Трудовые споры

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 05:54, реферат

Краткое описание

Целью данной работы по дисциплине "Право" является подробное рассмотрение темы о трудовых спорах как индивидуальных, так и коллективных. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы о:
Понятии "трудовые споры", их общей характеристики;
Органах, рассматривающих трудовых споры;
Порядке рассмотрения трудовых споров и т.п.

Оглавление

Введение 2
1. Понятие "трудовые споры": общая характеристика 3
1.1. Виды трудовых споров 4
1.2. Органы, регулирующие трудовые разногласия работников
1.2.1. Разрешение индивидуальных трудовых споров
1.2.2. Разрешение коллективных трудовых споров


7
14
Заключение 22
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Трудовые споры (к).doc

— 87.00 Кб (Скачать)

     Порядок избрания,  численность и  состав комиссии, срок ее полномочий  определяются общим  собранием (конференцией) трудового коллектива  предприятия, учреждения, организации.

     Комиссия по трудовым  спорам избирает  из своего состава  председателя, заместителей председателя и секретаря комиссии.

     По решению общего  собрания (конференции)  трудового коллектива  предприятия, учреждения,  организации  могут  быть созданы комиссии  по трудовым спорам  в подразделениях. Эти комиссии избираются  коллективами подразделений и  действуют на тех же основаниях,  что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций. В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут  рассматриваться  трудовые  споры  в пределах полномочий этих подразделений.»

      Ранее КТС организовывалась из равного  числа представителей профсоюзного комитета и администрации.

      Порядок организации КТС, предусмотренный  ст. 203 КЗОТ, обязателен лишь для государственных  и муниципальных предприятий. На предприятиях иных форм собственности порядок организации досудебного рассмотрения трудовых споров определяется уставами этих предприятий.

      Работник  может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или  должен был узнать о нарушении  своего права.

      В случае пропуска установленного срока по уважительным  причинам КТС может восстановить срок и разрешить спор по существу.

      Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам подлежит обязательной регистрации.

      Не  допускается отказ в приеме заявления  о рассмотрения трудового спора по мотивам пропуска работником трехмесячного срока. Вопрос об уважительности и неуважительности, по которым рассматриваемый срок был пропущен, должен решать КТС на ее заседании в присутствии заинтересованного работника. Признав причины пропуска давностного срока уважительными, КТС восстанавливает его, при неуважительных причинах - отказывает в удовлетворении требований работника.

      Журнал  регистрации заявлений о рассмотрении трудовых споров, поступающих в КТС, ведется в произвольной форме, однако в нем следует отмечать:

      -фамилию  заявителя;

      -предмет  спора;

      -дата  поступления заявления;

      -дата  разрешения спора;

      Комиссия  по  трудовым спорам обязана рассмотреть  трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Спор рассматривается  в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В  случае  неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается.  В случае вторичной неявки работника без  уважительных причин  комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.

      Комиссия  по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов,  представителей профессиональных  союзов, действующих на предприятии,  в учреждении, организации.

      По  требованию комиссии администрация  обязана представлять необходимые  расчеты и  документы.

      Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины  избранных в ее состав членов. Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства,  обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое особое мнение. Это мнение должно быть доведено до сведения сторон.

      Решения комиссии по трудовым спорам должны быть мотивированными и основанными  на законодательстве и иных нормативных актах о труде, коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре.

      Решение КТС должно быть выражено в категорической и четкой форме. В решении КТС  по денежным вопросам должна быть указана  точная сумма, причитающаяся работнику.

      Решения комиссии в трехдневный срок со дня принятия вручаются в копиях работнику и администрации. Решение КТС может быть пересмотрено.

      Если  в процессе исполнения между сторонами  спора возникают разногласия  по поводу толкования, КТС вправе вынести  дополнительное решение, разъясняющее первое.

      Решения КТС целесообразно вывешивать на видных местах для сведения трудового  коллектива.

      Если  комиссия по трудовым спорам в десятидневный  срок не рассмотрела трудовой спор заинтересованный работник вправе перенести  его рассмотрение в районный (городской) народный суд.

      Решение комиссии по трудовым спорам может  быть обжаловано заинтересованным работником или администрацией в районный (городской) народный суд в десятидневный  срок со дня  вручения им копий решения  комиссии. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа  в  приеме  заявления. Признав причины пропуска уважительными,  суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу.

      В районных (городских) народных судах  рассматриваются споры:

      -по  заявлению работника, администрации или соответствующего профсоюза, когда они не согласны с решением КТС.

      -по  заявлению прокурора, если решение  КТС противоречит законодательству.

    Непосредственно в  районных  (городских)  народных  судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

      -работников  предприятий,  учреждений,  организаций,  где комиссии по трудовым спорам  не избираются;

      - работников о восстановлении  на  работе,  независимо  от  оснований прекращения трудового  договора,  об изменении даты  и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения  ниже оплачиваемой работы.

      -администрации  о возмещении работниками материального  ущерба,  причиненного предприятию,  учреждению, организации.

      -работников  по вопросу применения трудового  законодательства, который в соответствии с действующим законодательством был решен  администрацией и профсоюзным комитетом предприятия,  учреждения,  организации (подразделения) в пределах предоставленных им прав.

      Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:

      -лиц,  приглашенных на работу в порядке  перевода с другого предприятия,  из учреждения, организации;

      -молодых  специалистов, окончивших высшее  или среднее специальное учебное  заведение,  а также лиц, окончивших профессионально-техническое учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию;

      -других  лиц, с которыми администрация  предприятия, учреждения, организации  в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор.

      Иски  работников по делам о трудовых спорах  предъявляются по месту нахождения предприятия.

      Иски  предприятия к работникам о возмещении ими материального ущерба, причиненного предприятию - по месту жительства работника.

      Заявление в суд подается в трех месячный срок со дня, когда работник узнал  или должен был узнать о нарушении  своего права, а по делам об увольнении- в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

1.2.2. Разрешение коллективных  трудовых споров

     Общее понятие трудовых споров относится  и к коллективным спорам, но с  конкретизацией спорящих субъектов. Коллективными  трудовыми спорами называются разрешаемые  юрисдикционными органами нерегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений. Это понятие закреплено в ст. 2 Закона РФ о коллективно-трудовых спорах № 175-ФЗ.

     Предметом коллективно-трудового спора являются законные интересы и права трудового  коллектива или коллективов двух или более организаций, даже когда  спорящей организацией является профсоюз, поскольку он осуществляет защитную функцию по социальной защите трудящихся. Например, разногласия по вопросам изменения норм выработки, сдельных расценок, оплаты труда, установления систем заработной платы, режима рабочего времени, по вопросам состояния охраны труда и техники безопасности в организации.

     При споре трудового коллектива другой спорящей стороной может быть не только работодатель, его администрация, но и отраслевой вышестоящий орган  управления, поскольку самоуправление трудового коллектива, осуществление  его полномочий может ущемляться этим отраслевым органом.

     В трудовом же споре профкома другой спорящей стороной является работодатель, его администрация организации  как субъект правоотношения с  профкомом.

     Профком может быть и представителем интересов  трудового коллектива по его уполномочию. Следовательно, профком в коллективно-трудовых спорах может выступать в двух ролях: а) как субъект спора профкома с работодателем, его администрацией и б) как представитель интересов трудового коллектива в его споре с работодателем, его администрацией или вышестоящим органом отраслевого управления. Если же спор возникает между СТК и администрацией, то он решается общим собранием трудового коллектива.

     На  более высоком уровне, чем организация, сторонами коллективного трудового  спора также являются работники и работодатели согласно понятию этих споров. И они, как правило, выступают уже в лице своих представителей.

     Представителями работников являются органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство их уставами, а также органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им. Таким образом, профком и вышестоящие органы профсоюзов (их объединений) уставами профсоюзов уполномочены представлять работников, в том числе и в коллективном трудовом споре. Совет трудового коллектива же для такого представительства в споре должен быть уполномочен на это общим собранием (конференцией) работников.

     Представители работодателей — это руководители организаций или другие полномочные уставом данной организации или иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателями органы.

     Моментом  начала коллективного трудового  спора является день сообщения работодателем его решения об отклонении всех или части требований работников (или несообщения в письменной форме в течении трёх рабочих дней со дня получения требований решения работодателя представителю работников), а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

     С этого момента стороны могут  начать примирительные процедуры рассмотрения коллективного трудового спора  с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника и в трудовом арбитраже.

     Коллективные трудовые споры по характеру спора делятся на два вида: 1) о применении трудового законодательства, выполнении  коллективных договоров и соглашений при осуществлении полномочий трудового коллектива или соответствующего профсоюза; 2) об установлении новых или изменении соответствующих социально-экономических условий труда и быта работников в коллективных договорах, локальных и других социально-партнёрских соглашениях.

     Например, к первому виду относятся споры  по вопросам изменения организационной  структуры предприятия, применения мер морального и материального поощрения за успехи в труде и т.п. Ко второму виду относятся споры по вопросам введения новых льгот для отдельных категорий работников, новых положений о премировании, новых условий коллективного договора нормативного характера и т.п.

Информация о работе Трудовые споры