Транспорт и его опасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:04, реферат

Краткое описание

1. Возникновение транспорта и его опасностей
В настоящее время уже невозможно представить существование современного общества без такой категории цивилизации, как транспорт.
Транспорт, в понимании комплекса средств передвижения людей и грузов, возник в глубокой древности с приручением диких животных и приспособлением их для перевозки грузов и людей (лошади, верблюды, слоны, собаки, ламы, ослы и т.д.). В дальнейшем, с целью облегчения транспортирования грузов, человек стал строить дороги.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 63.83 Кб (Скачать)

Транспорт и его опасности

Оглавление

 

 

 

1. Возникновение транспорта и  его опасностей

В настоящее время уже невозможно представить существование современного общества без такой категории цивилизации, как транспорт.

Транспорт, в понимании комплекса средств передвижения людей и грузов, возник в глубокой древности с приручением диких животных и приспособлением их для перевозки грузов и людей (лошади, верблюды, слоны, собаки, ламы, ослы и т.д.). В дальнейшем, с целью облегчения транспортирования грузов, человек стал строить дороги. Первые дороги появились в Шумерском царстве в Х в. до н.э. Наибольшего расцвета дорожное строительство достигло в  древнем Риме (IV в. до н.э. – V в. н.э.), некоторые из построенных в то время дорог существуют и используются в настоящее время.

Первые механические транспортные средства появились в Европе с развитием промышленности и науки. Можно назвать первые паровозы Стивенсона в Англии, автомобиль К. Бенца в Германии.

Уже в то время возникали опасения, что транспорт на механической тяге с использованием энергии пара (паровоз) и бензина (автомобиль) может быть вреден и опасен для человека. В качестве курьезного примера можно привести закон, принятый Английским Парламентом в 1836 г., в котором предписывалось, чтобы перед движущимся автомобилем шел впереди человек с красным флагом днем и красным фонарем ночью и предупреждал об опасности. Этот закон действовал до 1895 г. Другой закон об ограничении скорости механических средств передвижения разрешал движение со скоростью не более 10 км/ч.

Первая в мире железнодорожная авария произошла 17 июня 1831 года, когда взорвался котел на первом пассажирском локомотиве Америки. При взрыве пострадал пожарный.

В 1895 году во всем штате Огайо, США было всего две машины. Тем не менее, водители этих двух автомобилей умудрились врезаться друг в друга.

Авиакатастрофа с самыми тяжелыми последствиями  в истории случилась на земле, когда два самолета «Боинг-747» столкнулись в Тенерифе, на Канарских островах 27 марта 1977 года. Самолет компании «KLM» при разгоне на взлетно-посадочной полосе столкнулся с самолетом компании «Пан-Американ», который выруливал из зоны ожидания на взлет. В результате катастрофы погибло 583 человека1.

2. Классификация  видов транспорта и особенностей  его опасностей

К основным видам транспорта относятся: автомобильный, железно-дорожный, авиационный, водный (рис. 1).




 

 

Рисунок 1. Классификация транспорта по категориям

 

Для того чтобы сократить число чрезвычайных ситуаций на транспорте и минимизировать последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

Современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде (табл. 1).

Таблица 1

Динамика количества несчастных случаев со смертельным исходом на транспорте в России (2004-2012 гг.)

Вид транспорта

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Автомобильный

27700

29000

29716

29594

30916

33243

35602

34506

33957

Авиационный

80

37

80

65

361

131

103

50

102

Железнодорожный

2

6

-

3

5

4

3

-

5

Водный

10

4

2

8

-

8

17

20

56


 

Источник: http://ru.wikipedia.org/2432/2012

Рисунок 2. Динамика количества несчастных случаев со смертельным исходом на автомобильном транспорте

Как видно из приведенных данных, наибольшую долю в числе смертельных случаев составляет автомобильный транспорт. И динамика эта имеет тенденцию к возрастанию. Отчасти это объясняется тем, что автомобильный транспорт перевозит наибольшее число пассажиров на массовом расстоянии (100-200 км.), включая владельцев легковых автомобилей. В 2012 г. автомобильным транспортом было перевезено около 25 млрд. пассажиров, что составляет 52% от общего объема всех пассажирских перевозок.

Основные причины ДТП:

  • незнание или нарушение правил дорожного движения;
  • превышение скорости;
  • вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии;
  • неисправность транспортного средства;
  • плохое состояние дороги;
  • переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
  • наезд на пешехода;
  • неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке;
  • неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Можно избежать тяжелых последствий для жизни и здоровья, если соблюдать определенные правила, оказавшись в экстремальной ситуации.

Наиболее распространенными видами железнодорожных аварий являются пожары, аварии электроснабжения и крушения поездов. Аварии (катастрофы) на объектах железнодорожного транспорта часто являются результатом нарушения правил технической эксплуатации, технологических процессов при производстве и ремонте подвижного состава, несвоевременного и некачественного технического обслуживания, неисправности путей, подвижного состава, средств управления. Более 40 % железнодорожных аварий и катастроф происходят по вине путейных рабочих.

Авиационная катастрофа — опасное происшествие на воздушном судне во время полета или в процессе эвакуации, при­ведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей. Виды авиационных ЧС:

- Происшествия при взлете (30 %)

- Происшествия при посадке (52 %)

- Происшествия в крейсерском  полете (18 %)

Причины авиакатастроф:

    • ошибки пилотов;
    • ошибки работников диспетчерских и метеослужб;
    • отказ авиационной техники в полете;
    • конструктивные недостатки оборудования
    • погодные условия;
    • превышение эксплуатационных ограничений воздушных судов.

Авария на морских (речных) судах — опасное происшествие на судах, приведшее к гибели людей, причинению вреда здо­ровью, уничтожению и повреждению транспортных средств или ущербу окружающей природной среде. Основные причины ЧС на водном транспорте:

    • техническая непригодность судов к эксплуатации или возникающие поломки;
    • нарушение правил технической эксплуатации судов и оборудования;
    • судоводительские ошибки;
    • нарушения правил пожарной безопасности и требований по безопасности перевозок грузов.

3. Правила поведения  при попадании в аварию на  различных видах транспорта

Правила поведения при попадании в аварию на автомобильном транспорте:

    • сохранять самообладание в любой ситуации;
    • пассажир должен быстро сгруппироваться, лечь на пол или сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;
    • покинуть автомобиль только после полной его остановки;
    • после аварии быстро оценить обстановку, положение транспортного средства, наличие факторов опасности;
    • определить степень травмирования и состояние всех участников ДТП;
    • постараться самостоятельно выбраться из автомобиля и помочь другим пострадавшим покинуть его. В случае невозможности это сделать успокоиться, не делать резких движений, принять оптимальную позу, позвать на помощь, ждать спасателей;
    • вызвать сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков; оказать помощь пострадавшим;
    • при возникновении пожара постараться погасить огонь подручными средствами или вызвать специалистов;

 Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте обладают рядом специфических особенностей, связанных с такими факторами, как  высокая скорость передвижения летательных аппаратов, наличие на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождение людей в замкнутом пространстве салона, большая высота полета, отсутствие эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, терпящим бедствие в воздухе, внезапность и быстротечность развития событий.

При возникновении в самолете  аварийной ситуации:

  • быстро принять безопасное положение: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на колени; нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом - в момент удара они могут быть травмированы;
  • оставаться в кресле до полной остановки самолета, не поднимать панику, действовать быстро и умело.

Железнодорожный транспорт потенциально опасен не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, которое проживает в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Опасность представляют  перевозки по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

Железнодорожный путь - это зон повышенной опасности. Особую опасность представляет пересечение железной дороги с автомобильной дорогой или улицей. Такое пересечение необходимо устраивать в местах хорошей видимости. Приближение поезда должно быть видно на менее чем за 400 м, переезд необходимо оборудовать звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом; в последнее время перед переездом дополнительно устанавливают поднимающиеся мостки.

Железнодорожные пути следует пересекать только в установленных местах. Перед началом перехода надо убедиться в отсутствии движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходят на расстоянии не менее пяти метров от них.

Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 2750 В. Напряжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии 2 м образуется электрическая дуга, которая поражает человека.

Если в вагоне возник пожар:

  • сообщите проводнику или начальнику состава;
  • до прибытия специалистов постарайтесь организовать тушение пожара с помощью огнетушителей;
  • в случае невозможности потушить огонь остановите поезд с помощью стоп-крана, предупредите всех о пожаре и незамедлительно покиньте вагон через двери, люки, окна или перейдите в соседний вагон;
  • нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке — в этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены;
  • если поезд приходится покидать во время движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, убедитесь в отсутствии препятствий.

В заключение, следует отметить, что более половины всех несчастных случаев наступает по вине человека. Например, основная причина аварийности на автомобильном транспорте заключается в низкой дисциплине водителей и пешеходов, сознательном пренебрежении правилами дорожного движения.

Последняя крупнейшая авария на морском транспорте, когда круизное судно Коста Конкордия село на мель и завалилось на борт у берегов Италии, связана с тем, что капитан лайнера недопустимо приблизился к берегу, чтобы показать пассажирам красоты пейзажа. При этом погибло 8 человек, и возникла угроза загрязнения окружающей среде.

Авиационные катастрофы также в большой мере связаны с «человеческим фактором». Достаточно вспомнить авиакатастрофу в Казани 17 ноября 2013 года. Судя по всему, пилоты ошиблись с точкой посадки или скоростью, и попытались увести самолет на второй круг. При этом маневре хвостовая часть лайнера ударилась о посадочную полосу и самолет упал. От детонации взорвались топливные баки. Шансов выжить не было ни у кого. 22 марта 1994 в Междуреченске в Кемеровской области потерпел авиакатастрофу самолет "Аэробус-А310" авиапредприятия "Аэрофлот". Все 75 человек, находившиеся на его борту погибли. Причиной авиакатастрофы стало то, что командир корабля, посадил за штурвал своего пятнадцатилетнего сына.

Если повысить дисциплину выполнения функциональных обязанностей лиц, отвечающих за перевозку людей и грузов на транспорте, можно существенно уменьшить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, снизить смертность и вред, наносимый окружающей среде.

Список использованных источников

Учебники и монографии

    1. Буралев Ю. В., Павлова Е. И. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: Учеб. для вузов. – М.: Транспорт, 2009.
    2. Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации и Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения / М. Б. Афанасьев, Ю. Н. Ольховников, Ю. Д. Шелков и др.; под общ. ред. В. А. Федорова. – М.: Издательство «За рулем», 2011.
    3. Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. / Под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Издательство «Лань», 2012.
    4. Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях - учебное пособие;  Москва. «Финансы и статистика»,  2013.
    5. Снопков И. В. Технология перевозки грузов морем. М., Транспорт. 2010.
    6. «Безопасность движения на железнодорожном транспорте», В.И. Гапеев, Ф.П. Пищик, В.И. Егоренко, Минск, «Полымя», 2010.

Информация о работе Транспорт и его опасности