Тенденции реформирования трудового законодательства в современный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:04, доклад

Краткое описание

Общая стратегия развития социального партнерства будет основываться на принципах добровольности, равноправия сторон, уважения позиций и учета интересов участников переговоров, экономической заинтересованности договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях, обязательного исполнения договоренностей и ответственности за нарушения соглашений.

Файлы: 1 файл

Труовое пр.DOC

— 64.00 Кб (Скачать)

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ  ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД 
 
 
 
 
 
 

выполнила: Полусмак Е.В.

ЮП 07 03

преподаватель Смородникова Елена Юрьевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток 2009

   Исторический  период, который в настоящее время  переживает Россия, можно без преувеличения  назвать переломным. В условиях мирового кризиса происходит стремительная  смена ориентиров в обществе, в  организации власти, системы общественных ценностей  в целом и каждой личности в отдельности.

   В этих условиях закономерно обращение  к проблемам общественного устройства и права, оправданы попытки с  учетом новых реалий определить социальное назначение каждой отрасли права. Одной  из таких отраслей выступает трудовое право.

   Социальная  направленность трудового права  проявляется, с одной стороны, в  выполнении им несвойственной большинству  отраслей права защитной функции, с  другой стороны - в его "открытости", подверженности влиянию многих факторов общественной жизни.

   Можно выделить три основные группы факторов, которые оказывают влияние на развитие трудового права: экономические, политические и правовые.

   Воздействие экономических факторов на современном  этапе многими экономистами и  политиками признается ключевым и усугубляется таким мощным "стимулятором", как проведение крупномасштабных социально-экономических реформ. На рынке возникают все новые и новые, в том числе в сфере труда. Это и безработица, и существование теневой занятости, а также заемного (подрядного) труда, и диспропорции в оплате труда, и неоправданно низкий уровень заработной платы и др.

   Решение большинства из них не связано  непосредственно с состоянием трудового  законодательства, однако под влиянием политики последних лет освобождения экономики от вмешательства государства сложилось представление о необходимости преобразования трудового права, так как оно препятствует созданию новых рабочих мест, выведению трудовых отношений из "тени" и эффективному функционированию экономики.

   Заработная  плата лиц, работающих по найму, является основным, а для подавляющего большинства  из них - единственным источником доходов.

   Минимальный размер оплаты труда чрезвычайно  низок и во многом сдерживается из-за того, что вместо предназначенной  для него функции определения минимального уровня оплаты труда он стал выполнять несвойственную ему роль норматива при определении величины некоторых социальных выплат и административных санкций.

   Основными направлениями политики в области  оплаты труда являются:

  • обеспечение роста реальной заработной платы работников, которая бы напрямую зависела от результатов их работы, квалификации и профессионализма для того, чтобы оплата труда стала главным источником доходов населения;
  • повышение государственных гарантий оплаты труда с целью уменьшения числа работающих граждан среди бедного населения страны;
  • достижение такого уровня заработной платы наемных работников, который позволил бы обеспечить устойчивый спрос населения и стимулы для развития производства, а также увеличить активность  работников в своем социальном обеспечении и страховании.

   Проблема  обеспечения надлежащих условий  труда и его охраны также актуально  в наше время. Более 40 процентов работников предприятий и организаций трудятся на тяжелых и вредных работах, где устанавливаются различные льготы и компенсации за условия труда. Ежегодно на производстве травмируется более 360 тыс. человек и 7,6 тыс. человек погибает.

   Жизнь и здоровье людей на производстве подвергается постоянной опасности  в результате старения основных производственных фондов, возникновения аварий, крупных пожаров, вредных выбросов и отравлений.

        Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что до настоящего времени не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, которые стимулируют работодателей соблюдать требования по охране труда, не действует система обучения работников безопасным приемам работы и т.д.

   Реформирование  системы охраны труда будет основано на повышении ответственности работодателей за улучшение условий и охрану труда, постепенном переходе от системы льгот и компенсаций к системе, способствующей достижению высокого уровня безопасности и предотвращению аварий, несчастных случаев на производстве, реабилитации лиц, получивших трудовую травму. Это возможно обеспечить благодаря внедрению эффективного механизма, выполняющего две функции: наказание работодателя за ненадлежащее обеспечение нормативного состояния условий и охраны труда; поощрение его при существенном улучшении этих показателей на предприятии.

   При осуществлении социального страхования  от производственного травматизма  и профессиональных заболеваний  предполагается установить зависимость  между размерами страховых платежей и состоянием охраны труда и уровнем травматизма на предприятии на основе применения гибкой системы определенных тарифов.

   Предусматривается ввести порядок, при котором суммы  штрафов, налагаемых на организацию  как юридическое лицо, расходуются  в этой же организации целевым назначением на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

   Последнее время значительно увеличилось  число нарушений трудовых и иных социальных прав граждан. Участились случаи незаконных увольнений, приняли массовый характер несвоевременная выплата заработной платы и направления работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска.

   В основном это связано с общим  изменением социально - экономических  условий, несоответствием действующих  норм трудового права новым общественным и экономическим отношениям, неподготовленностью судебной системы к рассмотрению резко возросшего числа обращений за защитой трудовых прав.

   Реформы в сфере защиты трудовых прав граждан  предполагается проводить по двум важнейшим  направлениям.

   Первое  направление - коренное обновление действующего трудового законодательства и принятие нового Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающего:

  • установление на федеральном уровне государственных минимальных гарантий в сфере труда;
  • расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, поддержание определенного равновесия между интересами работников и работодателей;
  • повышение уровня социальной защиты работников при структурной перестройке, банкротстве предприятий, приостановке производства по причинам экономического характера и некоторых других особых ситуациях. Второе направление - формирование системы специальных органов по рассмотрению трудовых споров, для чего на первом этапе сформировать структуры досудебного рассмотрения трудовых споров, основанные на принципах паритетного участия социальных партнеров, и организовать в системе действующих судебных органов специальные составы судебных работников, которые будут разрешать индивидуальные и коллективные споры, вытекающие из трудовых отношений.

       Система социального партнерства начала формироваться в России в ходе проведения экономических реформ. За прошедшие годы были разработаны организационно-правовые и научно-методические основы ее функционирования, введен в действие механизм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях. Получили развитие трехсторонние и двусторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соглашений.

        Дальнейшее развитие социального партнерства как эффективного механизма регулирования социально-трудовых отношений сдерживается из-за отсутствия полноценной системы соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, медленного формирования организационных структур работодателей, слабого развития системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях негосударственных форм собственности, формального отношения к заключаемым в организациях коллективным договорам, резкого снижения мотивации к производительному труду.

       Общая стратегия развития социального партнерства будет основываться на принципах добровольности, равноправия сторон, уважения позиций и учета интересов участников переговоров, экономической заинтересованности договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях, обязательного исполнения договоренностей и ответственности за нарушения соглашений.

   Используемая  литература 

   1. «Трудовое право не ответило на вызов экономического кризиса» Орловский Ю.П. Журнал Трудовое право №3 2009г

   2. «Трудовое право: некоторые аспекты  развития в современном обществе» А.Ф. Нуртдинова

   3. Трудовой кодекс Российской Федерации

   4.Луганцев  В.М. Проблемные вопросы сферы  действия современного трудового  права//Государство и право. - 2004 N5.

   5. Миронов В.И. Трудовое право  - СПб. : Питер, 2009. - 864 с.

   6. Панина А.Л. Трудовое право  - М. : ФОРУМ : ИФРА-М, 2008. - 304 с. 

   7. Никонов Д.А. Трудовое право  — М: Норма 2008. - 432с 
 

Информация о работе Тенденции реформирования трудового законодательства в современный период