Морской туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 18:14, реферат

Краткое описание

Начало морского туризма условно можно отнести к середине XIX века, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья в линейных перевозках.
Основным источником для трансатлантической линии была Европейская эмиграция: за период с 1846 по 1940 гг. на Американский континент из Европы эмигрировали около 60 млн человек

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ МОРСКОГО ТУРИЗМА.docx

— 33.65 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Санкт-Петербургский государственный экономический университет”

Факультет среднего профессионального образования

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: “Виды и тенденции развития туризма”

На тему: Морской туризм

 

 

 

 

 

Выполнил: Дюков Артем Дмитриевич

Группа: ОП/ТР31

Преподаватель:

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2014 

Оглавление

 

 

 

 

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ

Начало морского туризма условно можно отнести к середине XIX века, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья в линейных перевозках.

Основным источником для трансатлантической линии была Европейская эмиграция: за период с 1846 по 1940 гг. на Американский континент из Европы эмигрировали около 60 млн человек. Обострившаяся конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высоко комфортабельные плавучие гостиницы.

Одни из первых сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландией. Через несколько лет авторы этой идеи основали судовладельческую компанию Р&O. В 1900 г. было построено судно, которое осуществляло круизы круглый год, меняя лишь регионы. Ведущими странами крупных путешествий стали Англия, США и Германия. Вторая мировая война остановила развитие круизного бизнеса почти на 10 лет, однако уже в начале 50-x годов было заложено большое число пассажирских судов крупного тоннажа. Появление в середине — конце 50-x годов регулярных пассажирских, в том числе и трансатлантических, авиационных линий, дешевые авиационные тарифы привели к резкому падению спроса на линейные пассажирские суда, особенно на трансатлантических маршрутах. В результате многие из них были проданы и переоборудованы в круизные. В этот период возникло несколько круизных регионов, расположенных возле развитых государств: Средиземное море,Балтика, Северная Европа, острова южной части Тихого океана (Австралия и Новая Зеландия), Аляска, Мексика, Гавайи и Карибский бассейн.

Значительны следующие статистические данные — в 1970 г. в круизах приняло участие 500 тыс. человек. К началу XXI века по всему миру круизы выбирали около 10 млн человек.

 

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ МОРСКОГО ТУРИЗМА В СССР И РОССИИ

 В СССР наибольшую популярность  имели речные круизы по Волге и её притокам – Оке и Каме, а также по Неве, Свири, Ладожскому и Онежскому озёрам, по Чёрному морю (Одесса—Севастополь—Ялта—Новороссийск—Сочи—Сухуми—Батуми). Круизы были наследниками транзитных пассажирских перевозок, но пользовались огромной популярностью среди граждан СССР, поскольку путёвки часто распространялись через профсоюзные организации, и доставались работникам предприятий значительно дешевле реальной стоимости.

Круизы начинались из Москвы, Ленинграда, для туристов из провинции – из ближайших городов: например, для жителей Йошкар-Олы, Кирова, Казани круизы начинались из Казани. Наиболее популярный маршрут в Европейской части России Москва — Астрахань, длился он 22-24 дня, стоимость на 1 туриста в двухместной каюте с частичными удобствами была 120-150 рублей в ценах 1985 года. Причём для жителей Средней Волги маршрут, как правило, разбивался на две части: Казань — Москва — Казань и Казань — Астрахань — Москва.

Круизы в СССР проводились и по рекам за Уральским хребтом: по Оби, Иртышу, Лене, Енисею и Амуру, популярным был маршрут Красноярск — Игарка. Круизные теплоходы курсировали по Охотскому морю, морской переход Петропавловск-Камчатский — Владивосток через Курильские острова занимал 5 суток без промежуточных стоянок.

 

С распадом СССР, в начале 1990-х годов круизная сфера переживала упадок: теплоходы постепенно ветшали, качество питания и обслуживания на теплоходах упало, зато цены на туры резко взлетели вверх, став недоступными для части традиционных поклонников речных путешествий. Характерным маркетинговым ходом стало привлечение российских отдыхающих на четырёхпалубные теплоходы в круизы с участием иностранных туристов. В XXI веке в России наблюдается рост интереса к речным круизам. С 2003 года круизный речной туризм на устойчивом подъёме: совокупный объем рынка в 2010 году превысил 7,5 млрд рублей, увеличившись за 7 лет вдвое. Общее число эксплуатируемых круизных судов к 2014 году превышает 100, всего на них пассажиро–мест — около 25 тысяч.

Основными центрами речного круизного туризма в России являются Москва, Санкт–Петербург, Нижний Новгород и Самара. В этих городах находятся большинство туристических операторов и базируется круизный флот. Несмотря на то, что круизный туризм — объективно низкодоходный вид бизнеса в России из-за его ярко выраженной сезонности, непродолжительности навигации в средней полосе России и затратности зимних ремонтов, туристские и экскурсионно–прогулочные перевозки с 2003 года стали рентабельными и представляют собой стабильный сегмент рынка. Каждый год открываются новые стоянки на круизных маршрутах, как правило, в малых городах и населённых пунктах, что вызывает интерес у опытных и новых путешественников. Доля туристских маршрутов составляет 2% от общего объёма пассажирских перевозок в РФ, однако при этом общий пассажирооборот речного транспорта превышает 40% от всего пассажирооборота в связи с большей дальностью и продолжительностью перевозок: в среднем он составляет около 1000 км /человек. Перевозки туристов на речных теплоходах дают возможность увеличивать поступление средств в бюджеты всех уровней, стимулируют занятость населения и экономически имеют мультипликативный эффект. Вместе с тем порядок, согласно которому топливо для заправки круизных судов в России приобретается на открытом рынке (в Европе оно освобождается от акцизов), с учётом высокой топливной составляющей в цене туров, негативно влияет на покупательский спрос, отсекая от круизного отдыха часть потенциальных путешественников. В прессе указывалось, что в 2014 году средняя цена 12-дневного тура по Волге для семьи из 3 человек составляет 150–180 тысяч рублей.

Теплоходы, заложенные на европейских верфях в 1950-е годы, прошли в первом десятилетии XXI века капитальную реконструкцию, в результате чего увеличилась площадь кают, они стали лучше оснащены удобствами, комфорт на судах в целом, качество питания, обслуживания, экскурсионных и развлекательных программ также возросло. Наиболее популярные многодневные маршруты проходят по Единой глубоководной системе Европейской части России — по Волге, Оке, Каме, Неве, Свири, Ладожскому и Онежскому озёрам, водохранилищам, Волго-Донскому, Волго-Балтийскому, Беломоро-Балтийскому каналам. Особенностью новой эпохи стал повышенный интерес к кратким круизам, продолжительностью 2-3 дня: Москва–Углич–Москва, Москва–Тверь–Москва, Санкт-Петербург — Валаам — Санкт-Петербург. Как и во времена СССР, популярен многодневный маршрут Москва — Санкт-Петербург: он отличается разнообразием и познавательностью остановок: науко град Дубна, старинный город Углич, провинциальный городок-музей Мышкин, Вологда, доступная со стоянок в Череповце, Шексне и Ирме, Кирилло-Белозёрский монастырь, музей деревянного зодчества Кижи, монастырский остров на ладожских скалах Валаам, таёжный необитаемый остров Пеллотсари, северные города Сортавала,Медвежьегорск, Соловецкие острова. Другой классический маршрут лежит из Москвы вниз по Волге, Каме и Волго-Дону: через Ярославль, Кострому, Плёс, Городец, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Самару, Саратов, Волгоград — до Астрахани, Ростова-на-Дону, Перми и Уфы. Популярны маршруты из Санкт-Петербурга на многопалубных суднах-паромах по Балтийскому морю с заходом в порты стран Балтии и Скандинавии, преимуществом их является круглогодичная доступность морской акватории. Круизная деятельность набирает обороты на реках восточных регионов России, хотя и более медленными темпами, чем в европейской части. В 2015 году возобновляются круизы из Сочи через пролив Босфор на Средиземноморье.

В навигацию 2014 года на Волге возникли серьёзные проблемы в связи с обмелением особо рискованного для судоходства участка между Городцом и Нижним Новгородом. Гарантированно обеспечить глубину 4 м на этом участке с крутыми перекатами может только низконапорный гидроузел в районе посёлка Большое Козино. В 2014 году Федеральное агентство морского и речного транспорта, сообщил его руководитель Александр Давыденко, приступило к проектированию гидротехнического объекта, дающего возможность дополнительного шлюзования, с ориентировочным сроком строительства к 2020 году. После крушения теплохода «Булгария» на Куйбышевском водохранилище в июле 2011 года на круизном флоте России приняты повышенные меры безопасности, которые контролируются надзорными ведомствами. С тех пор на круизном флоте России не было ни одной крупной катастрофы.

На линии Москва — Санкт-Петербург из-за полуморских условий плавания на Ладожском и Онежском озёрах работают в основном наиболее крупные и мореходные 4-х палубные (дечные) теплоходы проекта 301, 302, 92-016, q-056. Значительная часть этих теплоходов принадлежат или зафрахтована зарубежными компаниями и обслуживают иностранных туристов. Менее комфортабельные 2-х и 3-х палубные теплоходы частично подверглись модернизации для повышения комфортабельности и в настоящее время обслуживают в основном российских туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми и других городов европейской части России. Скорость всех теплоходов не превышает 25 км/ч.

В сезоне 2014 года, отмечает директор по судоходству на внутренних водных путях Союза «Национальная палата судоходства» Анна Исаева, из-за неблагоприятной внешнеполитической конъюнктуры иностранные партнёры российских круизных компаний замораживают программы долгосрочного сотрудничества с российскими судоходными компаниями по загрузке теплоходов на следующую туристическую навигацию и по дооборудованию судов.

С 2012 года по Беломоро-Балтийскому каналу курсирует новый круизный трёхпалубный теплоход «Русь Великая» класса «река-море», построенный в 2010—2012 специально под габариты шлюзовых камер канала, способный выходить в Белое море и швартоваться непосредственно на Соловецких островах[7].

К экзотическим круизам относится плавание по рекам Сура, Ветлуга, Вятка, которые в начале навигации доступны для двухпалубных судов, а реки Чусовая и Казанка — с пересадкой на прогулочные теплоходы. В 2011 году был осуществлён экспериментальный круиз двухпалубного теплохода «Славянов» по реке Волхов с подъёмом до Великого Новгорода, движение под низким мостом Октябрьской железной дороги стало возможным благодаря оперативному демонтажу капитанской рубки.

В 2014 году на внутреннем круизном рынке России работают три крупные компании федерального масштаба — Мостурфлот, ВодоходЪ, Инфофлот и несколько региональных компаний. Прекратили своё существование ряд мелких компаний, предлагавших сверх дешёвые и некачественные туры. Деятельность круизных речных компаний координирует Союз «Национальная палата судоходства», контролирует Федеральное агентство морского и речного транспорта и Ространснадзор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ КРУИЗНЫХ ТУРОВ

 

Важной особенностью круизных туров является организация развлечений на борту. На круизных кораблях работают различные клубы, приглашаются актеры для выступлений, проводятся шоу, действуют игорные клубы и казино. Как правило, круизный тур организован по системе "все включено", это распространяется на питание, пользование спортивными залами и инвентарем, развлекательную программу. Одним из преимуществ круизных туров является их безвизовость. Пассажиры могут находиться в портах и совершать экскурсии в течение 48- 72 часов без визы. Самый большой недостаток круизов - их довольно высокая цена. Но в последнее время появились бюджетные круизные компании.

 

Принята следующая ценовая классификация круизных маршрутов:

    • экономичные (75 150 долл. на человека в сутки);
    • классические (100- 200 долл. на человека в сутки);
    • премиум (150- 400 долл. на человека в сутки);
    • люкс (700 1000 долл. на человека в сутки);
    • эксклюзивные (более 1000 долл. на человека в сутки).

 

Основные районы морских круизов - Карибский бассейн и Средиземное море. Главным преимуществом Карибского бассейна является то, что круизы можно проводить круглый год. Длительность круизных маршрутов колеблется от 3 дней до 2 недель, маршруты классифицируются по следующим направлениям: Западные Карибы, Восточные Карибы, Южные Карибы. Классические морские круизы - это Средиземное море. Круизные маршруты охватывают сразу несколько европейских стран - Испания, Франция, Италия, Греция - и стран Северной Африки - Марокко, Тунис, Египет. Большой популярностью пользуются круизы вдоль берегов Британии, Скандинавии и России. Некоторые круизные компании организуют кругосветные путешествия продолжительностью более 120- 140 дней.

 

В последние несколько лет стали популярны круизные маршруты к берегам Антарктиды и к Северному полюсу. "Ледовые" круизы осуществляются круглый год: летом маршруты пролегают в Арктику, зимой основное направление - Антарктида. Американская компания Quark Expedition организует круизы на российском ледоколе "Капитан Хлебников" по маршруту Шпицберген - Гренландия - Канада - Чукотка - Шпицберген. Стоимость "ледовых" круизов достаточно высокая - от 10 тыс. долл. до 18 тыс. долл., однако ежегодный спрос стабильно растет на 2 %, причем за счет российских туристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОРСКОЙ ТУРИЗМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Санкт-Петербург по привлекательности занимает одно из первых мест среди других портовых городов Северной Европы и принимает наибольшее количество круизных судов и пассажиров. По прогнозам специалистов, в течение пяти лет в регионе Балтийского моря, в частности в Санкт-Петербурге, ожидаемый прирост круизных пассажиров составит 20%. По статистике, в 2003 году в Санкт-Петербург заходили 275 круизных лайнеров, в 2004 - 303 судна, в 2005 году - 364. На начало 2006 года уже поступило более 300 заявок океанских круизных лайнеров на заход в Санкт-Петербург. Предположительно, количество круизных туристов в 2006 году будет на 10-15% больше, чем в 2005 году.

Развитию круизного туризма в Санкт-Петербурге мешают неразвитая портовая инфраструктура и недостаточное соответствие единым стандартам приема и обслуживания круизных судов и пассажиров, которые успешно разрабатываются и реализуются в других крупнейших портовых городах Балтийского моря, считает специалист. Успешному развитию морского круизного туризма в Санкт-Петербурге и привлечению в город дополнительного числа туристов могут послужить ряд перспективных инвестиционных и инновационных проектов, отметил Березкин.

Информация о работе Морской туризм