Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:14, курсовая работа
Настоящим символом Кавказских Минеральных Вод является Пятигорск. Город настолько исторический, что сам является историей воплоти. А сравнительно небольшая жизнь Пятигорска - всего два века – настолько интересна и захватывающая, что ни каждый древнерусский город может этим похвастаться. Вам же предстоит самим оценить уникальность и необычность этого места, где обязательно познакомитесь с более чем сотней исторических памятников. А если к такой насыщенной экскурсионной программе добавите и полезные бальнеологические процедуры, то всецело согласитесь с тем, что Пятигорск - жемчужина Южной России.
1. Пятигорск – город курорт
1.1 Лечебные факторы
1.2. История
1.3. Особенности обзорных экскурсий (теория)
2. Разработка обзорной экскурсии по г. Пятигорску
2.1 Лермонтовские места
2.2. Достопримечательности, связанные с историей курорта
2.3. Военные достопримечательности
Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре: каждая из них содержит несколько обязательных подтем, которые при их расширении, углублении, включении новых объектов показа могут стать самостоятельными тематическими экскурсиями. Выбор из множества подтем основных, обязательных – сложная задача. В жизни города необходимо выделить именно те стороны, которые оказали решающее воздействие на его историческое развитие.
Почти в каждой экскурсии одна из подтем в силу своей значимости становиться ведущей. Таким образом, при создании обзорной экскурсии по городу отдается предпочтение тем подтемам, которые определяют лицо города.
При выборе подтем обзорной экскурсии должны учитываться национальное своеобразие каждого города, особенности быта, архитектуры, искусства.
Определение тематики – один из важнейших вопросов в разработке городской обзорной экскурсии. Не менее важным вопросом является распределение времени для ознакомления с исторически и современным материалом. В городах, имеющих историческое прошлое, много памятников старины, и поэтому большая часть времени отводится рассказу о них; в городах-новостройках фактически все время посвящено рассказу о современности.
Многоплановый характер городской обзорной экскурсии вызывает определенные трудности в выборе объектов показа. В каждом достаточно крупном и старом городе встречаются и исторические, и архитектурные, и современные памятники. Поэтому при отборе объектов для обзорной экскурсии необходимо включать:
1) объекты, имеющие непосредственное отношение к теме экскурсии;
2) наиболее типичные и полно раскрывающие подтему объекты, т.е. главным критерием является степень их информационности;
3) объекты, отличающиеся подлинностью.
Не следует включать объекты, представляющие значительный интерес, но расположенные далеко от основного маршрута (переезд 30-40 минут).
На маршруте могут встречаться памятники, привлекающие внимание экскурсантов, но не имеющие отношения к теме. В таком случае о них необходимо дать справку, удовлетворив тем самым любопытство экскурсантов, и продолжить показ объектов, предусмотренных методической разработкой.
Многоплановый характер объектов городской обзорной экскурсии предъявляет особые требования и к комплектованию «портфеля экскурсовода». В него необходимо включать материалы, связанные не с одной, а с несколькими подтемами.
В городской обзорной экскурсии рекомендуется посещение музеев, которое предусматривается на стадии ее разработки. При включении музеев в экскурсию определяется, какая подтема (подтемы) раскрываются в том или ином музее. Как правило, в музее освещаются те вопросы, которые в силу различных обстоятельств не могут быть достаточно полно освещены при показе городских экскурсионных объектов. Чаще всего в обзорную экскурсию включается посещение краеведческого музея. Учитывая то, что его экспозиции многоплановы, как правило, показываются археологический, этнографический и биографический материалы. Время, отведенное на осмотр краеведческого музея в городской обзорной экскурсии, значительно меньше времени проведения специальных экскурсий по музею и составляет не более 30-40 минут. Экспонаты, не относящиеся к теме городской экскурсии, полностью из экскурсии исключаются.
Правомерно включение в городскую обзорную экскурсию посещения мемориальных, художественных, тематических музеев. Время, отводимое на их осмотр, не должно превышать 15-25 минут, так как они даю представление только о какой-либо одной подтеме, а в задачи обзорной экскурсии входит ознакомление экскурсантов со многими другими сторонами жизни города.
Желательно, чтобы город и музей в обзорной экскурсии показывал один и тот же экскурсовод, что помогает сохранить целостность экскурсии и логическую конструктивность. Экскурсоводы при подготовке экскурсии самостоятельно осваивают экспозиции, пишут текст экскурсии, который представляется сотрудникам музея для просмотра, заключения и оценки. Если оценка текста положительная, научные сотрудники музеев в присутствии методистов бюро принимают пробную экскурсию. В случае успешного ее проведения оформляется допуск экскурсовода бюро к проведению экскурсий по музею.
Структура городской обзорной экскурсии обычна: начинается она с краткого введения, затем следует основная часть, в процессе которой освещаются подтемы экскурсии. После знакомства с городом экскурсовод делает заключение и отвечает на вопросы.
При проведении обзорной экскурсии широко применяется индуктивный метод изложения материала. Важно сразу же установить контакт с группой, заинтересовать экскурсантов. Установлению контакта с группой способствует использование приема «общего знакомого», т.е., рассказывая экскурсантам о своем городе, экскурсовод приводит сведения, факты, имеющие непосредственное отношение к их городу.
Многоплановый характер обзорной экскурсии, включающей различные подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой. При помощи логических переходов экскурсовод в процессе рассказа должен связать памятники разных эпох и основные подтемы экскурсии в единое целое.
Методические приемы показа и рассказа в обзорных экскурсиях должны быть разнообразны. Из приемов показа чаще используются предварительный осмотр (на центральной площади города, смотровой площадке), экскурсионный анализ (обычно дается при осмотреть основных объектов) и реже прием зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), прием сравнений (по сходству и различию, а также сравнения с другими широко известными экскурсантам объектами).
Практически все методические приемы рассказа могут успешно применяться в городской обзорной экскурсии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методических приемов рассказа чаще приходиться прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приемы объяснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.
Из других методических приемов в экскурсию следует включать элементы ритуала, чаще всего это минута молчания у Вечного огня Славы и братских могил. Во время выходов для осмотра основных объектов успешно используется методический прием движения, позволяющий давать более детальный экскурсионный анализ объектов.
2. Обзорная экскурсия по городу Пятигорск
Кроме эффективного лечения заболеваний в соответствии с профилем городов-курортов, отдыхающих на курортах Кавказских Минеральных Вод ждет уникальная и разнообразная экскурсионная программа.
Обзорная экскурсия по Пятигорску с посещением домика Лермонтова, места дуели М.Ю.Лермонтова, озера "Провалъ", беседки "Эолова арфа", грота Дианы. Гора Машук, канатная дорога, обзор города и Большого Кавказского Хребта.
Грот Лермонтова (1829 год, Емануелевский парк). Романтический грот под скалой Беседки Эола. Гроты были непременным атрибутов европейских парков в 18 веке. Пятигорские гроты естественного происхождения, зодчий Бернардацци только обустроил его. Доподлинно известно, что в 1837 году М.Ю.Лермонтов написал картину «Вид Пятигорска» с изображением этого грота, а с 1860 года грот уже официально назывался «Гротъ Лермонтова».
Грот Дианы (1831 год, Елизаветинский цветник). Эта искусственная пещера в парке на северном склоне горы Горячей сооружена по проекту братьев Бернардацци в 1829 г. в ознаменование первого восхождения на Эльбрус участников экспедиции под руководством генерала Емануеля. Сооружение имеет 3 входа, главный из них украшают 2 дорических колонны. Отсюда начинается Ермоловская аллея, проложенная к главному бульвару курорта. В 1860 году над гротом соорудили ледник для продуктов, а в 1877 проложили пивопровод прямо в грот. Военный оркестр располагался над гротом, а на площадке перед ним часто устраивались балы и пирушки (корпоративные вечеринки). Лермонтов часто бывал здесь, а за неделю до гибели устраивал бал для прекрасных дам.
Место дуэли Лермонтова. Дуэль состоялась вечером 15 июля 1841 г между М. Ю. Лермонтовым и Н. С. Мартыновым, в ходе которой поэт был смертельно ранен. В 1881 г. на месте дуэли была установлена небольшая каменная пирамида, а в 1901 г. поставили временный памятник из гипса и дерева. Нынешний памятник сооружен по проекту скульптора Б. Микешина в 1915 г. Это каменный обелиск с горельефом поэта в центре.
Музей "Домик Лермонтова". Домик хранит память о М. Ю. Лермонтове, о последних днях его жизни. В экспозиции представлен изобразительный материал: картины и иллюстрации художников на темы произведений поэта, картины и рисунки самого поэта, выполненные лучшими копиистами.
Беседка «Эолова арфа» (1831 год, Емануелевский парк). Эол – бог ветра. Восемь дорических колонн греческой беседки - визитная карточка курорта. Она расположена на высокой скале на краю пропасти. Во все времена на этой площадке находились наблюдательные пункты войск, поскольку отсюда хорошо просматриваются подступы к городу. В центре беседки расположены 2 арфы – модный в те времена музыкальный инструмент. В каменный пол в центре беседки был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, - раздавались мелодичные звуки. От силы ветра зависела громкость звучания и его тембр. Беседка обладает хорошей акустикой, а также служит усилителем звука. Беседка упоминается в повести М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус». Ныне Эолова арфа работает «под фанеру» - оснащена электромузыкальным инструментом.
Скульптура Орла В 1903 г., к 100-летию Пятигорского курорта, была установлена скульптура орла, ставшая эмблемой не только Пятигорского курорта, но и всего района Кавказских Минеральных Вод. Автор ее воплотил в камне горскую легенду об орле, смертельно ужаленном змеей и нашедшем избавление от неминуемой гибели в струе целебной воды на горе Горячей. Гора интересна и своими пещерами карстового происхождения, их особенно много на южном склоне
Провал О Провале в повести "Княжна Мери" сказано: "По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал ..." В лермонтовское время не было тоннеля (пробит в 1858 г.) к небольшому, карстового происхождения, озеру в Провале. Поэтому приходилось взбираться вверх к воронке, чтобы заглянуть в таинственную глубину. В самом начале XX в. благоустроили дорогу от Елизаветинской галереи к Провалу, превратили ее в бульвар. Кроме прогулочных аллей, здесь проходила экипажная дорога, а в 1903 г. был пущен трамвай. По обе стороны бульвара еще раньше отводились участки под частные дачи. Дачи строились по индивидуальным проектам, по заказу людей состоятельных. В них-то и были организованы первые санатории в 20-е гг. Провальская зона была объявлена курортным городком. Сейчас старинные причудливые особняки чередуются с современными постройками санаториев, расположенных на бульваре, носящем теперь имя Ю. А. Гагарина. Бульвар оканчивается площадью, на которой и находится вход в тоннель Провала.
Маршрут экскурсии: Цветник – вершина Машука – Провал – Емануелевский парк – Горячая гора – скульптура Орел – Пагода – Цветник – памятник А.С.Пушкину.
Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по старейшему курорту Кавказских Минеральных Вод раскрывает историю российской бальнеологии. Лечебница возникла по замыслу Главнокомандующего на Кавказе и в Грузии А.П.Ермолова как природный госпиталь для военных. Но слава о чудодейственных источниках разнеслась скоро, и на далекий Кавказ потянулись жаждующие исцеления.
Швейцарские архитекторы Джузеппе и Джованни Бернардацци в короткий срок создали здесь уютный городок. Указом Правительствующего Сената 14 мая 1830 года Горячеводское поселение получило статус города и название по Бештовой горе – Пятигорск.
Выдающиеся врачи, геологи, архитекторы и инженеры вложили немало сил для обустройства уникального месторождения целебных ключей. К концу XIX-го века бальнеолечебница стала приобретать славу грязевого курорта. Целебные грязи Тамбуканского озера в окрестностях города начали успешно применять в лечении больных на Водах.
На рубеже XIX и XX-го столетий химик Э.Э.Карстенс открыл радиоактивность Теплосерных вод, а профессор А.Н.Огильви вывел на световую поверхность углекислые минеральные воды типа Нарзан.
Расширение гидросистемы курорта за счет новых разработок минеральных вод типа ессентукских и железноводских расширило лечебные возможности курорта и сделало его многопрофильным. Старейшая российская здравница по обилию и разнообразию целебных ключей не имеет себе равных ни в Европе, ни в Азии.
Курорту чуть более 200 лет, но его история столь многогранна и связана с именами столь многих выдающихся людей отечественной и зарубежной науки, техники и культуры, что признание Пятигорска историческим городом оказалось вполне обоснованным. В мае 1970 г. постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР и Госкомитета Совмина РСФСР был утвержден список 115 городов и исторических мест России, имеющих архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся частью национального наследия народов, населяющих РСФСР, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую ценность. Отныне Пятигорск числится в законах и актах о памятниках РСФСР.
Экскурсионный маршрут проходит по старейшей части города, где туристам предоставляется возможность узнать о редком природном явлении – озере Провал внутри горы Машук. Затем, поднявшись на вершину Машука (996 м над уровнем моря), туристам предоставляется возможность полюбоваться окрестностями Пятигорска. В ясный день отсюда видна панорама Центральной части Большого Кавказа от Кавказа до Эльбруса.