Правовые
аспекты организации охраны труда
работников в возрасте до 18 лет.
В настоящее время сохранилась
традиционная двойственная трактовка
охраны труда в широком и
узком смысле. В широком смысле
охрана труда фактически отождествляется
со всей совокупностью трудоправовых
норм. Узкий подход к охране труда как
к комплексному институту трудового права
в настоящее время более актуален в связи
с тем, что целью трудового законодательства
провозглашена среди прочего защита прав
и интересов работников и работодателей
(ст. 1 ТК РФ).
Охрана
труда в настоящее время понимается
в нескольких правовых аспектах, что
соответствует советской традиции,
но имеет и некоторые отличия:
1) как один из принципов трудового
права, получивший закрепление
в законодательстве (обеспечение
права каждого работника на
справедливые условия труда, в
том числе на условия труда,
отвечающие требованиям безопасности
и гигиены (ст. 2 ТК РФ));
2) как один из институтов трудового
права, который включает в себя:
а) нормы по технике безопасности
и гигиене труда, а также
правила, регулирующие организацию
охраны труда (раздел Х ТК
РФ);
б) нормы, регламентирующие деятельность
органов государственного надзора
и контроля в области охраны
труда. Формально государственный
надзор и контроль за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права, относятся к способам защиты трудовых
прав и свобод (раздел ХШ, ст. 352), но его
нормы, связанные с надзором и контролем
в области охраны труда, одновременно
относятся и к институту охраны труда;
в) нормы по специальной охране
труда женщин и подростков, а
также лиц с пониженной трудоспособностью.
В современном ТК РФ женщины вместе с лицами
с семейными обязанностями, а также молодежь
рассматриваются как категории работников,
в отношении которых установлены особые
нормы, относящиеся не только к охране,
но и к регулированию их труда в целом.
Вместе с тем отнесение норм по охране
труда женщин и несовершеннолетних, а
также лиц с пониженной трудоспособностью
к институту охраны труда не вызывает
сомнений;
3) как одно из основных трудовых
прав право на здоровье и
безопасные условия труда (ст.
21 ТК РФ). В этом аспекте конституционное
право на охрану труда (ст. 7,
37 Конституции РФ) можно рассматривать
как элемент правового статуса
гражданина России, статусное право
работника. Субъективным правом
оно станет после возникновения
трудового правоотношения между
конкретным работником и определенным
работодателем;
4) как комплексный институт трудового
права, комплексное межотраслевое
законодательство. Охрана труда
как сложное межотраслевое образование
включает в себя совокупность
норм, устанавливающих систему правовых,
социально-экономических, организационно-технических,
санитарно-гигиенических и других
мероприятий, непосредственно направленных
на создание безопасных и здоровых
условий труда.
Нормы
законодательства по охране труда:
- регулируют общие вопросы безопасности
и гигиены труда, в том числе
организацию охраны труда;
- устанавливают систему нормативных
правил обеспечения безопасных
и здоровых условий труда в
рамках отдельного работодателя;
- определяют права и обязанности
работников и работодателей в
области охраны труда;
- устанавливают стандарты по
безопасности и гигиене труда;
- определяют специальные правила
по охране труда лиц, занятых
на работах с неблагоприятными
условиями труда;
- регламентируют расследование
и учет несчастных случаев
на производстве;
- определяют специфику охраны
труда женщин (в том числе беременных
женщин и матерей, имеющих малолетних
детей);
- определяют специфику охраны
труда молодежи (работников в
возрасте до 18 лет);
- определяют специфику охраны
труда лиц с пониженной трудоспособностью.
О нормах, регулирующих надзор
и контроль за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права, будет сказано в следующем параграфе
данной главы Курса.
Российское законодательство по
технике безопасности и гигиене
труда совпадает в целом с
тем, которое действует в странах
Европы. Однако в России отсутствуют
существующие в ряде западных
стран комплексные законы об
охране производственной среды.
Подход к охране труда и
в современной науке трудового
права остался достаточно традиционным.
Ни в отечественном законодательстве,
ни в научной доктрине еще
не укрепился характерный для
развитых стран Запада взгляд
на охрану труда. Это касается
игнорирования проблем психологического
комфорта на работе и психологической
безопасности труда, недостаточность
комплексного подхода и акцента
на превентивные меры в данной
сфере. По сути охрана труда в значительной
степени по-прежнему отождествляется
только с техникой безопасности, производственной
санитарией и гигиеной труда. Законодательство
традиционно ориентирует работодателя
на проведение набора определенных мер,
а не на достижение определенного результата.
В то же время российское законодательство
по охране труда в основном отвечает букве
и духу норм международного права.
Особенности
охраны труда молодежи (работников
в возрасте до 18 лет)
Глава 42 ТК РФ (ст. 265-272) установила
особые правила в отношении
этой категории работников. В
огромном большинстве случаев
эти правила носят защитный
характер. Они оберегают от чрезмерной
эксплуатации один из наиболее
слабых отрядов трудящихся, который
нуждается в повышенной социальной
и правовой защите государства.
Основное содержание этой защиты
можно свести к следующим главным
нормам:
1) установление минимального возраста
приема на работу (ст. 63 ТК РФ).
Таким образом, создан заслон
применению детского труда;
2) запрет применения труда на
работах с вредными и(или) опасными
условиями труда, на подземных работах,
а также на работах, выполнение которых
может причинить вред здоровью и нравственному
развитию молодежи по специальному перечню
(игорный бизнес, работа в ночных кафе
и барах и др.) (ст. 265 ТК РФ). Этот перечень
утвержден Постановлением Правительства
РФ от 25 февраля 2000 г. № 163;
3) запрет переноски и передвижения
тяжестей, превышающих установленные
нормы (ст. 265 ТК РФ). Нормы предельно
допустимых нагрузок для лиц
моложе 18 лет при подъеме и
перемещении тяжестей вручную
утверждены Постановлением Минтруда
РФ от 7 апреля 1999 г.2;
4) обязательное проведение за
счет работодателей медицинских
осмотров - предварительных при приеме
на работу и ежегодных регулярных
до достижения возраста 18 лет
(ст. 266 ТК РФ);
5) удлиненный (31 календарный день
в удобное для отпускников
время) ежегодный основной оплачиваемый
отпуск (ст. 267 ТК РФ);
6) запрет направления в служебные
командировки, привлечения к сверхурочной
работе, работе в ночное время,
в выходные и нерабочие праздничные
дни (за исключением творческих
работников культуры, СМИ, профессиональных
спортсменов в соответствии с
перечнем профессий, который определен
Постановлением Правительства РФ
от 28 апреля 2007 г. № 252) (ст. 268 ТК
РФ);
7) дополнительные гарантии в отношении
расторжения трудового договора
по инициативе работодателя (увольнение,
за исключением случая ликвидации
организации или прекращения
деятельности индивидуального предпринимателя,
помимо соблюдения общего порядка,
только с согласия государственной
инспекции труда и комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав) (ст. 269 ТК РФ);
8) особый порядок установления
норм выработки (ст. 270 ТК РФ);
9) особый порядок оплаты труда.
При повременной оплате труда
заработная плата выплачивается
с учетом сокращенной продолжительности
работы (ст. 271 ТК РФ).
По мнению И.Я. Киселева, с которым
мы согласны, российское законодательство
по технике безопасности и
гигиене труда совпадает в
целом с тем, которое действует
в странах Европы. Однако в
России отсутствуют существующие
в ряде западных стран комплексные
законы об охране производственной
среды. Подход к охране труда
и в современной науке трудового
права остался достаточно традиционным.
Например, охрана труда рассматривается
как всемерная охрана трудоспособности
человека. В таком контексте можно
предположить, что некоторое ухудшение
слуха у инженера-чертежника не
достойно трудоохранных мер, так как
оно не связано с профессиональной трудоспособностью
человека. На Западе, напротив, как уже
указывалось выше, охрана труда все с большей
настойчивостью трактуется как целостная
и комплексная защита жизни и здоровья
в процессе труда независимо от того, влияют
ли вредные и опасные факторы на понижение
профессиональной способности к труду.
Предполагается, что охрана труда должна
обеспечить не только продолжительность
продуктивной трудовой деятельности,
но и длительную активную жизнь после
прекращения трудовой деятельности по
достижении определенного возраста. Современные
западные тенденции в сфере охраны труда
органически вписываются в концепции
улучшения качества трудовой жизни, развития
человеческого потенциала, о чем уже неоднократно
упоминалось выше.
Ни в отечественном законодательстве,
ни в научной доктрине еще
не укрепился характерный для
развитых стран Запада взгляд
на охрану труда. Это касается
игнорирования проблем психологического
комфорта на работе и психологической
безопасности труда, недостаточность
комплексного подхода и акцента
на превентивные меры в данной
сфере. По сути охрана труда в значительной
степени по-прежнему отождествляется
только с техникой безопасности, производственной
санитарией и гигиеной труда. Законодательство
традиционно ориентирует работодателя
на проведение набора определенных мер,
а не на достижение определенного результата.
В советский период право на
безопасные условия труда традиционно
связывалось преимущественно с
технической стороной обеспечения
безопасности труда и зачастую
сводилось к соблюдению норм
по технике безопасности и
производственной санитарии. Вместе
с тем еще в 70-е годы ХХ
в. А.И. Цепин писал о необходимости
преодолеть узкий подход к определению
условий труда, расширить права работника
на безопасные и здоровые условия труда
в направлении включения в нормы по охране
труда создания благоприятных эстетических
и психофизиологических условий на рабочих
местах. В ТК РФ в перечне основных принципов
трудового права (ст. 2) названо право работников
на защиту своего достоинства во время
работы, но не раскрывается содержание
этого принципа. Между тем это право, закрепленное
Европейской социальной хартией, предполагает
обязанность государства содействовать
прекращению агрессивных, оскорбительных
действий против работников на рабочих
местах или в связи с работой и принятия
необходимых мер для защиты работников
от таких действий со стороны работодателя.
Речь идет о запрете «моббинга», не получившего
легального закрепления в действующем
российском трудовом законодательстве.
Впервые понятие «моббинг» было введено
в научный оборот трудового права Х. Лейманом
в его книге «Моббинг, преследование на
работе» (Париж, 1996). И это неслучайно, так
как именно во Франции борьбе с моббингом
уделялось большое внимание. Так, 20 марта
1979 г. Правительство издало Декрет о службахтрудовой
медицины, в котором человек рассматривался
во всей совокупности производственной
жизни. При этом проблемы создания благоприятного
психологического климата на производстве
включаются в понятие производственной
среды и охраны труда в широком смысле.
Не только во Франции, но и в других странах
Запада охрана труда в широком смысле
стала включать: а) запрет нецивилизованного,
хамского отношения вышестоящих на производственной
лестнице к нижестоящим; б) запрет умышленных
или невольных действий администрации,
которые могут обидеть, унизить работника,
оскорбить его чувства человеческого
достоинства; в) применение специальных
мер по гуманизации и облагораживанию
производственной среды. Рано или поздно
не только во Франции, но и в России встанет
вопрос о признании морального преследования
на работе в качестве профессионального
риска на производстве, а его последствия
станут возмещаться наряду с другими случаями
трудовых увечий и профессиональных заболеваний.
Таким образом, справедливость и безопасность
условий труда в современном мире должны
быть связаны не только с соблюдением
технических и медицинских норм безопасности
труда, но и с созданием комфортных (в широком
смысле) условий труда с учетом технических,
медицинских, этических, психофизиологических
и даже эстетических составляющих. Такое
расширенное понимание в перспективе
должно найти отражение и в российском
трудовом законодательстве.
В то же время российское
законодательство по охране труда
в основном отвечает букве
и духу норм международного
права, а в ч. 1 ст. 360 ТК РФ, посвященной
порядку инспектирования работодателей,
содержится ссылка на ратифицированные
конвенции МОТ.