Роль транспорта в стабилизации и повышении эффективности народного хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2015 в 14:18, реферат

Краткое описание

Транспорт выполняет роль материальной основы разделения труда в обществе и осуществляет многообразные связи между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей отраслями, между отдельными экономическими районами. Он оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства, воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на создание и развитие новых территориально-производственных комплексов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3
Специфика транспортной отрасли России…………………………………4
Виды транспорта……………………………………………………………..6
Перспективы развития транспорта в народном хозяйстве………………12
Аспекты повышения эффективности………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………20

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 50.27 Кб (Скачать)

Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др.

Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей материального производства.

Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении и организации труда непосредственно на предприятиях.

Транспортная отрасль представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское или функциональное назначение.

Под структурой транспорта понимается состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отдельных отраслей и производств. Показателями отраслевой структуры являются: число самостоятельных отраслей; соотношение всех видов транспорта в общем объеме перевозок грузов всего транспортного комплекса; удельный вес отраслей транспорта; доля пассажирского и грузового транспорта.

В практике планирования и учета отраслевая структура транспорта определяется путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме транспортного производства.

Структура транспортного комплекса страны формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются:

  • научно-технический прогресс;
  • планируемые темпы развития всей всего транспорта и отдельных его отраслей;
  • концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства;
  • рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся;
  • общественно-исторические условия, в которых идет развитие транспорта;
  • международное разделение труда;
  • укрепление позиций России на мировом рынке.

Научно обоснованная классификация отраслей транспорта имеет важное значение для правильного планирования производства и обеспечения определенной пропорциональности в его развитии.

В основу классификации отраслей транспорта положены следующие принципы:

  • экономическое назначение предоставляемой услуги;
  • характер функционирования продукции транспорта в процессе производства;
  • характер воздействия на предмет труда и др.

Наиболее важным принципом классификации отраслей является экономическое назначение предоставляемой услуги. В соответствии с этим весь транспорт делится на внешний и внутренний.

Так как транспорт используется для осуществления не только внешних перевозок, но и для внутренних перевозок, т.е. перевозок внутри производства, то кроме транспорта общего пользования имеется в народном хозяйстве транспорт внутрипроизводственный или ведомственный.

Внутрипроизводственный транспорт, так же как и другие средства труда, является неотъемлемой частью технологического процесса данного предприятия. Он участвует непосредственно в производственном процессе воздействия средств труда на предметы труда, изменении свойств предметов труда и создании новых вещественных продуктов труда. Издержки внутрипроизводственного транспорта являются частью производственных издержек предприятия ил организации и вместе с тем они являются составной частью себестоимости их продукции. Внутрипроизводственный транспорт не характеризует самостоятельную отрасль транспортного производства, а является составной частью той отрасли, в которой он функционирует.

Однако, транспорт общего пользования и внутрипроизводственный в совокупности представляет, одну из главнейших баз всей нашей экономики, без успешного развития и функционирования которого не представляется возможным обеспечить интенсификацию производства и высокие темпы его роста.

Транспорт - создает условия для планомерного развития всего общественного производства, концентрации, кооперирования и комбинирования предприятий, углубления территориального разделения труда, а также связывает в единую систему отрасли народного хозяйства.

Исследование проблем формирования и совершенствования транспортно- экономических связей основных отраслей народного хозяйства выявили необходимость правильного учета транспортного фактора при территориальном размещении производительных сил. Из возможного многообразия вариантов размещения предприятий и соответствующих транспортно-экономических связей выбирается оптимальный вариант, обеспечивающий минимум затрат на производство и транспортировку продукции.

Недооценка роли транспортного фактора при размещении производства приводит к ошибкам в планировании развития мощностей транспорта на важнейших направлениях сети, вызывая непроизводительные расходы материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

При этом в добыче железной руды, нефти и газа, лесозаготовках, производстве строительных материалов этот показатель в 2-3 раза выше, чем в среднем по промышленности. Значительна доля транспортных расходов в горно-химической и угольной промышленности. В то же время в машиностроении и приборостроении, текстильной и ряде других отраслей промышленности доля транспортных затрат не превышает 1-3% суммарных расходов. Удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках в ряде случаев может вызвать некоторое повышение расходов на транспортировку, которое перекрывается сокращением производственных изздержек.

Совершенствование народнохозяйственных пропорций, дальнейшее развитие и углубление специализации, кооперирования и комбинирования в промышленности и сельском хозяйстве в сочетании с техническим перевооружением различных средств сообщения, улучшением взаимодействия между ними, повышением транспортабельности предъявляемых к перевозке грузов будут способствовать изменению и росту грузооборота, изменению в территориальном размещении промышленного и сельскохозяйственного производства.

 

 

 

 

 

 

 

Аспекты повышения эффективности

Экономические реформы в России в последнее десятилетие существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги. Значительно возросла системообразующая роль транспорта, усилилась взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований. Тем самым были созданы предпосылки для формирования в России единой транспортной политики, комплексного развития транспортной инфраструктуры, интеграции преимуществ различных видов транспорта с целью повышения качества жизни и развития экономики.

В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь развития транспорта с развитием предприятий других отраслей хозяйства и социальной сферы, которые не только определяют требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, но и расширяют возможности его развития. Для эффективного функционирования транспорта необходимо создание в стране опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест». Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной национальной транспортной системы признается необходимым условием стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности страны, повышения уровня жизни населения.

Актуальной проблемой является достижение рационального соотношения между видами транспорта, взаимосвязанной динамики в их развитии и использовании. Между видами транспорта следует выделять отношения двух типов: во-первых, взаимодополнение и взаиморезервирование; во-вторых, конкуренция между видами транспорта. Системность транспорта предопределяет ведущую роль отношений первого типа, однако, осуществлению этой роли противостоит институциональная раздробленность, противоречивость хозяйственных интересов структур, стоящих за видами транспорта. В итоге доминируют отношения конкуренции. Проявляется ряд негативных особенностей. Прежде всего, это неравноценные условия воспроизводства видов транспорта, сформировавшиеся хозяйственной практикой предыдущего десятилетия. Необходимо обеспечить наиболее полную реализацию ведущей роли железных дорог в единой транспортной системе.

Железнодорожный транспорт обеспечивает преимущественно государственные функции, что не позволяет ориентировать его хозяйствующие субъекты исключительно на коммерческие приоритеты. В частности, это должно проявляться в ограниченной возможности снижения его эксплуатационных расходов и ограничении тарифов на перевозку массовых грузов. Следовательно, государство через бюджетные и внебюджетные источники должно нести значительную часть воспроизводственных затрат, связанных, прежде всего, с развитием железнодорожной сети, а также ослабить налоговую нагрузку на железные дороги, учитывая то, что простое воспроизводство объектов железнодорожного транспорта осуществляется ими самими.

Наряду с магистральным железнодорожным транспортом общего пользования важное место в транспортной системе занимает промышленный железнодорожный транспорт, обеспечивающий связь основного производства с транспортом общего пользования и представленный внутрипроизводственным транспортом (железнодорожными подразделениями предприятий) и транспортными комплексами, обеспечивающих примыкание предприятий к станциям федеральных железных дорог.

В последние десять лет значительно сокращена закупка у машиностроителей подвижного состава, погрузочно-разгрузочных и путейских машин и механизмов для промышленного транспорта. Отдельные виды тепловозов и вагонов спроектированы и выпускаются с 60-х годов. Лишь около 40% тепловозов и 30% вагонов эксплуатируются в пределах установленных сроков из службы. Из-за низкого инвестиционного потенциала промышленного транспорта не разработано и не создано ни одного образца новой техники, обеспечивающей требования технической и экологической безопасности. Поэтому наиболее актуальными вопросами для промышленного транспорта будут повышение безопасности движения, обновление и улучшение технического оснащения железнодорожного и других видов специализированного транспорта, а также реконструкция ремонтной базы.

В настоящее время отсутствует система подготовки и повышения квалификации кадров промышленного транспорта, в результате чего сложился дефицит специалистов.

Транспортная политика в условиях реформирования экономики и изменения системы управления транспорта нуждается в определении приоритетных основных направлений деятельности, учитывающих государственную транспортную политику в субъектах РФ, особенности транспорта и его роль в обеспечении социально-экономических процессов в регионах страны. Учитывая структурную перестройку экономики страны, транспортную политику следует осуществлять с учетом общенациональных, отраслевых и региональных интересов, исходя не только из тактических, но также из стратегических задач. Социально-экономические реформы в стране значительно преобразовали систему управления транспортом. Современное развитие экономики и совершенствование механизма государственного управления предъявляют новые требования к функционированию транспортной системы. Целесообразно в ближайшее время сформировать полноценные региональные (на уровне федеральных округов) организации государственного управления, контроля и регулирования в сфере транспорта и дорожного хозяйства.

Ресурсоемкость транспорта, обусловленность его развития объемом, структурой и размещением материального производства в близкой и более отдаленной перспективе, значительная роль магистрального транспорта в обеспечении государственных функций – все это вызывает необходимость повышения управляемости, планомерности развития транспортной системы. Разнообразие хозяйственных интересов многочисленных и имеющих различный статус субъектов как в сфере самого транспорта, так и в сфере пользования магистральным транспортом, не гарантирует эффективного развития транспортной системы с точки зрения конечных результатов общественного производства, тем более, что предстоящий этап характеризуется возрастающей капиталоемкостью транспорта при острой ограниченности инвестиций, выделяемых на его развитие.

В этих условиях эффективное воспроизводство транспортной системы возможно лишь при высокой степени государственного регулирования и координации транспортных проектов, относящихся к различным видам и субъектам транспорта, при рассмотрении последних в качестве подсистем в единой транспортной системе. Приоритетами государственного регулирования следует признать, во-первых, комплексное развитие транспорта на основе оптимизации рынка транспортных услуг и пропорционального развития инфраструктуры, во-вторых, повышение управляемости транспортной системы для его расширенного воспроизводства и содействия производственному и социальному развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Устойчивое и эффективное функционирование транспорта, как важнейшего элемента рыночной инфраструктуры, является необходимым условием роста экономики, стабилизации и целостности системы хозяйствования, обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения. Пожалуй, наиболее стабильным фактором положения транспорта остается его коммуникативная роль как звена, обеспечивающего не только функционирование материального производства на территории, но и процессы интеграции народного хозяйства страны и регионов, формирования рынка транспортных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  • ww.dslib.net/economika
  • Путин В.В. «Спрос на транспортные услуги растет»,// «Автомобильный транспорт» №3, 2000.
  • Н.Н. Громов, Т.А. Панченко, А.Д. Чудновский  « Единая транспортная система» 1987г.
  • Гладюк Ю.Н., Добросюк В.А., Семенов С.П. «Экономическая  география транспорта России», 1999г.
  • Воронин В.В. « Экономическая география Российской Федерации», 1997.
  • Гольц Г.А., Филина В.А. « Пути развития транспорта России» , 1998.
  • http://www.0ck.ru/transport

Информация о работе Роль транспорта в стабилизации и повышении эффективности народного хозяйства