Нормативно правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных пра-вовых актов и т.д.
Настает черед и теме о форме права, т. е. о том, как, в каком реальном, практически воспринимаемом обличье мы можем право наблюдать, изучать, применять, использовать. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных пра¬вовых актов и т.д.

Оглавление

1 Введение
2 Понятие нормативно правовых актов
3 Понятие и виды Законов РФ
4 Подзаконные юридические нормативные акты
5 Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу

Файлы: 1 файл

акты.docx

— 80.59 Кб (Скачать)

- федеральный закон, не  отнесенный ст. 106 Конституции к  обязательным для рассмотрения  Советом Федерации. считается  одобренным Советом Федерации,  если он не был рассмотрен  им в течение четырнадцати  дней со дня поступления;

- Совет Федерации может  отклонить принятый Государственной  Думой федеральный закон;

- для преодоления возникших  разногласий при отклонении Советом  Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой,  палаты Федерального Собрания  могут создать, согласительную  комиссию, после чего федеральный  закон подлежит повторному рассмотрению  Государственной Думой;

- Государственная Дума  может согласиться с решением  Совета Федерации об отклонении  принятого ею федерального закона  и переработать его;

Государственная Дума может  не согласиться с решением Совета Федерации и принять, федеральный  закон в ранее принятой редакции, если за это решение проголосует  не менее двух третей от общего числа  депутатов Государственной Думы.

Кроме того, в отношении  принятых федеральных законов Президенту Российской Федерации Конституцией предоставлено право отлагательного вето, реализация  которого приводит к дальнейшему осуществлению процедур в отношении федерального закона, что предусмотрено ч. 3 ст. 107 Конституции. В этом случае федеральный закон возвращается в Государственную Думу, которая может согласиться с возражениями Президента и переработать федеральный закон, после чего он подлежит рассмотрению в соответствии с вышеописанной процедурой как вновь принятый. Государственная Дума может не согласиться с Президентом и одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции, если за это будет подано не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Далее федеральный закон поступает в Совет Федерации, который также может одобрить его в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей голосов от общего числа членов палаты), после чего он становится обязательным для подписания и обнародования Президентом РФ. Если же федеральный закон при повторном рассмотрении в Совете Федерации не наберет необходимого числа голосов, рассмотрение его в данной редакции прекращается. Из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, для принятия федерального закона достижение согласия  палат не является в общем смысле необходимым условием: во-вторых, достижение согласия палат становится необходимым условием принятия федерального закона только в случае отклонения его Президентом. В Законе от 25 мая 1994 г. четко решен вопрос о дате принятия федерального закона. Согласно ст. 2 Закона датой принятия федерального закона считается день (принятия его Государственной думой в окончательной редакции). Датой принятия  федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами  федерального собрания в порядке, установленном Конституцией РФ.

В Законе от 25 мая 1994 г. по-новому исчисляются сроки, в течение  которых законы России подлежат официальному опубликованию. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации (ст. 3 Закона). Особый порядок установлен для опубликования и вступления в силу законов и других решений, принятых путем референдума. В ст. 36 Закона РСФСР "О референдуме в РСФСР" от 16 октября 1990 г. предусматривается, что итоги референдума доводятся до сведения населения через средства массовой информации Центральной  комиссией референдума не позднее 10 дней со дня окончания голосования. В случае признания результатов голосования по какому-либо округу или участку не действительными

Центральная комиссия референдума  вправе поручить соответствующей комиссии референдума провести в течение двух недель в данном округе или на участке повторное голосование. В таком случае принятое на референдуме решение публикуется не позднее 7 дней с даты последнего голосования по вопросу, внесенному на референдум, и вступает в силу в день опубликования, если в самом решении не предусмотрен иной срок.

Указы и распоряжения Президента и постановления Правительства  РФ публикуются, как гласит ст. 7 Закона от 25 мая 1994 г., в "Собрании законодательства (Российской Федерации" и в "Российской газете". Акты Президента и Правительства, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России  одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования. Но Президентом или Правительством РФ при принятии акта может быть установлен и другой срок введения акта в действие.

Указ Президента РФ от 26 марта 1992 г. издан уже после введения в действие Закона "О языках народов  РСФСР" от 25 октября 1991 г., но в нем  также не учтены положения ст. 12 Закона о Публикации актов Президента не только на государственном языке федерации, но и на государственном языке республик в составе РФ. Данный пробел Указа может быть восполнен положениями, определяющими механизм реализации ст. 12 Закона "О языках народов РСФСР".

Предваряя освещение вопроса  о федеральных конституционных  законах, следует отметить, что Конституция 1993 г. Сколько-нибудь подробно не определила порядок и процедуру их принятия. Норма, закрепленная ч. 2 ст. 108 Конституции, скорее говорит об условиях принятия федерального конституционного закона, а именно: федеральный конституционный  закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа  членен Совета Федерации не менее  двух третей голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы. Более того, имеющая характер категорического  императива норма ч. 1 ст. 105 Конституции "федеральные законы принимаются  Государственной Думой", по-видимому, не может быть распространена на федеральные  конституционные законы. Из содержания ст. 108 Конституции становится ясным, что такие законы ни при каких обстоятельствах не могут считаться принятыми, пока по ним не будет достигнуто необходимое согласие между Государственной Думой и Советом Федерации. Так, ст. 116 Регламента Государственной Думы устанавливает, что "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы". Данная регламентная норма, без необходимых уточнений, привела к тому, что все принятые на сегодняшний день федеральные конституционные законы поступили в Совет Федерации в неправомерно присвоенном им Государственной Думой статусе "принятых", хотя до одобрения обеими палатами в единой редакции эти законы имеют силу проекта. В частности, проголосовав за одобрение проекта федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Государственная Дума 18 января 1995 г. приняла постановление № 462-1 ГД «О Федеральном конституционном законе "Об арбитражных судах в Российской Федерации" следующего содержания: «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять Федеральный  конституционный закон "Об  арбитражных судах в Российской  Федерации".

2. Направить указанный Федеральный конституционный закон в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.[5]

"Досрочное присвоение" Государственной Думой проекту  федерального конституционного  закона статуса "принятого  закона" явилось одной из причин  возникновения больших процессуальных  и технико-юридических затруднений в Совете Федерации и связанных с ними ошибок в ходе заседанийПрименительно к условиям Российской Федерации, где Конституцией предусмотрена необходимость достижения палатами парламента согласия по каждому принимаемому федеральному конституционному закону, порядок принятия федеральных конституционных законов мог бы выглядеть следующим образом:

1) законопроект, внесенный  в Государственную Думу, в течение  определенного срока передается  в Совет Федерации;

2) палаты Федерального  Собрания в установленные сроки  рассматривают законопроект в  первом чтении и создают объединенную  комиссию по подготовке проекта  федерального конституционного  закона к принятию;

3) объединенная комиссия  в предусмотренные сроки собирает  предложения от комитетов и  комиссий палат парламента, депутатов  Государственной Думы, членов Совета  Федерации, других заинтересованных  лиц и структур к проекту  закона;

4) обе палаты рассматривают  проект закона во втором чтении, проводя голосование по статьям  законопроекта и по всем поправкам  к ним;

5) если в результате  рассмотрения законопроекта палатами  во втором чтении выявилось  несовпадение мнения палат в  отношении отдельных статей проекта  закона или поправок к ним,  объединенная комиссия рассматривает  эти разногласия и вырабатывает  предложения по согласованию  позиций участников законотворческого процесса;

6) выработанные объединенной  комиссией предложения ставятся  на голосование в каждой из палат Федерального Собрания, и эти действие, описанные в данном и предшествующем пунктах. продолжаются до тех пор, пока не будут сняты все разногласия между палатами:  

7) законопроект со всеми внесенными в него поправками вносится на рассмотрение палат в третьем чтении и обретает статус федерального конституционного закона, если будет одобрен необходимым числом голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

8)  если при рассмотрении проекта закона в третьем чтении за его одобрение хотя бы в одной из палат Федерального Собрания будет подано меньшее. чем необходимо, число голосов, законопроект возвращается на рассмотрение во втором чтении.

 

Из всего выше сказанного   я хотел бы сделать вывод Что нормативно правовой акт является основным , важнейшим, существенным источником права.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

 

 

  

 

1 «Комментарий к КРФ» под редакцией Л.А. Окунькова 1996г.

2 «Закон в переходный период, опыт современной России» (Журнал «Государство и право» номер 10 1995г.)

3 Е.В.  Крестьянинов «Особенности порядка принятия Конституционных законов» (Журнал «Государство и право» номер 12 1995г.)

4 В.П.  Малков «Опубликование и вступление в силу Федеральных законов и иных нормативно правовых актов» (Журнал «Государства и право» номер 5 1995 г.)

5 Румянцев  О.Г. Додонов В.Н. «Юридический энциклопедический словарь 1996 г.

6 «Большая Юридическая Энциклопедия»  

 


Информация о работе Нормативно правовые акты