Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:26, реферат
Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.
Министерство образования и науки Российской Федерации
РЕФЕРАТ
По дисциплине “организация туристической деятельности”
На тему ” Культурный туризм, как фактор мотивации к путешествиям”
Москва 2012
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Понятие культурного или познавательного туризма………….……………4с.
3.Виды культурного туризма……………...……………………………………
4.Характеристика культурного туризма……………………………….………8с.
5. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса…...…14с.
6.Заключение………………………………………………
7.Список литературы……………………………
Культурный туризм, как фактор мотивации к путешествиям.
Введение
Сегодня во всем мире наблюдается 
динамичное развитие международного туризма, 
а, следовательно, идет увеличение использования 
культурных и природных ресурсов 
принимающих стран, в том числе 
России. 
Культурное самовыражение народа всегда 
вызывает интерес. Природная любознательность 
туриста в отношении различных уголков 
мира и населяющих их народов образуют 
один из наиболее сильных побудительных 
туристских мотивов. Возрастает количество 
туристских поездок с культурно-познавательными 
и обучающими целями, в связи с чем происходит 
постоянное расширение видов и форм культурного 
туризма (по данным экспертов Всемирной 
туристской организации (ВТО), доля культурного 
туризма составляет примерно 25% от общего 
числа туристских прибытий, и по прогнозам 
эта доля будет расти в будущем).
Понятие культурного или познавательного туризма.
В русскоязычной периодической 
печати, научно-исследовательской и 
учебной литературе термин «культурно-познавательный» 
или «познавательный» туризм все 
чаще стал заменяться термином «культурный» 
туризм. Следует отметить, что одни 
авторы дают данному понятию новые 
определения, полагая, что возник новый 
вид туризма, разделяя при этом «культурный» 
и «познавательный» как самостоятельные 
виды туризма, другие исследователи 
рассматривают «познавательный» туризм 
как разновидность «
Понятие «культурный туризм» («cultural tourism») официально на международном уровне впервые упоминается в материалах Всемирной конференции по культурной политике (1982 г.). Исходя из значения английского термина «cultural tourism», который и несколько десятилетий назад определялся как «культурно-познавательный или познавательный туризм» , сегодня не произошло зарождения принципиально нового вида туризма, так как не изменилась его основная исходная цель – знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях (архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей страны посещения). То, что произошло в действительности, — это изменение отношения к феномену данного вида туризма, его гуманитарной функции и глобальной миссии. По мнению Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, несмотря на то, что процесс глобализации предоставляет человечеству уникальные возможности в области коммуникации и более свободного обмена идеями и товарами, он также несет с собой серьезную угрозу усиления неравенства, обезличивания культуры и образа жизни, потери самобытности либо, напротив, ведет к всплеску самобытности и отгораживанию от внешнего мира. (Доклад Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура на первой сессии Комитета экспертов, посвященной активизации деятельности ЮНЕСКО по защите культурного разнообразия в условиях глобализации. Париж, сентябрь 2000 г.).
Таким образом, термины «культурный», 
«культурно-познавательный» 
Культурный туризм является самым популярным и массовым видом туризма охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. По мнению А. В. Даринского и А. Б. Косолаповой, основной формой осуществления культурно-познавательного туризма, является экскурсия.
А. Б. Косолапова дает следующее определение: «Культурный туризм — сфера туристской деятельности, основанная преимущественно на ресурсах наследия, национальных традиций, искусства и культуры с активным использованием современных коммуникационных систем и высокотехнологичной инфраструктуры гостеприимства. Знакомство туристов с культурным наследием происходит в основном во время экскурсий, среди которых преобладают пешеходные и автобусные».
Виды культурного туризма
Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д.,но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.
Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:
- памятники археологии; 
- культовую и гражданскую архитектуру; 
- памятники ландшафтной архитектуры; 
- малые и большие исторические города; 
- сельские поселения; 
- музеи, театры, выставочные залы и др.; 
- социокультурную инфраструктуру; 
- объекты этнографии, народные промыслы 
и ремесла, центры прикладного искусства; 
- технические комплексы и сооружения.
Помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли или входят следующие подвиды культурного туризма:
- культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);
- культурно-событийный (интерес 
к старинным традиционным или 
современным постановочным 
- культурно-религиозный 
(интерес к религии или 
- культурно-археологический 
(интерес к археологии страны, 
посещение памятников 
- культурно-этнографический 
(интерес к культуре этноса (народа 
или народности), объектам, предметам 
и явлениям этнической 
- культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);
- культурно-антропологический 
(интерес к представителю 
- культурно-экологический 
(интерес к взаимодействию 
Характеристика культурного туризма
Особенности культуры различных 
регионов мира все чаще побуждают 
людей проводить отпуск в путешествии. 
Объекты, посещаемые туристами, способствуют 
их духовному обогащению, расширению 
кругозора. Культура является одним 
из основных элементов туристского 
интереса. 
Познавательный туризм охватывает все 
аспекты путешествия, посредством которого 
человек узнает о жизни, культуре, обычаях 
другого народа. Туризм, таким образом, 
является важным средством создания культурных 
связей и международного сотрудничества. 
Развитие культурных факторов внутри 
региона является средством расширения 
ресурсов для привлечения туристских 
потоков. Во многих странах туризм может 
быть включен в так называемую политику 
Уровень культурного развития может быть 
использован также для создания благоприятного 
имиджа конкретного региона на туристском 
рынке. Элементы и факторы культуры могут 
являться каналами распределения информации 
о туристских возможностях местности. 
Успех развития туризма зависит не только 
от материально-технической базы, соответствующей 
общепринятым стандартам и требованиям, 
но и от уникальности национального культурного 
наследия.
Под «культурным наследием» понимается совокупность всех объектов и явлений материальной и нематериальной (духовной) культуры народа, народности, этнической группы, созданных прошлыми поколениями и передающихся следующим поколениям, являющихся основой для сохранения культурной самобытности, фактором сплочения нации и представляющих универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии, антропологии, искусства, науки и являющихся, таким образом, достоянием всего человечества.
Объекты национального культурного 
наследия должны быть представлены разумно 
и творчески. Научно-технический 
прогресс сделал свое дело: продукция 
одной страны практически не отличается 
от аналогичной продукции другой страны. 
В культуре единообразие недопустимо. 
Регион, желающий стать популярным туристским 
направлением, должен обладать уникальными 
культурными комплексами и предлагать 
их на туристский рынок. 
Оценка культурных комплексов для туристских 
целей может проводиться двумя основными  
методами: 
1) ранжированием культурных комплексов 
по их месту в мировой и отечественной культуре; 
2) необходимым и достаточным временем 
для осмотра достопримечательностей, 
что позволяет сравнивать разные территории 
по перспективности историко-культурного 
потенциала для туризма. 
Эти методы во многом субъективны: культурные 
комплексы, высоко оцениваемые специалистами, 
не всегда вызывают адекватную реакцию 
у туристов. Необходимое и достаточное 
время для осмотра объектов в известной 
степени определяется их доступностью 
и построением экскурсионных маршрутов. 
Наконец, представление о ценности культурных 
комплексов зависит от уровня образования, 
национальных особенностей туристов. 
В большинстве случаев интерес к объектам 
культуры определяется модой.
Важной характеристикой 
культурного комплекса является 
стабильность его соответствия ценностным 
критериям, сформировавшимся у населения. 
Этот фактор связан с долговременностью 
интереса туристов к конкретному культурному 
объекту. Сохраняется стабильность интереса 
туристов к таким объектам мирового культурного 
наследия, как египетские пирамиды, античная 
архитектура и др. Вместе с тем ряд объектов, 
например ленинские места, наиболее посещаемые 
в советский период в России, утратил свою 
притягательность с изменением идеологических 
установок в обществе. Поэтому одной из 
основных задач организаторов туризма 
является не только создание культурного 
комплекса для туризма, но и сохранение 
его на достаточно длительный исторический 
период. 
Несмотря на то, что практически любую 
информацию можно получить из печатных 
периодических изданий, художественной 
литературы и других источников, не стареет 
старая истина: "Лучше один раз увидеть, 
чем сто раз услышать". Поэтому регион, 
заинтересованный в привлечении туристов, 
должен разумно планировать и развивать 
специальные программы и мероприятия, 
способствующие повышению интереса к 
его культуре, распространять информацию 
о своем культурном потенциале в расчете 
на привлечение потенциальных туристов.
Ценность культурного наследия возрастает с течением времени. В первую очередь это связано с его физическим старением, изменением, разрушением и утратой. Массовый туризм также способствует разрушению и видоизменению культурного наследия народов в силу его коммерческого использования.
Основными факторами и причинами разрушения и уничтожения культурного наследия являются следующие:
-естественное физическое старение и разрушение материальных объектов культурного наследия;
-естественный уход поколений людей – исконных носителей материальной и нематериальной культуры;
-насильственное разрушение культурного наследия в результате военных конфликтов и террористических актов;
-политические, межнациональные и межкультурные конфликты, приводящие к этническим чисткам, а, следовательно, к уничтожению этнической культуры отдельных народов;
-неграмотная государственная политика в области культурного наследия или отсутствие такой политики вовсе;
-рост массового туризма с резким повышением нагрузки на объекты культурного наследия ввиду роста их посещаемости;
-развитие туристской инфраструктуры и материальной базы на территориях культурного наследия, вызванное ростом массового туризма и неизбежно оказывающее воздействие на состояние объектов и характер явлений культурного наследия;