Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2011 в 01:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является поиск оптимального распределения транспортных средств по маршрутам. За счет правильного составления плана можно минимизировать затраты на перевозку.
Введение 5
1 Объект исследования 6
2 Математическое обеспечение 8
2.1 Математическая модель 8
2.2 Выбор метод составления опорного плана 9
2.3 Нахождение оптимального решения 11
3 Практическая реализация 13
4 Руководство пользователя 17
Заключение 19
Библиографический список 20
Приложение А. Блок-схема 21
Приложение Б. Листинг программы
В этом методе строке i и столбцу j ставятся в соответствие числа Ui и Vj. Для каждой базисной переменной Хij текущего решения потенциалы Ui и Vj должны удовлетворять условию:
Ui
+ Vj. =Сij .
Оценки для небазисных переменных определяются исходя из формулы:
.
Если условия не выполняются то, для включения в базис выбирается небазисная переменная, имеющая самое большое положительное значение. Для нахождения выводимой переменной строится замкнутый цикл. Цикл начинается и заканчивается выбранной небазисной переменной. Он состоит из последовательности вертикальных и горизонтальных отрезков, концами которых должны быть небазисные переменные. Построение данного цикла необходимо для того, чтобы после ввода новой переменной сбалансировать значения базисных переменных.
Не
существенно, в каком направлении
происходит обход цикла. Для каждого базисного
переменного и соответствующей небазисной
переменной можно построить только один
цикл. После построения цикла вводимой
небазисной переменной ставится в соответствие
знака «+», далее базисным переменным,
находящимся в узлах цикла ставятся поочередно
знаки «-»
и «+». Выводимой переменной считается
базисная переменная, имеющая минимальное
значение на местах со знаком «-». Далее к базисным
переменным, находящимся на местах со
знаком «+» прибавляется это значение,
из переменных со знаком «-» – вычитается. Вводимой
переменной присваивается найденное минимальное
значение. После снова производятся оценки
базисных и небазисных переменных и устанавливается,
выполнены ли условия оптимальности.
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
Рассмотрим основные алгоритм решения задачи. Он состоит из следующего:
Далее приведены основные шаги алгоритма и демонстрация их на примере
который представлен в данной курсовой работе как тестовый пример.
Данные приведены в таблице 1.
Таблица 1. Исходные данные
|
|
| |||
Г | Д | Е | Ж | ||
А | 20 | 40 |
|
|
|
Б | 10 |
|
|
|
|
В | 15 |
|
|
|
|
Спрос | 70 |
|
|
|
|
Шаг 1. Находим начальное допустимое решение. Как уже сказано выше в данной курсовой работе для отыскания начального решения будем применять процедуру северо-западного угла (табл. 2).
Таблица 2.
60 | |||
10 | 50 | 40 | |
50 | 30 |
И в данном случае мы имеем базисные переменные – X11,, X21, X22, X23, X33 и X34.
И небазисные переменные - X12, X13, X14, X31, X24 и X32.
Шаг 2. Выделить из числа небазисных переменных переменную, которую введем в базис.
Оценки для базисных переменных:
С11=20
С21=10
С22=25
С23=25
С33=30
С34=20
Обычно полагают что U1=0. Оценки для небазисных переменных определяются в соответствии с отношением:
Имеем переменную с наибольшим положительным значением X13=20, которую и будем вводить в базис (табл. 3).
Таблица 3. Построение цикла
50 | 40- | ||
50 | 30 |
Далее переходим к «шагу 3».
Шаг 3. Выбираем выводимую из базиса переменную из числа переменных текущего базиса. Затем находим новое базисное решение и вернутся к «шагу 2».
X23 – выводим эту переменную из базиса.
Таблица 4. Новое базисное решение
20 | 40 | ||
50 | 50 | ||
50 | 30 |
Оценки для базисных переменных:
С11=20
С13=15
С22=25
С23=25
С33=30
С34=20
Оценки для небазисных переменных:
X11 – выводим эту переменную из базиса, а X31 – вводим в базис.
Таблица 5. Новое базисное решение
60 | |||
50 | 50 | ||
20 | 30 | 30 |
Данное решение будет оптимальным.
Оптимальное решение будет формулироваться следующим образом: общие расходы составят 4450 у.е., а маршруты будут таковы:
1-ая фабрика поставила товар в 3-й склад (1-й маршрут),
2-ая фабрика поставила товар в 1-й 2-й склады (2-й маршрут),
3-ая фабрика поставила товар в 1-й 3-й 4-й склады (3-й маршрут).
Алгоритм решения задачи можно представить в виде блок-схемы представленной в приложении А.1.
Листинг
программы представлен в
4 РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Для входа в программу необходимо запустить файл Transport.exe. После чего на экране появится главное окно программы, изображенное на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основное окно программы
В данном окне пользователь может изменять и задавать значения в основных таблицах: «Спрос», «Предложение», «Фабрика» и «Склады».
На панели расположены основные элементы управления:
Ответ пользователь может
Применение
всех возможностей можно
Рисунок 2 – Работа программы.
Для работы с программой необходимы минимальные аппаратные требования:
1) разрешение экрана − 800*600;
2) цветопередача − 16 бит;
4) память − 12 Mb;
6) Pentium II 400 MHz;
7) клавиатура;
8) мышь;
9) Microsoft Windows 98 и выше;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
процессе работы были рассмотрены и
изучены такие понятия как
транспортная задача, основные методы
решения транспортных задач, а так же был
произведен расчет тестового примера.
Для оптимизации расчетов и для уменьшении
погрешностей вычислений был создан программный
модуль в программной среде Delphi 7 под названием
Transport.exe, который может использоваться
как совместно с другими модулями, так
и быть самостоятельным программным продуктом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК