Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:26, реферат
Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.
Министерство образования и науки Российской Федерации
РЕФЕРАТ
По дисциплине “организация туристической деятельности”
На тему ” Культурный туризм, как фактор мотивации к путешествиям”
Москва 2012
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Понятие культурного или познавательного туризма………….……………4с.
3.Виды культурного туризма……………...……………………………………
4.Характеристика культурного туризма……………………………….………8с.
5. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса…...…14с.
6.Заключение………………………………………………
7.Список литературы……………………………
Культурный туризм, как фактор мотивации к путешествиям.
Введение
Сегодня во всем мире наблюдается
динамичное развитие международного туризма,
а, следовательно, идет увеличение использования
культурных и природных ресурсов
принимающих стран, в том числе
России.
Культурное самовыражение народа всегда
вызывает интерес. Природная любознательность
туриста в отношении различных уголков
мира и населяющих их народов образуют
один из наиболее сильных побудительных
туристских мотивов. Возрастает количество
туристских поездок с культурно-познавательными
и обучающими целями, в связи с чем происходит
постоянное расширение видов и форм культурного
туризма (по данным экспертов Всемирной
туристской организации (ВТО), доля культурного
туризма составляет примерно 25% от общего
числа туристских прибытий, и по прогнозам
эта доля будет расти в будущем).
Понятие культурного или познавательного туризма.
В русскоязычной периодической
печати, научно-исследовательской и
учебной литературе термин «культурно-познавательный»
или «познавательный» туризм все
чаще стал заменяться термином «культурный»
туризм. Следует отметить, что одни
авторы дают данному понятию новые
определения, полагая, что возник новый
вид туризма, разделяя при этом «культурный»
и «познавательный» как самостоятельные
виды туризма, другие исследователи
рассматривают «познавательный» туризм
как разновидность «
Понятие «культурный туризм» («cultural tourism») официально на международном уровне впервые упоминается в материалах Всемирной конференции по культурной политике (1982 г.). Исходя из значения английского термина «cultural tourism», который и несколько десятилетий назад определялся как «культурно-познавательный или познавательный туризм» , сегодня не произошло зарождения принципиально нового вида туризма, так как не изменилась его основная исходная цель – знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях (архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей страны посещения). То, что произошло в действительности, — это изменение отношения к феномену данного вида туризма, его гуманитарной функции и глобальной миссии. По мнению Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, несмотря на то, что процесс глобализации предоставляет человечеству уникальные возможности в области коммуникации и более свободного обмена идеями и товарами, он также несет с собой серьезную угрозу усиления неравенства, обезличивания культуры и образа жизни, потери самобытности либо, напротив, ведет к всплеску самобытности и отгораживанию от внешнего мира. (Доклад Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура на первой сессии Комитета экспертов, посвященной активизации деятельности ЮНЕСКО по защите культурного разнообразия в условиях глобализации. Париж, сентябрь 2000 г.).
Таким образом, термины «культурный»,
«культурно-познавательный»
Культурный туризм является самым популярным и массовым видом туризма охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. По мнению А. В. Даринского и А. Б. Косолаповой, основной формой осуществления культурно-познавательного туризма, является экскурсия.
А. Б. Косолапова дает следующее определение: «Культурный туризм — сфера туристской деятельности, основанная преимущественно на ресурсах наследия, национальных традиций, искусства и культуры с активным использованием современных коммуникационных систем и высокотехнологичной инфраструктуры гостеприимства. Знакомство туристов с культурным наследием происходит в основном во время экскурсий, среди которых преобладают пешеходные и автобусные».
Виды культурного туризма
Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д.,но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.
Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:
- памятники археологии;
- культовую и гражданскую архитектуру;
- памятники ландшафтной архитектуры;
- малые и большие исторические города;
- сельские поселения;
- музеи, театры, выставочные залы и др.;
- социокультурную инфраструктуру;
- объекты этнографии, народные промыслы
и ремесла, центры прикладного искусства;
- технические комплексы и сооружения.
Помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли или входят следующие подвиды культурного туризма:
- культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);
- культурно-событийный (интерес
к старинным традиционным или
современным постановочным
- культурно-религиозный
(интерес к религии или
- культурно-археологический
(интерес к археологии страны,
посещение памятников
- культурно-этнографический
(интерес к культуре этноса (народа
или народности), объектам, предметам
и явлениям этнической
- культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);
- культурно-антропологический
(интерес к представителю
- культурно-экологический
(интерес к взаимодействию
Характеристика культурного туризма
Особенности культуры различных
регионов мира все чаще побуждают
людей проводить отпуск в путешествии.
Объекты, посещаемые туристами, способствуют
их духовному обогащению, расширению
кругозора. Культура является одним
из основных элементов туристского
интереса.
Познавательный туризм охватывает все
аспекты путешествия, посредством которого
человек узнает о жизни, культуре, обычаях
другого народа. Туризм, таким образом,
является важным средством создания культурных
связей и международного сотрудничества.
Развитие культурных факторов внутри
региона является средством расширения
ресурсов для привлечения туристских
потоков. Во многих странах туризм может
быть включен в так называемую политику
Уровень культурного развития может быть
использован также для создания благоприятного
имиджа конкретного региона на туристском
рынке. Элементы и факторы культуры могут
являться каналами распределения информации
о туристских возможностях местности.
Успех развития туризма зависит не только
от материально-технической базы, соответствующей
общепринятым стандартам и требованиям,
но и от уникальности национального культурного
наследия.
Под «культурным наследием» понимается совокупность всех объектов и явлений материальной и нематериальной (духовной) культуры народа, народности, этнической группы, созданных прошлыми поколениями и передающихся следующим поколениям, являющихся основой для сохранения культурной самобытности, фактором сплочения нации и представляющих универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии, антропологии, искусства, науки и являющихся, таким образом, достоянием всего человечества.
Объекты национального культурного
наследия должны быть представлены разумно
и творчески. Научно-технический
прогресс сделал свое дело: продукция
одной страны практически не отличается
от аналогичной продукции другой страны.
В культуре единообразие недопустимо.
Регион, желающий стать популярным туристским
направлением, должен обладать уникальными
культурными комплексами и предлагать
их на туристский рынок.
Оценка культурных комплексов для туристских
целей может проводиться двумя основными
методами:
1) ранжированием культурных комплексов
по их месту в мировой и отечественной культуре;
2) необходимым и достаточным временем
для осмотра достопримечательностей,
что позволяет сравнивать разные территории
по перспективности историко-культурного
потенциала для туризма.
Эти методы во многом субъективны: культурные
комплексы, высоко оцениваемые специалистами,
не всегда вызывают адекватную реакцию
у туристов. Необходимое и достаточное
время для осмотра объектов в известной
степени определяется их доступностью
и построением экскурсионных маршрутов.
Наконец, представление о ценности культурных
комплексов зависит от уровня образования,
национальных особенностей туристов.
В большинстве случаев интерес к объектам
культуры определяется модой.
Важной характеристикой
культурного комплекса является
стабильность его соответствия ценностным
критериям, сформировавшимся у населения.
Этот фактор связан с долговременностью
интереса туристов к конкретному культурному
объекту. Сохраняется стабильность интереса
туристов к таким объектам мирового культурного
наследия, как египетские пирамиды, античная
архитектура и др. Вместе с тем ряд объектов,
например ленинские места, наиболее посещаемые
в советский период в России, утратил свою
притягательность с изменением идеологических
установок в обществе. Поэтому одной из
основных задач организаторов туризма
является не только создание культурного
комплекса для туризма, но и сохранение
его на достаточно длительный исторический
период.
Несмотря на то, что практически любую
информацию можно получить из печатных
периодических изданий, художественной
литературы и других источников, не стареет
старая истина: "Лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать". Поэтому регион,
заинтересованный в привлечении туристов,
должен разумно планировать и развивать
специальные программы и мероприятия,
способствующие повышению интереса к
его культуре, распространять информацию
о своем культурном потенциале в расчете
на привлечение потенциальных туристов.
Ценность культурного наследия возрастает с течением времени. В первую очередь это связано с его физическим старением, изменением, разрушением и утратой. Массовый туризм также способствует разрушению и видоизменению культурного наследия народов в силу его коммерческого использования.
Основными факторами и причинами разрушения и уничтожения культурного наследия являются следующие:
-естественное физическое старение и разрушение материальных объектов культурного наследия;
-естественный уход поколений людей – исконных носителей материальной и нематериальной культуры;
-насильственное разрушение культурного наследия в результате военных конфликтов и террористических актов;
-политические, межнациональные и межкультурные конфликты, приводящие к этническим чисткам, а, следовательно, к уничтожению этнической культуры отдельных народов;
-неграмотная государственная политика в области культурного наследия или отсутствие такой политики вовсе;
-рост массового туризма с резким повышением нагрузки на объекты культурного наследия ввиду роста их посещаемости;
-развитие туристской инфраструктуры и материальной базы на территориях культурного наследия, вызванное ростом массового туризма и неизбежно оказывающее воздействие на состояние объектов и характер явлений культурного наследия;