Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 10:56, реферат
Присутствие первозданной природы, пейзажей, морских панорам внутри застройки – самое ценное достояние городской среды Владивостока. Практически все здания, кварталы и ансамбли могут восприниматься зрителем не только со стороны главных уличных фасадов, но и с верхних точек склонов и вершин, чему немало способствует террасное расположение улиц. Параллельно Светланской на второй террасе тянется по склонам сопок улица Пушкинская.
90Несмотря на то, что сегодня многие ландшафтные доминанты погребены под современной застройкой, силуэт исторического центра города продолжает сохраняться. До начала 80-х годов XX века во Владивостоке архитектура не подавляла ландшафт – она сливалась с ним, выявляла его красоту, и поэтому выигрывала сама, умело «поданная», приподнятая благодаря рельефу или неожиданно открывающаяся сверху, за поворотом крутой улицы. Присутствие первозданной природы, пейзажей, морских панорам внутри застройки – самое ценное достояние городской среды Владивостока. Практически все здания, кварталы и ансамбли могут восприниматься зрителем не только со стороны главных уличных фасадов, но и с верхних точек склонов и вершин, чему немало способствует террасное расположение улиц. Параллельно Светланской на второй террасе тянется по склонам сопок улица Пушкинская.
Это одна из самых приятных, сохранивших исторический колорит улиц Владивостока. Первые владивостокцы застали это место сплошь изрезанным глубокими оврагами. Ближайший к центру носил имя поручика артиллерии Машкина («Машкин овраг»). Около него в 1861 году были построены казармы знаменитого корвета «Гридень». Здесь же была возведена и первая Владивостокская церковь – Успенская. Возле нее в 1871 году во взятом в аренду шестикомнатном доме расположился переведенный из Николаевска-на-Амуре военно-морской госпиталь, и улица стала называться Госпитальной. Была она короткой – чуть больше длины самого госпиталя.
В 1877 году во Владивостоке торжественно отмечалась годовщина со дня смерти А. С. Пушкина. В связи с этой датой было решено переименовать улицу Госпитальную в Пушкинскую. К этому моменту госпиталь уже переместился – туда, где находится и сейчас(ГДЕ?). Примерно тогда же Машкин овраг был переименован в Клубный, так как на берегу бухты Золотой Рог, куда выходил овраг, было построено здание Морского собрания. (ГДЕ?).
Сразу же за оврагом начиналась улица 1-я Портовая, которая являлась продолжением ул. Светланской. Параллельно ей, выше по склону, тянулась 2-я Портовая, которую продолжала улица Лазаревская. В 1907 Пушкинскую соединили со 2-ой Портовой, а через три года Владивостокская городская управа решила добавить к ним ул. Лазаревскую под общим названием - улица Пушкинская. Новая улица протянулась вплоть до Жариковского оврага, то есть до начала Офицерской слободки (ныне остановка «Дальзаводская»).
Визуально Пушкинская улица начинается Храмом Успения Пресвятой Богородицы и зданием Владивостокского художественного училища. Храм был построен в 1862 году. В 1866 году его после переноса повторно освятили. В 1899 рядом с церковью вырос Успенский собор, ставший главным храмом и крупнейшей постройкой города.
При советской власти в 1932 году Успенский кафедральный собор был закрыт, а в 1938 году - разрушен. На остатках фундамента построили жилой дом, в котором впоследствии разместилось художественное училище.
В 2006 г. почти на прежнем месте открылся новый храм Успения Пресвятой Благородицы.
Здание художественного училища построено в 1947 году на фундаменте разрушенного православного собора по проекту архитектора Порецкова. Он спроектировал здание так, что оно напоминает снесённый храм. Первое время дом использовался под жильё, а в 1963 году в нем разместилось училище. Однако до сих пор среди обитателей его – молодых художников – ходят легенды о призраках, которые и не позволили жить здесь тем, для кого был построен дом.
Скрытый более современными и высокими зданиями по адресу Пушкинская, 7 на склоне Машкина оврага располагается Дом Сологуба. Собственно он и является началом улицы Пушкинская. Кирпичный двухэтажный жилой дом с трёхэтажной башней-пристройкой напоминает средневековый замок. Его выстроил для себя основатель первой городской газеты «Владивосток» Николай Варламович Сологуб. Здесь находилась и редакция газеты и типография. Газета и сообщила о скоропостижной кончине Соллогуба в мае 1893 г. Городские легенды гласят, что этот дом и стал причиной смерти. Строительство велось поэтапно, по мере поступления денег. Сначала это была пристройка, затем сам дом, потом – башня. После смерти главы семьи вдова стала сдавать помещение в аренду. Потомки Сологуба продолжали жить в этом доме до недавнего времени.
Нечетная сторона улицы вплоть до Пушкинского театра застроена преимущественно старинными зданиями, каждое из которых имеет свою богатую историю. По четной стороне, вслед за Художественным училищем, храмом и тремя жилыми зданиями во всем великолепии предстает главный корпус ДВГТУ, изначально – Восточный институт. Это здание было построено в 1899 году по проекту А. А. Гвоздиовского. Оно имеет развитый Ш-образный план. В трех параллельных 4-этажных корпусах размещены аудитории, кабинеты и прочие помещения. Трехчленность планировки отражена на главном фасаде, имеющем три соответствующих части композиции. Здание расположено на косогорном участке и вписано в рельеф так, что цокольный этаж основного объема находится ниже уровня ул. Пушкинской, куда ориентирован главный фасад. Основной вход осуществляется через крыльцо-мост прямо во второй этаж, который воспринимается как первый. Соответственно выполнено и архитектурное решение главного фасада. Стены сложены из красного кирпича под расшивку швов без штукатурки. В интерьере широко использована лепнина, чугунное литье для внутренних колонн, решеток ограждений и лестниц.
Здесь сочетаются элементы архитектуры двух стилей – классицизма и ренессанса. Здание в целом торжественное, массивное, строгое, что вероятно, отражало мнение архитектора, согласно которому «наука и овладение ею не допускают никаких излишеств».
Однако уже при постройке произошло отступление от традиционного решения здания, характерного для классицистической архитектуры. Вызвано это присоединением к основному объему двухэтажного корпуса гимназического интерната, вытянутого в западном направлении вдоль улицы Пушкинской. А. А. Гвоздиовский следовал мнению попечителя А. Даттана, который считал, что постройка отдельного здания для интерната будет неудобной для гимназистов.
В 1956-1961 гг. к западному и восточному торцам здания были сделаны крупные многоэтажные пристройки, изменившие облик здания. Автор проекта этих пристроек архитектор Н. С. Рябов хотел исправить первоначальную асимметрию главного фасада, вызванную соединением с учебным зданием гимназического интерната. Декор фасада этих пристроек почти не различается, за исключением цветовой гаммы.
Изначально, к главному входу здания вело крыльцо из шести ступенек, придававшее большую торжественность. На данный момент осталась одна, что вызвано повышением уровня дорожного покрытия. Реставрация первозданного вида здания-памятника по этой и многим другим причинам невозможна.
В 1907 году у главного входа были размещены парные изваяния сидящих львов ши-цзы из гробницы минской династии, целиком высеченные из маньчжурского базальта. Они были привезены приамурским генерал-губернатором Николаем Ивановичем Гродековым. Это уникальные скульптуры. Во-первых им около семи веков, во-вторых – скульптуры, выполненные в таком стиле, нелегко найти и в Китае, т.к. обычно они имеют более округлые формы и выглядят менее грозными. Львы стали символом старейшего учебного заведения. Они хорошо дополнили, обогатили пластику главного фасада здания, органично в него вписались.
Органичным «противовесом» Восточному институту служит здание Пушкинского театра. Оно построено в 1907-1908 гг. по проекту архитектора Ю. Л. Вагнера. Это четырехэтажное прямоугольное в плане здание со стенами из кирпича и облицовкой отдельных деталей фасада глазурованной плиткой. В классической разработке фасадов использованы мотивы и архитектурные детали поздней готики и модерна.
Начиная с 1988 года, помещения Пушкинского театра пустовали, что явилось одной из причин их аварийного состояния. В 1998 году здание передано ДВГТУ, в этом же году начата реставрация объекта. По замыслу реставраторов для восстановления первоначального облика использовалась любая возможность. Например, случайные находки, обнаруженные в процессе обследования здания. К ним можно отнести старые двери с оригинальной резьбой, которые были восстановлены и навешены на прежнее место. Утраченные аксессуары (кресла, люстры, бра, вентиляционные решетки и тепловые экраны) заменялись новыми, выполненными по эскизам самих авторов реставрационного проекта.
Эта работа закончена осенью 1999 года, и приурочена к празднованию 100-летнего юбилея высшего образования на Дальнем Востоке. Необходимо подчеркнуть, что реставрация была фрагментарной, ибо, по словам одного из архитекторов проекта В. А. Обертаса, такова была «необходимость компромисса между архитектурной формой здания-памятника и его функциональным содержанием».
Сегодня театр – Культурный центр крупнейшего вуза региона, студенты и лицеисты здесь основные исполнители и зрители, наравне с профессионалами сцены. В этих стенах проходят мероприятия самой разной направленности: развлекательные, фестивальные, научные и общеобразовательные. Ежегодно в октябре театр проводит фестиваль «Болдинская осень», в апреле – «Студенческая весна», а 13 января Пушкинский театр собирает гостей на профессорский бал. Вместе с тем проводится слет потанинцев, студенческие конференции, спортивные вечера и торжественное вручение дипломов.
Вслед за Пушкинским театром распахнутыми стеклянными дверями встречает Фуникулер – один из двух, имеющихся в России. Можно много говорить о его уникальности и исторической ценности, но хочется сказать о том значении, что он имеет для пешеходов Пушкинской. Фуникулер соединяет вторую и третью террасы Орлиной сопки, центр Светланской с видовой площадкой, «нижние» корпуса ДВГТУ с «верхними». Ежедневно синий и красный вагончики перевозят несколько тысяч студентов, выстурпая альтернативой 368 ступенькам «студенческой» лестницы, взбегающей по весьма крутому склону. Последняя получила неофициальное название per aspera ad astra, а за нею так стали называть и Фуникулер.
Восточная
его граница примыкает к
Некоторое время назад отрезок улицы вдоль главного корпуса ДВГТУ был закрыт для проезда транспорта. Это создавало замечательное подобие кампуса – сугубо студенческой территории и площади, окаймленной мемориальным сквером, Фуникулером, Пушкинским театром, зданием бывшего Восточного института и Лютеранской кирхой. И столь близкое соседство православного и протестантского храмов ни у кого не вызывает ощущения диссонанса на этой улице контрастов.
Лютеранская кирха зрительно доминирует над улицами Светланской и Пушкинской. Известный русский журналист Всеволод Крестовский, побывавший в 1880 году во Владивостоке, отметил: «Что особенно кажется странным, именно для русского глаза, это отсутствие заметных церковных глав и колокольни, на которых наши взоры искони привыкли останавливаться еще издали в каждом русском городишке, в каждом русском селении. Здесь вы гораздо прежде заметите совершенно приличную лютеранскую кирху, сооруженную на видном месте благодаря усердной заботливости адмирала Эрдмана (бывшего губернатора Владивостока)…». История подтвердила замечания Крестовского: все основные православные храмы и соборы со временем были снесены, а лютеранская кирха и католический костел уцелели.
Первую лютеранскую кирху во Владивостоке построили в 1880 году по проекту первого городского архитектора Юлия Рего. Она была одноэтажной деревянной на каменном основании. Впоследствии прихожане ее снесли и в 1907 году, по соседству с Восточным институтом началось строительство каменной кирхи. Ее проект составил архитектор Георг Юнгхендель. Строительство было закончено в конце 1908 года и Пушкинская украсилась оригинальным строением в готическом стиле. В связи с постановкой церкви продольной осью параллельно улице, главный вход был сделан не против алтаря, а с южного фасада.
В 30-е годы XX в. кирха была закрыта по причине отсутствия «коллектива верующих, взявших ее на содержание». За этой формулировкой скрывался тот факт, что почти все лютеране были арестованы, часть их расстреляна или отправлена в лагеря по обвинению «немецкие шпионы». Силами уцелевших позднее на Морское кладбище был перенесен из ограды лютеранской кирхи прах и мраморный памятник первого пастора Карла Августа Румпетера.
В октябре 1936 года здание бывшей лютеранской кирхи было передано военным морякам. В нем открыли кинотеатр имени Максима Горького. Здесь же разместился клуб старшин Тихоокеанского флота. В 1950м вместо кинотеатра открыт музей военно-морского флота. В 1997 г. здание вернули лютеранской общине города, с его двора были убраны пушки. Началась реставрация, сама по себе ставшая шедевром строительного искусства. Сейчас в кирхе проходят службы и ежегодные фестивали, посвященные немецкой культуре.
На перекрестке улиц Пушкинской и Всеволода Сибирцева по нечетной стороне располагается ансамбль из пяти деловых и жилых домов. Он выстроен в 1909-1912 годах для крупных предпринимателей братьев Синкевич и их адвоката Ильи Фихмана. Сейчас в двух зданиях ансамбля размещается Горный институт ДВГТУ, три используются как жилые.
Информация о работе Экскурсионный маршрут "Пушкинская - улица студенческая" (г. Владивосток)