Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение перспективы использования туристского потенциала Хабаровского края для дальнейшего его эффективного использования и привлечения инвестиций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть туристский потенциал: понятие, характеристику.
Рассмотреть эффективность использования туристского потенциала регионов России.
Рассмотрен опыт использования туристского потенциала в России: проблемы и перспективы.
Рассмотреть туристский потенциал Хабаровского края.
Рассмотреть проблемы и перспективы использования туристского потенциала Хабаровского края.
Предложить рекомендации по развитию туристского потенциала Хабаровского края.
д) инфраструктурный туристский пропускной потенциал – это количественные характеристики инфраструктуры региона, определяющие ее способность удовлетворять запросы туристов.
1.2 Эффективность
использования туристского
В настоящее время особенно остро стоит проблема применения рекреационных объектов страны для привлечения туристов, сохранения объектов наследия, развития экономики региона. В повышении эффективности применения рекреационных объектов главную роль имеют статус, форма собственности объекта, усиление его привлекательности [6, c. 13].
Передача рекреационных объектов в частное владение и частное рекреационное пользование может активизировать степень их применения, обеспечить им сохранность, образовать дополнительные услуги. Основным при формировании и эксплуатации частных туристических объектов является разработка плана, юридический и экономический механизмы, обеспечивающие безопасность и рентабельность. Владение частными лицами рекреационных объектов способствует наибольшему притоку туристов, что в свою очередь, увеличивает уровень развития рекреационной зоны в целом. Все это достижимо в совокупности с правильно-разработанной законодательной базой.
В настоящее время большое значение уделяется вопросам передачи культовых зданий религиозным организациям; определению охранных зон для природных и историко-культурных объектов; вопросам восстановления, ремонта объектов наследия, формированию новых памятников, и совсем не уделяется внимание вопросам страхования, оценки объектов наследия, возмещения ущерба [5].
В ходе изменения форм собственности часто государственные организации безответственно относятся к объектам наследия.
Сохранить эксклюзивные объекты в ведении государства можно при помощи определения их дальнейшего статуса. Они могут находиться в подчинении музейного ведомства, быть в форме особо охраняемой территории с особым статусом, с большей самостоятельностью и правами на расширение деятельности по внедрению новых форм в использование объектов, с долевым финансированием, возможно их продвижение в качестве объектов международного значения, привлечение зарубежных инвестиций на основе политики, включающей благотворительное и коммерческое вложение капитала [10, c. 130].
Направлениями эффективного использования уникальных объектов являются [5]:
- изменение профиля подходящих объектов в частные пансионаты, отели, частные усадьбы загородного типа с полным набором услуг премиум класса и развлечений;
- кардинальное решение
судьбы старых полуразрушенных
усадеб – «тихая смерть или
коммерческое возрождение». Судьба
их зависит от степени
Усадебный туризм должен стать заманчивым и конкурентоспособным зарубежному отдыху, по такому критерию как соотношение цены и качества. В России это может быть восстановление путем частной собственности системы пансионатов с привлечением спонсоров, государственных средств, средств системы медицинского страхования, а также личных средств.
Еще один путь – передача объектов в аренду, длительное использование крупным компаниям, что случается в близлежащих областях более предприимчиво посредством меньшей стоимости объектов в сравнении со столицей [6, c. 17-18]:
- объекты с плохой сохранностью, узкой спецификой применения, возможно передать благотворительным фондам, общественным организациям с условиями сохранения и охраны данных объектов;
- можно создать частные
музеи с определенным
Эффективное использование
объектов туристского назначения зависит
от стоимости передачи объектов разным
пользователям, последующих платежей
в зависимости от формы использования,
налогооблагаемой базы, налоговых льгот,
размера компенсации и
Нужно вводить страхования экономических рисков, экологических рисков в области применения объектов туристского назначения.
Независимо от форм собственности и статуса должна быть организована активная кампания по усилению привлекательности туристских объектов. Сделать это можно с помощью [5]:
2. создания малых групп экскурсантов на основе обязательного трансфера.
3. уменьшения
цен на экскурсии, туры за
счет рекламного участия
4. формирования нужного уровня сервиса и инфраструктуры.
5. расширения
всех форм активного участия
туристов в познавательном и
развлекательном процессе, введения
различных форм анимации с
применением иностранного
6. стремительного
перехода к универсальным
7. усиления привлекательности
и коммерческой ценности
Известно несколько путей искусственного усиления привлекательности туристских объектов [6, c. 25-28]:
1) развитие событийного туризма, привлечение туристов на разные массовые зрелища, культурные мероприятия;
2) «коллекционирование»;
3) «попутный» туризм, формы проявления которого могут быть самыми разными: «конгрессный» туризм, туризм дачников, туризм приезжающих на охоту;
4) дополнение существующих
природных и культурно-
5) определение наиболее ценных объектов и придание им статуса на федеральном и международном уровне для финансовой и юридической поддержки.
1.3 Опыт
использования туристского
Использование туристского потенциала сопровождается рядом проблем, которые рассмотрены в Стратегии развития туризма в РФ на период до 2015 года и в плане мероприятий по ее реализации. В их числе [6, c. 27]:
В настоящее
время в Российской Федерации
большая часть материальной базы
туризма нуждается в
К сожалению, до сих пор в законодательных и исполнительных региональных структурах нет достаточного количества квалифицированных специалистов и экспертов в области туризма на всех уровнях его структуры. Причина сложившейся ситуации видится в том, что долгие годы государственная политика в сфере туризма осуществлялась центральными государственными органами. Регионы же не обладали (и не обладают до сих пор) надлежащим опытом, навыками, связями, знаниями для организации и управления туризмом на международном уровне.
Становится очевидным, что рост спроса на квалифицированные туристские кадры привел к тому, что десятки государственных и негосударственных учебных заведений начали их подготовку и переподготовку, однако по статистике лишь 10% выпускников находят работу по специальности. Одна из причин непопулярности – отсутствие реальных и постоянных взаимосвязей между сферой туризма и образовательными учреждениями, что приводит к перенасыщению или, наоборот, отсутствию на рынке труда специалистов того или иного профиля [6, c. 28].
Кроме того, исключительно остро стоит проблема соответствующего материально-технического и учебно-методического оснащения учебного процесса (учебные пособия и программы, методические разработки), а также целевой подготовки и переподготовки преподавательского состава [34].
Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью [6, c. 29].
Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).
Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог [6, c. 30].
Недостаточно высокий уровень организации воздушного транспорта внутри страны является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.
Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте (обновление парка железнодорожных составов, введение скоростных поездов на ряде направлений, расширение туристского предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в целом), остаются нерешенными такие проблемы, как дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены [6, c. 31].
Перевозка наибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2011 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов.
На протяжении многих лет большой популярностью российских, а также и иностранных туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва – Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек – Лены, Енисея и Оби, а также Амура [5].
Россия в
последние десятилетия
Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта [5].
Согласно концепции развития туризма, в Российской Федерации государство определило основные направления для развития туристского потенциала: пляжный, оздоровительный, экстремальный, специализированный, культурно-познавательный и деловой.
Как считают специалисты, для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм.
Пляжным туризмом
пользуются 38% граждан Российской Федерации.
Это направление активно
Информация о работе Перспективы использования туристского потенциала Хабаровского края