Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:01, реферат
Современные тенденции развития сварки в машиностроении и строительстве предъявляют новые, повышенные требования не только к сварочным материалам и технологиям, но и к методологии проектирования и качеству проработки элементов сварных конструкций. Поэтому сегодня невозможно обойтись без современных технологий автоматизированного проектирования: использование САПР позволяет еще на этапе рабочего проектирования оценить те или иные конструктивные решения с точки зрения наиболее важных потребительских качеств будущего изделия. В этой статье мы расскажем о том, какие технологии проектирования сварных соединений предлагает SolidWorks и каким образом следует использовать этот функционал, чтобы выполнять работу с минимальными трудозатратами и максимальным качеством.
Введение
За прошедшие несколько
Современные тенденции развития сварки в машиностроении и строительстве предъявляют новые, повышенные требования не только к сварочным материалам и технологиям, но и к методологии проектирования и качеству проработки элементов сварных конструкций. Поэтому сегодня невозможно обойтись без современных технологий автоматизированного проектирования: использование САПР позволяет еще на этапе рабочего проектирования оценить те или иные конструктивные решения с точки зрения наиболее важных потребительских качеств будущего изделия. В этой статье мы расскажем о том, какие технологии проектирования сварных соединений предлагает SolidWorks и каким образом следует использовать этот функционал, чтобы выполнять работу с минимальными трудозатратами и максимальным качеством.
|
|
Автоматизация проектирования сварных соединений
Сварное соединение представляет собой
участок конструкции или
По взаимному расположению соединяемых элементов различают стыковые, тавровые, нахлесточные и угловые сварные соединения. Каждое из них имеет свои специфические признаки в зависимости от выбранного способа сварки — дуговой, роликовой и т.д.
Сварной шов — это участок
сварного соединения, непосредственно
связывающий свариваемые
Именно поэтому, прежде чем приступать к созданию модели сварного соединения в SolidWorks, проектировщику необходимо в полной мере владеть теоретическими основами сварки, четко представлять себе классификацию сварных швов и соединений и руководствоваться требованиями стандартов, регламентирующих правила проектирования сварных деталей и оформления конструкторской документации.
В SolidWorks сварные швы могут создаваться как в контексте сборки, так и в деталях, причем проектировать сварные соединения можно как минимум тремя различными способами. Технологии проектирования различаются в зависимости от того, проектируется сварная конструкция (например, ферменная) или просто деталь. Конструктору также необходимо знать, для чего будет использоваться создаваемая им D-модель: если она нужна только для оформления чертежа, сварные швы в твердом теле создавать не потребуется — в этом случае достаточно будет нанести на чертеж их условные обозначения. Если же модель будет участвовать в расчете массово-инерционных характеристик или в прочностном анализе, потребуется создавать сварные швы в виде твердотельной геометрии. Рассмотрим возможные способы проектирования сварных соединений в SolidWorks более подробно.
|
|
Сварные швы в контексте сборки
Проектирование сварных
Создадим новую сборку и поместим в нее свариваемые детали, из которых будет состоять проектируемый кронштейн. Поскольку форму разделки кромок и их сборку под сварку характеризуют такие конструктивные элементы, как зазор, притупление кромок и угол скоса кромки, значения этих параметров необходимо задать в SolidWorks на этапе создания свариваемых деталей. Тип и угол разделки кромок определяют количество необходимого электродного металла для заполнения разделки, а значит, и производительность сварки. К примеру, X-образная разделка кромок, по сравнению с V-образной, позволяет уменьшить объем наплавленного металла в полтора раза. В нашем случае кронштейн будет свариваться из семи пластин, выполненных из листовой стали толщиной 5 мм, три из которых имеют разделку кромок под стыковой V-образный шов, а четыре привариваются внахлестку (рис. 1).
В меню сборки выберем команду Вставка->
Шов сварного соединения может быть обычным, усиленным или облегченным и характеризуется следующими основными конструктивными элементами в соответствии с ГОСТ 2601-84: ширина (или радиус), выпуклость, глубина проплавления (для стыкового шва) и катет для углового шва. Значения этих параметров для различных видов сварных швов также можно задать в Мастере сварных швов SolidWorks. При создании нового элемента «Сварной шов» SolidWorks автоматически наносит на него обозначение сварного шва, а от проектировщика требуется скорректировать это обозначение (вписать необходимый текст) в соответствии с требованием стандарта. Обозначение сварного шва также будет отображено на чертеже.
Создав таким образом все необходимые сварные швы, мы получили сборку, состоящую из совокупности деталей и сварных швов, связанных между собой параметрическими взаимосвязями. Однако нашей конечной целью является проектирование не сборки, а детали. Поэтому воспользуемся функцией объединения, позволяющей слить воедино все компоненты сборки и получить деталь, состоящую из одного твердого тела (рис. 3).
Важным свойством детали, созданной
таким образом, является ее стопроцентная
ассоциативная связь со всеми
компонентами сборки, на основе которых
она создавалась. То есть при модификации
какого-либо из компонентов сборки
изменения автоматически
Поскольку в результате объединения
мы получили твердотельную деталь,
ее можно проанализировать на прочность
с помощью функции
Проведем статический экспресс-
Если результаты анализа покажут, что по прочностным характеристикам сварная деталь не удовлетворяет заданным требованиям, необходимо будет изменить (усилить или ослабить) соответствующие конструктивные элементы и повторить расчет. Более точный прочностной анализ можно выполнить с помощью специального модуля COSMOSWorks.
Проведенные расчеты и практический опыт показывают, что при статических нагрузках лучше работают соединения, образованные выпуклыми швами. Однако чрезмерный наплыв приводит к лишнему расходу электродного металла, и потому выпуклые швы неэкономичны. Плоские и вогнутые швы лучше работают при динамических и знакопеременных нагрузках, так как нет резкого перехода от основного металла к сварному шву. В противном случае создается концентрация напряжений, от которых может начаться разрушение сварного соединения.
|
|
Сварные швы в контексте детали
Начиная с версии SolidWorks 2004, которая была выпущена в сентябре прошлого года, появилась возможность проектировать сварные швы не только в сборке, но и в контексте многотельной детали, где каждый шов формируется как отдельное твердое тело с привязкой к окружающей геометрии. Рассмотрим процесс проектирования сварной детали в контексте детали SolidWorks на примере создания такого же кронштейна, как и тот, что мы рассматривали в предыдущей главе.
На этот раз мы создадим новую деталь, используя стандартные приемы твердотельного моделирования: построение бобышек и вырезов, базирующихся на 2D-эскизах, зеркальное отражение (рис. 6а, б, в, г). В результате мы получим D-модель, состоящую из одного твердого тела.
Прежде чем приступить к созданию
сварных швов, необходимо разделить
твердое тело на несколько частей,
которые будут символизировать
свариваемые конструктивные элементы.
Воспользуемся для этого
Добавление сварных швов в контексте детали выполняется с помощью команд меню SolidWorks или специальной панели инструментов Сварные детали. Результат этой операции показан на рис. 8. Процесс создания сварных швов в контексте детали будет детально рассмотрен в следующей главе.
По окончании проектирования в D-пространстве создается чертеж на сварную деталь, причем решается эта задача стандартными средствами чертежного редактора SolidWorks. Обозначения сварных швов автоматически отображаются на чертеже. Сварной шов на чертеже условно изображают сплошной основной линией по ГОСТ 2.12-72 (рис. 9).
|
|
Проектирование
рамных и ферменных сварных
Рамные и ферменные сварные
конструкции находят широкое
применение в среднем и тяжелом
машиностроении, аэрокосмической
Постоянный рост требований к качеству
выполнения проектно-конструкторских
работ, а также необходимость
точного расчета массовых и прочностных
характеристик сварных
Все эти факторы обусловили появление в 200 году в базовой конфигурации САПР SolidWorks специальной функциональности по работе со сварными конструкциями. Используя панель инструментов Сварные детали, можно быстро создать практически любую рамную или ферменную конструкцию. Создание сварной конструкции проводится по любому набору плоских или трехмерных эскизов в файле детали. Такой подход позволяет использовать для детального проектирования компоновочные эскизы без сложной прорисовки конструктивно-силовой схемы. Любой профиль определяется параметрами Стандарт (ГОСТ, ISO или ANSI), Тип и Размер. Каждый тип профиля включает несколько типоразмеров. Указав в графической области тот или иной эскиз и выбрав нужный профиль из списка, можно несколькими движениями мыши сформировать основание рамы (рис. 10).