Музеи Сузадаля

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:03, реферат

Краткое описание

Владимиро-Суздальский музей-заповедник создан в 1958 году в числе первых в России музеев-заповедников. В состав музея входят уникальные белокаменные памятники архитектуры XII - XIII веков Владимира и Суздаля и крупные музеефицированные ансамбли - Суздальский кремль и Спасо-Евфимиев монастырь, а также богатейший Музей хрусталя в Гусь-Хрустальном. Музей объединяет 56 памятника архитектуры XII - н. XX вв.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (2).doc

— 138.00 Кб (Скачать)


Музеи Суздаля
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

    Владимиро-Суздальский музей-заповедник создан в 1958 году в числе первых в России музеев-заповедников. В состав музея входят уникальные белокаменные памятники архитектуры XII - XIII веков Владимира и Суздаля и крупные музеефицированные ансамбли - Суздальский кремль и Спасо-Евфимиев монастырь, а также богатейший Музей хрусталя в Гусь-Хрустальном. Музей объединяет 56 памятника архитектуры XII - н. XX вв. 
    В музее – заповеднике функционируют 45 экспозиций и 4 выставочных зала во Владимире и Гусь-Хрустальном. Экспозиции Владимира: Культурно-образовательный центр "Палаты", Детский музейный центр, Золотые ворота, История Владимирского края, Старый Владимир, Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка, Дом Столетовых, Родная природа.

На том месте, где сейчас находится музей под названием «Суздальский кремль», когда-то, в XII веке, и начал строиться этот город. Здесь, в излучине Каменки, были сооружены первые земляные укрепления и возведен первый городской собор. 
 

    Рождественский собор (XII-XVIвв.) - старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы - и расписано лучшими византийскими мастерами.  
    Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран. В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня - пористого известняка - был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован. Венчали массивный шестистолпный четверик храма три шлемовидных главы на высоких барабанах. Центральная глава, вероятно, помещалась на дополнительном постаменте, а малые главы опирались на восточные углы здания. 
    Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи под 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окруженное тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой. 
    В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней. 
    В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). 
    Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата - уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров. При реставрации собора в 1938г. под руководством А.Д.Варганова и И.А.Столетова на стенах южной апсиды были обнаружены орнаменты времен Мономаха и уникальные древние фрески 1233 года. 
Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого - Иван и Святослав. 
    В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.  
    В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.

    Соборная колокольня (1635) находится к югу от Рождественского собора и по своим размерам вполне ему соответствует. Она была сооружена по приказу епископа Серапиона. Массивный восьмерик с широкими арками звона заканчивается шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы. Под шатром сделана небольшая кровля над карнизом – полица, характерный элемент крепостных башен. 
    В конце XVII века на колокольне были сделаны часы с боем, отбивающие каждый час и каждую четверть часа. Сейчас они отремонтированы, и в кремле можно слышать их звон. 
    Во втором этаже колокольни были устроены два престола. В конце XVII века по приказу митрополита Иллариона церковь была расширена, к ней пристроили алтарную часть и соединили ее галереей с архиерейскими палатами. С севера колокольню тоже окружили обходной галереей, а с востока пристроили высокое крыльцо с восьмигранным шатром. 
    В 1719г. во время большого пожара галерея и переходы обрушились и были восстановлены только в 1968г. по проекту А.Д.Варганова.

    Архиерейские палаты (XV-XVIIIвв.) - сложный комплекс каменных строений, древнейшей из которых является угловая юго-восточная часть - епископские палаты конца XV века. Со стороны собора палаты окружены невысокой каменной стеной с воротами, а с другой стороны - земляным валом. Снаружи над палатами виден маленький купол домовой трапезной церкви, восстановленной в формах XVI века: с восьмискатным покрытием, живописной галереей на арках и высоким крыльцом, схожим с вторым крыльцом со стороны колокольни. В состав Архиерейских палат входят жилые постройки, хозяйственные, трапезная палата и упомянутая домовая епископская трапезная церковь. В конце XVII века при митрополите Илларионе все эти строения, прежде стоявшие порознь, были объединены в единый комплекс при помощи переходов, галерей и потайных лестниц. Тогда же была построена огромная бесстолпная Крестовая палата для торжественных приемов, площадью в 338 кв. м и с девятиметровыми потолками. Суздальский историк ключарь Ананий Федоров писал об этой палате: «И то чуду подобно…свод един без столпов содержится непоколебим». К сожалению, до наших дней подлинный свод не сохранился, он был восстановлен в 1967-1970гг. под руководством архитектора А.Д.Варганова и инженера В.В.Пластина. 

     В Кремле сохранились крепостные валы и рвы, остались и некоторые церкви, относившиеся к кремлю. Это Успенская церковь (XVIIв.), пара церквей у крепостного вала – Никольская и Христорождественская.

     Деревянная Никольская церковь (1766) была перевезена в Кремль из с. Глотово Юрьев-Польского района. Она поставлена между архиерейскими палатами и земляным валом, на месте другой деревянной церкви, сгоревшей в XVII веке.  
    Село Глотово известно тем, что в нем будто бы родился Михаил Романов, основатель царской династии Романовых. Правда, это ничем не подтверждается, кроме устных преданий.
    С переносом церкви Николы из Глотова в Суздаль связана знаменательная веха в музейной истории города – с этого началось создание музея деревянного зодчества, теперь являющегося одним из очень интересных достопримечательностей Суздаля. 
    Деревянная церковь – редкий сохранившийся образец «клетских» храмов, близких по способу постройки к деревянной избе. Она состоит из двух срубов-«клетей» разного размера; главный сруб приподнят на подклете, к нему примыкает второй сруб, пониже, исполняющий роль трапезной. Почти такой же высоты, как и центральный сруб, граненая апсида примыкает к нему с восточной стороны. Открытая галерея опоясывает храм с трех сторон. 
    Главка поставлена на конек крыши и покрыта лемехом – деревянной «чешуей». Сама кровля очень высокая, с крутыми скатами. 
    Стройная золотистая церковь смотрится очень органично в общем ансамбле кремля, и можно только порадоваться, что ее не стали переносить на территорию музея деревянного зодчества.    

    Сейчас Суздальский кремль – это музей, с многочисленными экспозициями, посвященными  истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству. Интерьеры Крестовой палаты заслуживают особого внимания. Они создавались по записям XVIII века и воспроизводят предметы, окружавшие ее владельцев в то время. Сокровища Рождественского собора тоже перенесены в музей.

Музей деревянного зодчества

    Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х годах. Автором его стал В.М.Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося  Димитриевского монастыря, одного из самых ранних в Суздале – XI века. До революции здесь стояла пара церквей- Димитриевская (1773) с колокольней 1812 года и «теплый» Георгиевский храм (1751). 
    Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Пустовавшее место на высоком берегу Каменки снова заполнилось творениями человеческих рук. 
    Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано все, что дошло до нас из XVIII-XIX веков, не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а доминируют над всем высокие купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц. 
    Музей деревянного зодчества дает представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян. В Суздаль перевезены изба крестьянина-середняка из с. Илькино Меленковского района, двухэтажный дом зажиточного крестьянина из д. Лог Вязниковского района, изба из д. Каменево Камешковского района, украшенная богатой резьбой. 
    В избах собраны экспозиции, отражающие жизнь крестьян разного достатка: как богатых, так и середняков (обстановку избы бедняков, кстати, воссоздавать не стали). Вокруг изб расположились и хозяйственные постройки: сараи, овины, амбары, колодцы, бани. Недавно в одной из мельниц, привезенных из Судогодского района, была открыта новая экспозиция, которая знакомит туристов с устройством этой необходимой части жизни деревни.
    Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756) –красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо. Второй деревянный храм в музее – Воскресенская церковь из с. Потакино Камешковского района (1776). Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой  главкой. Церковь построена так называемым «кораблем», или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом. 
    К музею деревянного зодчества фактически относится и стоящая за его пределами, на территории Кремля, церковь Николы из с. Глотово Юрьев-Польского района (1766); более того, именно с ее «переезда» в Суздаль и началась организация музея.

    Музей летом становится местом проведения разнообразных праздников. Один из самых известных и оригинальных – праздник Огурца, проходящий в июле, во время сбора огурцов. О распространенности этого овоща на суздальской земле писал ключарь Рождественского собора Ананий Федоров, первый городской историк: «Во гpаде Суждале по добpоте земли и по приятности воздуха луку, ческноку, а наипаче огурцов пpеизобильно». На празднике выступают лучшие областные фольклорные коллективы, можно принять участие в играх или просто найти оригинальные сувениры и попробовать огуречные (и не только) блюда.

 

  Посадский дом (XVII-XVIII вв.) - редкий памятник городской архитектуры, каменный жилой дом, единственный в Суздале. Он находится рядом со Смоленской и Симеоновской церквями, наискосок от Спасо-Евфимиева монастыря.
    Точное время его постройки неизвестно, но предполагается, что он был выстроен в конце XVII - начале XVIII вв., когда суздальцы стали строить каменные жилые дома вместо деревянных. По этой причине дом в каменных формах повторяет архитектуру деревянных жилых строений того времени. Западная часть, иди клеть дома, одноэтажная, выходящая на улицу, была построена раньше, вероятно, в конце XVIIв. Она глубоко вросла в землю, и от этого крытый вход ее выглядит почти как вход в подвал. Фасад дома со стороны центральной улицы украшают два окна с резными наличниками. Окна были растесаны, но при реставрации 1970-х гг. восстановлены в первоначальном виде. 
    Восточная клеть - двухэтажная, в ней сохранился сводчатый подклет – хозяйственное помещение, из которого в верхнюю горницу и светлицу ведет узкая винтовая лестница. 
    Дом был покрыт тесом, стены его украшены скромной каменной резьбой. 

    Сейчас в Посадском доме располагается музейная экспозиция, воссоздающая домашнюю обстановку торгового посадского жителя Суздаля. Есть предположение, что владельцы дома были калачниками и харчевниками. По другим источникам, такой дом мог принадлежать богатому духовному лицу.  

 

 

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

    Кидекша – древнее село, история которого неразрывно связана с историей Суздаля. Село это было основано еще в дославянские времена, и в переводе с угро-финского его название означает «Каменка». Кидекша стоит в самом устье реки Каменки, на впадении ее в Нерль. 
    По преданию, на этом месте встретились два брата – князья Борис Ростовский и Глеб Муромский , которые ехали на встречу со своим отцом, князем Владимиром Красное Солнышко. Эти князья позднее были убиты Святополком Окаянным и канонизированы русской церковью как святые мученики. Старейшая церковь Суздальской земли в Кидекше поставлена в честь них.

    Церковь Бориса и Глеба (1152) – древнейший белокаменный храм владимиро-суздальской земли, один из заложенных Юрием Долгоруким и уцелевших соборов. Храм был построен, когда князь решил заложить здесь укрепленную резиденцию из соображений прекрасного расположения села – на выходе Каменки и на возвышенности. В те времена Каменка была значительно глубже и шире и служила одной из важных судоходных артерий суздальского края. 
    К 1152г. большой артелью галицких мастеров была выстроена небольшая крепость, окруженная валами с деревянными стенами. В резиденции князя были построены каменный храм и дворец, поставлены рубленые палаты для челяди. 
    Княжеская резиденция перенесла нашествие татар, после которого церковь в 1239г. пришлось ремонтировать по приказу ростовского епископа Кирилла. После этого Кидекша долго оставалась в запустении: заброшенный храм лишился главы, своды обрушились и увлекли за собой часть стен. С XVI века Кидекша принадлежала небогатому Нижегородскому Печерскому монастырю, который с трудом мог содержать ее в порядке. Только к концу XVI – началу XVII веков его начали приводить в порядок, используя для реставрации старый белый камень, оставшийся после обрушения. Реставрация сильно изменила облик верхней части храма: вместо прежней мощной главы и сводчатой кровли его увенчали простейшей четырехскатной крышей с маленькой главкой. В XIX веке пристроили сохранившуюся доныне паперть.
    Изначально храм Бориса и Глеба был сходен по своей архитектуре с Дмитриевским собором во Владимире и храмом Покрова на Нерли, поэтому, вспомнив эти сохранившиеся здания, можно представить, каким был и дворцовый храм князя в Кидекше. 
    Но этот храм был проще и по убранству, и по резному декору: крупные массивные апсиды, простые, ничем не украшенные порталы, тонкий резной поясок в верхней части апсид, барабана и поребрик на уровне хор. 
    В интерьере храма сохранились фрагменты фресок XII века, которые нетрудно разглядеть при скудном свете, проникающем в здание сквозь узкие окна.

    Кроме древнего храма Бориса и Глеба, в Кидекше осталась теплая Стефаниевская церковь (1780), построенная в полном соответствии с суздальской традицией постройки церквей такого типа. Она состоит из двух объемов разной высоты и увенчана одной небольшой главкой на тонком барабане. Огромная апсида, по размеру вполне сравнимая с прочими частями здания, украшена резным пояском по верхней части стены. Окно апсиды украшено более пышным наличником, чем остальные.

    К рубежу XVII-XVIII веков относятся Святые ворота с очень интересным фигурным верхом и резным декором. Они были построены одновременно с каменной невысокой оградой.

     В то же время была сооружена и шатровая колокольня с проездной аркой. Ее шатер несколько отличается от привычных суздальских вогнутых шатров – он прямой, с широкой «полицей». До ХХ века на ней висел колокол, датированный 1552 годом – подарок Ивана Грозного по случаю взятия Казани.
    Лучше всего Кидекша видна целиком с берега Нерли или с моста через реку, откуда открывается панорама не только древнего села, но и всех окрестностей устья Каменки.

 

 

Успенский собор, Золотые ворота, Дмитриевский собор, ансамбль

Рождественского монастыря, Успенский собор Княгинина монастыря, здание

бывших губернских присутственных мест, торговые ряды, здание бывшего

Дворянского собрания, здание бывшего училища

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боголю́бово — село в России, в Суздальском районе Владимирской области. Центр Боголюбовского сельского поселения.

Население 4 218 жителей (2002).

[править]География

Боголюбово расположено в устье реки Нерли (при впадении Нерли в Клязьму), в 2 км к северу-востоку от Владимира.

[править]История

Боголюбово — бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея в это месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном верхней Волги. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении Богоматери князю Андрею: когда князь Андрей вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом самом месте был основан монастырь.

В 1177 году Боголюбово разорил и разграбил рязанский князь Глеб, а во время нашествия монголо-татар в феврале 1238 года были разрушены крепостные сооружения. В XVII—XIX вв. велось значительное монастырское строительство. После Октябрьской революции 1917 монастырь был закрыт. В 1992 монастырь был вновь возрожден. С 1997 в Боголюбове действуют два монастыря — мужской и женский. C 1960 до 2005 — посёлок городского типа.

Информация о работе Музеи Сузадаля