Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 18:14, реферат
Начало морского туризма условно можно отнести к середине XIX века, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья в линейных перевозках.
Основным источником для трансатлантической линии была Европейская эмиграция: за период с 1846 по 1940 гг. на Американский континент из Европы эмигрировали около 60 млн человек
Оглавление
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ
Начало морского туризма условно можно отнести к середине XIX века, когда линейные пассажирские компании начали искать пути использования пассажирских судов в период межсезонья в линейных перевозках.
Основным источником для трансатлантической линии была Европейская эмиграция: за период с 1846 по 1940 гг. на Американский континент из Европы эмигрировали около 60 млн человек. Обострившаяся конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высоко комфортабельные плавучие гостиницы.
Одни из первых сообщения о специально
организованных рейсах морских пассажирских
судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные
прогулочные рейсы между северными островами
Британии и Исландией. Через несколько
лет авторы этой идеи основали судовладельческую
компанию Р&O. В 1900 г. было построено судно, которое осуществляло
круизы круглый год, меняя лишь регионы.
Ведущими странами крупных путешествий
стали Англия, США и Германия. Вторая мировая война остановила развитие
круизного бизнеса почти на 10 лет, однако
уже в начале 50-x годов было заложено большое
число пассажирских судов крупного тоннажа.
Появление в середине — конце 50-x годов
регулярных пассажирских, в том числе
и трансатлантических, авиационных линий,
дешевые авиационные тарифы привели к
резкому падению спроса на линейные пассажирские
суда, особенно на трансатлантических
маршрутах. В результате многие из них
были проданы и переоборудованы в круизные.
В этот период возникло несколько круизных
регионов, расположенных возле развитых
государств: Средиземное море,Балтика, Северная Европа, острова южной части
Тихого океана (Австралия и Новая Зеландия), Аляска, Мексика, Га
Значительны следующие статистические данные — в 1970 г. в круизах приняло участие 500 тыс. человек. К началу XXI века по всему миру круизы выбирали около 10 млн человек.
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ МОРСКОГО ТУРИЗМА В СССР И РОССИИ
В СССР наибольшую
Круизы начинались из Москвы, Ленинграда, для туристов из провинции – из ближайших городов: например, для жителей Йошкар-Олы, Кирова, Казани круизы начинались из Казани. Наиболее популярный маршрут в Европейской части России Москва — Астрахань, длился он 22-24 дня, стоимость на 1 туриста в двухместной каюте с частичными удобствами была 120-150 рублей в ценах 1985 года. Причём для жителей Средней Волги маршрут, как правило, разбивался на две части: Казань — Москва — Казань и Казань — Астрахань — Москва.
Круизы в СССР проводились и по рекам
за Уральским хребтом:
по Оби, Иртышу, Лене, Енисею и
С распадом СССР, в начале 1990-х годов круизная сфера переживала упадок: теплоходы постепенно ветшали, качество питания и обслуживания на теплоходах упало, зато цены на туры резко взлетели вверх, став недоступными для части традиционных поклонников речных путешествий. Характерным маркетинговым ходом стало привлечение российских отдыхающих на четырёхпалубные теплоходы в круизы с участием иностранных туристов. В XXI веке в России наблюдается рост интереса к речным круизам. С 2003 года круизный речной туризм на устойчивом подъёме: совокупный объем рынка в 2010 году превысил 7,5 млрд рублей, увеличившись за 7 лет вдвое. Общее число эксплуатируемых круизных судов к 2014 году превышает 100, всего на них пассажиро–мест — около 25 тысяч.
Основными центрами речного круизного туризма в России являются Москва, Санкт–Петербург, Нижний Новгород и Самара. В этих городах находятся большинство туристических операторов и базируется круизный флот. Несмотря на то, что круизный туризм — объективно низкодоходный вид бизнеса в России из-за его ярко выраженной сезонности, непродолжительности навигации в средней полосе России и затратности зимних ремонтов, туристские и экскурсионно–прогулочные перевозки с 2003 года стали рентабельными и представляют собой стабильный сегмент рынка. Каждый год открываются новые стоянки на круизных маршрутах, как правило, в малых городах и населённых пунктах, что вызывает интерес у опытных и новых путешественников. Доля туристских маршрутов составляет 2% от общего объёма пассажирских перевозок в РФ, однако при этом общий пассажирооборот речного транспорта превышает 40% от всего пассажирооборота в связи с большей дальностью и продолжительностью перевозок: в среднем он составляет около 1000 км /человек. Перевозки туристов на речных теплоходах дают возможность увеличивать поступление средств в бюджеты всех уровней, стимулируют занятость населения и экономически имеют мультипликативный эффект. Вместе с тем порядок, согласно которому топливо для заправки круизных судов в России приобретается на открытом рынке (в Европе оно освобождается от акцизов), с учётом высокой топливной составляющей в цене туров, негативно влияет на покупательский спрос, отсекая от круизного отдыха часть потенциальных путешественников. В прессе указывалось, что в 2014 году средняя цена 12-дневного тура по Волге для семьи из 3 человек составляет 150–180 тысяч рублей.
Теплоходы, заложенные на европейских
верфях в 1950-е годы, прошли в первом десятилетии
XXI века капитальную реконструкцию, в результате
чего увеличилась площадь кают, они стали
лучше оснащены удобствами, комфорт на
судах в целом, качество питания, обслуживания,
экскурсионных и развлекательных программ
также возросло. Наиболее популярные многодневные
маршруты проходят по Единой глубоководной системе
Европейской части России —
по Волге, Оке, Каме, Неве, Свири, Ладожскому и Онежскому озёрам, водохранилищам, Волго-Донскому
В навигацию 2014 года на Волге возникли серьёзные проблемы в связи с обмелением особо рискованного для судоходства участка между Городцом и Нижним Новгородом. Гарантированно обеспечить глубину 4 м на этом участке с крутыми перекатами может только низконапорный гидроузел в районе посёлка Большое Козино. В 2014 году Федеральное агентство морского и речного транспорта, сообщил его руководитель Александр Давыденко, приступило к проектированию гидротехнического объекта, дающего возможность дополнительного шлюзования, с ориентировочным сроком строительства к 2020 году. После крушения теплохода «Булгария» на Куйбышевском водохранилище в июле 2011 года на круизном флоте России приняты повышенные меры безопасности, которые контролируются надзорными ведомствами. С тех пор на круизном флоте России не было ни одной крупной катастрофы.
На линии Москва — Санкт-Петербург из-за полуморских условий плавания на Ладожском и Онежском озёрах работают в основном наиболее крупные и мореходные 4-х палубные (дечные) теплоходы проекта 301, 302, 92-016, q-056. Значительная часть этих теплоходов принадлежат или зафрахтована зарубежными компаниями и обслуживают иностранных туристов. Менее комфортабельные 2-х и 3-х палубные теплоходы частично подверглись модернизации для повышения комфортабельности и в настоящее время обслуживают в основном российских туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми и других городов европейской части России. Скорость всех теплоходов не превышает 25 км/ч.
В сезоне 2014 года, отмечает директор по судоходству на внутренних водных путях Союза «Национальная палата судоходства» Анна Исаева, из-за неблагоприятной внешнеполитической конъюнктуры иностранные партнёры российских круизных компаний замораживают программы долгосрочного сотрудничества с российскими судоходными компаниями по загрузке теплоходов на следующую туристическую навигацию и по дооборудованию судов.
С 2012 года по Беломоро-Балтийскому каналу курсирует новый круизный трёхпалубный теплоход «Русь Великая» класса «река-море», построенный в 2010—2012 специально под габариты шлюзовых камер канала, способный выходить в Белое море и швартоваться непосредственно на Соловецких островах[7].
К экзотическим круизам относится плавание по рекам Сура, Ветлуга, Вятка, которые в начале навигации доступны для двухпалубных судов, а реки Чусовая и Казанка — с пересадкой на прогулочные теплоходы. В 2011 году был осуществлён экспериментальный круиз двухпалубного теплохода «Славянов» по реке Волхов с подъёмом до Великого Новгорода, движение под низким мостом Октябрьской железной дороги стало возможным благодаря оперативному демонтажу капитанской рубки.
В 2014 году на внутреннем круизном рынке
России работают три крупные компании
федерального масштаба — Мостурфлот, ВодоходЪ, Инфофл
ОСОБЕННОСТИ КРУИЗНЫХ ТУРОВ
МОРСКОЙ ТУРИЗМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ