Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:45, курсовая работа
Цели и задачи курсовой работы:
изучить особенности туризма в микрогосударствах
проанализировать туристический рынок в России и за рубежом
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1 ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МИКРОГОСУДАРСТВ ЕВРОПЫ……………………………………………………………………………...6
1.1 Географическое положение микрогосударств………………………....6 1.2.Коренноенаселение……………………………………………………....8 1.3. Экономическое положение микрогосударств Европы……………….10 1.4. Экология микрогосударств……………………………………………...13 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МИКРОГОСУДАРСТВАХ……………...................................................................15
2.1. Природно-туристические достопримечательности……………………16 2.2. Историко-культурные туристические достопримечательности………18 2.2.1 Андорра………………………………………………………………….18 2.2.2 Монако…………………………………………………………………...19 2.2.3 Сан-Марино……………………………………………………………...20 2.2.4 Лихтенштейн…………………………………………………………….21 2.2.5 Ватикан…………………………………………………………………..22 2.3. Туристические зоны и центры микрогосударств………………………23 2.3.1 Андорра………………………………………………………………….23 2.3.2 Монако…………………………………………………………………..27 2.3.3 Сан-Марино……………………………………………………………..28 2.3.4 Лихтенштейн……………………………………………………………29 2.3.5 Ватикан………………………………………………………………….30 3 СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТУРИЗМА В МИКРОГОСУДАРСТВАХ 31 3.1. Общая характеристика развития туризма………………………………31 3.2. Памятка туристу………………………………………………………….32 3.2.1 Лихтенштейн…………………………………………………………….32 3.2.2 Андорра…………………………………………………………………..34 3.2.3. Монако…………………………………………………………………...35 3.2.4 Сан-Марино………………………………………………………………36 3.2.5 Ватикан…………………………………………………………………....37 3.3. Туристические маршруты, включающие в себя микрогосударства……38 3.3.1 Лихтенштейн……………………………………………………………...38 3.3.2 Андорра……………………………………………………………………40 3.3.3 Сан-Марино……………………………………………………………….42 3.3.4 Монако…………………………………………………………………….43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….50
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………………….52
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………………….53
ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………………….54
2/3
населения Лихтенштейна
Государственный язык немецкий (альпийский, или алеманский диалект). Религия: Большинство (80%) верующих в Лихтенштейне католики, протестанты 8%.
Национальный состав Ватикана - это коренное население испанцы (кастильцы), каталонцы, баски, галисийцы. В последнее время в связи с процессом автономизации и поощрением изучения местных языков (арагонский язык, астурлеонский язык и др.) в каждом автономном сообществе в той или иной степени формируются собственные этнические идентичности.
В
стране со времён средневековья существовала цыганская
община. С конца ХХ века прирост населения
почти исключительно обеспечивается иммигрантами
из стран Латинской Америки, Магриба,
в меньшей степени Восточной Европы. Весьма значительна
(сотни тысяч человек) колония выходцев
из Великобритании и других западноевропейских
стран (многие пенсионеры).
1.3
Экономическое положение
Влияние экономико-географических факторов на туризм осуществляется по двум направлениям: в первом – данные факторы выступают как объект, привлекающий туристов в определенный район, а во втором – как важное средство, с помощью которого развивается туризм.
Экономико-географические факторы являются объектом, благоприятствующим туризму, в том смысле, что экономика разных стран и районов различна между собой по структуре и уровню всех отраслей хозяйства, по их территориальному размещению и сочетаниям, специфике технологических процессов и т.д., что вызывает интерес у представителей деловых и промышленных кругов. Растущие потребности мировой экономики влекут за собой рост международных контактов. Нередко в программу путешествий бизнесменов и промышленников входит посещение научных центров и производственных предприятий с целью ознакомления с результатами достижений данной страны в научно – технической сфере, изучение опыта, технологии, повышение профессионального уровня и квалификации.
Экономико-географические факторы как средства, способствующие развитию туризма, определяются ростом туристской инфраструктуры и фондов размещения, развитием международных и внутренних коммуникаций, совершенствованием транспортных средств.
Экономика Андорры весьма разнообразна. Промышленность страны изготовляет табачные, шерстяные, и ремесленные изделия, мебель. Всего в промышленности занято до 21% рабочих рук (в сфере услуг - 78%).
Развитие сельского хозяйства в Андорре ограничено тем, что лишь 2% земель пригодны для обработки. В этой отрасли занято менее 1% населения. Выращивается картофель и табак (им заняты 20% сельскохозяйственных земель), в небольшом количестве - ячмень и рожь. Большую часть продуктов питания приходится импортировать. В стране традиционно было развито животноводство. Разводят овец (основной источник шерсти), коз и крупный рогатый скот.
Внешняя торговля ориентирована на страны ЕС. Андорра является членом таможенного союза ЕС. Торговый обмен промышленными товарами и услугами между Андоррой и европейскими странами в ЕС не облагается таможенными тарифами, в отличие от андоррских сельскохозяйственных изделий. Основными экономическими партнерами Андорры являются Франция и Испания.
Важная
отрасль экономики Монако и главный
источник доходов в государственную
казну - туристический бизнес. С этой
точки зрения Монако представляет собой
огромный гостиничный комплекс, имеющий
свыше 2500 номеров в отелях, подавляющее
большинство которых
Каждый год княжество посещает 4 миллиона иностранцев, из которых 600 тысяч - туристы, приезжающие сюда на несколько дней. Каждый пятый турист в Монако - итальянец, 16% составляют французы, 11- американцы, 8 - англичане и 6% - немцы. Иностранных туристов обслуживает 18% всего работоспособного населения княжества.
В
последнее время резко возросла
роль бизнес-туризма. В Монако функционируют
несколько крупных бизнес-
Но мало кому известно, что промышленность также является одной из основ национальной экономики. Рост промышленных предприятий начался в начале века, когда в районе Фонвьей стали строить первые пивоваренные заводы и шоколадные фабрики. В условиях дефицита земельных площадей строительство ориентировалось на чертежи многоэтажных зданий.
Наиболее
перспективные направления
Национальный доход Сан-Марино складывается в основном из доходов от иностранного туризма, сельского хозяйства, легкой промышленности и кустарных промыслов.
Важные статьи дохода выпуск коллекционных почтовых марок (начиная с 1847 г.) и монет для нумизматов. Кроме того, за отказ республики от выпуска собственных денежных знаков, организации таможенной службы, а также за обязательство не сооружать теле- и радиостанций, не открывать игорных домов и не производить спиртные напитки и табачные изделия. Италия ежегодно выплачивает Сан-Марино 4,5 млрд. лир.
Экономика Сан-Марино теснейшим образом связана с экономикой Италии. Её основу составляют сельское хозяйство (производство зерна, виноделие) и обслуживание иностранных туристов. Имеются предприятия, производящие текстиль, керамику, сувениры, пищевые продукты. Ежегодно Сан-Марино посещает более 3 миллионов туристов. Важные статьи дохода - вы марок и монет для коллекционеров.
Лихтенштейн называют "маленьким экономическим гигантом". Эта страна обладает собственной современной промышленностью, развитыми политическими, дипломатическими, торгово-экономическими, культурными и другими связями, по существу, со всем миром. Благоприятные рыночные условия и льготное законодательство превратили его в один из центров высокотехнологической промышленности. Из 20 тысяч человек, занятых в народном хозяйстве, почти 7 тысяч являются жителями приграничных районов сопредельных стран. В промышленности, строительстве и ремесленной сфере работает 48.1 % от общего числа занятых в сельском, и лесном хозяйстве работает 1.7 %, в сфере услуг-50.2 %.
Основу экономики составляет капиталоемкое сверхточное машино- и приборостроение. Крупнейшими Лихтенштейнскими фирмами, имеющими широкую европейскую известность, являются: АО "Хилти" (крепежное, малогабаритное строительное оборудование с автономным питанием) и АО "Бальцерс" (сверхглубоковакуумная техника для оптической, микроэлектронной и микропроцессорной промышленности, и нанесения специальных покрытий). Промышленность почти на 100 % ориентирована на экспорт. Объем экспорта в 1994 году составил примерно 2.5 млрд. швейцарских франков, из них 20 % - в страны ЕАСТ (в Швейцарию - 13.8 %), 41.6 % - в страны ЕС и 38.4 % - в прочие страны. В сельском хозяйстве основная отрасль - животноводство (прежде всего молочное), на долю которого приходится 3/4 всей продукции. Животноводство очень развито в Лихтенштейне. В результате селекции были выведены новые породы молочных животных, которые дают до 7000-8000 литров молока в год.
Так же развито виноделие, и лихтенштейнцы по праву гордятся изделиями, которым покровительствовал Бахус.
Государственный бюджет стабильно сводится с положительным сальдо, ВНП в перерасчете на душу населения, - один из самых высоких в мире, он составляет 67 тысяч швейцарских франков.
В стране забыли, когда была безработица. На 1000 жителей - 788 транспортных средств (из них 595 легковых автомобилей). В Лихтенштейне - 46 отелей, 76 ресторанов и кафе, музей лыж, далеко не редкость бассейны и спортбазы.
Экономика Ватикана основана только на обслуживании Папской резиденции и туристов, однако сюда стекаются огромные финансовые средства всего католического мира, что и служит основой богатства этого крохотного по размерам государства. Денежная единица - евро.
Ватикан имеет три основных источника доходов: Центральный банк Ватикана ("Институт по делам религии"), реорганизованный в 1989 г., осуществляет операции международного характера, пожертвования верующих, финансовая и экономическая деятельность собственных предприятий.
Ватикан
живёт за счёт взносов, поступающих
от католических церквей различных
стран мира пожертвования от верующих,
сборы налогов на церковь стекаются
в Ватикан со всего мира, но в
основном из США; доходов от туризма
и от реализации обширной печатной
продукции. Одним из источников дохода
является "десятина" - отчисления
от арендной платы за земли, принадлежащие
церкви в странах католического
мира. Собственной промышленности нет
(за исключением полиграфической), сельское
хозяйство не ведётся.
1.4
Экология в микрогосударствах
Когда мы характеризуем то или иное государство, мы обязательно говорим о его климате, природе и экологии в целом. Хозяйственная деятельность человека сильно изменила облик планеты за последние десятилетия. Однако в последнее время все промышленные действия сопровождаются защитой окружающей среды от загрязнения. Большое внимание уделяется чистоте воздуха, рек и водоемов, а также проводится охрана лесных ресурсов.
Но на сегодняшний день экологическое положение Андорры оставляет желать лучшего. Леса, когда-то покрывавшие страну, занимают теперь лишь треть ее территории и продолжают вырубаться. Самые густые леса сохранились на самом севере Андорры и вдоль испанской границы на юге. Животный мир также сильно пострадал от вмешательства человека. Медведи почти полностью истреблены. Поскольку сельское хозяйство слабо развито применение удобрений и ядохимикатов не служит дополнительным источником загрязнения природных вод.
Горный
рельеф страны, многочисленные реки, а
также разнообразие растительности
обуславливают в целом
В Монако все экологические вопросы решаются на самом высоком уровне. Его Светлость, Альбер II, участвует во всех экологических акциях, проводимых различными Объединениями и Ассоциациями Княжества Монако по борьбе против всякого рода загрязнений ("Автосалон электрических транспортных средств", Организация по экологии Средиземного моря и пр.).
30
июля 1991 года в рамках Дня защиты
окружающей среды и в связи
с вхождением в состав
С
экологической точки зрения туризм
является одним из видов природопользования.
Развитие туризма требует вовлечения
в человеческую деятельность природных
ресурсов. Негативные воздействия человека
на природу разнообразны и многочисленны:
загрязнение природных
Наряду
с загрязнением остро стоит проблема
изменения компонентов
Но
вместе с тем туризм может оказывать
и позитивное воздействие, способствовать
устойчивому развитию, обеспечивая
благосостояние и социальный прогресс.
Таблица 2
СРАВНЕНИЕ
МИКРОГОСУДАРСТВ ЕВРОПЫ
Государство | Площадь,
км2 |
Население,
тыс. человек |
Основные отрасли экономики | Основные отрасли пром-ти |
Андорра | 456 | 65 | Торговля, обслуживание туристов | Лёгкая, пищевая |
Лихтенштейн | 160 | 31 | - | Обрабатывающая, приборостроение |
Сан-Марино | 61 | 25 | Туризм, сельское хоз-во | Лёгкая, пищевая |
Монако | 1,95 | 31,9 | туризм | Лёгкая пром-ть и перерабатывающая |
Ватикан | 0,44 | Нет постоянного населения | - |