Несовершенная конкуренция: ценовая дискриминация, монопсония, двухсторонняя монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

Несовершенная конкуренция определяется следующим образом: рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции; характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи; рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.

Оглавление

Несовершенная конкуренция………………………………………3
Причины и история возникновения……………………………3
Виды несовершенной конкуренции……………………………4
Ценовая дискриминация……………………………………………6
История понятия «ценовая дискриминация»………………….6
Типы ценовой дискриминации…………………………………9
Монопсония………………………………………………………...15
Двусторонняя монополия………………………………………….16
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО УралГУФК

БАШКИРСКИЙ  ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ФИЛИАЛ)

Факультет социально-культурного сервиса и  туризма

Кафедра Менеджмент

Дисциплина  Экономика 
 
 
 
 

Контрольная работа

НА ТЕМУ: 

«НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ, МОНОПСОНИЯ, ДВУХСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ» 
 
 

                                                                             Работу выполнила:

Студентка 2 курса, группы Т-201

                                                                    Пенягина Эльза Евгеньевна 

                                                   Работу проверил:

                                                                             Доцент,

                                                                             к.э.н Байназаров И.М. 
 

Дата регистрации____________ 
 

Уфа – 2011

Содержание

  1. Несовершенная конкуренция………………………………………3

  • Причины и  история возникновения……………………………3
  • Виды несовершенной  конкуренции……………………………4
    1. Ценовая дискриминация……………………………………………6
    2. История понятия  «ценовая дискриминация»………………….6
    3. Типы ценовой  дискриминации…………………………………9
    4. Монопсония………………………………………………………...15
    5. Двусторонняя монополия………………………………………….16
    6. Список использованной литературы……………………………...17

    1. Несовершенная конкуренция

         Несовершенная конкуренция определяется следующим образом: рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции; характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи; рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.

         Так как модель совершенной конкуренции  является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки  в той или иной степени несовершенны.

    1.2 Причины и история возникновения

         Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. В связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей».

         Большинство случаев несовершенной конкуренции  можно объяснить двумя основными  причинами. Во-первых, есть тенденция  к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к «вытеснению» последних из отрасли.

         Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной  конкуренции, когда существуют трудности  для вступления новых конкурентов  в отрасль. Так называемые «барьеры входа» могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов «прорваться» в отрасль.

    1.3 Виды несовершенной конкуренции

         В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

         Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей  и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком  диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов. Монополистическая конкуренция – тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

         Реальные  изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним  оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.

         Э. Х. Чемберлин в работе «Теория  монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости» очень ярко подчеркивает особенность монополистической  конкуренции: «Сказать, что каждый производитель  в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая, какая описывается теориями чистой конкуренции, - она отличается монополией на собственную разновидность продукта. … Монополистическая конкуренция есть, безусловно, нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции».

         Он  обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт. До Э.Чемберлина термин «монополистическая конкуренция» употреблялся в отношении олигопольного строения рынка, например у А.Пигу: «Монополистическая конкуренция – конкуренция между несколькими продавцами, каждый из которых производит значительную долю всей выпускаемой продукции».

                      1.Ценовая дискриминация

         Ценовая дискриминация — поведение продавца на рынке в условиях несовершенной конкуренции, когда он устанавливает разные цены на одинаковый товар. Условием ценовой дискриминации является наличие у продавца возможности разграничения покупателей по эластичности их спроса на конкретный товар, что позволяет запрашивать у покупателей с высокой эластичностью большую цену. Ценовая дискриминация преследуется в США законом Клейтона, если она ограничивает конкуренцию.

  • История понятия  «ценовая дискриминация»
  •      Первоначальное  представление о ценовой дискриминации  можно найти в работах Ж. Дюпюи и Д, Ларднера, а свою развитую форму оно нашло в трудах А. Пигу. О вкладе каждого из этих экономистов и пойдет речь. Ж. Дюпюи был первым, кто привлек внимание исследователей к факту ценовой дискриминации и попытался выяснить его смысл. В основе подхода Дюпюи к ценовой дискриминации лежит концепция полезности.

         Что же дает нам право говорить о приоритете этого французского инженера и экономиста в разработке понятия ценовой дискриминации? Прежде всего- это ее определение, вошедшее почти без изменения в экономическую литературу. В определении Дюпюи схвачена самая суть явления: «Один и тот же товар... продается по разным ценам» разным покупателям, причем различия в ценах, уточняет Дюдюи, безотносительны к различиям в затратах 50 лекций по микроэкономике.

         Помимо определения ценовой дискриминации Дюпюи частично освещает и условия, необходимые для ее осуществления. Он разъясняет, что негоциант (который одновременно является и фабрикантом) может вести такую продажу только в том случае, если он защищен от конкуренции, т. е. является монополистом. Выполнение этого условия необходимо для того, чтобы продавец мог контролировать цену. Но его еще недостаточно, ибо нельзя понять, откуда вообще берутся две (и более) цены на один и тот же товар, если различия в затратах столь малы, что ими можно пренебречь, или их просто нет.

         Установление  цен, уточняет затем Дюпюи, зависит  не только от интересов продавца-монополиста, но и от того, как оценивают ту или иную вещь покупатели. В глазах разных покупателей одна и та же вещь имеет разную полезность, поэтому и цены, которые они готовы платить за нее, могут быть разными. И поскольку существуют разные (отдельные) группы покупателей - «богатые, зажиточные и бедняки», констатирует Дюпюи очевидный факт, то монополист, посвященный в хитрости торговли, способен распознать эти группы, учесть разную готовность платить за товар. Интуитивно Дюпюи натолкнулся на основу отделения одной группы от другой - различие эластичности спроса. Оставалось лишь выразить ее в явном виде, и еще одно условие ценовой дискриминации было бы сформулировано полностью.

         Зачем монополист идет на такую продажу? Дюпюи  отвечает: чтобы «заставить каждого  покупателя принести ему как можно  больше прибыли». Здесь структура  понятия ценовой дискриминации  увязывается Дюпюи с понятием излишка потребителя: увеличение прибыли, с точки зрения покупателя, представляет собой изъятие в пользу монополиста большей или меньшей части излишка потребителя, который в противном случае принадлежал бы ему.

         Почти одновременно с Дюпюи вопрос о  ценовой дискриминации ставился еще одним инженером и экономистом англичанином Д. Ларднером. Его анализ и выводы изложены в работе «Экономика железных дорог: трактат о новом виде транспорта, управлении им, перспективах. И отношениях коммерческих, финансовых и социальных», вышедшей в Лондоне в 1860 г., в которой рассматриваются экономические проблемы зарождающейся отрасли - железнодорожного транспорта 50 лекций по микроэкономике.

         Подход  Ларднера отличается от подхода Дюпюи. Ларднер анализировал ценовую дискриминацию с позиции теории фирмы, как теперь сказали бы мы. Он доказывал, что дискриминация может использоваться в качестве средства, с помощью которого фирма способна максимизировать прибыль. Анализ железнодорожных тарифов позволил ему обобщить практику их дифференциации в зависимости от расстояния и характера перевозимых грузов. Эту дифференциацию он объяснил различиями эластичности спроса на услуги железнодорожного транспорта, во-первых, и перевозимых грузов, во-вторых. Реальный вклад Ларднера - это выявление им роли эластичности спроса в практике ценовой дискриминации.

         Ларднер современник Дюпюи, и естественно  возникает вопрос о его отношении  к идеям французского экономиста. Достоверных свидетельств об этом, к сожалению, нет. Известно лишь, что  Ларднер ссылается на журнал, в котором публиковал отдельные свои работы Дюпюи, но фамилию французского экономиста он не упоминает. Очевидно, анализ Ларднера не был прямо связан с идеями Дюпюи. Можно предположить, что Ларднер или не знал о его работе, или не придавал ей значения.

         Полвека спустя теория ценовой дискриминации  получила дальнейшее развитие и, если не считать незначительные дополнения и уточнения, нашла свою современную  форму в работах английского  экономиста А. Пигу, ученика и последователя  А. Маршалла.

         В работе «Экономическая теория благосостояния» Пигу дал более глубокий, нежели его предшественники (и современники), анализ ценовой дискриминации. Он выявил и постулировал общие условия ценовой дискриминации и выделили три вида (степени) ценовой дискриминации 50 лекций по микроэкономике.

         Согласно  Пигу, общие условия, в полной мере благоприятствующие осуществлению  ценовой дискриминации, складываются тогда, когда цена спроса на любую  единицу товара не зависит от продажной  цены любой другой единицы товара. А это возможно лишь в том случае, когда никакая единица товара не может заменить какую-либо другую единицу этого же товара. Предполагается, что: 1) никакую из единиц товара, проданную на одном рынке, нельзя передать на другой рынок и 2) никакую из единиц спроса, предъявленного на одном рынке, невозможно перевести на другой рынок. При этих допущениях на рынке возникнут условия, при которых дискриминация позволит монополисту извлечь наибольшие выгоды. По сути дела речь идет об условиях некой идеальной (совершенной) дискриминации.

    Информация о работе Несовершенная конкуренция: ценовая дискриминация, монопсония, двухсторонняя монополия