Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:58, реферат
В данной работе анализируются тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере.
1. Молодёжный рынок труда
2. Специфика положения молодёжи на рынке труда
3. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодёжи
4. Подготовка молодёжи к выходу на рынок труда
5. Проблемы занятости выпускников учебных заведений
6. Решение проблемы занятости молодёжи.
7. Список литературы
Традиционно приписываемый молодёжи более высокий образовательный уровень по сравнению со старшими поколениями в современных украинских условиях уже не является бесспорным. Всё большие контингенты молодёжи оказываются на рынке труда, не имея не только профессионального, но законченного общего среднего образования. Это обусловлено в значительной мере тем, что принятый в советское время закон об обязательном среднем образовании перестал выполняться: теперь государство практически сняло с себя обязательства по обеспечению действия этого закона. Кроме того, наличие существенного разрыва между теоретической подготовкой в профессиональных учебных заведениях и практическими аспектами конкретной трудовой деятельности делает неадекватной реакцию потенциального работодателя на возможно высокий уровень подготовки молодых специалистов, не подкреплённый соответствующим развитием трудовых умений и навыков. Это в итоге сказывается на возможностях их реального трудоустройства.
Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть всё то , что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Однако именно в данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипов представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без исключения молодых работников. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодёжи на рынке труда. Вместе с тем, является очевидным, что социализация человека в обществе, хотя и сопряжена с возрастом, протекает у отдельных людей индивидуально. Явления инфантилизма и социальной незрелости могут сохраниться у человека до концам его трудовой жизни, а могут быть преодолены в достаточно раннем возрасте, на стадии профессионального обучения и становления. Грамотное построение кадровой политики организации предполагает разработку специальных программ, позволяющих молодым специалистам адаптироваться в новой для себя роли наёмного работника и члена трудового коллектива.
Несовпадение представлений работодателя с реальными характеристиками молодёжи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда обоснованными представлениями молодёжи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе профессии, а в дальнейшем - в определении перспектив собственного трудоустройства. Например, сегодня в Украины, вопреки логике и здравому смыслу, вопрос о престижности и рейтинге образовательного учреждения далеко не всегда связан в сознании молодого человека с перспективой реального трудоустройства по будущей профессии (специальности). Более того, сам выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлениях о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной в большинстве городов страны. В результате выбора профессии, например, участниками Форума, происходил самостоятельно, как отметили 52,4% опрошенных, 24,8% респондентов прислушались к рекомендации родителей, 11,7%- советам друзей, 11,1%- указали другие причины выбора.
В данном случае общество сталкивается с социально-психологическими, а не только с экономическими факторами, влияющими на молодого человека в процессе выбора будущей профессии. Современному работнику уже мало знать и уметь, для него важнейшим становится момент самовыражения.
Всё это достаточно ярко проявляется и в попытках начального самоутверждения молодого человека через выбор престижной профессии. При этом реальная возможность трудоустройства либо игнорируется (решение проблемы откладывается на срок завершения обучения или осуществляется нерыночными методами через родных и знакомых), либо становится новым стимулом к дальнейшему самоутверждению. Это тем более возможно, что именно в молодом возрасте (в силу недостаточной социализации и необремённости житейскими обязательствами) человек может выдвинуть для себя на первый план удовлетворение потребностей высшего уровня- в самореализации и самосовершенствовании, развитии своих способностей.
Возможно, именно это стремление большой массы молодых людей к формированию себя как личности и к формированию той экономической среды, в которой они хотели бы и считали для себя достойным жить, породило устойчивую тенденцию к овладению профессиями (специальностями), для которых в экономической системе страны не существовало достаточно рабочих мест. Прежде всего, это касается таких направлений подготовки специалистов с высшим образованием, как экономика, менеджмент, юриспруденция. Сюда были, в первую очередь, нацелены усилия первых возникших в Украине негосударственных ВУЗов. Практически все государственные ВУЗы иных направлений (технические, педагогические) открывали у себя подготовку по непрофильным прежде для них специальностям. В результате количество учебных мест по экономике, менеджменту, юриспруденции, финансируемых как из государственного бюджета, так и за счёт средств обучающихся, возросло непропорционально потребностям в них.
Те
способы решения проблем
Сроки поиска работы в среднем для участников Форума оказались значительно меньше, чем для безработных в целом: менее одного месяца искали работу 17,9%, от 1 до 4 месяцев- 51,2%, от 4 до 6 месяцев- 12,2%, более 6месяцев- 18,7% опрошенных. Среди способов поиска работы предпочтение отдано помощи родных и знакомых- 40,4%, обращение к услугам частных кадровых агентств- 24,8%; самостоятельно рассылают резюме по различным организациям 19,2%, обращаются в органы государственной службы занятости 8,4%, а пробуют найти работу иными способами 7,2% опрошенных участников Форума. Однако оценки будущих перспектив трудоустройства пока не выглядят оптимистичными: только 21,8% респондентов знают, где будут работать, 40,4% находятся в активном поиске работы, 15,4% не видят для себя никаких перспектив на рынке труда, а 22,4% опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос.
Относительно
благополучные результаты проведённого
обследования свидетельствуют о ситуации
лишь на небольшом сегменте молодёжного
рынка труда. Характеристики занятости
и безработицы среди лиц, не охваченных
высшим профессиональным образованием,
очевидно, иные. Однако, выявленные в ходе
исследования социально-психологические
аспекты достижения эффективной занятости
молодёжи вполне могут быть реализованы
совместными усилиями всех участников
молодёжного рынка труда- государства,
работодателей и самих молодых работников.
Подготовка молодежи
к выходу на
рынок труда.
Рыночная
трансформация казахстанской
На основе комплексного исследования выявлены проблемы занятости молодежи:
проблема координации деятельности социальных подготовки).
Как
показало исследование, молодежь не
получает знаний о современном рынке
труда, о правилах поведения на рынке
труда, слагаемых построения успешной
профессиональной карьеры о своих правах
и обязанностях в сфере трудовых отношений.
Молодежь не готова конкурировать и быть
субъектом на рынке труда.
При первичном выходе на рынок труда у
молодежи преобладают идеалистические
представления о будущей профессии, трудовой
и профессиональной карьере, которые с
первых шагов на рынке труда разрушаются
и приводят к возникновению сложных социально-
психических состояний (тревога; состояние
депрессии, влияющее на коммуникативную
сферу и сопровождаемое ощущением безысходности,
комплексом вины ) в условиях невозможности
трудоустройства. Столкновение с трудовой
реальностью приводит к переориентации
либо деградации трудовых ценностей. Таким
образом, безработица негативно влияет
на социально-психологическое развитие
молодых людей и часто приводит к исчезновению
взгляда на труд как средство личной самореализации,
а сам процесс нормальной социализации
оказывается нарушенным.
Вместе с тем, положение молодежи на рынке
труда определяется и деятельностью образовательных
учреждений города, которые через процесс
подготовки и воспитания задают профессионально-