Особенности регулирования труда государственных гражданских служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Государственная служба отличается от других видов службы своим публичным характером и тем, что она регулируется в основном административным, а не трудовым правом. Вопросы документационного обеспечения государственной службы закреплены в федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства и других нормативных документах. Статья 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" называет перечень существующих в Российской Федерации видов государственной службы. К таковым относятся военная, правоохранительная и государственная гражданская служба. В данной статье рассмотрим подробнее вопросы регулирования государственной гражданской службы.

Файлы: 1 файл

Трудовое право.docx

— 28.20 Кб (Скачать)

- его перевода на иную должность  гражданской службы в том же  государственном органе либо в другом государственном органе, а также перевода в другую местность вместе с государственным органом;    

- изменения существенных условий  служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя;    

- сокращения должностей  гражданской службы. Государственно-служебные  отношения со служащим, замещающим  сокращаемую должность гражданской  службы, продолжаются в случае  предоставления гражданскому служащему  возможности замещения иной должности  гражданской службы в том же  государственном органе либо  в другом государственном органе  или направления гражданского  служащего на профессиональную  переподготовку или повышение  квалификации;    

- освобождения гражданского служащего  от замещаемой должности гражданской  службы, оставления его в соответствующем  реестре гражданских служащих и включения в кадровый резерв в связи с призывом на военную службу, восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность, избранием или назначением гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению служебных отношений (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств) [11, c. 77-79].    

Как видно, прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы - это не равнозначные понятия.    

В статье 33 Закона N 79-ФЗ установлены общие  основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы, то есть такие основания, которые могут быть применены ко всем гражданским служащим независимо от замещаемой ими должности гражданской службы, ее категории и группы.    

Общие основания прекращения служебного контракта и увольнения с гражданской  службы можно разделить на две части:    

К первой относятся основания, которые влекут за собой увольнение гражданских служащих с гражданской  службы:    

- соглашение сторон служебного  контракта ;    

- истечение срока действия срочного служебного контракта ;    

- расторжение контракта  по инициативе гражданского служащего;     

- расторжение контракта  по инициативе представителя  нанимателя;    

- отказ гражданского служащего  от предложенной для замещения  иной должности гражданской службы  либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы;     

- отказ гражданского служащего  от предложенной для замещения  иной должности гражданской службы  в связи с изменением существенных  условий служебного контракта;    

- отказ гражданского служащего  от перевода на иную должность  гражданской службы по состоянию здоровья, в соответствии с медицинским заключением либо в связи с отсутствием такой должности в том же государственном органе;    

- отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;    

- некоторые обстоятельства, не зависящие  от воли сторон служебного контракта ;    

- нарушение установленных федеральными  законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы;    

- выход гражданского служащего  из гражданства РФ;    

- несоблюдение ограничений и нарушение  обязательств, установленных федеральными законами;    

- нарушение запретов, связанных с  гражданской службой, предусмотренных ст. 17 Закона N 79-ФЗ;    

- отказ гражданского служащего  от замещения прежней должности  гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания;    

Ко  второй группе оснований прекращения  служебного контракта, не влекущих за собой увольнение гражданского служащего, относят:    

- перевод гражданского служащего  по его просьбе или с его  согласия в другой государственный  орган или на государственную  службу иного вида;    

- случаи приостановления или прекращения  контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон [2, с. 8].    

При переводе государственный гражданский  служащий освобождается от замещаемой должности, прежний служебный контракт с ним прекращается, но с гражданской службы он не увольняется, потому что с ним заключается новый служебный контракт на основании акта о переводе в другой государственный орган или на государственную службу иного вида [12, с. 201]. 

Заключение.    

Тот факт, что государственные служащие не являются обычными работниками, не подвергается сомнению. Действительно, это особая категория работников, но именно работников, то есть субъектов трудового правоотношения. Учитывая как раз это, Закон о государственной службе предусмотрел, что на государственных служащих распространяется законодательство о труде с особенностями, установленными законом.    

Наличие особенностей в правовом регулировании трудовых отношений государственных служащих никоим образом не меняет сущности этих отношений. Такая возможность предусмотрена  Трудовым Кодексом РФ , что в полной мере отвечает одному из основных принципов трудового права - принципу единства и дифференциации условий труда.    

В правовой литературе по трудовому праву  справедливо подчеркивается, что служение государству - это, по сути, трудовая деятельность, осуществляемая на основе найма, где работником является государственный служащий, а нанимателем - государственный орган. Отношения государственного служащего с государственным органом, в котором он состоит на службе, это не что иное, как трудовые правоотношения.    

Таким образом, и действующее российское законодательство, и международные правовые нормы вполне обоснованно исходят из того, что профессиональная деятельность государственных служащих - это трудовая деятельность особого рода. Осуществляя ее, государственные служащие вступают в трудовые отношения, составляющие предмет трудового права.    

Закон во многих случаях определяет лишь основные направления и принципы государственной службы, имея в виду, что в их развитие будут приняты  специальные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Однако на сегодня практически ни по одному из вопросов, по которым должны действовать специальные законы, такие законы не приняты, что вызывает серьезные затруднения на практике. Правильный путь развития законодательства о государственной службе - совершенствование действующего Закона о государственной службе и принятие на основе и в соответствии с ним ряда специальных законов, а также законов, регулирующих особенности государственной службы в отдельных государственных органах.     

Именно  так можно создать государственную службу в Российской Федерации, основанную на общих принципах ее организации и функционирования, определить единые особенности правового статуса государственных служащих, в том числе в области трудовых отношений, не лишая их в то же время той социальной защиты, которая обеспечивается нормами трудового законодательства. 

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации
  4. Сборник  нормативных правовых актов по  вопросам государственной 

гражданской службы.- М.: Издание  Cовета Федерации, 2008.- 576 с.

9. Антонова  В. П.Административное право и  административный процесс:

старые  и новые проблемы //Государство и право. -2008. - № 8. - С. 21.

10. Иванов  С.А. Трудовое право: некоторые проблемы //Государство и

право.- 2004.- № 4.- С. 57.

11. Козбаненко  В. А. Комментарий к Федеральному  закону от 27 июля 2004

г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской  службе Российской

Федерации» /В.А. Козбаненко [и др.]; под ред. В. А. Козбаненко .- С-П.: Издательство «Питер», 2008.- 576 с.

12.  Овсянко  Д.М. Государственная служба Российской Федерации /Д.М. Овсянко.- 4-е, перераб., доп. - М.: Юристъ, 2008.- 447 с.

13. Старилов Ю.Н. Служебное право/ Ю.Н Старилов.- М.: Издательство БЕК, 1996.- 698 с. 


Информация о работе Особенности регулирования труда государственных гражданских служащих