Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:13, реферат
Не доходя 1 км до водопада Бурхан-булак находится «Святой» камень. В стародавние времена, когда не было моста через реку Коксу, скот на Джайляу в ущелье гнали через Капальский тракт. В окрестностях водопада Бурхан-булак всегда росли самые сочные травы, и поэтому свои юрты скотоводы ставили именно здесь.
Однажды солнечным летним днем, на расстеленной у юоты корпешке играла маленькая девочка, а ее родители в это время пасли скот недалеко от юрты. Внезапно началось сильное землетрясение: задрожала под ногами земля, затряслись мелкой дрожью вершины в снеговых шапках, с гор в зеленую долину стали катиться камни.
Легенды и предания по объектам города Текели
Не доходя 1 км до водопада Бурхан-булак находится «Святой» камень. В стародавние времена, когда не было моста через реку Коксу, скот на Джайляу в ущелье гнали через Капальский тракт. В окрестностях водопада Бурхан-булак всегда росли самые сочные травы, и поэтому свои юрты скотоводы ставили именно здесь.
Однажды солнечным летним днем, на расстеленной у юоты корпешке играла маленькая девочка, а ее родители в это время пасли скот недалеко от юрты. Внезапно началось сильное землетрясение: задрожала под ногами земля, затряслись мелкой дрожью вершины в снеговых шапках, с гор в зеленую долину стали катиться камни.
Взглянув в сторону своей юрты, муж с женой похолодели от ужаса: сметая все на своем пути, по склону прямо на их жилище стремительно неслась огромная каменная глыба. Шансов на спасение ребенка не оставалось.
И тут произошло чудо: глыба, ломавшая деревья как спички, крошившая в песок выступы горных пород, внезапно остановилась перед самой корпешкой. Маленькая девочка радостно рассмеялась, увидев подоспевших родителей, и погладила шероховатую поверхность камня ладошкой. Приняв произошедшее за знак свыше, скотоводы устроили той, а застывшую глыбу стали почитать из поколения в поколение какСвятой камень.
Историк из Жетысуского экономического института М. А. Антонов в своей статье «Буддийское изображение на камне в местности Текели» очень подробно описал древнюю святыню: «На лицевой поверхности стелы видны следы первичной обработки. Сверху в центре самого камня находится углубление естественного происхождения, наполненное водой. По собранным этнографическим материалам стало известно, что вода в данном углублении держится круглый год и почитается местными жителями как святая вода.
В нижней части стелы находится рельефное изображение. Символичное изображение лотоса в верхней части стелы является схематичным рисунком индийской пагоды, такой, как Гапурам (надвратная башня) большого храма в Мадуре (XVII век) и большая пагода в Танджавуре (XV век). В нижней части камня изображено мифологическое животное. Аналогов с какими-либо памятниками найдено не было. Можно обнаружить стилистические сходства с отдельными скульптурами и изображениями. К примеру, с изваяниями Великого храма Шивы».
От себя добавим, что голова у животного напоминает драконью, а туловище - львиное. Кроме того, на верхней части стелы есть надписи, которые некоторые исследователи трактуют как шестизначную формулу «Ом-ма-ни-пад-мэ-хум», написанную калмыкским алфавитом («Покланяюсь тебе, Святой и Великомилосердный!»). В этой мантре, учат ламы, заключается суть счастья, процветания, знаний и смысл освобождения: «Ом» - сокровище в лотосе, «хум» - приветствие сокровищу в лотосе. Тибетцы верят, что простое повторение этих слов может подавить зло, обеспечить долголетие и достигнуть благословения.
Текелийская стела стоит в нескольких метрах от ворот в Коринское ущелье, также облюбованное древними буддистами.
- Текелийский камень науке почти не известен, - рассказывает известный казахстанский археолог, главный научный сотрудник Института археологии им. А. Маргулана Зайнолла Самашев. - Мы знаем только, что на нём есть изображение буддийской ступы. Там, вероятно, происходили магические обряды очищения. Потому что ступа - это материальное воплощение самого Будды. Согласно вере, все, кто входит в контакт с ней (видят её, обходят вокруг, совершают подношения), тем самым обретают огромные духовные заслуги, освобождаются от страданий. Но чтобы это происходило, необходимо немало потрудиться над её созданием.
Ламы утверждают, что энергетическая сила ступы беспредельна. Ее благословение распространяется с помощью всех стихий природы. Кто ступает на эту землю, получает благо.
Место перед входом в Коринское ущелье было выбрано древними не случайно - здесь оптимальным образом сочетаются все четыре стихии: вода, земля, ветер и огонь (Солнце). Археологи предполагают, что хребты бушующей Коры хранят ещё много загадок.
Одним из первых (в 1903 году) по устью Коры прошел первооткрыватель горы Белухи профессор первого в Сибири Томского университета, географ, ботаник, этнограф Василий Сапожников. В экскурсию по правому притоку Каратала он направился из Копала на лошадях.
«…Глубокая долина реки Коры с белой извилистой лентой реки, загороженной с обеих сторон хребтами, имеет очень тесный вход вниз по реке; отсюда и возникло киргизское название «Кора», что значит - «дверь». Подвигаясь правым (северным) берегом, около 5 часов вечера мы подошли к огромным отдельным камням, лежащим под обрывистой стеной хребта среди группы елей. Это Аулие-Тас, священные камни киргизов; почитание их сказывается и в том, что на соседних деревьях навешаны разноцветные ленточки. Немного дальше на той же стороне с высокой вертикальной ступени обрывается красивый водопад…».
В начале ХХ века жил в Семиречье хан Асылбай ,богатства которого были неисчислимыми. Но грянула революция 1917 года, затем в крае началось установление Советской власти и забеспокоился хан – все его добро пролетариат собрался национализировать и раздать беднякам.
Но богатства свои Асылбай никому отдавать не собирался. Он решил перебраться в Китай и переждать там тревожные времена. В одну из ночей хан со своими верными людьми и вереницей лошадей, навьюченных драгоценностями, отправился вверх по ущелью, опасаясь погони, караван шел по самым диким местам, чтобы дойти до цели кратчайшим путем.
Трудности и преграды поджидали Асылбая на каждом шагу: обрывистые скалы, неприступные вершины, каменные осыпи, бурные горные потоки. Но хан упорно шел вперед, пока дорогу ему не преградил ледник. И тогда он решил вернуться – повернул с остатками каравана назад, но погиб в пути. И никто из тех, кто отправился с ханом, живым домой не вернулся.
Бурхан-булак – высочайший водопад Центральной Азии, высотой 120 метров. Водопад расположен в Коринском ущелье в 50 км от входа в ущелье. Бурхан-булак – один из правых притоков реки Кора. Водопад имеет несколько каскадов, три из них видны снизу, четвертый можно увидеть, только поднявшись по тропам вверх.
Происхождение названия водопада говорит о святости этого места. «Бурхан» свидетельствует, что когда-то в ущелье находилось изваяние Будды, а «булак» - родник или источник. Вполне возможно, что где-то на скалах зарастает мхом статуя Будды, высеченная несколько веков назад усердным монахом.
О водопаде существует легенда.
Бурхан был единственным сыном у своей матери. Мать очень любила сына и мечтала, что он приведет в дом скромную и послушную невестку. Но Бурхан полюбил гордую и своенравную красавицу Кору. Недовольная выбором сына мать решила спрятать сына от этой любви и построила огромный каменный замок, в котором заперла своего сына. Но любовь Бурхана была так сильна, что он вырвался из замка и слил свои воды с красавицей Корой. С тех пор и текут они вместе, а мать долго оплакивает своего сына. Рядом с водопадом Бурхан-булак срывается маленький ручеек «Слезы матери».
Среднюю из трех рек, образующих одну из главных голубых артерий Семиречья, обычно называют Чижа. На самом деле правильно надо произносить Чажа. Когда произошло решительное сражение, в ходе которого джунгарские полчища потерпели поражение, казахские предводители отправили отряды для прочесывания ущелий Джунгарского Алатау, где могли скрываться шайки противника. Одна из них, которая насчитывала до четырех тысяч воинов и была обнаружена в верховьях упомянутой выше реки. И командовал ими ойратский нойон Чажа.
У казахского же военаначальника было в десять раз меньше сарбазов, и на открытую схватку с противником он не решился. И тогда он прибегнул к хитрости. Разослав группы на окрестные возвышенности, он повелел с наступлением темноты разжечь костры. Чажа посчитал, что его окружили крупные силы противника и запросил пощады. С условием, что все рядовые воины будут пропущены через перевалы на восток, а он с приближенными сдается на милость победителей. Казахи это условие приняли и выполнили. Более того, Чаже и его подручным были выделены земельные угодья, где они и проживали определенное время.
Урочище Керимбек окрестили по имени влиятельного в этих местах бая, владевшего вместе с сородичами угодьями в среднем течении реки Текелинка. Места там богатейшие - земли плодородные, пастбища - тучные. И неудивительно, что на них положили глаз царские чиновники. Когда начали прибывать переселенцы из России, они стали настойчиво вытеснять казахов в степи и пески. Какое-то время от наглых притязаний удавалось откупаться. Но аппетиты царевых услуг возрастали и исконные хозяева богатых земель оказывались на грани разорения. Керимбек решил созвать сходку, чтобы совместно определиться, как жить дальше. Однако власти расценили это как попытку к мятежу, и когда соплеменники собрались, их окружили солдаты и перестреляли. С тех пор политое кровью невинных людей место называется «Солдатсай».
Информация о работе Легенды и предания по объектам города Текели