Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:08, реферат
Цель работы: провести исследование развития туризма в цивилизации Древнего Рима.
Задача исследования: рассмотреть путешествия древних римлян.
ВВЕДЕНИЕ
Ранние сведения о начальных формах туристской деятельности в Европе и на Ближнем Востоке относятся еще к эпохе античности.
Римляне регулярно совершали дальние морские и сухопутные путешествия в военных, торговых, познавательных и даже развлекательных целях. Появление новых торговых путей приводило к расширению туристского пространства. Массовые перемещения свободных граждан происходили во время Олимпийских игр.
В организации
путешествий первыми
В античном мире путешествия в подавляющем большинстве случаев были связаны с выполнением государственных задач, торговлей, просветительством. Были и другие причины для путешествий: религиозные праздники, спортивные состязания, отдых, лечение и, наконец, поиски приключений.
В те далекие времена путешествия были рискованным делом. Люди передвигались из одного места в другое водным или сухопутным путем, часто преодолевали капризы стихии, подвергались другим опасностям (нападения разбойников, дорожные аварии и др.).Интересы древних римлян были весьма разнообразными. Они обращали свои взоры во все концы света. Древним грекам принадлежит первенство европейцев в плавании к берегам Индии. А римляне использовали полученные знания от греков.
Цель работы: провести исследование развития туризма в цивилизации Древнего Рима.
Задача исследования: рассмотреть путешествия древних римлян.
Объект исследования: туризм периода цивилизации Древнего Рима.
Предмет исследования: история развития туризма в цивилизации Древнего Рима.
1. Путешествия в Древнем Риме и их цели.
Ранние сведения об организации путешествий сохранились со времен Древнего Рима. В Древнем Риме рост численности "праздного класса" и расширение географических границ империи придали путешествиям невиданные масштабы. По мнению некоторых исследователей, они были превзойдены лишь в XIX веке. В Римской империи были распространены образовательные путешествия в Грецию и Египет. На пирамидах египетских фараонов обнаружены многочисленные надписи, оставленные римскими легионерами. Это свидетельствует о том, что они не существенно отличались по культурному уровню от вандалов разных времен. Римлянам принадлежит идея организации климатических лечебных курортов, одним из которых считался Египет. Широкую известность получил курорт Байи (на берегу Неаполитанского залива). Там находились виллы Юлия Цезаря и Нерона. Археологами обнаружены римские термы и бальнеологические сооружения, в том числе на берегу Черного моря. Вывески, рекламирующие услуги заведений для приезжих, были обнаружены археологами во время раскопок в Помпеях. Особое значение в развитии путешествий имело дорожное строительство - характерная черта хозяйственной жизни Древнего Рима.
Для каждой
дороги предварительно составляли план,
затем рыли траншею, которую заполняли
камнями. Для стока воды вдоль
дорожного полотна прорывали
специальные водосточные
Для преодоления водных преград строились
мосты и виадуки. Эти сооружения кое-где
не только сохранились до наших дней, но
даже до сих пор используются, как, например,
мост через реку Алькантара в Испании.
Иногда строили аггеры: сооружали земляную
насыпь, а сверху плотно укладывали камни.
Ширина аггера достигала 15 м. Дороги расширялись
и благоустраивались, вдоль них устанавливались
столбы с указателями, сторожевые заставы,
почтовые станции и постоялые дворы (прообраз
современных отелей). Постепенно возникла
хорошо организованная транспортная сеть.
Для нужд путешественников создавались
перечни дорог и итинерарии - дорожные
путеводители. Одним из первых путеводителей
можно считать "Описание Эллады"
древнегреческого писателя Павсания (II
в. н.э.). Автор побывал в Италии, Сардинии,
Корсике, Аравии, Сирии, использовал труды
античных историков и географов и рассказал
о множестве памятников архитектуры и
искусства. Крупным путешественником
и одновременно туристом был историк Геродот.
Важные сведения о незнакомых странах
и городах черпали купцы и туристы из многотомной
"Географии" Страбона ( VII в. н.э.) и
"Германии" Тацита (98 г. н.э.). На всех
римских дорогах, в зависимости от рельефа
местности и расстояния между городами,
через каждые 12 или 18 римских миль имелись
станции. Они были двух видов. Первый (mutations)
- привалы для смены лошадей, мулов, волов,
отдыха в тавернах-ночлежках. Другой вид
- место отдыха (mansiones), где принимали путешественников,
имеющих официальные документы на право
путешествия. Кроме смены лошадей, мулов
и волов здесь в распоряжении путешественников
были постоялый двор, конюшня, тележные
мастерские, услуги ветеринаров, конюхов,
плотников, возчиков. В Древнем Риме была
создана сеть государственных гостиниц
для того, чтобы окупить строительство
дорог. Эти гостиницы строились через
каждые 15 миль. Существовали два типа гостиниц.
Гостиницы, которые предназначались для
патрициев, назывались мансионами. Для
плебеев были гостиницы похуже, в основном
частные, которые назывались стабуляриями.
Это были обычные постоялые дворы, где
можно было поесть и отдохнуть без удобств,
накормить или поменять лошадей, починить
повозку и т.п. В массионах встречаются
элементы туристского сервиса и обслуживания
(прачечные, комнаты для отдыха и развлечений,
таверны и прочее). Вооруженные стражники
поддерживали порядок и защищали путешественников
от бандитов. Для передвигавшихся по дорогам
существовали путеводители (itineraria adnotata),
схематические карты с символами (picta),
обозначавшими реки, озера, морские маяки,
места, оборудованные для перемены лошадей,
остановок для ночлега и привалов для
военных отрядов. Стоили такие путеводители
весьма дорого. Испанские археологи нашли
четыре глиняные таблички для путешественников
(tesserae asturianae), на которых указаны названия
городов и расстояния, их разделяющие.
Римляне часто пользовались услугами
частных транспортных контор для поездок
по дорогам, рекам, озерам и морю. Отдых
и ночлег в пути были не очень комфортными,
но недорогими, что подтверждается сохранившимся
счетом, который можно увидеть в одном
из неаполитанских музеев. Богатые путешественники
имели на дорогах, по которым обычно передвигались,
собственные места для ночлега (deversorii)
или обращались к друзьям, проживавшим
на виллах по пути следования, обзаводились
удостоверением гостеприимства (tessera hospitalis),
которое гарантировало обслуживание в
дороге, в том числе медицинскую и юридическую
помощь при возникновении споров, и даже
организацию приличных похорон в случае
смерти владельца документа в другом государстве.
Купцы, коммерсанты или другие лица, по
профессиональным причинам часто выезжавшие
за границу, устанавливали предварительные
контакты с доверенными людьми в зарубежных
странах, которые обеспечивали их прием
и размещение, а также оказывали необходимую
в поездке помощь. Этот институт гостеприимства
(hospitium) был основан на принципах взаимности:
иностранец имел право на такой же прием
и поддержку на территории Римской империи.
Обязанности, вытекающие из таких договоренностей,
считались священными. Каждая из сторон
могла разорвать договор только после
публичного и официального извещения
о своем намерении. Образование молодого
привилегированного римлянина не считалось
завершенным до осуществления поездки
в какую-либо страну (чаще всего в Грецию)
для ознакомления с ее культурой и наукой,
а также обучения у знаменитых в то время
философов, историков и медиков. Римская
знать путешествовала на крупных парусных
кораблях (до 150 м длиной и водоизмещением
до 1 000 т), на которых имелись все условия
для комфортного путешествия. Менее обеспеченные
римляне путешествовали на грузовых судах,
которые направлялись для закупки товаров.
Такие поездки были практически безопасными,
так как император Август (63 г. до н. э. -
14 г. н. э.) создал несколько специальных
постоянных эскадр военных кораблей для
охраны морских путей на Средиземном море.
Мотивация путешествий в те времена была
почти такой же, как и в настоящее время.
Римская знать посещала различные страны
с целью ознакомления с их достопримечательностями
и для получения образования, оздоровления
на минеральных и термальных источниках
(некоторые из них сохранились до сих пор).
Римлян по праву можно считать родоначальниками
туристских поездок с целью отдыха и лечения.
Естественно, что такие поездки сопровождались
развлечениями, охотой, посещениями храмов
и религиозных мест, экскурсиями, дегустацией
знаменитых вин, что популярно и сейчас.
Звали в дорогу спортивные состязания,
большие игры гладиаторов, устраиваемые
морские сражения. Большой популярностью
пользовались Олимпийские игры в Греции,
охота на крупных животных в Египте, поездки
в горы. Как видим, во времена античного
Рима уже существовали различные формы
организации поездок обслуживания путешественников,
создавалась инфраструктура, способствовавшая
успешному перемещению людей из одного
места в другое. В Императорский период
государственные службы, профессиональные
объединения людей, а также частные лица)
оказывали помощь в подготовке путешествий.
Особую роль играла римская государственная
почта. Ее специализированные подразделения
выдавали служебные «паспорта», разрешительные
и иные сопроводительные документы в дорогу,
содержавшие путевую информацию и правила
пользования услугами почтовых станций
и постоялых дворов. Начатки организаторской
и посреднической деятельности прослеживаются
также в работе римских коллегий. Они объединяли
людей по роду занятий и среди прочего
оказывали им поддержку в путешествиях.
2.Особенности лечебного туризма в Древнем Риме.
Особое
место в жизни древних римлян
занимал лечебный туризм, который
зародился еще в Древней
Поэтому медициной у римлян довольно долгое время занимались, в основном, греки. Им стали составлять конкуренцию египетские врачи начиная со времен Цезаря. Большими познаниями в медицине обладали жрецы Асклепия (Эскулапа). Так же как и в Древней Греции, в храмы Асклепия стекалось большое количество страждущих.
Римляне
еще больше, чем греки, ценили целебные
минеральные источники. Самым известным
курортом уже в I в. до н.э. стали байские
источники. Большой популярностью
у римлян также пользовались естественные
паровые серные бани, которые устраивали
прямо в пещерах. Кроме Байи, курорты
существовали в Этрурии, в Габиях
недалеко от Рима. К объектам зарубежного
туризма можно отнести
С появлением христианства новый импульс получает паломнический туризм. Паломничество было распространено еще в Древней Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями. В Древнем Риме еще не существовало крупных культовых сооружений, там христианство только зарождалось, а в качестве богов выступали трансформированные боги Древней Греции. И все же, путешествия к святым местам набирали силу. Так, например, апостол Павел много путешествовал во время своей миссионерской деятельности. Он побывал в Малой Азии, Греции, Сирии и Палестине. Павел возвратился в Иерусалим после трех продолжительных путешествий в восточную часть Римской империи. Это было последнее путешествие апостола: в 64 г. н.э. Павла казнили в предместьях Рима. Морские путешествия в Древнем Риме осуществлялись с весны до середины осени. Плавания были в основном неспешными. От Меотийского болота, как римляне называли Азовское море, до Александрии Египетской доходили за две недели.
Большое
значение для развития торговли имело
плавание купца Гиппала в 14–37 гг.
н.э. Он установил закономерность движения
муссонов в Индийском океане, совершил
плавание от мыса Фартак к дельте Инда.
Гиппал написал книгу «Плавание
вокруг Эритрейского моря». В этом сочинении
описан берег Африки от мыса Гвардафуй
до острова Занзибар. Описаны также
южное побережье Аравии и большая
часть западного побережья
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Римской империи были распространены образовательные путешествия в Грецию и Египет. Римлянам принадлежит идея организации климатических лечебных курортов, одним из которых считался Египет. Римляне часто пользовались услугами частных транспортных контор для поездок по дорогам, рекам, озерам и морю. Отдых и ночлег в пути были не очень комфортными, но недорогими, что подтверждается сохранившимся счетом, который можно увидеть в одном из неаполитанских музеев. Богатые путешественники имели на дорогах, по которым обычно передвигались, собственные места для ночлега (deversorii) или обращались к друзьям, проживавшим на виллах по пути следования, обзаводились удостоверением гостеприимства (tessera hospitalis), которое гарантировало обслуживание в дороге, в том числе медицинскую и юридическую помощь при возникновении споров, и даже организацию приличных похорон в случае смерти владельца документа в другом государстве. Купцы, коммерсанты или другие лица, по профессиональным причинам часто выезжавшие за границу, устанавливали предварительные контакты с доверенными людьми в зарубежных странах, которые обеспечивали их прием и размещение, а также оказывали необходимую в поездке помощь. Этот институт гостеприимства (hospitium) был основан на принципах взаимности: иностранец имел право на такой же прием и поддержку на территории Римской империи. Обязанности, вытекающие из таких договоренностей, считались священными. Каждая из сторон могла разорвать договор только после публичного и официального извещения о своем намерении. Образование молодого привилегированного римлянина не считалось завершенным до осуществления поездки в какую-либо страну (чаще всего в Грецию) для ознакомления с ее культурой и наукой, а также обучения у знаменитых в то время философов, историков и медиков.
С появлением христианства новый импульс получает паломнический туризм. Паломничество было распространено еще в Древней Греции. Особенно часто посещался знаменитый храм Аполлона в Дельфах, где пифия, «выбранная богом», занималась предсказаниями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб., 2007.- 576 с.
2. Быт и история в античности / Под ред. Г.С. Кнабе. – М., 2008.- 272 с.
3. Велишинский Ф. Быт и нравы древних греков и римлян. – М., 2009.-
704 с.
4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с
польск. – М., 2008.- 342 с.
5. Гиро П. Частная и общественная жизнь древних римлян. – СПб., 2008.-
688 с.
6. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. – М., 1990.-
456 с.
7. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.:
Финансы и статистика, 2001.-364 с.
8. Соколова М.В. История туризма. 3-е издание.- М., 2006.-350 с.