Понятия, виды и принципы трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:52, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение понятия трудовых споров. Их классификация. Сроки установленые для обращения в суд с заявлением (иском) по индивидуальным трудовым спорам.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие трудовых споров 5
2. Классификация трудовых споров 6
3. Порядок рассмотрения трудовых споров 11
4. Нормативная основа разрешения трудовых споров 22
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Трудовое право.docx

— 50.21 Кб (Скачать)

Следующие этапы в разрешении коллективного  трудового спора свидетельствуют о том, что спорящие стороны не сумели разрешить спор и вынуждены обратиться к помощи нейтральных по отношению к ним третьих лиц: посреднику и (или) трудовому арбитражу.

Участие посредника завершается принятием  согласованного решения или протоколом разногласий, а рекомендации, разработанные  трудовым арбитражем, приобретают для  сторон обязательную силу, если стороны  заключили соглашение об их выполнении.

Следовательно, только соглашение, достигнутое сторонами  в ходе разрешения коллективного трудового спора, имеет для сторон обязательную силу.

Недостижение соглашения путем примирительных процедур может привести к обострению спора и забастовке. В период забастовки стороны обязаны продолжить проведение примирительных процедур до полного разрешения коллективного трудового спора. Порядок разрешения коллективных трудовых споров в Российской Федерации нацелен на достижение согласия спорящих сторон путем возможного компромисса, взаимных уступок, исполнения взятых обязательств, учета взаимных интересов. В общем плане порядок разрешения коллективных трудовых споров должен способствовать развитию социально-партнерских отношений работников (их представителей) с работодателями.

 

3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Определение индивидуального трудового спора  нашло законодательное закрепление в ст. 381 ТК. Согласно этой статье индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным  трудовым спором признается спор между  работодателем и лицом, ранее  состоявшим в трудовых отношениях с  этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения трудового договора.

Из данного  понятия вытекает, что одной стороной индивидуального трудового спора является работодатель, а другой стороной — работник. Помимо работника (физического лица, вступившего в трудовые отношения с работодателем) выделяется в качестве «стороны» указанного спора также лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с работодателем («бывший работник»), или лицо, желающее заключить трудовой договор и поступить на работу, но которому в этом отказано работодателем.

В законодательной  формулировке отражено то, что возникновению  индивидуального трудового спора предшествуют переговоры сторон трудового правоотношения, т.е. необходимость урегулировать возникшие разногласия, что определено в понятии: «индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником...». Иногда термины «разногласие» и «спор» рассматриваются как синонимы, хотя не любое разногласие есть спор. С момента возникновения разногласий обычно ведутся переговоры с работодателем самим работником или с участием его представителя. Если же в ходе непосредственных переговоров разногласия не удается урегулировать, неурегулированные разногласия «перерастают» в трудовой спор при обращении работника в юрисдикционный орган: КТС или суд (мировому судье) для разрешения спора с соблюдением установленных процессуальных и процедурных норм.

Необходимость урегулирования возникших разногласий, а не спора предусмотрена ТК (ч. 2 ст. 385), где установлено, что «если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем», то индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС.

В юридической  литературе также проводится различие между понятиями «конфликт» и  «трудовой спор». При этом подчеркивается, что конфликт может «тлеть», когда  стороны не предпринимают никаких  усилий, чтобы его погасить, а  разрешение такого конфликта возможно самими сторонами добровольно в  результате переговоров. Но если этого не происходит, то возникает необходимость привлечения к разрешению указанного конфликта специальных уполномоченных на это органов и «конфликт перерастает в трудовой спор».

Этот  признак индивидуального трудового  спора отмечается в указанном  определении (ст. 381 ТК), согласно которому обязательным является обращение лица (работника) с заявлением в орган  по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Работник обращается с исковым заявлением в КТС или к мировому судье, а по вопросам о восстановлении на работе лицо обращается в суд в сроки, установленные в законе. Предметом иска является соответствующее конкретное требование истца к ответчику. Это может быть требование работника о восстановлении или признании трудовых прав, которые, по его мнению, должны ему принадлежать на основе закона, иных нормативных правовых актов, коллективного договора, соглашений, а также условий трудового договора (о незаконности перевода на другую работу, о невыплате заработной платы, премии, о восстановлении на работе в связи с увольнением, об отказе в заключении трудового договора, приеме на работу).

Срочный трудовой договор (контракт) заключается в случаях, когда  трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок. Характер работы контролера является постоянным, а не временным или сезонным, что подтверждается штатным расписанием. Интересы истицы были направлены на постоянную работу, а не временную. Не подлежит удовлетворению иск о возмещении морального ущерба, так как ответчик уволил истицу по окончании срока трудового контракта, который она сама подписала. Истица не страдала ни физически, ни морально.

Рассмотрение  индивидуальных трудовых споров в КТС  и суде регулируется гл. 60 ТК.

В ст. 382 ТК определены органы по рассмотрению этих споров. К ним отнесены КТС и суд. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС предусмотрено ст. 382—389 ТК, а в суде — ст. 391—396 ТК и ГПК.

Индивидуальные  трудовые споры рассматриваются  в указанных юрисдикционных органах в соответствии с установленной подведомственностью и подсудностью этих споров.

Работник  может обратиться в КТС для  рассмотрения индивидуального трудового спора, за исключением тех споров, которые должны рассматриваться непосредственно в суде или для которых федеральным законом установлен другой порядок их рассмотрения, но работник вправе обратиться непосредственно к мировому судье, а в случае увольнения — в суд

Правовое  положение КТС раскрывается исходя из порядка ее формирования и функционирования, вынесения решений и др. КТС  является постоянно действующим самостоятельным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, ее решения не нуждаются в чьем-либо утверждении. Суд не имеет ни надзорных, ни контрольных полномочий по отношению к КТС и не вправе пересматривать, изменять или отменять ее решения, которые при рассмотрении спора оцениваются судом как одно из доказательств по делу.

В соответствии с ТК (ст. 384) КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя, т.е. на паритетных началах. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников (профсоюзным комитетом) с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. В любом случае последнее слово в определении своих представителей в КТС остается за общим собранием (конференцией) работников организации.

К компетенции  общего собрания работников отнесено решение вопроса о создании КТС  в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В КТС структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих организаций.

КТС самостоятельно избирает из своего состава председателя, его заместителя и секретаря комиссии. Комиссия имеет свою печать. Впервые ТК непосредственно возложил на работодателя обязанность организационно-технического обеспечения деятельности КТС.

Поскольку в ТК определены лишь общие начала и принципы формирования комиссий по трудовым спорам, более детальная  регламентация этих вопросов осуществляется в коллективном договоре или на уровне локальных нормативных актов (такого, например, как «Положение о комиссии по трудовым спорам»).

Предварительный, досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров в КТС является достаточно эффективным. К его явным преимуществам относится то, что рассмотрение спора происходит в организации, где работники, как правило, знают и участников трудового спора, и обстоятельства его возникновения. В организации легче установить фактические обстоятельства дела, собрать доказательства. Установление ранее действовавшего обязательного предварительного порядка рассмотрения для подавляющего большинства индивидуальных трудовых споров позволяло в значительной мере разгрузить суды, ускорить рассмотрение индивидуальных трудовых споров, повысить оперативность реагирования трудовых прав граждан.

Для обращения  в КТС установлен трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Пропуск этого срока не означает, что заявление работника не будет принято и спор не подлежит рассмотрению. Если срок пропущен по уважительным причинам, КТС может его восстановить и разрешить спор по существу (ст. 386 ТК). Уважительность причин пропуска указанного срока оценивается самой комиссией на ее заседании. Уважительными причинами признаются, например, болезнь работника, служебная командировка и др. В любом случае бремя доказывания возлагается на работника.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров установлен ТК (ст. 387). Прежде всего, он включает обязательную регистрацию  в КТС заявления, поступившего от работника. Комиссия обязана рассмотреть  трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, что является важной гарантией для работника. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. При неявке работника на заседание комиссии рассмотрение его заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии его заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно. При этом сроки рассмотрения спора в КТС исчисляются с момента подачи второго заявления, но с учетом трехмесячного срока, установленного для обращения в КТС.

КТС имеет  право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюзов, действующих в организации. По требованию комиссии работодатель обязан представлять необходимые расчеты и документы. Заседания КТС проводятся открыто, на них могут присутствовать работники организации, которые извещаются о таких заседаниях КТС.

Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины избранных в ее состав членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Руководит заседанием председатель или его заместитель, а протокол комиссии ведет ее секретарь. В протоколе отражаются ход рассмотрения спора и все возникающие вопросы, как, например, ходатайства сторон, их аргументация, выступления свидетелей, экспертов, оценка письменных доказательств и других данных по рассматриваемому спору. Протокол подписывается председателем КТС, а в его отсутствие — заместителем председателя и заверяется печатью КТС.

КТС принимает  решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии тайным голосованием. В решении указываются даты обращения в КТС, члены комиссии, присутствующие на заседании, а само решение должно быть мотивированным, основанным на материалах дела и принятым в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, соглашением, коллективным договором и с учетом условий трудового договора работника, обратившегося в КТС.

Надлежаще заверенные копии решения КТС  вручаются работнику и работодателю в трехдневный срок со дня принятия решения. Принятое КТС решение может быть обжаловано в суд заинтересованным работником или работодателем в течение десятидневного срока со дня вручения им копий решения (ч. 2 ст. 390 ТК). В суд может обратиться профсоюз с обжалованием решения КТС, представляя интересы работника.

Индивидуальный  трудовой спор может быть перенесен  в суд для рассмотрения и по такому основанию, как несоблюдение сроков разрешения спора в КТС. Если КТС в установленный десятидневный срок со дня поступления заявления не рассмотрела спор, заинтересованный работник вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 1 ст. 390 ТК).

Данное  положение закона действует, очевидно, и тогда, когда спор оставлен без  рассмотрения в связи с неявкой  работника на заседание комиссии либо его вторичной неявкой без  уважительных причин, повлекших за собой снятие его заявления с рассмотрения КТС. В этом случае спор в КТС не рассматривается, что не лишает права работника для обращения в суд в установленный законом срок.

Решения, принятые КТС, не нуждаются в последующем  утверждении и не пересматриваются. При неточности, допущенной в решении  КТС, выносится дополнительное решение для разъяснения ранее принятого.

Информация о работе Понятия, виды и принципы трудовых споров