Основные термины, понятия в области охраны труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Охрана труда — система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психофизические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вредных факторов на организм работников в процессе труда. Основным методом охраны труда является использование техники безопасности.

Оглавление

1. Основные понятия и определения охраны труда……………………….........3
1.1 Цели и задачи охраны труда………………………………………………….3
1.2 Основные термины, понятия и определения………………………………..4
1.3 Факторы влияющие на условия и безопасность труда……………………..6
1.4 Опасные и вредные производственные факторы…………………………...8
1.5 Травматизм на рабочих местах, причины травматизма…………………...11
1.6 Профилактика травматизма…………………………………………………12
2. Обучение работников знаниям охраны труда………………………………15
2.1 Обучение безопасности труда в учебных заведениях……………….........16
2.2 Вводный инструктаж по охране труда……………………………………..17
2.3 Первичный инструктаж на рабочем месте……………………….…...........18
2.4 Повторный инструктаж………………………………………………...........19
2.5 Внеплановый инструктаж……………………………………………...........19
2.6 Целевой инструктаж…………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………....21

Файлы: 1 файл

основные термины, понятия в обл ох труд.docx

— 131.03 Кб (Скачать)

    Биологические факторы включают различные биологические объекты: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы), а также макроорганизмы (растения и животные).

    Психофизиологические  факторы — физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

    Химические  факторы — токсические вещества различного агрегатного состояния: дихлорэтан, ацетон, бензол, ксилол, толуол и другие растворители; метан, углекислый газ, ацетилен, другие газы; лаки, краски, эмали; лекарственные средства; бытовые химикаты и  многие другие химические вещества.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны — это концентрации, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч или при другой продолжительности, но не более 40 ч в неделю в течение всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдельные сроки жизни настоящего и последующих поколений (ГОСТ 12.1.005—88).

    В соответствии с ГОСТ 12.1.007—76 по степени  опасности вредные вещества подразделяют на четыре класса: 1 — чрезвычайно опасные, 2 — высокоопасные; 3 — умеренно опасные; 4 — малоопасные.

    В народном хозяйстве РБ в условиях с вредными и опасными производственными факторами занято более 28% от всей численности трудового населения. В промышленности на этих работах занято 33% работающих, а в строительстве— 19%.

    Основными неблагоприятными производственными  факторами на предприятиях являются: повышенный уровень шума; повышенное нервно-эмоциональное напряжение; вредные химические вещества в воздухе рабочей зоны, превышающие предельно допустимые концентрации на рабочих местах.

      Предельно допустимый уровень (ПДУ) производственного фактора — такой уровень, воздействие которого при работе установленной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к травме, заболеванию или отклонению в состоянии здоровья в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколения (ГОСТ 12.0.002—2003). 
 
 
 

1.5 Травматизм на  рабочих местах, причины  травматизма

      Травмами называют повреждение  тканей организма и нарушение  его функций при несчастных  случаях, т.е. при воздействии  на работающих опасных производственных факторов: механических (ушиб, порез, перелом, вывих и др.), термических (ожог, обморожение), химических (химический ожог), электрических (ожог, металлизация кожи, электрический удар и др.), психологических (нервный стресс, испуг и др.)

    Причины производственного травматизма  и заболеваний можно поделить на следующие группы: технические, организационные, санитарно-гигиенические, психофизиологические, субъективные и экономические.

    Техническими  причинами могут быть конструктивные недостатки машин, механизмов, инструментов, приспособлений или их неисправность. Отсутствие, несовершенство, неисправность оградительных, блокировочных, вентиляционных устройств; зануления или заземления электроустановок; подтекание ядовитых жидкостей, газов и т.д.

    Организационные причины — несвоевременное или некачественное проведение инструктажей и обучения по охране труда работающих, отсутствие инструкций по охране труда. Недостаточный контроль за выполнением требований охраны труда работающими, неудовлетворительное содержание рабочего места, недостатки в организации групповых работ, в обеспечении рабочих спецодеждой и другими СИЗ. Использование техники, инструментов не по назначению, нарушение режима труда и отдыха, технологического процесса.

    Санитарно-гигиенический  причины— неблагоприятные природно-климатические условия или микроклимат в помещениях, повышенное содержание в воздухе вредных веществ, высокий уровень шума, вибраций, излучений, нерациональное освещение, антисанитарное состояние рабочих мест и бытовых помещений, несоблюдение правил личной гигиены и др.

    Психофизиологические  причины— монотонность, высокая напряженность труда, несоответствие анатомо-физиологических и психологических особенностей организма условиям труда, усталость, неудовлетворительная психологическая обстановка в коллективе и др.

    Субъективные  причины—это личная недисциплинированность работника, невыполнение инструкций по охране труда, нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в болезненном состоянии и др.

    Экономическими  причинами могут быть стремление работающих обеспечить высокую выработку и заработную плату при пренебрежительном отношении к вопросам охраны труда, недостаточное выделение средств на мероприятия по улучшению условий труда и др.

    Несчастный  случай (травма, заболевание) может быть вызван какой-то одной, но чаще несколькими связанными или не связанными между собой причинами, создающими опасную ситуацию на рабочем месте. Опасная ситуация включает в себя опасные условия и опасные действия.

    Опасные условия — состояние производственной среды, не соответствующее установленным нормам.

    Опасное действие —неправильное, непрофессиональное действие работника, являющееся следствием необученности, неумения, нежелания, неспособности, а в отдельных случаях — невозможности работающего правильно оценивать производственную обстановку и выполнять все требования норм и правил охраны труда.

    1.6 Профилактика травматизма

    Мероприятия по профилактике травматизма включают решение вопросов охраны труда, внедрение новых, передовых методов организации безопасной работы на каждом производственном участке.

    Мероприятия по улучшению условий труда можно  разделить на: законодательные, организационные, технические, медико-профилактические и экономические.

    Законодательные мероприятия определяют права и обязанности работающих в области охраны труда, режим их труда и отдыха, охрану труда женщин и молодежи, санитарные нормы на предельное содержание в рабочей зоне вредных веществ, возмещение ущерба пострадавшим, их пенсионное обеспечение, льготы и др.

    Организационные мероприятия предусматривают внедрение системы управления охраной труда, обучение работающих, обеспечение их инструкциями, создание кабинетов по охране труда, организацию контроля за соблюдением требований охраны труда и т.д.

    Технические мероприятия предусматривают:

    — разработку и внедрение комплексной механизации и автоматизации тяжелых, вредных и монотонных работ; создание безопасной техники  и  технологии;  установку  предохранительных,   сигнализирующих, блокировочных устройств;

    — технические решения по нормализации воздушной среды, производственного освещения; предупреждению образования и удаления из рабочей зоны вредных веществ; снижению шума, вибраций, защите от вредных излучений;

    — создание изолирующих кабин для операторов, работающих во вредных условиях, или дистанционного управления; разработку и изготовление коллективных и индивидуальных средств защиты и др.

    Медико-профилактические мероприятия включают:

  • предварительные и периодические медицинские осмотры работающих в опасных, вредных и тяжелых условиях труда;
  • обеспечение их лечебно-профилактическим питанием;
  • проведение производственной гимнастики; ультрафиолетового и бактерицидного облучения;
  • применение хвойных, соляно-хвойных ванн, массажа и т.п.

    Экономические мероприятия включают материальное стимулирование работ по предупреждению травматизма и улучшению условий труда, более рациональное распределение средств, выделяемых на охрану труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Обучение работников знаниям охраны труда.

    Наниматель  обязан обеспечить обучение, инструктаж, повыше-ние квалификации и проверку знаний работников по охране труда (ст. 226 ТК РБ).

    Обучение, повышение уровня и проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих  проводится в соответствии с Типовым  положе-нием о беспрерывном профессиональном обучении рабочих, утвер-жденным совместным приказом и постановлением Министерства об-разования и науки и Министерства труда РБ №201/51 от 02.06.1995 г., и Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, про-ведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ 30.12.2003 г. №164.

    Учебные планы и программы при подготовке рабочих по про-фессиям должны предусматривать  теоретическое обучение по вопросам охраны труда и производственное обучение безопасным методам и приемам труда.

    Теоретическое обучение осуществляется в рамках специального учебного предмета «Охрана труда» и (или) соответствующих разделов специальных дисциплин в объеме не менее 10 ч.

    При обучении профессиям рабочих, занятых  на работах с по-вышенной опасностью, предмет «Охрана труда» преподается  в объеме не менее 60 ч в учреждениях, обеспечивающих получение профессио-нально-технического образования, и не менее 20 ч -- на курсах непо-средственно в организации.

    Обучение  безопасности труда проводят по учебным  програм-мам, составленным на основе типовых программ. При подготовке по профессиям, к которым предъявляются дополнительные (повышен-ные) требования безопасности труда, программа согласовывается с со-ответствующими органами государственного надзора.

    Подготовка, переподготовка, получение второй профессии, по-вышение квалификации по профессии  рабочих завершается экзаме-ном  в квалификационной комиссии.

    Состав  комиссии определяется Положением о  порядке аттестации лиц, прошедших  обучение профессиям рабочих в условиях непрерыв-ного профессионального обучения, и присвоения им квалификации. В экзаменационные билеты включаются вопросы по охране труда. Результаты проверки знаний по вопросам охраны труда оформляются протоколом, который хранится 5 лет, и фиксируют в личной карточке (прил. 2), если она применяется.

    Ответственность за организацию своевременного и  качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию возлагают на нанимателя (главного инженера, технического директора), в подраз-делениях (цехе, участке, мастерской, лаборатории) -- на руководителя подразделения, а в учебном заведении -- на директора. Своевремен-ность обучения методам безопасности труда работников предприятия и учебного заведения контролирует отдел охраны труда или работ-ник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя предприятия (учебного заведения).

    2.1 Обучение безопасности труда в учебных заведениях

    Изучение  основ и обучение вопросам охраны труда и безопасно-сти жизнедеятельности  проводится на всех стадиях образования: в высших и средних специальных  учебных заведениях, в системе  про-фессиональных училищ с целью  формирования у молодежи созна-тельного и ответственного отношения к личной безопасности и безо-пасности окружающих.

    Особое  внимание уделяют специальностям, связанным  с рабо-той в опасных и неблагоприятных  условиях труда, например строи-тельным  работам, работам по обслуживанию электроустановок и т.д.

    Учащиеся  средних специальных учебных  заведений изучают курс «Охрана труда» или самостоятельный раздел по безопасности труда при прохождении специальных дисциплин.

    Дипломные проекты и курсовые работы студентов  и учащихся включают вопросы безопасности труда. Формой контроля знаний по окончании изучения курса безопасности труда является экзамен.

    2.2 Вводный инструктаж по охране труда

    Согласно  Правилам (см. п. 4.2.1) и ГОСТ 12.0.004--90 проводятся следующие виды инструктажей: вводный, первичный на рабочем мес-те, повторный, внеплановый, целевой.

    Вводный инструктаж по охране труда проводится при поступ-лении на постоянную или  временную работу службой охраны труда предприятия. Этот инструктаж обязаны пройти все вновь поступаю-щие  на предприятие, а также командированные, учащиеся, прибыв-шие на практику, аспиранты, интерны.

Информация о работе Основные термины, понятия в области охраны труда