Перспективы использования туристского потенциала Хабаровского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение перспективы использования туристского потенциала Хабаровского края для дальнейшего его эффективного использования и привлечения инвестиций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть туристский потенциал: понятие, характеристику.
Рассмотреть эффективность использования туристского потенциала регионов России.
Рассмотрен опыт использования туристского потенциала в России: проблемы и перспективы.
Рассмотреть туристский потенциал Хабаровского края.
Рассмотреть проблемы и перспективы использования туристского потенциала Хабаровского края.
Предложить рекомендации по развитию туристского потенциала Хабаровского края.

Файлы: 1 файл

ПОТЕНЦИАЛ ХАБ КРАЯ, ЗАЗИТА.doc

— 348.50 Кб (Скачать)

д) инфраструктурный туристский пропускной потенциал –  это количественные характеристики инфраструктуры региона, определяющие ее способность удовлетворять запросы туристов.

 

1.2 Эффективность  использования туристского потенциала  регионов России

В настоящее  время особенно остро стоит проблема применения рекреационных объектов страны для привлечения туристов, сохранения объектов наследия, развития экономики региона. В повышении эффективности применения рекреационных объектов главную роль имеют статус, форма собственности объекта, усиление его привлекательности [6, c. 13].

Передача рекреационных объектов в частное владение и частное рекреационное пользование может активизировать степень их применения, обеспечить им сохранность, образовать дополнительные услуги. Основным при формировании и эксплуатации частных туристических объектов является разработка плана, юридический и экономический механизмы, обеспечивающие безопасность и рентабельность. Владение частными лицами рекреационных объектов способствует наибольшему притоку туристов, что в свою очередь, увеличивает уровень развития рекреационной зоны в целом. Все это достижимо в совокупности с правильно-разработанной законодательной базой.

В настоящее  время большое значение уделяется  вопросам передачи культовых зданий религиозным организациям; определению  охранных зон для природных и  историко-культурных объектов; вопросам восстановления, ремонта объектов наследия, формированию новых памятников, и совсем не уделяется внимание вопросам страхования, оценки объектов наследия, возмещения ущерба [5].

В ходе изменения форм собственности  часто государственные организации безответственно относятся к объектам наследия.

Сохранить эксклюзивные объекты  в ведении государства можно  при помощи определения их дальнейшего  статуса. Они могут находиться в  подчинении музейного ведомства, быть в форме особо охраняемой территории с особым статусом, с большей самостоятельностью и правами на расширение деятельности по внедрению новых форм в использование объектов, с долевым финансированием, возможно их продвижение в качестве объектов международного значения, привлечение зарубежных инвестиций на основе политики, включающей благотворительное и коммерческое вложение капитала [10, c. 130].

Направлениями эффективного использования уникальных объектов являются [5]:

- изменение профиля подходящих  объектов в частные пансионаты, отели, частные усадьбы загородного типа с полным набором услуг премиум класса и развлечений;

- кардинальное решение  судьбы старых полуразрушенных  усадеб – «тихая смерть или  коммерческое возрождение». Судьба  их зависит от степени сохранности  и стоимости восстановления под мини-отели, развлекательные центры и т.п. либо стоимости реконструкции исторического вида и применения с целью анимации в духе времени.

Усадебный туризм должен стать  заманчивым и конкурентоспособным  зарубежному отдыху, по такому критерию как соотношение цены и качества. В России это может быть восстановление путем частной собственности системы пансионатов с привлечением спонсоров, государственных средств, средств системы медицинского страхования, а также личных средств.

Еще один путь – передача объектов в аренду, длительное использование крупным компаниям, что случается в близлежащих областях более предприимчиво посредством меньшей стоимости объектов в сравнении со столицей [6, c. 17-18]:

- объекты с плохой сохранностью, узкой спецификой применения, возможно передать благотворительным фондам, общественным организациям с условиями сохранения и охраны данных объектов;

- можно создать частные  музеи с определенным финансовым  участием государства, заинтересованного  в сохранении объекта наследия.

Эффективное использование  объектов туристского назначения зависит  от стоимости передачи объектов разным пользователям, последующих платежей в зависимости от формы использования, налогооблагаемой базы, налоговых льгот, размера компенсации и возмещения ущерба в случае нарушения условий передачи объектов.

Нужно вводить страхования  экономических рисков, экологических  рисков в области применения объектов туристского назначения.

Независимо от форм собственности  и статуса должна быть организована активная кампания по усилению привлекательности туристских объектов. Сделать это можно с помощью [5]:

  1. формирования разветвленной сети распространителей туристического продукта.

2. создания малых групп экскурсантов на основе обязательного трансфера.

3. уменьшения  цен на экскурсии, туры за  счет рекламного участия отдельных  компаний, заинтересованных в реализации  и продвижении на рынок своих  товаров. 

4. формирования  нужного уровня сервиса и инфраструктуры.

5. расширения  всех форм активного участия  туристов в познавательном и  развлекательном процессе, введения  различных форм анимации с  применением иностранного опыта,  а также традиционных, национальных  форм, адаптированных к современным условиям.

6. стремительного  перехода к универсальным формам  туризма. 

7. усиления привлекательности  и коммерческой ценности объектов  для рекреационного применения, посредством активной рекламной  кампании, усиления роли СМИ в  развитии региональной культуры, изучении наследия, его охране; распространения информации на основе виртуальных средств, а также с помощью искусственного усиления привлекательности этих мест для целей рекреации.

Известно несколько  путей искусственного усиления привлекательности  туристских объектов [6, c. 25-28]:

1) развитие событийного  туризма, привлечение туристов  на разные массовые зрелища,  культурные мероприятия;

2) «коллекционирование»;

3) «попутный»  туризм, формы проявления которого  могут быть самыми разными:  «конгрессный» туризм, туризм дачников, туризм приезжающих на охоту;

4) дополнение существующих  природных и культурно-исторических  комплексов искусственными развлекательными  и познавательными объектами;

5) определение наиболее  ценных объектов и придание  им статуса на федеральном и международном уровне для финансовой и юридической поддержки.

 

1.3 Опыт  использования туристского потенциала  в России: проблемы и перспективы

Использование туристского потенциала сопровождается рядом проблем, которые рассмотрены  в Стратегии развития туризма в РФ на период до 2015 года и в плане мероприятий по ее реализации. В их числе [6, c. 27]:

  • отсутствие качественного номерного фонда;
  • отсутствие квалифицированные кадров на местах;
  • недостаточное развитие туристской инфраструктуры;
  • отсутствие благоприятных условий для инвестиций;
  • проблема транспортной составляющей.

В настоящее  время в Российской Федерации  большая часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным [6, c. 27].

К сожалению, до сих пор в законодательных  и исполнительных региональных структурах нет достаточного количества квалифицированных  специалистов и экспертов в области  туризма на всех уровнях его структуры. Причина сложившейся ситуации видится  в том, что долгие годы государственная политика в сфере туризма осуществлялась центральными государственными органами. Регионы же не обладали (и не обладают до сих пор) надлежащим опытом, навыками, связями, знаниями для организации и управления туризмом на международном уровне.

Становится очевидным, что рост спроса на квалифицированные туристские кадры привел к тому, что десятки государственных и негосударственных учебных заведений начали их подготовку и переподготовку, однако по статистике лишь 10% выпускников находят работу по специальности. Одна из причин непопулярности – отсутствие реальных и постоянных взаимосвязей между сферой туризма и образовательными учреждениями, что приводит к перенасыщению или, наоборот, отсутствию на рынке труда специалистов того или иного профиля [6, c. 28].

Кроме того, исключительно  остро стоит проблема соответствующего материально-технического и учебно-методического  оснащения учебного процесса (учебные  пособия и программы, методические разработки), а также целевой подготовки и переподготовки преподавательского состава [34].

Вместе с  тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью [6, c. 29].

Главными препятствиями  для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).

Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог [6, c. 30].

Недостаточно  высокий уровень организации воздушного транспорта внутри страны является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние  годы на пассажирском железнодорожном  транспорте (обновление парка железнодорожных составов, введение скоростных поездов на ряде направлений, расширение туристского предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в целом), остаются нерешенными такие проблемы, как дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены [6, c. 31].

Перевозка наибольшего  потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2011 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов.

На протяжении многих лет большой популярностью  российских, а также и иностранных  туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва – Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек – Лены, Енисея и Оби, а также Амура [5].

Россия в  последние десятилетия собственного строительства современных круизных судов практически не ведет и  в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В связи с этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизов в Центральной  России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Изношена инфраструктура круизного туризма - морские и речные вокзалы, причалы и др.

Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта [5].

Согласно концепции  развития туризма, в Российской Федерации  государство определило основные направления для развития туристского потенциала: пляжный, оздоровительный, экстремальный, специализированный, культурно-познавательный и деловой.

Как считают специалисты, для внутреннего  рынка особенно важно развивать  пляжный и оздоровительный туризм.

Пляжным туризмом пользуются 38% граждан Российской Федерации. Это направление активно развивается  на Черном и Балтийском морях. Большие  перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского  морей, однако отсутствие гостиничной и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими факторами для успешного туристского развития этих территорий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог бы получить широкое распространение в Приморском крае [5].

Информация о работе Перспективы использования туристского потенциала Хабаровского края