Культурный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:26, реферат

Краткое описание

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Файлы: 1 файл

Культурный туризм, как фактор мотивации к путешествиям(Аристова А. 23 группа,туризм).docx

— 63.28 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине “организация туристической деятельности”

На тему ” Культурный туризм, как   фактор мотивации к путешествиям”

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.Введение……………………………………………………………………….3с.

 

2.Понятие культурного или познавательного туризма………….……………4с.

 

3.Виды культурного туризма……………...……………………………………6с.

 

4.Характеристика культурного туризма……………………………….………8с.

 

5. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса…...…14с.

 

6.Заключение……………………………………………….…………………..19с.

 

7.Список литературы……………………………………..……………………20с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурный  туризм, как   фактор мотивации  к путешествиям.

 

Введение

 

Сегодня во всем мире наблюдается  динамичное развитие международного туризма, а, следовательно, идет увеличение использования  культурных и природных ресурсов принимающих стран, в том числе  России. 
Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Возрастает количество туристских поездок с культурно-познавательными и обучающими целями, в связи с чем происходит постоянное расширение видов и форм культурного туризма (по данным экспертов Всемирной туристской организации (ВТО), доля культурного туризма составляет примерно 25% от общего числа туристских прибытий, и по прогнозам эта доля будет расти в будущем).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие культурного  или познавательного туризма.

 

В русскоязычной периодической  печати, научно-исследовательской и  учебной литературе термин «культурно-познавательный»  или «познавательный» туризм все  чаще стал заменяться термином «культурный» туризм. Следует отметить, что одни авторы дают данному понятию новые  определения, полагая, что возник новый  вид туризма, разделяя при этом «культурный» и «познавательный» как самостоятельные  виды туризма, другие исследователи  рассматривают «познавательный» туризм как разновидность «культурного» , третьи, говоря о культурно-познавательном туризме, придерживаются иных терминов, например, «экскурсионный», «экскурсионно-познавательный», «историко-краеведческий» или «интеллектуальный».

Понятие «культурный туризм» («cultural tourism») официально на международном уровне впервые упоминается в материалах Всемирной конференции  по культурной политике (1982 г.). Исходя из значения английского термина «cultural tourism», который и несколько десятилетий назад определялся как «культурно-познавательный или познавательный туризм» , сегодня не произошло зарождения принципиально нового вида туризма, так как не изменилась его основная исходная цель – знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях (архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей страны посещения). То, что произошло в действительности,  — это изменение отношения к феномену данного вида туризма, его гуманитарной функции и глобальной миссии. По мнению Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, несмотря на то, что процесс глобализации предоставляет человечеству уникальные возможности в области коммуникации и более свободного обмена идеями и товарами, он также несет с собой серьезную угрозу усиления неравенства, обезличивания культуры и образа жизни, потери самобытности либо, напротив, ведет к всплеску самобытности и отгораживанию от внешнего мира. (Доклад Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацуура на первой сессии Комитета экспертов, посвященной активизации деятельности ЮНЕСКО по защите культурного разнообразия в условиях глобализации. Париж, сентябрь 2000 г.).

Таким образом, термины «культурный», «культурно-познавательный» или  «познавательный» туризм, соответствуя английскому термину «cultural», определяют один и тот же вид туризма, целью которого в широком смысле является познание  национальной культуры страны посещения.

Культурный туризм является самым популярным и массовым видом  туризма охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. По мнению А. В. Даринского и А. Б. Косолаповой, основной формой осуществления культурно-познавательного туризма, является экскурсия. 

А. Б. Косолапова дает следующее определение: «Культурный туризм — сфера туристской деятельности, основанная преимущественно на ресурсах наследия, национальных традиций, искусства и культуры с активным использованием современных коммуникационных систем и высокотехнологичной инфраструктуры гостеприимства. Знакомство туристов с культурным наследием происходит в основном во время экскурсий, среди которых преобладают пешеходные и автобусные».

 

 

 

Виды культурного  туризма

Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д.,но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п. 

Основой культурного туризма  является историко-культурный потенциал  страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

- памятники археологии; 
- культовую и гражданскую архитектуру; 
- памятники ландшафтной архитектуры; 
- малые и большие исторические города; 
- сельские поселения; 
- музеи, театры, выставочные залы и др.; 
- социокультурную инфраструктуру; 
- объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства; 
- технические комплексы и сооружения.

Помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли или входят следующие подвиды культурного туризма:

- культурно-исторический (интерес  к истории страны, посещение исторических  памятников и памятных мест, тематических  лекций по истории и других  мероприятий);

- культурно-событийный (интерес  к старинным традиционным или  современным постановочным культурным  мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;

- культурно-религиозный  (интерес к религии или религиям  страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических  лекций по религии, знакомство  с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

- культурно-археологический  (интерес к археологии страны, посещение памятников древности,  мест раскопок, участие в археологических  экспедициях);

- культурно-этнографический  (интерес к культуре этноса (народа  или народности), объектам, предметам  и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору,  традициям и обычаям, этническому  творчеству);

- культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

- культурно-антропологический  (интерес к представителю этноса  в развитии, с точки зрения  эволюции; посещение страны с  целью знакомства с современной  «живой культурой»);

- культурно-экологический  (интерес к взаимодействию природы  и культуры, к природно-культурным  памятникам, посещение природно-культурных  ансамблей, участие в культурно-экологических  программах).

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  культурного туризма

Особенности культуры различных  регионов мира все чаще побуждают  людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним  из основных элементов туристского  интереса. 
Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений. 
Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Под «культурным наследием» понимается совокупность всех объектов и явлений материальной и нематериальной (духовной) культуры народа, народности, этнической группы, созданных прошлыми поколениями и передающихся следующим поколениям, являющихся основой для сохранения  культурной самобытности, фактором сплочения нации и представляющих универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии, антропологии, искусства, науки и являющихся, таким образом, достоянием всего человечества.

Объекты национального культурного  наследия должны быть представлены разумно  и творчески. Научно-технический  прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок. 
Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными  методами: 
1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре; 
2) необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма. 
Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.

Важной характеристикой  культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и др. Вместе с тем ряд объектов, например ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период. 
Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Ценность культурного  наследия возрастает с течением времени. В первую очередь это связано  с его физическим старением, изменением, разрушением и утратой. Массовый туризм также способствует разрушению и видоизменению культурного  наследия народов в силу его коммерческого  использования.

Основными факторами и  причинами разрушения и уничтожения  культурного наследия являются следующие:

-естественное физическое старение и разрушение материальных объектов культурного наследия;

-естественный уход поколений людей – исконных носителей материальной и нематериальной культуры;

-насильственное разрушение культурного наследия в результате военных конфликтов и террористических актов;

-политические, межнациональные и межкультурные конфликты, приводящие к этническим чисткам, а, следовательно, к уничтожению этнической культуры отдельных народов;

-неграмотная государственная политика в области культурного наследия или отсутствие такой политики вовсе;

-рост массового туризма с резким повышением нагрузки на объекты культурного наследия ввиду роста их посещаемости;

-развитие туристской инфраструктуры и материальной базы на территориях культурного наследия, вызванное ростом массового туризма и неизбежно оказывающее воздействие на состояние объектов и характер явлений культурного наследия;

Информация о работе Культурный туризм