Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:33, курсовая работа
Объектом исследования данной работы являются отдельные регионы Дальневосточного федерального округа.
Предметом является разработка и обоснование нового познавательного тура «Остров Русский: вчера и сегодня»
Цель работы: разработка нового турпродукта познавательной направленности для школьников старшего школьного возраста в Приморский край, используя уникальный туристский потенциал региона.
Интерес к познавательному туризму возрастает с каждым годом, вовлекая в нее население практически всех стран мира, Россия также не является исключением. Рынок познавательного туризма достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга их интересов. Элементы познавательного туризма различной степени присущи практически всем видам туризма.
Российская
Федерация обладает большими и разнообразными
туристскими ресурсами для
Поэтому актуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью достижения основной цели: формирование нового туристского продукта для развития внутреннего туризма.
Объектом исследования данной работы являются отдельные регионы Дальневосточного федерального округа.
Предметом является разработка и обоснование нового познавательного тура « Остров Русский: вчера и сегодня»
Цель работы: разработка нового турпродукта познавательной направленности для школьников старшего школьного возраста в Приморский край, используя уникальный туристский потенциал региона.
Познавательный туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. В основе этого вида туризма лежит богатая экскурсионная программа. Познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха.
Для развития познавательного туризма важное значение имеет «кустовой» принцип планирования, предусматривающий создание вблизи главного объекта туристского интереса дополнительных объектов посещения – музейных экспозиций, мастерских природных промыслов, а также организаций культурных акций, зрелищных мероприятий. Это позволяет привлечь больше туристов, увеличить продолжительность их пребывания, а следовательно, повысить эффективность использования туристской инфраструктуры.
Факторы, влияющие на развитие туризма
Факторы, воздействующие
на туризм, подразделяются на два вида:
внешние (экзогенные); внутренние (эндогенные).
Внешние факторы воздействуют на туризм
посредством происходящих в жизни общества
изменений и имеют неодинаковую значимость
для различных элементов системы
туризма. К числу важнейших внешних факторов,
влияющих на развитие туризма, относятся:
Природно-географические (море, горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитектуры, истории и культуры) факторы как основа туристских ресурсов являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения. Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма.
Следует отметить, что природные явления могут приводить как к всплескам, так и спадам туристской активности. Например, крупное наводнение (июнь—июль 1997 г.) ограничило туристскую активность на большей части территории Польши и Чехии. Разрушительное землетрясение на севере Турции (1999 г.) повлекло за собой сокращение потока посетителей по сравнению с 1998 г. на 2 млн человек и снижение доходов от международного туризма почти на 3 млн дол. США.
К числу экономических факторов относятся также инфляция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валют. Так, изменения обменных курсов существенно влияют на объем туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами. Замечено, что рост относительной себестоимости поездки за рубеж на 5 % приводит к уменьшению спроса на выездной туризм на 6—10 %.
Среди социальных факторов развития туризма в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности свободного времени населения
что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов
К числу социальных факторов развития туризма относится также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования свидетельствуют, что существует прямая зависимость между уровнем образования людей и склонностью к путешествиям. Это объясняется тем, что лица с более высоким уровнем культуры и образования способны рациональнее распределять свое свободное время, использовать его для познания с помощью туризма окружающей среды, ознакомления с историей, жизнью, бытом, фольклором и искусством других стран и народов.
Сегодня человек в большей степени ориентирован на познание действительности, получение впечатлений, наслаждение жизнью, чем на потребление материальных благ.
Изменяется
и характер потребностей туристов:
от примитивных — к более
Постоянное влияние на развитие туризма оказывают демографические факторы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров), семейного положения и состава семей.
наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18—30 лет. Однако общая туристская подвижность людей достигает пика в 30—50 лет. Исследования показывают, что неженатые (незамужние) люди более мобильны, чем семейные, а женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины. К группе демографических факторов относится также урбанизация (увеличение доли городского населения), степень которой прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок.
Значительное влияние на развитие туризма оказывают политико-правовые факторы: политическая обстановка в мире и отдельных странах; политика открытия границ; смягчение административного контроля в сфере туризма; унификация налоговой и денежной политики. Туристская активность существенно зависит от политической обстановки.
Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на развитие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов. Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий).
Рынок познавательного туризма достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и неизвестное. Поэтому при разработке рынка, при рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.
Существуют
две разновидности
1) стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;
2) маршрутные
туры посещение нескольких городов
и центров
Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, знакомство с живописью (по знаменитым картинным галереям), знакомство с балетом и оперой (по знаменитым оперным театрам: Милан, Париж, Вена), по местам действия известных литературных произведений, по местам жизни великих писателей, природоведческие и многие другие.
Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.
Программа тура строится в зависимости от тематики тура.
Досуг на таких
турах культурно-
На познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях - экскурсоводы-искусствоведы.
Наиболее распространенное
определение туризма
Познавательный
туризм включает в себя поездки с
целью ознакомления с природными,
историко-культурными
Следует отметить,
что Россия в целом, и ее регионы
в частности располагают
Современное состояние и тенденции развития туризма в регионах Дальневосточного федерального округа
Современный туризм
Дальнего Востока (ДВ) характеризуется
аномально высоким уровнем
Анализ развития
внутреннего, въездного и
Рисунок 4 –
Структура туристских потоков в
Дальневосточном федеральном
Как видно из представленной диаграммы, наибольший удельный вес в туристском потоке региона на протяжении рассматриваемого периода времени составлял выездной туризм. При этом максимальное значение показателя отмечалось в 2007 – 2008 гг., когда уровень выездного туризма составлял свыше 90 %. В последние годы в регионе Дальнего Востока наметилась тенденции снижение удельного веса выездного потока туристов (86,5 % в 2010 г. и 84,2 % в 2011 г.). Важно отметить, что наметившаяся благоприятная тенденция роста доли внутренних туристических поездок в 2009 г., когда уровень показателя достиг максимально высоких значений 7,9 % против 4,5 % в 2008 г., в последующие периоды вновь отмечается его снижение. Так, если в 2010 г. на долю внутреннего туризма приходилось 6,8 %, то в 2011 г. – 6,5%. При этом на фоне сокращения удельного веса выездного туристского потока в 2011 г. наблюдается рост доли въездного туризма – 9,3 % против 6,6 % в 2010 г.
Для дальнейшего анализа были рассмотрены три региона – Приморский край, как один из крупнейших регионов ДВФО, обладающий помимо ресурсов для развития познавательного туризма, так и особыми ресурсами рекреационного характера (наличие морских пляжей), Хабаровский край – как центр ДВФО и Амурская область – как регион проживания потенциальных потребителей нового тура познавательной направленности, который был разработан автором и представлен в работе ниже.