Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:41, реферат
Системообразующая рольжелезнодорожного транспорта подтверждается объемом выполняемых им перевозок: доля этого вида транспорта в 1999 году составила 81 процент всего грузооборота в России (исключая перевозки трубопроводным транспортом). В системе железнодорожного транспорта занято 1 млн. 653 тыс. человек, что составляет более 2 процентов трудоспособного населения России. В этой связи реформа железнодорожного транспорта играет важную роль в поддержании социально - экономической стабильности в стране и обеспечении роста эффективности экономики.
Российские железные дороги являются
ключевым, а в некоторых случаях единственным
способом перевозки грузов и передвижения
пассажиров. Системообразующая рольжелезнодорожного
транспорта подтверждается объемом выполняемых
им перевозок: доля этого вида транспорта
в 1999 году составила 81 процент всего грузооборота
в России (исключая перевозки трубопроводным
транспортом). В системе железнодорожного
транспорта занято 1 млн. 653 тыс. человек,
что составляет более 2 процентов трудоспособного
населения России. В этой связи реформа
железнодорожного транспорта
играет важную роль в поддержании социально
- экономической стабильности в стране
и обеспечении роста эффективности экономики.
Системный
анализ современного состояния железнодорожного
транспорта в России и тенденций его развития
показывает, что, несмотря на его стабильную
работу, для отрасли в целом характерен
ряд серьезных проблем:
1. Уровень эффективности железнодорожного
транспорта, ассортимент и качество услуг,
предоставляемых пользователям, не в полной
мере отвечают требованиям складывающейся
экономической ситуации. Это связано,
в частности, с низким уровнем мотивации
работников: отсутствует четкая
связь между вознаграждением сотрудников
и результатами их труда, а также относительно
низок уровень оплаты труда отдельных
категорий работников
(особенно работников нижних тарифных
разрядов). Наметилась опасная тенденция
оттока высококвалифицированных специалистов
из отрасли.
2. Совмещение функций хозяйственной
деятельности и государственного регулирования
в одном отраслевом органе государственного
управления сдерживает развитие рыночных
отношений в отрасли и препятствует развитию
конкурентной среды.
3. Система государственного регулирования
деятельности железнодорожного транспорта
недостаточно эффективна, в частности:
система
регулирования тарифов недостаточно гибка
и стабильна, изменения в уровне тарифов
отличаются низкой прогнозируемостью;
существуют несколько тарифных центров
и тарифных систем;
отсутствует дифференцированный подход
к регулированию естественно - монопольных,
конкурентных и потенциально конкурентных
видов деятельности;
отсутствует согласованность государственного
регулирования деятельности различных
естественных монополий;
отсутствует
механизм предоставления равноправного
доступа к инфраструктуре независимым
компаниям - перевозчикам и обеспечения
благоприятной среды для их деятельности;
регулирование
деятельности монопольных поставщиков
ресурсов для естественных монополий
практически отсутствует;
несовершенна нормативная база функционирования
железнодорожного транспорта.
4. Высокая степень износа основных фондов
отрасли в условиях прогнозируемого роста
спроса на перевозки требует больших затрат
на их текущее содержание и ремонт, создает
опасность потери технологической устойчивости
железнодорожного транспорта и определяет
значительную потребность
в инвестициях. В период с 1992 года ежегодный
объем инвестиций в отрасль снизился более
чем в три раза, а износ основных производственных
фондов возрос с 36 до 55 процентов. Полная
восстановительная стоимость основных
средств, выбывающих в течение последующих
пяти лет, превышает 780 млрд. рублей.
Основными препятствиями в решении этих
проблем являются:
недостаточная финансовая прозрачность
хозяйственной деятельности;
ограниченные возможности привлечения
частных инвестиций в необходимом масштабе;
перекрестное
субсидирование убыточных видов деятельности
за счет прибыльных в рамках Министерства
путей сообщения Российской Федерации
в целом (по международнымстандартам
бухгалтерской отчетности убыток от пассажирских
перевозок в 1999 году превысил 26 млрд. рублей);
низкая прибыльность системы Министерства
путей сообщения Российской Федерации
в целом (в том числе в связи с перегруженностью
объектами социальной сферы и неосновными
видами деятельности) при ограниченности
административных рычагов повышения эффективности
деятельности. Финансовое состояние железнодорожного
транспорта также характеризуется недостаточностью
собственного капитала в оборотных активах, значительными
объемами кредиторской и дебиторской
задолженности, задолженностью перед
фискальной системой и неудовлетворительным
показателем текущей платежеспособности;
сокращение доли российского железнодорожного
транспорта на традиционных и перспективных
мировых рынках и отсутствие условий для
изменения этой тенденции и интеграции
России в мировые транспортные рынки.
5. В условиях экономического роста ключевыми
требованиями для эффективной работы
железнодорожного транспорта становятся
снижение собственных затрат, повышение
мотивации работников
отрасли, способность удовлетворять возрастающие
требования пользователей к качеству услуг
и гибко реагировать на изменения спроса.
Решение этих вопросов связано в первую
очередь с формированием и развитием конкуренции
в сфере перевозок.
Неотложность решения данных проблем,
а также наличие в настоящее время относительно
благоприятных условий (экономических,
социальных и политических) определяют
необходимость и возможность проведения
реформы на железнодорожном транспорте.
Для
достижения поставленных целей на первом
этапе структурной реформы на железнодорожном
транспорте необходимо обеспечить реализацию
следующих задач и принципов:
разделение
функций государственного управления
и организации хозяйственной деятельности
на железнодорожном транспорте с одновременным
выделением из монопольной структуры
конкурентных видов деятельности;
сохранение единой государственной сетевой
производственной инфраструктуры железных
дорог и централизованного диспетчерского
управления;
поэтапное прекращение перекрестного
субсидирования пассажирских за счет
грузовых, внутрироссийских за счет экспортно
- импортных перевозок;
совершенствование
тарифной политики;
дальнейшее развитие конкуренции в сфере
перевозок грузов, ремонта подвижного
состава, перевозок и обслуживания пассажиров;
недопустимость
слияния предприятий, действующих в потенциально
конкурентной среде, с предприятиями естественно
- монопольного сектора;
обеспечение гарантированного недискриминационного
доступа к инфраструктуре федерального
железнодорожного транспорта независимых
грузовых и пассажирских компаний - операторов
и пользователей подвижного состава;
выделение из сферы деятельности федеральных
железных дорог объектов социально - бытового
и другого назначения (кроме специализированных) для
снижения непроизводственных издержек;
обеспечение
финансовой прозрачности всех видов хозяйственной
деятельности отрасли, в том числе на основе
введения раздельного финансового учета;
осуществление мер, обеспечивающих повышение
инвестиционной привлекательности системы
железнодорожного транспорта;
повышение материальной заинтересованности
работников железнодорожного транспорта
и обеспечение им социальных гарантий.