Понятие, виды и функции туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:49, реферат

Краткое описание

В переводе с французского туризм (tour) - это прогулка, поездка.

Файлы: 1 файл

Основы туризма.docx

— 115.31 Кб (Скачать)

      • неспособность к хранению, т.е.  их нельзя складировать, накопить.

      Производство – осуществление  эффективных комбинаций, обеспечивающих  экономическое развитие, как тур предприятия, так и турбизнеса в целом.

      Производство турпродукта нуждается  в первичных ресурсах, которые  в экономической теории называются  факторами производства (труд, капитал,  предпринимательство). Существует  четыре основных категории факторов производства:

      • природные,

      • культурно-исторические,

      • людские,

      • капитальные.

      «Фундамент» туристского предложения  составляют природные блага. Рекреационные  ландшафты, комфортный климат, водные  объекты, минеральные воды –  всё это привлекает посетителей  и решающим образом влияет  на туристское движение.

      Привлекательность территории для  развития туризма, прежде всего  познавательного, зависит от её  историко-культурного потенциала. Он  представлен историческими памятниками,  музеями, т.е. сочетанием объектов  материальной и духовной культуры.

      В процессе производства турпродукта  используется труд. Главная особенность  труда в сфере туризма состоит  в его неквалифицированном характере.  Международная организация труда выделяет три основные формы занятости в туризме:

      • Сезонная работа.

      • Неполный рабочий день.

      • Временная работа (проведение  выставок, на выходные дни).

      Объективная необходимость формирования  комплекса туристских услуг с  целью наиболее полного удовлетворения  потребностей туристов, в свою  очередь, породила в экономике  туризма особую роль тур организаторов на туристском рынке – туроператоров и тур агентов.

      Туроператорская деятельность –  это деятельность по формированию  туристского продукта, включающего  различные услуги по продвижению  этого продукта на рынок и  его реализации.

      Турагентская деятельность –  это продолжение деятельности  туроператора, но уже на розничном  рынке. От имени туроператора  тур агент как бы завершает рыночную сделку по купле-продаже туристского продукта.

      Чтобы сформировать туристский  продукт и в последующем его  реализовать, сначала нужно произвести  туристский продукт. В этом  смысле производство туристских  услуг есть исходный момент  для последующего формирования, реализации и потребления туристского продукта.

      Заключительное звено экономической  системы туризма – потребление  туристского продукта – также  имеет свою специфику. Традиционно  отмечаются следующие особенности  потребления туристского продукта.

      Первая особенность туристского  потребления. В обычном материальном  производстве результат производства (товар) движется от места производства  к месту потребления. В туризме  положение иное: для потребления  турпродукта в целом или отдельных  услуг сам потребитель (турист) должен быть доставлен в места  производства туристского продукта  или отдельных его услуг. Эта  особенность туристского потребления,  в свою очередь, вызывает производный  мультипликативный эффект: необходимость  для туриста в местах потребления  турпродукта наличия транспортных  услуг, жилья, питания, системы  гостеприимства в целом, создания  необходимых условий для лечения,  развлечений, образования, удовлетворения  потребности в новых впечатлениях, а также наличия экологически  здоровой среды, безопасности и т. п.

      Вторая особенность туристского  потребления состоит в том,  что расходы туриста, как правило,  количественно превышают обычные  расходы его проживания в постоянной  среде обитания. Это связано с  повышенными затратами на транспорт,  жилье, питание, а также на  культурные и деловые мероприятия.  Часть повышенных расходов связана  с фактором престижности туристского  потребления. Эта особенность  существенно обостряет проблему  доходов и затрат в сфере  туризма. В связи с этим учет  издержек и доходности в туризме  приобретает важное значение.

      Третья особенность туристского  потребления заключается в том,  что предельная полезность продукта  с точки зрения самого туриста,  страны его постоянного проживания, страны, в которую турист приехал,  и с точки зрения рынка различна. Предельные полезности у всех  этих субъектов различны и  качественно, и количественно.  Различны также уровни полезности  туристских услуг с точки зрения  общества, туриста и рынка при  внутреннем и въездном туризме.

      Эта особенность туристского  потребления вытекает из того  объективного факта, что рынок  туристских услуг сталкивается  с так называемыми внешними  эффектами (экстерналиями). Характерная  черта экстерналий туристского  рынка состоит в том, что  производство, формирование, реализация  и потребление туристских услуг  объективно рождают и дополнительные  затраты (издержки), и дополнительные  выгоды. При этом каждый участник  туристского рынка стремится  издержки переложить на других, а выгоды присвоить себе. Отсюда  и происходит название этого  явления - внешние эффекты, или экстерналий.

      По своей природе внешние эффекты  могут быть положительными и  отрицательными.

      Положительные эффекты – это  доходы нетуристских организаций  в связи с увеличением реализуемых  услуг, непосредственно не входящих  в пакет туристского продукта; развитие инфраструктуры региона  в связи с туризмом; рост зарплаты, увеличение числа рабочих мест  и вакансий; рост государственных  доходов за счет налогов и  пошлин и т. п.

      К отрицательным  внешним эффектам относятся: загрязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой природе, изъятие территории, пригодной для целей, не связанных с туризмом, и т. д.

      Четвертая особенность туристского  потребления состоит в том,  что оно имеет «кредитный»  характер, т. е. оно ограничено  во времени, строго оговорено  по срокам и условиям юридически  и экономически оформленной сделки  при купле-продаже туристского  продукта. Эта особенность туристского  потребления рождает своеобразную  интенсификацию всех действий  туриста, что ставит перед организаторами  туров особые трудности и усиливает  роль менеджмента.

      Пятая особенность туристского  потребления заключается в том,  что сама рыночная среда туризма  имеет особый, культовый, характер. Разумеется, туризм не отрицает, а предполагает деловые встречи,  покупку товаров редкого или  дефицитного характера. Однако  туристский рынок органично включает  приобретение товаров и услуг  особой культовой и культурологической  направленности, отражающих социальную  и национальную специфику города, региона, страны. 

Субъекты  системы туризма 

      Современная система туризма  организационно включает следующие  хозяйствующие субъекты:

      • фирмы – производители туристских  услуг (лечебницы, санатории, здравницы,  базы отдыха, деловые консультации  и др.);

      • фирмы – туроператоры, т.  е. фирмы по разработке и  реализации туристского продукта  преимущественно на оптовой основе;

      • фирмы – тур агенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

      • специализированные фирмы,  предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы  и др.);

      • специализированные предприятия  питания (рестораны, бары, кафе, столовые  и др.);

      • специализированные транспортные  предприятия (авиационные предприятия,  автопредприятия, железнодорожные  ведомства, предприятия морского  и речного транспорта и др.);

      • предприятия торговли и торговые  фирмы, специализирующиеся на  товарах для туристов;

      • предприятия сферы досуга  в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

      • рекламно-информационные туристские  учреждения (рекламные агентства,  рекламные бюро, информационно-туристские  центры и др.);

      В системе этих туристских  предприятий особо можно выделить  туристскую индустрию – межотраслевой  комплекс предприятий, фирм и  организаций по производству  товаров и услуг для туризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

   1. Александрова  А.Ю. Международный туризм: Учебник. - М.: Гардарика, 2008. – 368 с.

   2. Боголюбов  В.С. Экономика туризма: Учебник.  – М.: Просвещение,2006. – 250 с.

   3. Боголюбов  В.С., Никитина О.А. Развитие оздоровительного  туризма в регионе на основе  выявления и структуризации целевых  рекреационных ресурсов // Социс, 2009. - № 4– 36-40

   4. Васильева  Л.В. Организационно-экономический  механизм обеспечения устойчивого  развития туризма в регионе  // Вопросы туризма, 2008. - №2 – с. 33-36

   5. Гранберг  А.Г. Основы региональной экономики:  Учебник. – М.: Аспект – Пресс,2007. – 384 с.

   6. Джанджугазова  Е.А. Экономические аспекты развития  туристско-рекреационного регионального  комплекса // Экономика, 2009. - № 10 –  с.108

   7. Севастьянова  С.А. Методологические основы  развития и системного управления  туризмом в регионе. - М.: Юрайт  – Издательство, 2005. – 197 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

Структура турфирмы

Администрация

Трудно, да и не нужно, представить себе фирму  без администрации. Поиск финансовых потоков. Перераспределение доходов. Направление движения клиентов. Наконец, просто управление персоналом, который  часто знает, что и как делать, но не знает когда и где.

Бухгалтерия

Вычисляет приход и расход. Внимательно следит, чтобы одно не превышало другое. Регулярно отчитывается перед персоналом о планировавшейся заработной плате. Внедряет новые формы. Персонал бухгалтерии твердо управляется главным бухгалтером.

Отдел маркетинга

Роль  маркетинга в работе фирмы Приключенческого туризма трудно переоценить. Здесь  собраны самые высококвалифицированные  и высокооплачиваемые сотрудники. Если в первые годы работы сотрудники не совсем понимали, что они должны исследовать, то сейчас полностью определились - рынок. Да и рынок осознал неизбежность исследования.

Отдел рекламы

90% средств  заработанных в результате успешного  маркетинга фирма тратит на  рекламу и это оправдывает  себя в том смысле, что средства  тратятся без остатка. Клиент  еще не знает, еще только  начинает ощущать определенный  дискомфорт, а он уже вычислен  отделом маркетинга и предан под залог в отдел рекламы.

Плановый  отдел

Обычно  плановый отдел планирует лет на 10 вперед. При этом учитываются инфляционные ожидания, рост и падение курса иностранных валют, цены на энергоносители, доходы населения, включая пенсии и пособия, путчи, выборы, рождаемость, стихийные и другие бедствия, високосные годы и проч. Старший планер заносит все это в один большой лист и выдает планируемый результат: конкретное количество клиентов в конкретные туры и примерный доход.

Информация о работе Понятие, виды и функции туризма