Познавательный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы являются отдельные регионы Дальневосточного федерального округа.
Предметом является разработка и обоснование нового познавательного тура «Остров Русский: вчера и сегодня»
Цель работы: разработка нового турпродукта познавательной направленности для школьников старшего школьного возраста в Приморский край, используя уникальный туристский потенциал региона.

Файлы: 1 файл

Доклад на диплом.doc

— 515.50 Кб (Скачать)

Интерес к познавательному  туризму возрастает с каждым годом, вовлекая в нее население  практически  всех стран мира, Россия также не является исключением. Рынок познавательного  туризма достаточно широк. Он не зависит  от возрастной принадлежности туристов, а только от круга их интересов. Элементы познавательного туризма различной степени присущи практически всем видам туризма.

Российская  Федерация  обладает большими и разнообразными туристскими ресурсами для развития познавательного туризма. Сегодня  никто не может игнорировать или преуменьшать значение туризма для подъема национальной экономики. Однако результаты,  достигнутые нашей страной в области туризма, остаются пока еще очень скромными. В настоящее время рынок российского туризма развивается крайне неравномерно. Объем выездного туризма преобладает над объемами въездного и внутреннего туризма. Несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного и социального туризма, в стране наиболее активно функционирует все-таки рынок выездного туризма. Такая же тенденция характерна для регионов Дальневосточного Федерального округа, в том числе Приморского и Хабаровского краев и Амурской области.

Поэтому актуальность выбранной темы работы обусловлена  необходимостью достижения основной цели: формирование нового туристского продукта для развития внутреннего туризма.

Объектом исследования данной работы являются отдельные регионы  Дальневосточного федерального округа.

Предметом является разработка и обоснование нового познавательного тура « Остров Русский: вчера и сегодня»

Цель работы: разработка нового турпродукта  познавательной направленности для школьников старшего школьного возраста в Приморский край, используя уникальный туристский потенциал региона.

 

 

 

Познавательный  туризм включает в себя поездки с  целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. В основе этого вида туризма лежит богатая экскурсионная программа. Познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха.

Для развития познавательного  туризма важное значение имеет «кустовой» принцип планирования,  предусматривающий  создание вблизи главного объекта туристского  интереса дополнительных объектов посещения  – музейных экспозиций, мастерских природных промыслов, а также организаций культурных акций, зрелищных мероприятий. Это позволяет привлечь больше туристов, увеличить продолжительность их пребывания, а следовательно, повысить эффективность использования туристской инфраструктуры.

Факторы, влияющие на развитие туризма

Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида: 
внешние (экзогенные); внутренние (эндогенные). Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма. К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:

  1. природно-географические
  2. культурно-исторические
  3. экономические
  4. социальные
  5. демографические
  6. политико-правовые
  7. технологические
  8. экологические

Природно-географические (море, горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитектуры, истории и культуры) факторы как основа туристских ресурсов являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения. Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма.

Следует отметить, что природные явления могут  приводить как к всплескам, так и спадам туристской активности. Например, крупное наводнение (июнь—июль 1997 г.) ограничило туристскую активность на большей части территории Польши и Чехии. Разрушительное землетрясение на севере Турции (1999 г.) повлекло за собой сокращение потока посетителей по сравнению с 1998 г. на 2 млн человек и снижение доходов от международного туризма почти на 3 млн дол. США.

К числу экономических  факторов относятся также инфляция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валют. Так, изменения  обменных курсов существенно влияют на объем туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами. Замечено, что рост относительной себестоимости поездки за рубеж на 5 % приводит к уменьшению спроса на выездной туризм на 6—10 %.

Среди социальных факторов развития туризма в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности свободного времени населения

что в сочетании  с повышением уровня жизни населения  означает приток новых потенциальных  туристов

К числу социальных факторов развития туризма относится также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования свидетельствуют, что существует прямая зависимость между уровнем образования людей и склонностью к путешествиям. Это объясняется тем, что лица с более высоким уровнем культуры и образования способны рациональнее распределять свое свободное время, использовать его для познания с помощью туризма окружающей среды, ознакомления с историей, жизнью, бытом, фольклором и искусством других стран и народов.

Сегодня человек в большей степени ориентирован на познание действительности, получение впечатлений, наслаждение жизнью, чем на потребление материальных благ.

Изменяется  и характер потребностей туристов: от примитивных — к более возвышенным, от средства восстановления работоспособности — к способу реализации человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения интеллектуальных запросов.

Постоянное  влияние на развитие туризма оказывают  демографические факторы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров), семейного положения и состава семей.

наибольшую  склонность к активным формам туризма  проявляют лица в возрасте 18—30 лет. Однако общая туристская подвижность людей достигает пика в 30—50 лет. Исследования показывают, что неженатые (незамужние) люди более мобильны, чем семейные, а женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины. К группе демографических факторов относится также урбанизация (увеличение доли городского населения), степень которой прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок.

Значительное  влияние на развитие туризма оказывают  политико-правовые факторы: политическая обстановка в мире и отдельных  странах; политика открытия границ; смягчение административного контроля в сфере туризма; унификация налоговой и денежной политики. Туристская активность существенно зависит от политической обстановки.

Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на развитие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов. Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий).

 

 

Рынок познавательного  туризма достаточно широк. Он не зависит  от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и неизвестное. Поэтому при разработке рынка, при рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.

Существуют  две разновидности познавательных туров:

1) стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

2) маршрутные  туры  посещение нескольких городов  и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута  путешествия (рис.3).



 


 

 

 

 

 

Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, знакомство с живописью (по знаменитым картинным галереям), знакомство с балетом и оперой (по знаменитым оперным театрам: Милан, Париж, Вена), по местам действия известных литературных произведений, по местам жизни великих писателей, природоведческие и многие другие.

Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.

Программа тура строится в зависимости от тематики тура.

Досуг на таких  турах культурно-познавательного  характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, какие-то национальные праздники. Не исключается посещение ресторанов с программой варьете, дегустацией национальных кухонь. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.

На познавательных турах с туристами работают опытные  гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях - экскурсоводы-искусствоведы.

Наиболее распространенное определение туризма рассматривает  его как «временные выезды (путешествия) граждан определенной страны, иностранных  граждан и лиц без гражданства  с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». Туризм является многофакторным явлением, его активное развитие зависит от таких факторов как экономические, политические, социальные, демографические, природные и т.д.

Познавательный  туризм включает в себя поездки с  целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в  посещаемой стране. Существуют две разновидности познавательных туров: стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре и маршрутные туры, которые предполагают  посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия. Кроме того, познавательный туризм можно классифицировать и с т.з. тематики программы пребывания туристов на маршруте. Основное требование к программе – ее насыщенность мероприятиями познавательного характера при организации комфортного размещения туристов.

Следует отметить, что Россия в целом, и ее регионы  в частности располагают значительным потенциалом для развития познавательного  туризма. Дальний Восток страны не является исключением и имеет значительное количество памятников истории, культуры а также и современных комплексов для развития познавательного туризма. В связи с этим в дальнейшей работе будут рассмотрены особенности развития туризма в отдельных регионах Дальнего Востока и предпосылки  организации туров познавательного характера.

 

 

Современное состояние и тенденции развития туризма в регионах Дальневосточного федерального округа

 

Современный туризм Дальнего Востока (ДВ) характеризуется  аномально высоким уровнем развития выездного туризма по сравнению  с внутренним и особенно въездным. Приоритетными направлениями для развития экономики региона должны быть наоборот внутренний и въездной туризм.

 Анализ развития  внутреннего, въездного и выездного  туризма подтверждает, что в областях  ДВФО наиболее развит выездной  туризм, на его долю приходится наибольший процент от общего туристского потока региона. Данные представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 –  Структура туристских потоков в  Дальневосточном федеральном округе по типам туризма1

Как видно из представленной диаграммы, наибольший удельный вес в туристском потоке региона на протяжении рассматриваемого периода времени составлял выездной туризм. При этом максимальное значение показателя отмечалось в 2007 – 2008 гг., когда уровень выездного туризма составлял свыше 90 %. В последние годы в регионе Дальнего Востока наметилась тенденции снижение удельного веса выездного потока туристов (86,5 % в 2010 г. и 84,2 % в 2011 г.). Важно отметить, что наметившаяся благоприятная тенденция роста доли внутренних туристических поездок в 2009 г., когда уровень показателя достиг максимально высоких значений 7,9 % против 4,5 % в 2008 г., в последующие периоды вновь отмечается его снижение. Так, если в 2010 г. на долю внутреннего туризма приходилось 6,8 %, то в 2011 г. – 6,5%. При этом на фоне сокращения удельного веса выездного туристского потока в 2011 г. наблюдается рост доли въездного туризма – 9,3 % против 6,6 % в 2010 г.

Для дальнейшего анализа были рассмотрены три региона – Приморский край, как один из крупнейших регионов ДВФО, обладающий помимо ресурсов для развития познавательного туризма, так и особыми ресурсами рекреационного характера (наличие морских пляжей), Хабаровский край – как центр ДВФО и Амурская область – как регион проживания потенциальных потребителей нового тура познавательной направленности, который был разработан автором и представлен в работе ниже.

Информация о работе Познавательный туризм