Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 23:58, дипломная работа
В любом автомобиле есть много важных деталей. Но есть детали, с которыми дальнейшее движение запрещено, если эта деталь вышла из строя в пути. Это тормозная система. От нее зависит жизнь водителя и пассажиров, поэтому этой системе больше всего надо уделять внимание, а для этого ее нужно знать.
Рассмотрим на примере автомобиля ВАЗ- 2114 принцип работы тормозной системы.
В любом автомобиле есть много важных деталей. Но есть детали, с которыми дальнейшее движение запрещено, если эта деталь вышла из строя в пути. Это тормозная система. От нее зависит жизнь водителя и пассажиров, поэтому этой системе больше всего надо уделять внимание, а для этого ее нужно знать.
Рассмотрим на примере автомобиля ВАЗ- 2114 принцип работы тормозной системы.
Рабочая тормозная система — гидравлическая, двухконтурная (с диагональным разделением контуров), с регулятором давления, вакуумным усилителем и датчиком недостаточного уровня тормозной жидкости в бачке. При отказе одного из контуров тормозной системы второй контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.
Тормозные механизмы передних колес — дисковые, с однопоршневой плавающей скобой Часть автомобилей комплектуются колодками с электрическим индикатором износа. Тормозные механизмы задних колес — барабанные, с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном цилиндре
Главный тормозной цилиндр крепится к корпусу вакуумного усилителя на двух шпильках. В отверстия в верхней части цилиндра на резиновых уплотнениях вставлен полупрозрачный полиэтиленовый тормозной бачок с датчиком недостаточного уровня жидкости На бачке нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости. В нижней части цилиндра ввернуты два болта, ограничивающие перемещение поршней. Соединения уплотнены медными прокладками В передней части цилиндра (по ходу автомобиля) ввернута заглушка, служащая упором возвратной пружины и уплотненная медной прокладкой Поршни в главном цилиндре расположены последовательно. Ближайший к вакуумному усилителю приводит в действие левый передний и правый задний тормозные механизмы, а тот, что ближе к заглушке, приводит правый передний и левый задний. Уплотнительные резиновые кольца высокого давления (манжеты) главного тормозного цилиндра и задних колесных цилиндров взаимозаменяемы (номинальный диаметр 20,64 мм). Уплотнительное кольцо низкого давления — с проточкой, установлено на поршне, контактирующем со штоком вакуумного усилителя.
Вакуумный усилитель расположен между педальным узлом и главным тормозным цилиндром и крепится к кронштейну, который, в свою очередь. закреплен на щитке передка кузова на четырех сварных шпильках Усилитель — неразборной конструкции, при выходе из строя его заменяют. Простейшая проверка исправности усилителя: на автомобиле с остановленным двигателем несколько раз нажимаем педаль тормоза и, удерживая ее нажатой, пускаем двигатель. При исправном усилителе после пуска двигателя педаль должна уйти вперед. Отказ в работе или недостаточная эффективность вакуумного усилителя могут быть вызваны не герметичностью шланга подвода разрежения от впускного коллектора. Педаль тормоза — подвесного типа, закреплена на одной оси с педалью сцепления, вращается в двух пластмассовых втулках, снабжена возвратной пружиной. Над педалью расположен выключатель сигнала торможения; его контакты замыкаются при нажатии педали. Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателе должен составлять 3-5 мм. он регулируется перемещением выключателя сигнала торможения при ослабленных контргайках. Регулятор давления установлен под полом и крепится двумя болтами к кронштейну в левой задней части кузова. Передний болт также крепит вильчатый кронштейн рычага привода регулятора давления. За счет овальности отверстий для его крепления кронштейн вместе с рычагом можно перемещать относительно регулятора давления, изменяя усилие, с которым рычаг действует на поршень регулятора. С увеличением нагрузки на заднюю ось автомобиля упругий рычаг также нагружается, передавая усилие на поршень. При нажатии педали тормоза давление жидкости стремится выдвинуть поршень наружу, чему препятствует усилие со стороны рычага.
Когда система приходит в равновесие, клапан, расположенный в регуляторе, изолирует задние тормозные цилиндры от главного тормозного, не допуская дальнейшего роста тормозного усилия на задней оси и препятствуя опережающей блокировке задних колес по отношению к передним. При увеличении нагрузки на заднюю ось, когда сцепление задних колес с дорогой улучшается, регулятор обеспечивает большее давление в колесных цилиндрах и, наоборот — с уменьшением нагрузки давление падает. В корпусе регулятора имеется отверстие, закрытое заглушкой. Подтекание тормозной жидкости из этого отверстия говорит о не герметичности уплотнительных колец регулятора.
Плавающая скоба переднего тормоза состоит из суппорта и колесного цилиндра, которые стянуты между собой двумя винтами. Двумя болтами цилиндр крепится к направляющим пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок. В эти отверстия закладывается смазка На пальцах установлены резиновые защитные чехлы. К пазам направляющей пружинами поджаты тормозные колодки В цилиндре установлен поршень с уплотнительным резиновым кольцом прямоугольного сечения. За счет упругости этого кольца поддерживается постоянный оптимальный зазор между тормозными колодками и диском. Тормозные диски — чугунные. Минимальная толщина диска при износе — 10,8 мм, максимально допустимое биение (на наибольшем радиусе) — 0,15 мм.
Задние колесные тормозные цилиндры снабжены устройством для автоматического поддержания зазора между колодками и барабаном. Его основной элемент — стальное пружинное разрезное кольцо, установленное на поршне с осевым зазором 1.25-1,65 мм. Упорные кольца (по 2 на цилиндр) вставлены с натягом, обеспечивающим усилие сдвига по зеркалу цилиндра не менее 35 кгс, что превышает усилие стяжных пружин тормозных колодок. При износе тормозных накладок поршни сдвигают упорные кольца на величину износа. В случае повреждения зеркала цилиндра из-за механических примесей в тормозной жидкости или коррозии (наличие воды в тормозной жидкости) кольца могут «закиснуть» в цилиндре, и один поршень (или даже оба) потеряют подвижность. В этом случае цилиндры необходимо одновременно заменить (желательно при этом заменить и тормозную жидкость). При износе задних тормозных барабанов (овальность, биение, задиры) допускается их расточка. При этом внутренний диаметр после расточки не должен превышать 201,5 мм Привод стояночной тормозной системы — механический, тросовый, на задние колеса. Он состоит из рычага, регулировочной тяги, уравнителя, двух тросов, рычага привода колодок и распорной планки. Ход рычага после регулировки должен составлять 2-4 зубца сектора, в эксплуатации — не более 8.
Устройство стояночного тормоза практически одинаково не только на отечественных легковых автомобилях, но и на импортных. Но, учитывая важность назначения стояночного тормоза, о чем многие водители забывают, следует обратить внимание на его эксплуатацию.
При поднятии рычага стояночного тормоза вверх трос тянет за особый рычаг стояночного привода заднего тормозного механизма, колодки прижимаются к тормозному барабану, создаются силы трения между колодками и барабаном и кинетическая энергия автомобиля переходит в тепловую энергию тормозного механизма. Так работает стояночный тормоз, он используется при стоянке автомобиля на подъеме, при торможении автомобиля на скользкой дороге, когда торможение рабочим тормозом приводит к юзу или заносу автомобиля. Ну и главное его назначение, о чем нужно помнить, — он выполняет роль запасного тормоза. При выходе из строя рабочего тормоза, когда педаль его провалилась, немедленно правая рука должна тянуть рычаг стояночного тормоза вверх. Трос стояночного тормоза находится в кожухе, концы которого закрыты колпачками. Надо следить за их состоянием, они не должны иметь трещин. Если они появляются, в них будет попадать влага, трос заржавеет и не будет перемещаться. Перед колпачками трос надо смазывать.
При натяжении троса нельзя его перетягивать, должно быть не меньше 4—5 щелчков при поднятии рычага тормоза. Перетянутый трос ограничивает работу колодок и при работе рабочего тормоза. Надо об этом помнить.
Наличие воздуха в тормозной системе ВАЗ может привести к тому, что при экстренном торможении тормоза автомобиля не сработают должным образом. Воздух в тормозной системе автомобиля ВАЗ может образоваться после ремонта или замены тормозных механизмов и составляющих. Его присутствие делает педаль не чувствительной к срабатыванию колодок вовремя ее нажатия, что может привести к серьезному ДТП. Поэтому при обнаружении подобных симптомов рекомендуется прокачать тормоза. Тормозная система автомобиля ВАЗ состоит из контуров, прокачивать которых необходимо по диагонали в определенной последовательности. Первым прокачиваем правое заднее колесо затем левое переднее и аналогично левое заднее и правое переднее колесо.
Основные неисправности.
Тормозная система не обеспечивает эффективное торможение, т.е. увеличивается тормозной путь, причиной этого может служить: износ или замасливание накладок колодок, износ тормозных барабанов, тормозных дисков, неисправная работа вакуумного усилителя.
Неравномерное торможение, т.е. возможность заноса автомобиля на дороге при нажатии на педаль тормоза, причиной этого может служить: неравномерное действие тормозных механизмов- разная степень износа накладок, барабанов или замасливание.
Полный отказ тормозной системы, это сигнализирует об отсутствии тормозной жидкости, попадание воздуха в систему.
Нерастормаживание колес- заклинивание, причиной это может быть:отрыв стягивающих пружин колодок, отсутствует или маленький свободный ход педали тормоза, заедание тормозных колодок.
Работы, выполняемые при техническом обслуживании тормозной системы .
ТО автомобилей, выполняемое на АТП, по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ делят на следующие виды: ежедневное ТО (ЕО); первое ТО (ТО-1); второе ТО (ТО-2); текущий ремонт (ТР).
При ЕО- нажимаем педаль тормоза резко 2-3 раза, создаем повышенное давление в системе тормозов, проверяем герметичность соединения. Осматриваем внешнее состояние тормозов.
При ТО-1 - дополнительно к ЕО, очищаем от пыли и грязи элементы тормозной системы, проверяем крепления соединений, если необходимо подтягиваем, проверяем уровень тормозной жидкости, если необходимо доливаем и если в систему попал воздух прокачиваем.
При ТО-2 - дополнительно к ТО-1, проводят полную и поэлементную диагностику тормозной системы, используя переносные приборы и стационарные стенды. При ТО-2 в обязательном порядке снимают все колеса и барабаны автомобиля, меняют вышедшие из строя тормозные цилиндры, заменяют колодки и тормозные барабаны(если их степень износа превысила 0,1-0,15мм. биения рабочей поверхности).
При ТР - может проводиться любая операция для работ ТО-1 или ТО-2, начиная от частичной до полной регулировки колесных тормозных механизмов и заменой в них неисправных узлов или деталей, до замены неисправного главного тормозного цилиндра, гидровакуумного усилителя, регулятора давления, участков поврежденных трубопроводов гидропривода.
Техника безопасности.
Операции по техническому обслуживанию автомобилей нужно выполнять в специально отведенных, оборудованных, огражденных, и обозначенных местах (постах.) Рабочие места и посты, в помещениях для ремонта автомобилей должны обеспечиваться безопасными условиями труда для работающих и быть соответствующим образом ограждены. На одного рабочего положено не менее 45 квадратных метра и объемом помещения не менее 15 кубических метров. Ворота рабочих помещений должны открываться наружу, иметь фиксаторы, тепловые завесы, тамбуры. Выезды из производственных помещений выполняются с уклоном 5%. Они не должны иметь порогов, ступенек, выступов. Производственные помещения должны соответствовать требованиям технической этике. Так же посты должны быть обеспечены предупреждающими знаками. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и _ первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами. В помещении мастерской всегда поддерживать порядок, не оставлять замасленных тряпок, способных вызвать самовозгорание, содержать электропроводку в исправном состояние, применять переносные лампы напряжением не более 12 В. В помещениях, где обслуживаются автомобили, не хранить бензин, баллоны с газом, краску и другие легковоспламеняющиеся вещества и предметы, не курить. При продувке гидропривода тормозной системы автомобиля, а также при заливке тосола, оказывающего отравляющее действие на организм человека, не подсасывать его через шланг ртом, а использовать магистральный сжатый воздух или насос для подкачки шин. Автомеханик должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты. Применяемый при работах инструмент должен содержатся чистом и исправном состояние. При работах выполняемых электроинструментом соблюдать правила техники безопасности.