Решение транспортной задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2011 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является поиск оптимального распределения транспортных средств по маршрутам. За счет правильного составления плана можно минимизировать затраты на перевозку.

Оглавление

Введение 5

1 Объект исследования 6

2 Математическое обеспечение 8

2.1 Математическая модель 8

2.2 Выбор метод составления опорного плана 9

2.3 Нахождение оптимального решения 11

3 Практическая реализация 13

4 Руководство пользователя 17

Заключение 19

Библиографический список 20

Приложение А. Блок-схема 21

Приложение Б. Листинг программы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

     В этом методе строке i и столбцу j ставятся в соответствие числа Ui и Vj.  Для каждой базисной переменной Хij текущего решения потенциалы Ui и Vj   должны удовлетворять условию:

     Ui + Vj. ij .                                                   (6)

     Оценки  для небазисных переменных определяются исходя из формулы:

      .                                                 (7)

     Если  условия не выполняются то, для включения в базис выбирается небазисная переменная, имеющая самое большое положительное значение. Для нахождения выводимой переменной строится замкнутый цикл. Цикл начинается и заканчивается выбранной небазисной переменной. Он состоит из последовательности вертикальных и горизонтальных отрезков, концами которых должны быть небазисные переменные. Построение данного цикла необходимо для того, чтобы после ввода новой переменной сбалансировать значения базисных переменных.

          Не  существенно, в каком направлении происходит обход цикла. Для каждого базисного переменного и соответствующей небазисной переменной можно построить только один цикл. После построения цикла вводимой небазисной переменной ставится в соответствие знака «+», далее базисным переменным, находящимся в узлах цикла ставятся поочередно знаки «-» и «+». Выводимой переменной считается базисная переменная, имеющая минимальное значение на местах со знаком «-». Далее к базисным переменным, находящимся на местах со знаком «+» прибавляется это значение, из переменных со знаком «-» – вычитается. Вводимой переменной присваивается найденное минимальное значение. После снова производятся оценки базисных и небазисных переменных и устанавливается, выполнены ли условия оптимальности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          3 ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

          Рассмотрим  основные алгоритм решения задачи. Он состоит из следующего:

      • нахождение начального базисного решения,
      • из число небазисных переменных выделяем переменную вводимую в базис, проверяем условия оптимальности, если они удовлетворены то заканчиваем расчет, если нет – переходим к следующему шагу,
      • из числа базисных переменных выделяем выводимую из базиса, находим новое базисное решение и возвращаемся ко второму шагу.

          Далее приведены основные шаги алгоритма и демонстрация их   на примере

     который представлен в данной курсовой работе как тестовый пример.

          Данные  приведены в таблице 1.

          Таблица 1. Исходные данные

    Фабрика
          Склады (расходы на 1 партию)
    Предложение
Г Д Е Ж
А 20      40
    15
    30
          60
Б 10
    25
    25
    35
          100
В 15
    45
    30
    20
          80
Спрос 70
    50
    90
    30
          240
 

          Шаг 1. Находим начальное допустимое решение. Как уже сказано выше в  данной курсовой работе для отыскания начального решения будем   применять процедуру северо-западного угла (табл. 2).

          Таблица 2.

    60      
    10 50 40  
        50 30
 

          И в данном случае мы имеем базисные переменные – X11,, X21, X22, X23, X33 и X34.

          И небазисные переменные - X12, X13, X14, X31, X24 и X32.

          Шаг 2. Выделить из числа небазисных переменных переменную, которую  введем в базис.

          Оценки  для базисных переменных:

          С11=20

          С21=10

          С22=25

          С23=25

          С33=30

          С34=20

          Обычно  полагают что U1=0. Оценки для небазисных переменных   определяются в соответствии с отношением:

           

          

          

          

          

          

          Имеем переменную с наибольшим положительным  значением X13=20,   которую и будем вводить в базис (табл. 3).

          Таблица 3. Построение цикла

    60-
     
    Xij+
     
    10+
    50 40-  
        50 30
 

            Далее переходим к «шагу 3».

          Шаг 3. Выбираем выводимую из базиса переменную из числа переменных   текущего базиса. Затем находим новое базисное решение и вернутся к «шагу 2».

          X23 – выводим эту переменную из базиса.

            Таблица 4. Новое базисное решение

    20   40  
    50 50    
        50 30
 

          Оценки  для базисных переменных:

          С11=20

          С13=15

          С22=25

          С23=25

          С33=30

          С34=20

          Оценки  для небазисных переменных:

          

          

          

          

          

          

          X11 – выводим эту переменную из базиса, а X31 – вводим в базис.

          Таблица 5. Новое базисное решение

        60  
    50 50    
    20   30 30
 

          Данное  решение будет оптимальным.

          Оптимальное решение будет формулироваться  следующим образом:  общие расходы составят 4450 у.е., а маршруты будут таковы:

            1-ая фабрика поставила товар в 3-й склад   (1-й маршрут),

          2-ая  фабрика поставила товар в 1-й 2-й склады   (2-й маршрут),

          3-ая  фабрика поставила товар в  1-й 3-й 4-й склады   (3-й маршрут).

          Алгоритм  решения задачи можно представить  в виде блок-схемы представленной в приложении А.1.

      Листинг программы представлен в приложении Б. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          4 РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

      Для входа в программу необходимо запустить файл Transport.exe. После чего на экране появится главное окно программы, изображенное на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основное окно программы

          В данном окне пользователь может изменять и задавать значения в основных таблицах: «Спрос», «Предложение», «Фабрика» и «Склады».

          На  панели расположены основные элементы управления:

      • ячейки для задания количества складов и фабрик,
      • кнопка «Применить» используется для задания вводимых параметров,
      • кнопка «По умолчанию» используется для задания значений по умолчанию,
      • кнопка «Решить» используется для вычисления результата,
      • кнопка «Задание» выводит окно с содержание задания к курсовой работе.

     Ответ пользователь может прочитать  из текстового поля.

              Применение  всех возможностей можно просмотреть  на рисунке 2.  

Рисунок 2 – Работа программы.

    Для работы с  программой необходимы минимальные  аппаратные требования:

    1) разрешение  экрана − 800*600;

    2) цветопередача  − 16 бит;

    4) память −  12 Mb;

    6) Pentium II 400 MHz;

    7) клавиатура;

    8) мышь;

     9) Microsoft Windows 98 и выше; 
 
 
 
 
 
 

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          В процессе работы были рассмотрены и  изучены такие понятия как  транспортная задача, основные методы решения транспортных задач, а так же был произведен расчет тестового примера. Для оптимизации расчетов и для уменьшении погрешностей вычислений был создан программный модуль в программной среде Delphi 7 под названием Transport.exe, который может использоваться как совместно с другими модулями, так и быть самостоятельным программным продуктом. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Ашманов С.А. Линейное программирование/ С.А Ашманов – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1981. - 340 с.
  2. Вентцтель Е.С. Исследование операций. Задачи, примеры, методология: Учеб. пособие для студентов ВТУЗОВ – М. Высш. шк., 2001 – 208 с.
  3. Бобровский С. Delphi 7/ С. Бобровский – СПб.: Питер, 2006. –736 с.
  4. Исследование операций. /Под ред. Дж.Моудера и С.Элмаграби/, - М.: Мир, 1981.
  5. Эддоус М., Стэнефильд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ. Под ред. член-корр. РАН И.И. Елисеевой. – М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997. – 590 с.

Информация о работе Решение транспортной задачи