Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:22, контрольная работа
В современных социально-экономических условиях в связи с формированием в стране рыночной экономики и обострением социальных проблем роль защиты персональных данных работника значительно возрастает.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Понятие персональных данных работника…………………………………4
2. Особенности защиты персональных данных работника…………………..5
3. Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работника…………………………………………………………………………7
4. Порядок обработки персональных данных…………………………………9
5. Право работника на защиту персональных данных………………………10
6. Ответственность за разглашение персональных данных работника…….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..17
Подать уведомление о начале обработки персональных данных в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) для регистрации в качестве оператора ПДн.
Отправить заявку на получение экземпляров руководящих документов ФСТЭК России по организации системы защиты.
Разработать требования для конкретной ИСПДн, с учетом присвоенного класса защиты.
Подготовить технический проект по защите ИСПДн и помещений.
Разработать пакет организационно-
Спроектировать и внедрить систему защиты персональных данных (СЗПДн).
5. Права работников на защиту персональных данных
Наряду с закрепленными за работодателем обязанностями по обеспечению защиты персональных данных работника ст. 88 ТК РФ регламентирует права работников в этой области.
Условно права работника, направленные на обеспечение защиты его персональных данных, можно разделить на 3 группы [4]:
1) на полную информацию о своих персональных данных и их обработке;
2) требовать устранения недостатков, имеющихся в персональных данных работника;
3) на защиту от неправомерных действий (бездействия) работодателя всеми установленными законом способами.
Право на полную информацию о своих персональных данных и их обработке установлено также в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Так, в соответствии с п. 1 ст. 14 указанного Закона работники имеют право на доступ к документированной информации о них, имеют право знать, кто, в каких целях использует или использовал эту информацию. В силу п. 2 ст. 14 Закона работодатель, как владелец документированной информации о работнике, обязан предоставить по его требованию бесплатно информацию в той части, которая касается непосредственно самого работника.
Право отдельной категории работников на полную информацию, составляющую их персональные данные, устанавливается также федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Так, в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ от 15 мая 1997 г. «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» право знакомиться со всеми материалами своего личного дела и давать в письменном виде объяснение по указанным материалам, которое должно быть приобщено к личному делу, принадлежит лицам, замещающим государственные должности РФ [10].
Работник вправе приглашать по своему выбору медицинского специалиста при осуществлении своего права на полную информацию о своих персональных данных медицинского характера (ст. 89 ТК РФ). Законом не установлены формы привлечения медицинских специалистов к участию в ознакомлении с медицинскими данными, касающимися непосредственно самого работника. Поэтому представляется, что участие специалиста может осуществляться на основе простой формы доверенности, выдаваемой ему работником. Кроме того, предусмотренное ст. 89 ТК РФ право работника на получение копий любой записи, в которой содержатся его персональные данные, позволяет ему обратиться за помощью к медицинским специалистам путем представления им копии медицинских данных, выданных работодателем.
6. Ответственность за разглашение персональных данных работника
Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут юридическую ответственность (ст. 90 ТК РФ). Юридическая ответственность указанных лиц предусмотрена за виновное поведение, которое проявляется в их действиях или бездействии.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 24 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» ответственность за незаконное ограничение доступа к информации и нарушение режима защиты информации несут руководители и другие служащие органов государственной власти, организаций при наличии их вины в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.
Дисциплинарная ответственность устанавливается в связи с совершением работником (в том числе руководителями, служащими, должностными лицами) дисциплинарного проступка, по правилам, установленным ТК РФ (а для отдельных категорий работников федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине) [6].
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации»1 на государственного служащего возложена обязанность соблюдать установленный порядок работы со служебной информацией, хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) государственным служащим возложенных на него обязанностей к нему могут применяться дисциплинарные взыскания, несколько отличные от видов дисциплинарных взысканий, установленных ст. 192 ТК РФ.
К ним, в частности, относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Помимо этого, за разглашение конфиденциальных сведений, содержащихся в личных делах лиц, замещающих государственные должности РФ в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы, а также за иные нарушения порядка ведения личных дел, установленного п. 7 Указом Президента РФ от 1 июня 1998 г. «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы», виновные в этом федеральные государственные служащие, уполномоченные на ведение и хранение личных дел (формирование их копий) указанных выше лиц, могут привлекаться к дисциплинарной или иной ответственности [7].
Наряду с дисциплинарной ответственностью работники, виновные в разглашении сведений, составляющих служебную, коммерческую или иную тайну, могут привлекаться к материальной ответственности. Одним из оснований наступления полной материальной ответственности работника, предусмотренных федеральными законами, является разглашение им сведений, составляющих охраняемую законом служебную, коммерческую или иную тайну (ст. 90 ТК РФ).
Гражданско-правовая ответственность в соответствии с требованием п. 2 ст. 139 ГК РФ2 установлена за причинение убытков в результате получения незаконными методами информации, составляющей служебную и коммерческую тайну. Виновные в этом лица обязаны возместить причиненные убытки по правилам, определяемым гражданским законодательством. Аналогичная ответственность предусмотрена в отношении работников, виновных в разглашении служебной или коммерческой тайны, если трудовым договором предусмотрена соответствующая обязанность о неразглашении определенных сведений, вопреки трудовому договору.
Административная ответственность за нарушение норм, регулирующих порядок получения, обработки и защиты персональных данных работника, установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, принятым Государственной Думой 20 декабря 2001 г., одобренным Советом Федерации 26 декабря 2001 г.
В силу ст. 13.11 КоАП РФ за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения и использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда в отношении граждан:
— в отношении совершения аналогичных виновных действий должностными лицами размер административного штрафа составляет от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
— юридические лица несут административную ответственность в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Такая ответственность наступает за разглашение информации, доступ к которой ограничен только федеральным законом. Поэтому за разглашение информации, доступ к которой ограничен иными нормативными правовыми актами, например локальными нормативными актами, административная ответственность, установленная требованием ст. 13.14 КоАП РФ, не может быть применена.
Административная ответственность в виде предупреждения и наложения административного штрафа предусмотрена ст. 13.20 КоАП РФ в отношении граждан и должностных лиц за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов [8].
Уголовная ответственность предусмотрена ст. 137 УК РФ1.
Согласно ч. 1 указанной статьи, незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Трудовом кодексе под персональными данными работника понимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника.
Конституция РФ закрепила свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации (ч. 4 ст. 29), гарантировала право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, тайну сообщений и запретила распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст.ст. 23, 24). Жизнедеятельность человека предполагает предоставление информации о себе другим членам общества. Отношения по предоставлению и охране информации регулируются нормами российского права.
В российской традиции, защита персональных данных сводится к созданию режима обработки персональных данных, включающего:
Создание внутренней документации по работе с персональными данными
Создание организационной системы защиты персональных данных
Внедрение технических мер защиты
Получение лицензий регулирующих органов (ФСБ, ФСТЭК). Лицензия ФСТЭК России на Техническую защиту конфиденциальной информации нужна только в случае если организация оказывает услуги по созданию системы защиты персональных данных для других лиц. При создании системы защиты персональных данных силами организации (для собственных нужд) как техническими средствами, так и организационными — данная лицензия не нужна
Получение сертификатов регулирующих органов (ФСБ, ФСТЭК) на средства защиты информации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ от 12.12.1993 (в ред. ФЗ от 25.03.2005 № 1-ФКЗ) // ИПС КонсультантПлюс.
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.06.2006 № 90-ФЗ) // ИПС КонсультантПлюс.
3. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник.-М.: “Проспект”, 2004. – 496 с.
4. Молодцов М.В. Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2004. – 640 с.
5. Нуртдинова А.Ф.. Орловский Ю.П. Трудовое право России: Учебник. Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, КОНТРАКТ, 2003. – 402 c.
6. Скобелкин В.Н., Передерин С.В., Чуча С.Ю., Семенюта Н.Н. Трудовое процедурно-процессуальное право: Учебное пособие. – Из-во Воронежского гос. университета, 2002. –504 с.
7. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. М.: “Проспект”, 2003.
8. Трудовое право: Учебник. /Под ред. О.В. Смирнова. –М.: “Проспект”, 2005. – 560 с.
9. Трудовое право России: Учебник. /Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова.- М.: Юристъ, 2003.-650 с.
10. Трудовое право: Учебное пособие для ВУЗов (С. В. Колобова) // ЗАО Юстицинформ, 2005 // ИПС КонсультантПлюс.
2