Профсоюзы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:21, реферат

Краткое описание

Защита экономических и трудовых прав работников – ключевое направление деятельности профсоюзов. Они призваны содействовать реализации каждым работником конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень жизни.

Файлы: 1 файл

Профсоюзы РБ.rtf

— 40.73 Кб (Скачать)

 

Важнейшим элементом политической системы являются общественные организации и движения. То есть социальные инструменты, позволяющие группам граждан влиять на принимаемые в государстве решения, отстаивать свои права. Общественной организацией являются и профсоюзы, объединяющие граждан по трудовому, профессиональному принципу. Первейшая функция профсоюзов - обеспечение соблюдения интересов своих членов и оказание помощи государству в осуществлении его функций: регулировании социальных отношений, экономической и хозяйственной деятельности, культурно-воспитательной работы.

Место профсоюзов в политической системе государства определяется не только массовым характером движения в целом (это самое крупное общественное объединение в нашей стране), но и признанием их со стороны государства и объединений нанимателей как равноправных партнеров.

Преобразования в конституционно-правовом и социально-экономическом устройстве Республики Беларусь обозначили новые ориентиры для государства, общества, политических партий, общественных объединений. Права и свободы человека, гарантии их реализации конституционно признаны высшей ценностью общества и государства, а государство провозглашено демократическим социально-правовым. К числу основных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит право граждан на объединение в профессиональные союзы. Наделяя граждан правом объединяться в профсоюзы для защиты своих экономических и социальных интересов, Основной Закон Республики Беларусь тем самым создает базу для их профессионально-общественного самоопределения.

Защита экономических и трудовых прав работников - ключевое направление деятельности профсоюзов. Они призваны содействовать реализации каждым работником конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать справедливую долю вознаграждения за труд, иметь достойный уровень жизни.

Федерация профсоюзов Беларуси, действуя в рамках Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь  «О профессиональных союзах», других актов законодательства Республики Беларусь, выступает за:

· последовательное построение демократического социального правового государства;

· неуклонное повышение жизненного уровня населения страны;

· строгое соблюдение прав и гарантий трудящихся и профессиональных союзов;

· совершенствование социального партнерства;

· сохранение стабильности, гражданского мира и согласия в обществе;

· организационно-финансовое и кадровое укрепление профессиональных союзов.

 

Политико-правовые основы деятельности профсоюзов

 

За последнее время существенно изменилась роль профсоюзов в обществе. Современный правовой статус профсоюзов позволяет им сосредоточиться на представительстве и защите социально-экономических интересов трудящихся.

Остановимся на правовой базе деятельности профсоюзов.

Основа деятельности профсоюзов в Республике Беларусь заложена в Конституции Республики Беларусь:

· в соответствии со статьей 14 «отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями

· нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон»;

· согласно статье 41 «граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы».

При этом существующее сегодня конституционное закрепление полномочий профсоюзов нуждается, по нашему мнению, в совершенствовании. Конституция Республики Беларусь не наделяет профсоюзы правом законодательной инициативы, что затрудняет полноценное участие профсоюзов в нормотворческом процессе.

Основополагающим для правового регулирования деятельности профсоюзов является Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах». В нем, в частности, дается определение профессионального союза, детализируется право граждан на объединение в профсоюзы, определяются гарантии независимости профсоюзов, основания прекращения или приостановления их деятельности, перечисляются направления взаимодействия профсоюзов с органами государственного управления, устанавливаются условия представительности профсоюзов, их основные права и гарантии этих прав.

Статья 1 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» определяет статус профсоюза как общественной организации, объединяющей граждан для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов.

Рассматривая соотношение профсоюзов и политики, следует отметить:

· принадлежность или непринадлежность граждан к профсоюзам не влечет каких-либо ограничений их политических прав и свобод, гарантируемых законодательством Республики Беларусь (статья 4);

· профсоюзы участвуют в разработке и реализации социально-экономической политики государства (статья 6);

· профсоюзы принимают участие в разработке государственной политики занятости (статья 10);

· при проведении забастовок по инициативе профсоюзов запрещается выдвижение политических требований (статья 22).

Анализ этих норм показывает, что членство в профсоюзе отграничено от реализации политических прав; профсоюзы имеют право участия в социально-экономическом спектре общественных отношений; профсоюзы не вправе использовать предоставленные им способы защиты прав трудящихся для преследования политических целей.

Базовым нормативным правовым актом, устанавливающим и регламентирующим правомочия участия профсоюзов в осуществлении защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, является, безусловно, Трудовой кодекс Республики Беларусь.

В статье 4 Трудового кодекса отмечается, что он регулирует наряду с трудовыми отношениями и деятельность профсоюзов. В нем, в частности, отражены: порядок участия профсоюзов в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров; случаи, когда наниматели исполняют свои обязанности по согласованию или с участием профсоюзов; участие профсоюзов в разработке тарифов оплаты и норм труда, в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; представительство профсоюзов и их роль в ведении коллективных переговоров, заключении и реализации коллективных договоров и соглашений.

Следует отметить, что и Трудовой кодекс содержит норму, определяющую, в какой мере деятельность профсоюзов может затрагивать сферу политики. Так, из определения социального партнерства следует, что оно является формой взаимодействия профсоюзов и иных субъектов партнерства при разработке и реализации социально-экономической политики государства (статья 352).

Òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïðîôñîþçíîãî äâèæåíèÿ â áåëîðóññêîì îáùåñòâå

 

Профсоюзное движение в Беларуси прошло большой и трудный путь развития. Будучи неоднородным на разных этапах по направленности, стратегическим и тактическим целям, меняя формы и методы действий, оно всегда демонстрировало приверженность главной социальной цели - защите интересов людей труда.

Возникновение профсоюзов в Беларуси было предопределено ходом экономического и политического развития общества и заняло целую историческую эпоху. Еще в конце XIX - начале XX века возникли больничные кассы, стачечные комиссии, делегатские собрания, цеховые сходы.

За 70 лет советского периода профсоюзы превратились в самую массовую общественную организацию, которая сыграла важную роль в социально-экономическом и культурном развитии белорусского общества. На профсоюзы, например, были возложены полномочия по осуществлению некоторых важных для всего государства функций: надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, состоянием охраны труда, управление социальным страхованием и оздоровлением. Надо признать, что выполнялись эти функции профсоюзами весьма ответственно.

К середине 80-х годов в профсоюзном движении назрели проблемы, связанные с формализмом в работе, отрывом руководящих структур профсоюзов от тех, чьи интересы они призваны были защищать. На очередном съезде в октябре 1990 года была образована Федерация профсоюзов Беларуси, которая перерегистрирована Министерством юстиции 15 ноября 2002 года, и является республиканским добровольным независимым объединением профессиональных союзов (Национальным профцентром). ФПБ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах», другими законодательными нормативными актами, Уставом ФПБ.

Сегодня Федерация профсоюзов Беларуси объединяет 32 отраслевых профсоюза, шесть областных, одно городское объединение профсоюзов. Это 25960 первичных профсоюзных организаций, созданных на предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Беларусь. Общая численность членов профсоюзов, входящих в состав ФПБ, составляет более 4 миллионов человек.

Главные задачи ФПБ - усовершенствование и развитие системы социального партнерства, обеспечение взаимодействия профессиональных союзов в защите трудовых и социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов, разработка стратегии и тактики профсоюзов республики.

Исторически сложилось так, что профессиональные союзы - это наиболее значимые общественные организации как по численности, так и по влиянию в обществе. Профсоюзы - это объективная составляющая общественной системы. Кроме защитной функции профсоюзы выполняют роль индикатора общественного мнения, служат системой обратной связи для государства, позволяющей ему скорректировать свою социально-экономическую политику. Поэтому в существовании и развитии профсоюзного движения заинтересованы и граждане, и государство.

По инициативе ФПБ, 19 декабря 2002 года принято постановление Совета Министров Республики Беларусь №1777, в соответствии с которым внесены изменения в Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, которым права и возможности профсоюзов в осуществлении общественного контроля значительно расширены.

В 2003 году заключено соглашение о взаимодействии между Федерацией профсоюзов Беларуси, Республиканским трудовым арбитражем и Белорусской конфедерацией промышленников и предпринимателей. В рамках соглашения стороны обязуются содействовать совершенствованию отношений в социально-трудовой сфере и обеспечению защиты трудовых прав и законных интересов работников и нанимателей, своевременно предупреждать и разрешать коллективные трудовые споры, повышать уровень правового, консультативного и методического обеспечения профсоюзных организаций и нанимателей по вопросам разрешения коллективных трудовых споров.

Здесь нельзя не отметить существование еще одной проблемы - ответственности сторон за выполнение своих обязательств. Это, пожалуй, самая слабая сторона социального партнерства.

Признавая большой прогресс в развитии социального партнерства (Правительство, профсоюзы, наниматели), достигнутый в 2002-2003 годах, необходимо отметить, что эта работа продолжается в направлении повышения статуса принимаемых договоров и соглашений, а также статуса самого Национального совета по трудовым и социальным вопросам, усиления ответственности должностных лиц и сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Профсоюзы Республики Беларусь