Московский кремль как объект турпоказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - рассмотреть московский Кремль как объект туристского показа.
Исходя из цели работы, нами ставятся следующие задачи:
Изучить историю московского Кремля
Дать характеристику основным объектам показа, входящим в историко-архитектурный ансамбль московского Кремля
Дать обзор туристских программ, включающих знакомство с историко-архитектурным музеем-заповедником «Московский Кремль»

Оглавление

Введение….….….………………………………………………………………....3
1 История Московского Кремля.…….….…………………..………….…...…...5
2 Архитектурный ансамбль Московского Кремля...................………………..11
3 Московский Кремль как объект турпоказа……...…………...………………27
Заключение.………………….…………………………………..…………….....31
Список литературы…………………………….…….…………….….….…...…34
Приложение…………………………………………………………………...….36

Файлы: 1 файл

курсовая работа першиной натальи .docx

— 155.71 Кб (Скачать)

2 Архитектурный ансамбль Московского Кремля

     Архитектурный ансамбль Кремля живописен и гармоничен. Его композиционным центром является  величавая колокольня Ивана Великого. Центральную, Соборную площадь Кремля, сложившуюся в конце XV - начале  XVI века, образуют наиболее древние  постройки московского зодчества  соборы Успенский, Благовещенский, Архангельский, церковь Ризположения, Грановитая палата. Древние соборы Кремля - замечательные памятники русской национальной архитектуры, сокровищницы  ценнейших произведений древней живописи и декоративно - прикладного искусства. Каждый собор превращен ныне  в музей со своей неповторимой коллекцией, которая собиралась в течение столетий.[8,160]

       Главное место среди музеев - соборов занимает Успенский собор(1475-1479) . Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. За образец был взят Успенский собор города Владимира. Величавость архитектуры Успенского собора - в цельности и строгости его пропорций, в могучем пятиглавии куполов. Внутри собора - высокие своды, удивительный простор, обилие света и воздуха. Богато украшенный стенописью, иконами, резьбой по дереву, драгоценной утварью, шитьем. В 1481 году художники Дионосий, Тимофей, Ярец и Коня выполнили иконостас собора. Эти же мастера украсили его алтарь фресками. Впервые полностью собор был расписан в 1513- 1515  годах. Значительный интерес для туристов представляет сохранившаяся настенная живопись собора 1642- 1643 годов.[4,127] Монументальные южные двери собора покрыты десятью медными листами, на которых золотой наводкой выполнены библейские сцены, затейливые орнаменты, славянские надписи. Легенда рассказывает, что привезены  они были из Корсуни Владимиром Мономахом. Однако изображения московских митрополитов, художественный  стиль не подтверждают эту легенду. Ближе к южной стороне собора находится резное деревянное царское место Ивана Грозного работы 1551 года.  На трех стенках трона вырезаны надписи и барельефные изображения легенд о походах воинов Владимира Мономаха и о перенесении из Царьграда в Москву царских регалий. У западного входа в собор помещен ажурный медный  шатер, отлитый искусным литейщиком Дмитрием Сверчковым в 1624 году. Двадцать два огромных паникадила освещают собор. Необычна центральная люстра, выполненная в виде  огромного снопа пшеницы. Как рассказывает легенда, она отлита из серебра, отбитого у наполеоновских войск  русскими солдатами в 1812 году. Все это является объектом показа во время экскурсий.

     В южной части Соборной площади, ближе  к Москве-реке, находится Благовещенский собор - домовая церковь русских царей. Он является памятником русского зодчества, в котором как в фокусе собраны достижения  национальной архитектуры той эпохи. Построенный в стиле раннемосковского зодчества псковскими мастерами Кривцовым и Мышкиным в 1484-1489 годах. Храм первоначально был небольшой, увенчанный тремя главами. В 60-х годах ХVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные - над сводами, после чего собор превратился в живописное девятиглавое здание. В 70-х годах ХVI века для царя Ивана Грозного с южной стороны пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С севера и запада собор имел красивые белокаменные резные порталы, выполненные русскими мастерами в ХVI веке.[15,19] Южный портал восстановлен в 1950 году в формах  ХV века по сохранившимся деталям.  Внутри Благовещенский собор невелик. Легкие ступенчатые своды покоятся на четырех прямоугольных столпах. У западной стены, согласно древнерусской традиции, устроены хоры для царицы и царских детей. Обращает  на себя внимание необычный пол этого здания, набранный из плиток красновато-охристой драгоценной агатовидной яшмы.  В Благовещенском соборе сохранился один из древнейших русских иконостасов - памятник огромной  историко-художественной ценности. В двух его ярусах (праздничном и деисусном) расположены произведения православных живописцев - А. Рублева, Ф. Грека и Прохора с Городца ,которые являются ценными объектами туристского показа. Настенная фресковая живопись Благовещенского собора, выполненная в 1508 году, принадлежит кисти художника Феодосия. Северная и западная галереи собора расписывались в ХVI веке. Однако позже, в ХVII-ХIХ столетиях, эти работы проводились еще неоднократно.  Несколько столетий фрески находились под поздними записями - под слоями красок, нанесенными на  первоначальную живопись. В 1946-1961 годах художники Центральных реставрационных мастерских и села Палеха  восстановили древнюю настенную роспись. На отдельных участках стен этого собора было снято до пяти и более поздних наслоений красок. [13,215]

       С западной стороны Успенского  собора расположена маленькая  одноглавая  Церковь Ризоположения. Ее  построили псковские мастера в 1484-1485 годах в стиле раннемосковской архитектуры. В результате неоднократных позднейших переделок внешний вид этой церкви значительно изменился. Свежесть и сочность красок, серебряные, богато орнаментированные оклады, высокое мастерства исполнения ставят иконостас в ряд  замечательных произведений искусства первой половины ХVII века. [4,27]Интерьер церкви украшают две великолепные подставки под свечи, инкрустированные цветным воском и расписанные красками «тощие свечи»». Надписи на подставках свидетельствуют о том, что они сделаны по заказу при патриархе Иосифе в 1643 году.  В древности церковь Ризположения примыкала к Патриаршим палатам и являлась домовой церковью  патриархов, а с середины XVII века стала также дворцовой церковью. В северо-западной части церкви в настоящее время находится небольшая выставка деревянной скульптуры,которя пользуется популярностью у туристов.Здесь в витринах представлены интересные и редкие экспонаты - резные образки, иконы, кресты, культовая  скульптура ХV-ХVIII веков работы талантливых народных мастеров.

       Напротив Благовещенского собора находится Архангельский собор . Он построен в 1505-1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым на месте древнего храма, сооруженного еще при Иване Калите в 1333 году. Сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма, зодчий в наружном убранстве здания придал ему черты, характерные для венецианской дворцовой архитектуры эпохи Ренессанса. Архангельский собор  отличается нарядностью, обилием декоративных деталей. Фасады разделены стройными пилястрами и украшены  двумя карнизами, которые как бы делят здание на два этажа. Полукружия закомар декорированы белокаменными  раковинами. Северный и западный входы собора украшают белокаменные резные порталы, покрытые золотом и красками. Главный вход собора, расписанный русскими живописцами выразительными фресками с изображением сцены «Крещение Руси», находится в широком углублении-лоджии. В конце ХVI-начале ХVII века с восточной стороны собора были пристроены два придела - святого Уара и Иоанна Предтечи. В 1773 году, при закладке Большого Кремлевского дворца по проекту В. И. Баженова, собор дал трещины, после чего с южной стороны были подведены два мощных контрфорса, которые укрепили стены, но изменили первоначальный облик памятника. Собор был расписан во второй половине ХVI столетия, то есть через полвека после постройки. Эта живопись  сохранилась лишь фрагментарно (в алтаре, на западной паперти). В 1652- 1666 годах большая артель живописцев из Ярославля, Костромы, Вологды под руководством Симона Ушакова и Степана Рязанца выполнила фрески собора,  повторив сюжетную канву живописи ХVI века. Долгие годы эта стенопись находилась под грубыми записями ХVIII -  ХХ веков, под слоем копоти и пыли. В содержании росписи собора переплетаются сюжеты, выражающие важные политические идеи позднего средневековья, и сцены с изображениями литературно-повествовательного характера. Многие композиции отражают борьбу русского народа за независимость. Интересен резной золоченый иконостас 1680-1681 годов, четырехъярусный, выполненный в стиле русского барокко. Иконы для него написаны в те же годы Дорофеем Ермолаевым, Михаилом Милютиным и другими мастерами.  Большую художественную ценность представляют иконы первого ряда иконостаса. Среди них выделяется  икона “Архангел Михаил” (московская школа конца XIV-начала ХV века). Архангел Михаил изображен в рост, в воинских доспехах, с мечом в руке. В образе мужественного, сильного воина художник отобразил уверенность русского народа в победе над врагами отчизны. С начала XIIV до первой половины ХVIII века Архангельский собор был усыпальницей русских великих князей и царей. Первым в нем похоронен Иван Калита. Здесь же находится гробница великого русского полководца, героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, великого князя Ивана III, царя Ивана IV Грозного и его сыновей, а также первых царей Романовых: Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и их сыновей. Гробницы Ивана IV Грозного и его сыновей, царевича Ивана Ивановича и царя Федора Ивановича, помещены в алтарной части. Особое место в соборе занимает захоронение царевича Дмитрия- сына Ивана Грозного, которое находится под шатром с белокаменными резными колоннами за ажурной решеткой. Останки царевича были привезены из Углича Василием Шуйским в 1606 году.  В приделе Иоанна Предтечи находится гробница знаменитого полководца Михаила Скопина-Шуйского, который в грозные годы польской и шведской интервенции сыграл большую роль в освободительной борьбе русского  народа против Лжедмитрия II. [15,198]

     В центре Кремля на Соборной площади  возвышается величественная белоснежная  и златоглавая колокольня Ивана Великого, имеющая три яруса. Колокольня построена в 1505- 1508 годах, а ее верхний ярус надстроен в 1600 году. Об этом свидетельствует надпись под куполом, сделанная золотыми буквами: «... повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Бориса  Федоровича... храм совершен и позлащен во второе лето государства их 108(1600)». В свое время колокольня Ивана Великого была самым высоким зданием на Руси (высота ее 81 метр) и являлась сторожевой, сигнальной башней, с которой хорошо обозревались окрестности в радиусе 2530 километров. В 1532- 1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил к колокольне Ивана Великого звонницу, а в XVII веке с  северной стороны была сооружена так называемая Филаретовскская пристройка. На колокольне и звоннице до сих пор висят колокола (всего 21 колокол) замечательные произведения русского литейного искусства. 1812 году, при отступлении армия Наполеона из Москвы, звонница и пристройка были взорваны. Столп колокольни Ивана Великого дал трещину, но устоял. Это свидетельствует об исключительной прочности здания, о высоком мастерстве его строителей. Звонницу и пристройку восстановили к 1819 году по проекту архитектора Д. И. Жилярди.

     В первом этаже звонницы оборудован выставочный зал. В нем в 1988 году впервые была открыта выставка новых поступлений в музее Московского Кремля. Многие годы музеи Кремля ведут планомерное научное комплектование своих коллекций. Ежегодно огромное количество туристов посещает их. В ходе этой работы более 300 произведений искусства поступили в кремлевские собрания за последние восемь лет. Выставка знакомит посетителей с наиболее интересными из этих поступлений. В экспозиции привлекает внимание золотой крест - мощевик XVI-начала XVII века, на котором искусно выполнены гравированные изображения. Русское ювелирное искусство XVII столетия представляло значительным числом светских и культовых произведений, среди которых есть весьма редкие экспонаты. Так, обращает на себя внимание чеканная серебряная стопа (стакан) с портретами Петра I и государственных деятелей его времени,  выполненная потомственным московским серебряником Никитой Тимофеевым. Гравированный серебряный церковный дискос 1750 года - одно из ранних произведений выдающегося мастера Якова Семенова. Конец XIX и начало XX столетия представлены на выставке изделиями известных русских ювелирных фирм и фабрик - Сазикова, Хлебникова, Овчинникова, Курлюкова, Чубина и Фаберже. Большой интерес для туристов представляют дары музеям Московского Кремля. В 1983 году Оружейная палата получила в  дар от Союза художников СССР около 400 авторских произведений русских художников.[18,240]

     За  колокольней Ивана Великого находится Ивановская площадь. На ней в старину размещались здания приказов - государственных учреждений. Утром дьяки оглашали здесь царские приказы. Из - за шума толпы кричать приходилось очень громко, отсюда и возникла русская поговорка «кричать во всю Ивановскую». У подножия колокольни Ивана Великого стоит знаменитый царь-колокол. Он был отлит в Кремле опытным литейщиком Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733-1735 годах. Русские мастера Василий Кобелев, Петр Серебряков, Петр Галкин, Петр Кохтев и другие искусно украсили поверхность колокола рельефным орнаментом, изображениями царя Алексея Михайловича и царицы Анны Ивановны, а также надписями, в которых излагается история отливки уникального колокола.  В 1737 году в Москве произошел пожар, который охватил и Кремль. От неравномерного охлаждения при тушении огня раскаленный, висевший на деревянных лесах колокол дал трещины. От него откололся кусок весом 11,5 тонны. После пожара колокол долгое время находился в яме, и лишь в 1836 году по специально разработанному проекту архитектора А. А. Монферрана он был поднят и установлен на постамент. Царь-колокол - самый большой в мире. Его вес - 200 тонн, высота - 6,14 метров, диаметр - 6,6 метра22]

     Недалеко  от колокола установлен другой интересный памятник литейного искусства – царь-пушка. Отлил ее из бронзы известный русский мастер Иван Чохов в 1586 году. Вес пушки - 40 тонн, длина - 5 метров 34 сантиметра,  калибр - 890 миллиметров. По калибру это самая большая пушка в мире. Стрелять из нее должны были картечью.  Царь-пушка отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к боевым пушкам в ХVI веке, и предназначалась для обороны Московского Кремля. Лафет, на котором установлена Царь-пушка, и ядра, лежащие около нее, - декоративные, чугунные, отлитые в 1835 году в Петербурге на заводе Берда. Вес каждого пушечного ядра равен одной тоннеЦарь-колокол и царь-пушка являются знаменитыми произведениями литейного искусства во всем мире.

     С северо-восточной стороны Успенского собора находятся патриаршие палаты и собор Двенадцати Апостолов, построенные в 1652-1655 годах при патриархе Никоне. Патриаршие палаты представляют собой интересный комплекс архитектурных сооружений. Он состоит из жилых палат и помещений общественного назначения, включает в себя многочисленные комнаты, кельи, узкие лестницы и переходы, характерные для русской архитектуры ХVII века.[22]

       Особый интерес представляет  огромный зал – Крестовая палата перекрытая единым, без опоры в центре, сомкнутым сводом. Площадь ее составляет около  280 квадратных метров. Крестовая палата являлась парадным залом, в котором проходили заседания церковных  соборов, приемы высшего духовенства, устраивались праздничные парадные обеды.  Непосредственно к Патриаршим палатам примыкает домовая церковь. Возведенная также при патриархе  Никоне, церковь лишь в 1681 году получила название Двенадцати апостолов. Собор украсили стенописью, установили резной иконостас, пол выстлали муравлеными, то есть керамическими, поливными плитками. Но  сильный пожар 1682 года нанес большой ущерб и собору, и Патриаршему дворцу.  При патриархе Андриане (с 1690 г.) вновь велись большие строительные работы. Предполагают, что именно  при нем с северной стороны собора была построена открытая галерея-паперть на мощных столбах.  В ХVIII - XIХ веках Патриарший дворец находился в ведении Синода и неоднократно перестраивался.  В 1720 -е годы архитектор И. П. Зарудный устроил под главами собора ризницу и установил новый иконостас.  В конце ХVIII века М. Ф. Казаков перестроил некоторые помещения дворца и Крестовую палату. С 1763 года в  Крестовой палате раз в три года готовили миро (благовонное вещество) для всех русских церквей. Палату стали  называть Мироварной.[17,55]

       Ныне на втором этаже бывших  Патриарших палат разместился  музей прикладного искусства и быта России XVII века. Около 1000 экспонатов музея рассказывают о замечательном самобытном искусстве  древнерусских мастеров, о быте правящей верхушки русского общества того времени: царя, бояр, высшего  духовенства.  В экспозиции музея широко представлены образцы тканей лицевого и орнаментального шитья, одежд,  украшений, посуды. Интересно собрание печатных и рукописных книг. Любопытны коллекции неповторимых по  форме и отделке русских и иностранных часов конца ХVI - начала ХVII века, предметы для охоты, настольные игры,  мастерски выполненные из драгоценных материалов- серебра, янтаря, кости, и т.п. Интересна также и коллекция  древней мебели, сундуков, светильников и других предметов быта.

       Здание бывшего Арсенала стоит  между Троицкой и Никольской  башнями Московского Кремля. Его   начали строить еще при Петре  I- в 1701 году. Работы вели архитекторы  Д. Иванов и Х. Конрад. Арсенал  предназначался для хранения  всевозможного военного снаряжения. В нем предполагалось собрать  медные и  чугунные пушки,  воинские доспехи и знаки отличия,  взятые в боях с неприятелем,  и другие трофеи.  В середине XIX века в Арсенале предполагалось  создать музей Отечественной  войны 1812 года. Поэтому  стены  здания были украшены лепными  изображениями военных атрибутов.  Великолепный, с пышными лепными   украшениями портал главного  входа Арсенала придает всему  зданию величественный, торжественный  вид.  Посетители Московского  Кремля могут увидеть вдоль  юго-восточного фасада Арсенала  большое число старинных трофейных  пушек, отбитых русскими войсками  и партизанами у Наполеона  при его отступлении из России. Стволы пушек отлиты из бронзы  в 1790-1810 годах в Париже, Лионе,  Бреславле, Дуэ и других городах.  Здесь  же экспонируются и  другие старинные пушки известных  русских мастеров.  В 1970-х годах  пушечные стволы XVI-XVII веков и  трофейные орудия 1812 года, расположенные вдоль  фасадов Арсенала, были тщательно отреставрированы по специально разработанной научной методике. 

     Здание  знаменитой Оружейной палаты, расположенной  в Московском Кремле, возле Боровицких ворот, на склоне Кремлевского холма, построено  в 1851 году. Проект разработан  архитектором К. А. Тоном. Строительство этого  здания завершило формирование грандиозного архитектурного  ансамбля Московского  Кремля, складывавшегося на протяжении столетий.  История создания Оружейной палаты и ее коллекции тесно связана с развитием Московского Кремля,  становлением многонационального Русского государства. В течении столетий создавалось это редкое по своей ценности собрание, где хранятся золотые и серебряные изделия, государственные регалии, драгоценные ткани,  древнейшее оружие, конское убранство. Например, коллекция экипажей, выполненных различными мастерами; трон Ивана Грозного, облицованный пластинами из слоновой кости с различными изображениями. Оружейная палата в начале своей деятельности была одновременно и хранилищем государственных ценностей, и производственными мастерскими. Здесь изготовляли различные оружия и доспехи для русских воинов. С возвышением Русского государства парадный быт царей становится все более пышным, развивается сеть  мастерских. В конце XVI века одна из них Постельная палата - разделилась на Государеву и Царицыну палату. Мастерская Царицына палата разместилась в женской половине Теремного дворца, ближе к царским хоромам. Она ведала не только изготовлением постельного царского убранства, одежды для членов царской семьи, но и заботилась о сохранении этого драгоценного имущества.  При царском дворе росла потребность и в дворцовой утвари, в дорогой и красивой посуде, ювелирных украшениях. И вот в начале XVII века в Кремле создается Серебряная палата, от которой в 1624 году отделилась как самостоятельная мастерская Золотая палата. Новые мастерские разместили неподалеку от Троицких ворот, в направлении современного здания Оружейной палаты. В Золотой и Серебряной палатах изготовлялись изделия из редких металлов и редких камней, и другие  ценности. Эти изделия вошли в основной фонд государственной казны.  К концу ХVII столетия производственная деятельность кремлевских мастерских значительно сокращается,  упраздняются Золотая и Серебряная палаты, а в 1700 году их дела передаются в ведение Оружейной палаты.  В 1711 году Оружейная палата претерпевает большие изменения, так как многие ее мастера переводятся в  новую столицу Русского государства - Петербург. В 1721 году Оружейная палата, мастерская Царицына палата,  Казенный двор и Конюшенный приказ были объединены и стали называться Мастерская Оружейная палата. Она  становится хранилищем древних исторических ценностей, представляя собой как бы прообраз ныне существующего  музея.  В то время специальных помещений для хранения сокровищ Оружейной палаты не было, и великолепные  произведения искусства портились от постоянных перемещений. Большой ущерб нанес Оружейной палате пожар  1737 года, во время которого погибло немало ценностей, в том числе трофейное оружие и знамена, взятые у шведов в  битве под Лесной.  В начале XIX века в Кремле на месте двора Бориса Годунова, неподалеку от Троицких ворот, возводится  специальное здание для музея Оружейной палаты по проекту архитектора И. В. Еготова. Однако оно не было в  полной мере приспособлено для хранения ценностей и имело много недостатков.  В середине прошлого столетия, в 1851 году, возводится новое здание Оружейной палаты рядом с Боровицкой башней. Здание Оружейной палаты имеет два этажа. Анфиладой расположены высокие двусветные залы второго  этажа, перекрытые крестовыми сводами, опирающимися на центральные массивные столбы. На втором этаже и  размещена основная часть коллекции этого уникального музея. Сегодня Оружейная палата является одним из самых популярных музеев страны. Она входит в состав  Государственных музеев Московского Кремля, имеет специализированные реставрационные мастерские. Коллекции Оружейной палаты размещены в девяти залах, где представлены уникальные памятники древнерусского и западноевропейского декоративно - прикладного искусства начиная с XII века до начала XX  столетия. [1,38-40,47-48]

Информация о работе Московский кремль как объект турпоказа