куплен прусским государством за 3 млн. марок. В то время в конюшнях стояло 200 отборных жеребцов.

 

2.2.7 Военно-исторические  местности

Не одно столетие воздвигалась Кенигсбергская крепость. Средневековое  кольцо городских стен и башен  было построено в 1355-1370 г.г., каждый из трех городов – Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт – был окружен своей  стеною. Одним из первых оборонительных сооружений был Литовский Вал, сначала  земляной, построенный еще в 14 в. с целью защиты от литовской конницы. Пояс вальных укреплений с бастионами и крепостными воротами возник в  период Шведской войны в 1626-1634 гг. по проекту профессора математики Кенигсбергского  университета Иоганна Штрауса, «тезки короля вальса». Кенигсберг со всеми  общинами в окружности двух миль был  надежно защищен 32 круглыми ротондами  и треугольными равелинами, двумя  воротами на юг и семью на Прегель.

В середине 19 в. в Кенигсберге  создается второе кольцо вальных  укреплений. Из восьми крепостных ворот, выполненных в стиле модной тогда  неоготики и ее разновидности- стиля  «Тюдор», сохранилось шесть: Росгартенские (на северо-востоке города), Закхаймские  и Королевские (на востоке), Фридландские (на юго-востоке), Бранденбургские и  Фридрихсбургские (на юго-западе). Были построены многочисленные бастионы, башни, сделана земляная насыпь на севере города. После Франко –прусской  войны 1870-1871гг.город окружают еще 12 большими и 5 малыми фортами, которые  формировали три кольца обороны  города-крепости. Крупнейшими среди  них стали форт№3 «Король Фридрих  Вильгельм1) и №5 «Король Фридрих  Вильгельм3». Имена собственные в  честь немецких полководцев и  королей были присвоены всем фортам. Стандартный гарнизон форта состоял  из 200-300 солдат и 30-40 орудий. К концу  Первой мировой Кенигсберг, до которого, кстати, военные действия не докатились, становится первоклассной крепостью. В военной науке он считался «двойным тет-депонтом», что означает «береговая крепость на обеих сторонах реки». По мере того, как Кенигсберг разрастался, старые фортификационные сооружения сносились, однако кольцевая система фортов сохранилась и сыграла значительную роль при взятии Кенигсберга в 1945г. В августе 1944г. во время ночных налетов  английской авиации замок сгорел вместе с историческим центром Кенигсберга. А в конце 1960-х гг. было принято  решение обкома КПСС о сносе руин замка. Еще раньше была взорвана Замковая башня - самое высокое сооружение города (96 м, 1874). Сегодня на Королевской  горе рядом с островом Канта вместо замка стоит недостроенный Дом  Советов – пожалуй, главное напоминание  о советском этапе истории  города. Башня Врангеля сооружена  в 1853 г. и названа в честь генерал-фельдмаршала графа Врангеля, который с 1839 по 1842г. командовал корпусом в Кенигсберге, а в 1845г. был назначен шефом 3-го кирасирского полка. В непосредственной близости от башни Дона расположены Росгартенские ворота. Из всех городских ворот Росгартенские (1705, названы по имени одного из предместий Кенигсберга) сохранились, пожалуй, в наилучшей степени. До наших дней дошли даже два медальонных портрета, изображающих генерал-фельдмаршала Августа Вильгельма Нейдхардта и генерала Герхардта фон Шарнхорста. Они участвовали в войнах против Наполеона, Гнейзенау прославился тем , что под Ватерлоо лично захватил карету императора, которая затем была подарена ему королем. Бастион «Грольман» в 40-50-е гг. 19 в.по инициативе короля Фридриха Вильгельма 4 пояс городских укреплений был значительно модернизирован. В разработке нового проекта приняли участие генералы Карл Вильгельм фон Грольман и Эрнест фон Астер. Именем первого и был назван мощный бастион, расположенный на участке вального укрепления между Королевскими и Росгартенскими воротами. Охраняется государством как архитектурный памятник прусская казарма «Кронпринц» (1843,расположена напротив бастиона «Грольман»). Это величественное, с толстыми стенами, сооружение, которое впечатляет своими размерами и формой, радует глаз сочетанием красного и белого цветов кирпичной постройки. До Первой мировой войны в казарме размещался полк №1, гренадеров которого торжественно называли в Кенигсберге «кронпринцами», а позднее здесь располагались полицейские части. Сейчас здесь находится Калининградская мореходная школа

Королевские ворота (на стыке  Литовского Вала с ул. Фрунзе) открывали  прямую дорогу к Королевскому замку. Первоначально ворота в составе  первого вального обвода назывались Гумбинненскими. В стенных нишах  ворот на верхней кромке фасада помещены статуи трех королей. Крайний слева- богемский король Оттокар II Пржемысл, участвовавший в так называемом учредительном походе и заложивший замок Кенигсберг; центральное место  принадлежит первому прусскому  королю Фридриху I, а по правую от него руку- герцог Альбрехт, последний Великий  магистр Тевтонского ордена.

В районе поместья Девау, расположен старый аэропорт Кенигсберга. Еще в 1978 г. здесь был оборудован большой  учебный плац для войск Кенигсбергского  гарнизона. В 1808 г. на этом плацу принимал парад своих войск Наполеон. В 1919 г. в Девау возник первый гражданский  аэродром Германии, а в 1922 г. именно сюда совершил первый заграничный рейс Аэрофлот. Сегодня аэропорт используют спортсмены-парашютисты.

Раньше остальных были построены Закхаймские ворота, «выездные». На медальонных портретах В. Штюрмера были увековечены генералы Йорк и  Бюлов, способствовавшие подписанию знаменитого  русско прусского соглашения о совместных действиях против французских войск  и созданию народного ополчения. Расположенные рядом улицы также  назывались в их честь.

Южнее, ближе к р. Преголя, находятся еще несколько старинных  зданий. это остатки богадельни и  больницы святого Иоганна. Многочисленные фортификационные сооружения старого  Кенигсберга раскиданы по всему  городу.

Фридландские ворота они  знамениты тем, что через них  в 1807г. проходили русские войска, сражавшиеся с Наполеоном под  Фридландом и Прейсиш- Эйлау. В довоенное  время внутреннюю сторону ворот  украшала скульптура участника Грюнвальдской  битвы Великого комтура немецкого  ордена Фридриха фон Цоллерна. она  не сохранилась до наших дней. Зато на внешней стороне ворот распологается  фигура Великого магистра Зигфрида фон  Фейхтвангера с моделью замка  Мариенбург – «Рыцарь без головы». Фейхтвангер известен в истории  немецкого ордена в связи с  переносом его резиденции в 1309 г. из Венеции в Мариенбург. К сожалению, скульптура повреждена, и фигура магистра стоит с отбитой головой.

Брандербургские ворота –  двухарочное сооружение. Ворота построены  в 1843-1860гг. и, единственные в современном  Калининграде, открыты для транспорта. Сохранились неизменно сопутствующие  городским воротам горельефы  Штюрмера. На них изображены генерал-фельдмаршал  Леопольд фон Бойен дважды занимавший пост военного министра, и генерал  инженерных войск фон Астер, принимавший  участие в разработке проекта  единой системы оборонительного  обвода вокруг Кенигсберга в 40-е  гг. XIX в.

Укрепление города было дополнено  сооруженным в 1657г. на речном входе  в Кенигсберг со стороны моря фортом «Фридрихсбург». В крепости, названной  в честь Великого курфюрста Фридриха Вильгельма, на рубеже XVII-XVIII вв. располагалась  артиллерийская школа, в которой  под именем канон-мастера Михайлова  обучался пушечному делу Петр I. В XIX в. Фридрихсбург был огражден каменной стеной, сооружены ворота и четыре башни. В начале XX в. крепость была снесена  немцами при строительстве городской  железнодорожной сети, и сейчас на ул. Портовая, между эстакадным и  двухъярусным мостами, можно видеть лишь одноименные ворота, построенные  в 1858г.

Форты с окончанием Второй мировой долгое время стояли под  охраной, во многих хранились оружие и боеприпасы. Сегодняшняя жизнь  фортов различна. В правом крыле  форта №5, единственного, который  оказал серьезное сопротивление  при штурме Кенигсберга, создан Музей  фортикационного искусства.

Форт№3 на Северной горе прославился  тем, что в 1990-е гг. в нем были найдены наиболее ценные экспонаты  утерянной музейной коллекции «Пруссия», одного из крупнейших археологических  собраний XIX в.

Историческое прошлое  Пиллау-Балтийска вмещает почти  шесть веков. Орденский замок  Лохштедт («лох»- пролив, «штедт»-город)- старейшая крепость на территории Балтийска, построенная в XIII в. тевтонскими  рыцарями для защиты судоходства, напоминает о себе оставшимся фундаментом.

Первая мировая война  внесла свои коррективы: усилилась  охрана морского побережья, было создано  ополчение. По Версальскому договору Восточная  Пруссия оказалась отрезанной от Германии, в связи с чем торговое и военно-политическое значение Пиллау, единственного оставшегося порта  восточнее Вислы, возросло. Была создана  морская служба Восточной Пруссии, а в 1921 г. Пиллау был объявлен базой  германского флота. Свободный доступ в город был закрыт.

Немецкий период истории  оборвался 25 апреля 1945 г., когда советские  войска под командованием генерал-полковника К.Н.Галицкого штурмом взяли Пиллау. Был совершенно разрушен замок Лохштедт, а от сгоревшего здания ратуши остались только стены.

От площади Балтийской славы вдоль Крепостного канала лежит путь к Цитадели крепости Пиллау. Любители крепостных сооружений могут  посетить также форты «Восточный», «Западный», развалины форта «Штиле», взорванного во Вторую мировую войну. Установлен памятный крест бельгийским  заключенным концлагеря, погибшим при  взрыве «Штиле».

Строительство крепости началось в 1626-1635гг. по проекту шведского короля Густава II Адольфа, а восстановлением  занимался король Фридрих Вильгельм II в конце XVIII в. Крепость сыграла  важную роль в Шведско-прусской войне  и послужила моделью для постройки  Крондштата. Два столетия крепость оставалась неприступной и лишь однажды, в 1812 г., была покорена войсками Наполеона. После Первой мировой войны перешла  в подчинение ВМС Германии.

Крепость имеет форму  звезды с пятью бастионами – Альбрехт, Пруссия, Кениг (король), Кенигин (королева) и Кронпринц (наследный принц), пятью  равелинами и тремя воротами - Главные, Фаульвинкель, Плантаже. К сожалению, на территории крепости почти не осталось довоенных строений, а многоэтажные подвалы были затоплены в 1945 г.

Советск всегда был местом сосредоточения войск, и поэтому  в городе много казарм и других военных объектов. Но ни они, ни стены  заводов и фабрик ( самым крупным  предприятием считается целлюлозно-бумажный комбинат) не портят облика города, поскольку  надежно спрятаны за зелеными массивами.

Мосты королевы Луизы - главная  городская достопримечательность, уникальный памятник архитектуры прошлого века и свидетель многих исторических событий. Он был построен в 1907г. к  празднованию 100-летия подписания Тильзитского мира.

Мст разводной, с двумя  башнями, пролеты с 1947г.опираются  на семь «быков» (ранее их было четыре). Расположенный здесь погранпереход-последний  таможенно-пограничный барьер на пути из Москвы в Калининград, сразу за мостом – Литва.

В 1944 г. мост был взорван  немецкими саперами, в 1968г. восстановлен. В 2004г. была завершена реконструкция  моста, продолжавшаяся почти 2 года. На отремонтированную арку был помещен  российский герб, появилась копия  бронзового барельефа королевы Луизы. Оригинал в середине 1960-х гг. вместе с другими немецкими украшениями  был сбит с арки и сброшен в  Неман. Попытки достать барельеф с речного дна, предпринятые в 2004 г., оказались безуспешными. На мост также была добавлена художественная подсветка, которая придает ему  особую красоту в ночное время.

Можно совершить прогулку за город, в пос. Гарино, с посещением руин башни Бисмарка (1912). Она имеет  высоту 66 м.и внешне напоминает сужающуюся кверху массивную четырехугольную  трубу, на одном из валяющихся рядом  отколовшихся камней выгравирована  немецкая надпись «Bismark». Это одна из трех смотровых башен, названных  в память о первом рейхсканцлере  германской империи.

В окрестностях Черняховска, в районе пос. Красная Горка, находится  смотровая башня, так называемая башня Бисмарка, одна из трех, построенных  в начале XX в. и названных в  память о канцлере Германии (две  другие находились на вершинах холмов под Кенигсбергом и в пос. Гарино, на берегу р. Неман). Высота башни – 33 м, внешне она напоминает часть  замка. Богатые прусские землевладельцы демонстрировали со смотровой площадки башни обширные пространства своих  поместьев.

 

Таблица 9

№ п/п

Название

Место расположения

Краткое описание

Современное состояние и использование

1.

Казарма «Кронпринц»

Расположена напротив бастиона «Грольман.

Это величественное, с толстыми стенами, сооружение, которое впечатляет своими размерами и формой, радует глаз сочетанием красного и белого цветов кирпичной постройки.

Сейчас здесь находится  Калининградская мореходная школа.

2.

Мосты королевы Луизы

г. Советск

Мост разводной,с двумя  башнями, пролеты с опираются  на семь «быков»

В 2004г. была завершена реконструкция  моста, продолжавшаяся почти 2 года. На отремонтированную арку был помещен  российский герб, появилась копия  бронзового барельефа королевы Луизы. На мост была добавлена художественная подсветка, которая придает ему  особую красоту в ночное время.

 

Брандербургские ворота инженерных войск фон Астер, принимавший  участие в разработке проекта  единой системы оборонительного  обвода вокруг Кенигсберга в 40-е  гг. XIX в.

г. Калининград

Сохранились неизменно сопутствующие  к городским воротам горельефы  Штюрмера. Иображены генерал-фельдмаршал  Леопольд фон Бойен дважды занимавший пост военного министра, и генерал

Ворота построены в 1843-1860гг. и, единственные в современном Калининграде, открыты для транспорта.


 

2.2.8 Объекты научного  и конгрессного туризма

Российский государственный  университет имени Иммануила  Канта (РГУ им. И.Канта) — ведущий университет Калининградской области.

Он был создан как Калининградский  государственный педагогический институт в 1948 г. В Калининградском государственном педагогическом институте существовали три факультета: исторический, литературный и физико-математический. Позже исторический и литературный факультеты были объединены в историко-филологический факультет, были открыты факультет педагогики и методики начального обучения и факультет естественных наук.

В 1966 г. Калининградский государственный педагогический институт был преобразован в Калининградский государственный университет. В его состав первоначально входили: физико-математический факультет, факультет естественных наук, историко-филологический факультет, экономико-правовой факультет. Первым ректором университета стал Николай Васильевич Прикладов. В 1971 году на базе факультета естественных наук были созданы географический и химико-биологический факультеты.

В 2005 году Постановлением Правительства  Российской Федерации переименован в Российский государственный университет  имени Иммануила Канта.

В настоящее время РГУ  имени И.Канта является крупнейшим образовательным и научным центром Калининградской области. В университете ведется подготовка специалистов по более чем 200 образовательным программам среднего, высшего, дополнительного и послевузовского образования.

На сегодняшний день в  университете обучается свыше 13 тысяч  студентов, аспирантов и слушателей.

Университет связан партнерскими отношениями с более чем 50 университетами из 16 стран мира.

РГУ им. И.Канта является членом Альянса американских и европейских  университетов за демократию, Ассоциации европейских университетов, а также  региональной сети вузов Балтийского  моря.

По инициативе Совета государств Балтийского моря и при поддержке  Министерства иностранных дел и  Министерства образования и науки  России в университете реализуется  единственный в России международный  образовательный проект «Еврофакультет», который направлен на совершенствование  подготовки специалистов в сфере  экономики и юриспруденции на основе европейских требований.

В РГУ им. И.Канта ведутся  фундаментальные и прикладные научные  исследования на 65 кафедрах и в 40 научных  центрах и лабораториях (включая  Центр программы «Балтийский  университет», Центр русского языка, Морскую учебно-научную станцию, Центр новых информационных технологий, Центр европейской документации, Центра американских исследований, Центр  русской культуры в Юго-Восточной  Балтике и др.). В университете сложились научные школы по кантоведению, исследованиям русской философии, изучению языковой модальности, территориальному и ландшафтному планированию, комплексному исследованию Балтийского региона, исследованиям Мирового океана, физике ионосферы, квадрупольному и ядерному магнитному резонансу, геомагнитным процессам и распространению радиоволн и др.

Информация о работе Рекреационный потенциал и перспективы развития и туризма в Калининградской области