Археологические памятники Ферганской долины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является:

рассмотреть ряд археологических памятников Ферганской долины
Потенциал развития археологического туризма в Ферганской долине
обобщить и проанализировав знания по этому вопросу

Оглавление

Введение 2


Глава 1 Ферганская долина в истории и культуре Центральной Азии

Краткий исторический обзор 4
Городище Шахристан – один из древнейших очагов цивилизации в
Центральной Азии 6

1.3 Городище Кува – древний город 7

1.4 Риштан – колыбель искусства керамики Ферганской долины 9


Глава 2 Состояние и тенденции развития сектора археологического туризма

2.1 Современные археологические исследования в исторических точках

Ферганской долины 14

2.2 Вопросы безопасности в туризме 16

2.3 Археологические туры по Узбекистану на примере компании OrexCA.com 19


Глава 3 Потенциал археологического туризма в Ферганской долине

Обобщение и выводы 23


Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМАрхеологические памятники Ферганской долины.docx

— 136.85 Кб (Скачать)

       Маленький, но уютный городок в Ферганской долине, название которому - Кува! Здесь зарождалась  цивилизация. Здесь рождались великие  люди. И среди них - Ахмад аль-Фергани, основавший университеты в Дамаске, обсерватории в других городах Востока.

       1200-летний  юбилей выдающегося ученого по  решению ЮНЕСКО широко празднуется  во всем мире.

    1. Городище Кува – древний город

       В период поздней бронзы, к X веку до нашей  эры именно на востоке долины появляются крупные укреплённые поселения  типа Дальверзин тепе 4, которое некоторые  учёные склонны считать протогородами. В начале первого тысячелетия  до нашей эры крупные поселения  появляются и в других частях Ферганской долины. Городище Кува расположенное  в южной части Ферганской долины на территории одноименного районного  центра Ферганской области, впервые  привлекло к себе внимание еще  в начале XX века. Его размеры, а  так же большое количество древней  керамики и других археологических  предметов на поверхности памятника  позволили уже тогда сопоставить  холм, называемый местными жителями Кей  кубод тепа, с городом Кубо арабоязычных авторов X века. Археологические обследования городища в начале 30 х годов и  во время строительства Большого и Южного Ферганских каналов в 1039 —1940-х гг. и небольшие раскопки проведенные в 1.951 году сотрудниками Памиро-Ферганской археологической  экспедиции не оставляли ни каких  сомнений в том, что под холмами  Кувинского городища скрываются остатки  большого древнего города. Письменные источники освещают историю Кувы крайне скупо. По сведениям арабских географов Кубо (так в то время на арабский манер назывался город) в X веке был одним из самых крупных городов в долине. Некоторые авторы (Al-Mokaddasi) считали его даже крупнее и красивее столицы Ферганы. -Ахсикета6. Видимо, это не случайно. Археологические работы в Куве подтверждают сведения древних аторов о том, что к X веку основная жизнь города была сосредоточена не на территории древнего городища, окруженного стенами, а вокруг него. Кроме того, зачастую размеры города зависели от его политической и экономической значимости для регтона. Из источника освещающего события начала УШ века известно, что в Кубо находился наместник ферганского правителя. На важное политическое и экономическое •-положение Кувы указывает так же наличие в городе монетного двора. То, что монеты в Куве чеканились в X веке доказано ещё в конце 50-х годов . Кроме того, во время раскопок пятидесятых годов, в Куве было найдено 14 из 21 опубликованных на сегодняшний день монет практически не известных за пределами Ферганской долины. Эти монеты были отлиты из бронзы и по внешнему виду напоминают китайские "У-шу". Они круглые, несколько различные по размерам. Известны экземпляры диаметром 2,7 и 2,9 см. В центре монет квадратное отверстие 0,8 X 0,8 см. На лицевой стороне бортики, окаймляющие монеты по кругу и по периметру отверстия. Слева от отверстия согдийским письмом написан тюркский титул "хакан". Справа изображена тамга (родовой знак) правителя выпускавшего монету. О.И.Смирнова, определявшая кувинские монеты, по разнице в изображениях тамги отличает ранние и поздние выпуски и считает, что они отливались в VII-VIII веках в самой Куве10. Возможно, что одновременно с этими монетами выпускались монеты мелкого номинала, которых найдено гораздо больше. Они выглядели как небольшие медные кружочки диаметром от 10 до 18 мм без каких либо надписей. Диски этих монет неправильной формы с квадратным или круглым отверстием, которое занимало большую часть кружочка. Основная часть медных ферганских монет VII - VIII веков так - же найдена при раскопках городища Кува в разные годы. Они составляли основную часть клада монет, обнаруженного на раскопе №1 в 1998 году. Поэтому, несмотря на то, что 61 экземпляр подобных монет был определён в кладе найденном в камере склепа №3 могильника Мунчактепа в северной Фергане", можно предполагать, что эти монеты также выпускались на кувинском монетном дворе. Следовательно, город в то время имел довольно важное политическое значение. В этой связи интересно напомнить китайские сведения о Фергане УП века. Согласно Танских хроник в долине было две столицы: Северная.

       Первые  крупномасштабные археологические  раскопки на городище были начаты институтом истории и археологии АН Узбекистана  в 1956 году13. Под общим руководством академика Яххя Гулямова раскопки, с небольшими перерывами, продолжались вплоть до 1970 года. За 15 лет работ  было получено большое количество археологического материала, который, к сожалению, всё  ещё до конца не опубликован.

       Эта находка свидетельствует о христианской принадлежности одной из семей в  восточной части шахристана, а, может  быть, и о наличии христианской общины в средневековой Кубе17. Найденный  крест был переотложен, но по ряду обстоятельств сопутствующих его  находке, он может сопоставляться со слоями города, датирующимися временем не позднее X века.

1.4 Риштан – колыбель искусства керамики Ферганской долины

       Пожалуй, одним из наиболее древних, исключительно  интересных видов прикладного искусства  Узбекистана, сохранившим до наших  дней отчетливую локализацию местных  школ и традиций, является художественная керамика. На территории современного Узбекистана уже в древние  времена развивались многие виды декоративно-прикладного искусства, что обуславливалось насущными  потребностями быта. Археологи находят  при раскопках прекрасные образцы  керамических изделий, металлической (золотой, серебряной, медной) посуды, женских  украшений, расшитой золотыми, серебряными  и шёлковыми нитями одежды.Производство различных видов керамики было, пожалуй, самым высокоразвитым из всех ремёсел  в Центральной Азии. Гончары делали различную посуду (блюда, чаши, сосуды для хранения воды, кувшинчики для  умывания и т.д.), которая была нужна  всем и всегда, игрушки для детей  и т.д. На рынках этот товар пользовался  неизменным спросом и мастера  старались "держать марку". Они  стремились улучшать качество своих  изделий, создавали новые формы  и украшали их новыми рисунками. Главными центрами керамики были Бухара, Риштан и Самарканд с окрестными районами, но качественные изделия производились  также в Коканде, Андижане, Ташкенте и др. городах. Постепенно выделилось несколько локальных школ керамики, каждая из которых отличалась оригинальной техникой исполнения, своеобразием дизайна и колорита.

       Керамическое  искусство Риштана зародилось в  глубокой древности. Историю его  воникновения, овеянную множеством легенд, еще предстоит открыть археологам. Небольшой в прошлом поселок  на юге Ферганской долины на половине пути от Ферганы до Коканда, у границы  современного Узбекистана и Киргизстана, Риштан известен сегодня как город  мастеров, один из крупнейших в Средней  Азии центров производства уникальной глазурованной керамики.

       В существующее издревле искусство обожженой  глины риштанцы внесли свои яркие  и самобытные черты, отличающие их произведения от всего, что было создано в этой области не только другими народами, но и соседними узбекистанскими  керамическими центрами. Традиции многих из них, бытовавших еще в начале XX века, к концу столетия оказались  утраченными. В этом плане современный  риштанский промысел являет собой определенный феномен стабильности развития традиционного  ремесла, на протяжении многих столетий практически без изменений сохранившего свою стилистическую целостность. Тонко  выточенные на гончарном круге посудные формы Риштана характерны в целом  для всего региона и отражают устойчивость традиции. Отличает их изящество  свободной росписи, богатство растительного  орнамента и особый колорит, звучайщий  всеми оттенками лазурита и бирюзы под тонким слоем прозрачной глазури. Эта изысканность сдержанной цветовой палитры - бело-голубой бихромной  гаммы с деликатным вкраплением  коричневого и лилового цветов - определяет сегодня стиль риштанского  керамического декора, лишь изредка  удивляя полихромией теплых солнечно-желтых тонов - рецидивом далекого прошлого.

       Производство  расписной керамики на территории Ферганского  оазиса известно с эпохи бронзы. Обращаясь к его истокам, мы должны вспомнить культуры древнейших племен, населявших долину Паркана во II-I тысячелетии  до н.э. - далеких предков ныне живущих  здесь узбеков и таджиков.

       История риштанского керамического промысла от начала его возникновения вплоть до серед. XIX в. осталась малоизученной, что обусловлено отсутствием  археологических исследований на месте  его возникновения. Согласно легендам, до сих пор бытующим среди мастеров, древний город гончаров находился в одном из старых кварталов современного Риштана (Рошидона) - махалле Чиннигарон, недалеко от мазара Сохиби Хидоя. (В скором времени здесь начнутся археологические изыскания).

       . Возможно, предстоящая археологическая  экспедиция в Риштане даст  не менее интересный вещевой  материал по истории города  гончаров, чем раскопки других  древних городищ Ферганской долины, и позволит заполнить белые  страницы в его истории. И  открыть дополнительный интересный  маршрут археологического туризма.

              Ни в одном из керамических  центров Узбекистана нет такого  разнообразия форм изделий, как  в Риштане. Ляганы - блюда для  плова, косы и шокосы - миски  для супа-шурпы, огромные кувшины-хумы  для хранения зерна и масла,  маслобойки, глубокие сосуды с  крышками для кислого молока -кошкулок, кувшины-офтоба для омовения перед  молитвой, пиалы, кувшины-кузача  для воды, сосуды в виде фантастической  птицы - урдак - полет изощренной  фантазии кулолов не знает  предела. Экспозиции музеев Италии, Венгрии, Франции, Бельгии, России  украшают современные произведения  риштанских мастеров - живые воплощения  традиций голубой керамики эпохи  Темуридов. В последние годы  работы Набиджона Кодирова - ученика  усто Ибрагима Камилова, Рустама  Усманова, Шарафутдина Юсупова, Махмуда  Азизова видели зрители на  выставках в Швейцарии, Германии, Японии и в других странах.  Коллекционеры со всего мира  стремятся приобрести образцы  голубой керамики. Да и любой  турист-путешественник не удержится  от покупки чуда из глины  в одной из риштанских керамических  мастерских. Ведь любое рукотворное  произведение - уникально, поскольку  ни у одного мастера даже  в однотипных изделиях не повторяется  ни форма, ни орнамент.

       Оружейная "дамасская" сталь, славившаяся  в средние века своей исключительной прочностью, в VIII - IX веках производилась  в центре Ферганской долины, в древнем  городе-крепости на берегу реки Сырдарья. К такому выводу пришел профессор  Института археологии университета College London Тило Рехрен. В ходе пятилетних исследований он обнаружил на раскопках  городища Ахсикент в Наманганской области  Узбекистана свидетельства развитого  металлургического производства. По мнению ученых, памятники Ахсикента  имеют не меньшее значение для всемирной истории, чем Самарканд, Бухара и Хива. Завоевание арабами Ферганской долины, начавшееся в 713 году под

       предводительством эмира Кутейбы ибн Муслима, длилось больше столетия. Но и после покорения Ахсикент оставался крупным торгово-ремесленным центром, из которого, согласно новейшим исследованиям британских археологов, на Средний и Ближний Восток вывозились ценнейшие изделия того времени - оружейная сталь и клинки.

       По  свидетельствам средневековых арабских географов Ибн Хаукаля и Макдиси, Ахсикент в то время был большим  городом, имевшим пять ворот. В его  крепостной цитадели находились роскошный  дворец, бани, тюрьма и соборная мечеть. В нижнем городе располагались базары и ремесленные мастерские, а на берегу Сырдарьи была площадь для  праздничной молитвы.

       Профессор Рехерн пришел к выводу, что высококачественная сталь в Ахсикенте выплавлялась в огнеупорных керамических тиглях из каолина (белой глины), месторождения  которого до сих пор разрабатываются  вблизи города Ангрена Ташкентской  области. Каолиновые тигли выдерживали  температуру до 1300 градусов: такая  температура была необходима для  выплавки стали с высоким содержанием  углерода, которая после искусной ковки приобретала исключительную прочность, гибкость и характерный  узорчатый рисунок. Топливом для  плавильных печей могли служить  угли арчи - горного можжевельника, растущего на хребтах Западного  Тянь-Шаня вокруг Ферганской долины. Древесина  арчи, дающая при сгорании очень  высокую температуру, издревле использовалась металлургами Центральной Азии.   "НЕБЕСНЫЕ КОНИ"

       Руины древнего Ахсикента, расположенного в  двадцати километрах к юго-западу от современного города Намангана, имеют  вид грандиозных глиняных холмов, крутым обрывом нависающих над поймой Сырдарьи. Согласно данным археологии, укрепленное поселение возникло здесь в III веке до нашей эры. Оно  представляло собой ставку воинственных правителей, возвышающуюся над поселениями  мирных земледельцев и ремесленников.

       В античный период истории Ферганской долине удалось избежать зависимости  от Ахеменидского Ирана, установившего  свое господство над Бактрией, Согдианой  и Хорезмом, и не подвергнуться  нашествию победоносных фаланг Александра Македонского. На рубеже нашей эры  правителями Ахсикента были, скорее всего, вожди арийского племени саков из рода хаумаварка (то есть варящих из священного растения хаома ритуальный напиток огнепоклонников). Воины-кочевники из степей Центральной Азии царили над коренным земледельческим населением, но, судя по всему, сосуществовали с ним гармонично. Древнее название города на холмах - Ахси или Ахши - означает буквально "верхние люди" или "небожители". Цитадель, возвышавшаяся над плодородной поймой, охраняла поселки и пашни в речной долине. В то же время соседние степные предгорья могли служить пастбищами для табунов сакских боевых коней, от которых произошла порода замечательных иноходцев.

       Во II веке до нашей эры слава об этих "небесных конях" дошла до престола императора ханьского Китая У-ди, нуждавшегося в подвижной коннице  для борьбы с набегами северных кочевников хуннов. В книге "Ши цзи" историк  Сыма Цянь сообщает, что после неудачной  попытки дипломатическими средствами подчинить Давань, как называли китайцы  Ферганскую долину, полководец Ли Гуан Ли дважды отправлялся в карательные  экспедиции, первая из которых закончилась  его полным разгромом. В 103 году до нашей  эры китайское войско в шестьдесят тысяч человек осаждало Гуйшан (Ахсикент) сорок дней, перекрыв доступ питьевой воды в город. Но крепость питалась собственными колодцами до тех пор, пока из среднего течения Сырдарьи не подошло подкрепление - родственные  сакам племена царства Кангюй. Заключив перемирие, жители Давани передали в дар китайцам триста иноходцев  и взяли на себя обязательство  каждый год отправлять в Поднебесную  по паре "шаньма" - "небесных лошадей". Так или иначе, китайские полководцы в Ферганской долине больше не появлялись. По мнению узбекских историков, несмотря на установившуюся в следующие столетия вассальную зависимость сначала  от Кушанской империи, потом от племенного союза эфталитов и Тюркского  каганата, местная династия правителей Ахсикента непрерывно держалась  у власти вплоть до VII века нашей  эры.

       В начале XVII века сильнейшее землетрясение  смело Ахсикент с лица земли. Уцелевшие  остатки его населения перебрались  на северо-восток, в маленький поселок  у соляной копи Намаккон, где впоследствии возник город Наманган. Находящиеся  недалеко от руин Ахсикента районные центры Чуст, Пап и Туракурган в  наши дни известны искусством своих  ремесленников, изготавливающих на продажу сувенирные ножи в традиционном стиле.

Информация о работе Археологические памятники Ферганской долины