Система социальной защиты семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:24, контрольная работа

Краткое описание

Семьей также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, — это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию.

Оглавление

Введение
1 Сущность социальных проблема отдельных категорий семей
2 Основные направления социальной политики
3 Виды социальных служб и организаций, предоставляющих услуги и помощь семьям
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Система социальной защиты семьи.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Для реализации основных направлений семейной политики разрабатывается  целый ряд государственных документов:

Доклад о положении  семей в Российской Федерации;

Национальный план действий в отношении семьи (среднесрочная  государственная семейная политика);

Целевая федеральная  программа «Семья»;

Целевые ведомственные  программы улучшения условий жизнедеятельности семьи;

Федеральная программа  координации деятельности негосударственных  субъектов семейной политики;

Положение о Государственной  фамилистической (семейной) экспертизе;

Региональные концепции  и программы семейной политики.

Из вышесказанного речь идет о комплексном подходе к семье, способности всех субъектов семейной политики отстоять ее интересы. Таким образом, по своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества. Комплексная программа семейной политики должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи, чтобы максимально смягчить их последствия. В то же время она сосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет четкая дифференциация семейной и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.5

Приоритетным направлением семейной политики, как на государственном, так и на региональном уровне, является обеспечение социальных гарантий и  улучшение благосостояния семей  с детьми, поскольку именно семья представляет наиболее комфортные условия для рождения и воспитания детей, ей также приписывается роль связующего звена между удовлетворением индивидуальных потребностей семьи и обеспечением функционирования семьи в интересах общества.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1. Денежные выплаты  семье на детей и в связи  е рождением,

содержанием и воспитанием  детей (пособия по пенсии).

2. Трудовые, налоговые,  жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3. Бесплатные выдачи  семье и детям (детское питание,  лекарства, одежца и обувь,  питание беременным женщинам  и др.).

4. Социальное обслуживание  семей (оказание конкретной психологической,  юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

Итак, государственная  семейная политика на современном этапе  развития отражается в социальном и  материальном обеспечении семьи  и детства. Особенное внимание уделяется  охране семей, имеющих детей, и всячески стимулируется рождаемость. Приоритетным направлением является формирование имиджа семьи среди молодого населения страны.

 

3 Виды социальных служб  и организаций, предоставляющих  услуги и помощь семьям

 

На сегодняшний день система служб и организаций, направленная на оказание помощи различным категориям семей в нашей стране находится на этапе формирования.

В политике социальной поддержки  детей преобладающей является стратегия  помощи малообеспеченным. При этом система оказания материальной помощи имеет существенные недостатки. Выплачиваемые государством компенсации на сегодня не являются гарантией стабильного экономического положения, так как размер детских пособий минимален.

Медико-социальные службы (поликлиники, женские консультации) также не всегда способны обеспечить должный уровень социальной работы с детьми из многодетных семей.

Что касается уровня профилактических и реабилитационных мероприятий  с детьми и их родителями, осуществляемыми  детскими дошкольными учреждениями и школами, то он тоже оставляет желать лучшего. Подобная ситуация обусловлена, во-первых, общей чрезмерной загруженностью педагогов, во-вторых, нехваткой специалистов в области социальной и семейной педагогики, в-третьих, отсутствием в штатном расписании большинства подобных учреждений должности специалиста по социальной работе, который должен выступать главным организатором, координатором и контролером профилактических и реабилитационных мер с детьми развода, в четвертых, отсутствием программ социально – психолого-педагогической работы с этой категорией нуждающихся.

Центры занятости населения  так же содействуют многодетным  семьям, в первую очередь, принимая меры по трудоустройству многодетных  родителей и представляя их детям  возможность работать по нескольку  часов в период учебы или во время летних каникул.

Наиболее эффективно меры по оказанию помощи детям на местном  уровне осуществляются Территориальными центрами социальной помощи семье и  детям. Учреждения данного типа создаются  в целях оказания семьям, детям  и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Деятельность Центра направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений, в связи с чем Центр осуществляет:

- мониторинг социальной  и демографической ситуации, уровня  социально-экономического благополучия  семьи и детей;

- выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

- определение и периодическое  предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных  видов и форм социально-экономических,  медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

- поддержку семей и  отдельных граждан в решении  проблем их самообеспечения, реализации  собственных возможностей по  преодолению сложных жизненных  ситуаций;

- социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

- социальную реабилитацию  детей с ограниченными умственными  и физическими возможностями;

- оказание помощи гражданам,  перенесшим психофизическое насилие;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

- участие в привлечении  государственных, муниципальных  и негосударственных органов,  организаций и учреждений (здравоохранения,  образования, миграционной службы  и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и т.п.) к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам и координацию их деятельности в этом направлении;

- внедрение в практику  новых форм и методов социального  обслуживания в зависимости от  характера нуждаемости семьи  и детей в социальной поддержке  и местных социально-экономических  условий;

- проведение мероприятий  по повышению профессионального  уровня работников Центра, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.

Таким образом, меры по оказанию помощи семьям, оказываемые социальными  службами и организациями в нашей  стране, пока сложно назвать весьма эффективными, комплексная система социальной поддержки семей находится на этапе становления.

Заключение

 

Семья является важнейшим  общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.

Значение семьи в  общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений  между полами и поколениями, рождение детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие.

Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса.

Социальная защита семьи  должна быть направлена не только на поддержание благосостояния нуждающихся семей, но и на благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие «благополучие», которое в отличие от понятия «благосостояние» выражает не только «материальную обеспеченность», «имущественное благополучие», но и «счастливую жизнь».

 

Список использованной литературы

 

Климантова, Г.И. Проблемы законодательного обеспечения государственной  семейной политики / Г.И. Климантова // Государственная  семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. – 192 с.

Технологии социальной работы / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 400 с.

Федотовская, Т.А. О демографических  аспектах современной государственной  семейной политики в Российской Федерации / Т.А. Федотовская // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. – 217 с.

Холостова, Е. И. Социальная работа / Е.И. Холостова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.- 692 с.

Шеляг, Т.В. Цели и ценности государственной семейной политики / Т.В. Шеляг // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. – 146 с.

1 Технологии социальной  работы / под общ. ред. проф. Е.  И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2004. –  С.223.

2 Холостова, Е. И.  Социальная работа / Е.И. Холостова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.- С. 512

3 Федотовская, Т.А.  О демографических аспектах современной  государственной семейной политики  в Российской Федерации / Т.А.  Федотовская // Государственная семейная  политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. – С.101.

4 Климантова, Г.И. Проблемы  законодательного обеспечения государственной  семейной политики / Г.И. Климантова // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. – С. 27.

5 Шеляг, Т.В. Цели  и ценности государственной семейной политики / Т.В. Шеляг // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004. – С. 88.




Информация о работе Система социальной защиты семьи