Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:04, курсовая работа
В данной работе производится расчет скрепера. Скрепер является землеройно-транспортной машиной цикличного действия, предназначенной для послойного резания грунта, транспортирования его к месту укладки и разгрузки в сооружение или в отвал. Скреперы используются при производстве земляных работ по возведению насыпей, устройству выемок, планировке больших площадей.
Введение 2
1. Выбор и обоснование инженерно-технического сооружения. Технологическая карта. 3
2. Устройство скрепера 6
3. Расчет скрепера 12
4. Проверка скрепера на устойчивость 14
5. Расчет на прочность 17
Список литературы 21
Применение элеваторной загрузки обеспечивает высокий коэффициент загрузки ковша и снижение тягового усилия при заполнении скрепера на 20 – 25%.
Автоматизация
работы скрепера значительно облегчает
условия работы и повышает производительность.
С помощью автоматического
Для
повышения точности планировочных
работ при отделке дорожных насыпей
и выемок применяют систему
Рис. 6 - Принципиальные схемы скреперов со скребковым конвейером:
а - набор грунта; б - выгрузка грунта
На тракторе в кабине водителя смонтирован блок и пульт дистанционного управления, а за кабиной размещен электрозолотник управления. На буфере скрепера установлен датчик углового положения, который включен в электросхему управления и регулирует толщину срезаемой стружки грунта.
Технологические схемы работы. Для разработки грунта заранее составляют схему, по которой будет работать скрепер. Производительность скрепера зависит от того, насколько полно используется емкость ковша и рационально выбирается схема резания и набора грунта. Рекомендуется набирать грунт на передаче базовой машины при скорости 2 - 3 км/ч, при толщине срезаемой стружки от 7 до 35 см, что в свою очередь определяется категорией грунта и мощностью базового тягача и толкача. Трактор-толкач обеспечивает полную загрузку ковша скрепера в плотных грунтах. Наполнение ковша с постепенным выглублением ножа производят при постоянной толщине стружки и ширине резания. Этот способ используют при планировке грунта. Для сокращения времени набора грунта используют ступенчатый способ наполнения ковша. Зарезание грунта при устройстве выемок и разработке резервов ведут по ребристо-шахматной схеме, по которой разработка грунта ведется последовательными рядами проходок, одинаковыми по длине и расположению. При работе скрепера по этой схеме между проходами первого ряда оставляют полосы неразработанного грунта шириной не более 1,3 м. Второй ряд разработок ведется на расстоянии половины длины проходки от первого и расположен по оси оставленных полос грунта. Работа по этой схеме увеличивает заполнение ковша до 110% его геометрической емкости, сокращая при этом на 10 - 15% путь и время набора грунта. По этой схеме скрепер может работать без трактора-толкача. При работе в рыхлых сыпучих грунтах применяют способ, называемый «клевок». По этому способу величина заглубления ковша в 2 раза больше той, которая соответствует устойчивой работе двигателя с полной нагрузкой. При работе базового тягача на неустойчивой характеристике двигателя ковш выглубляется, в это время двигатель снова набирает нужные обороты, и так повторяется до тех пор, пока ковш будет полным.
В зависимости
от расположения забоев относительно
мест отсыпки грунта движение скреперов
может быть организовано по различным
схемам. Рациональную схему движения
скреперов инженерно-
– путь транспортирования грунта должен быть кратчайшим;
– забой должен быть такой длины, чтобы ковш скрепера загружался полностью;
– длина участка разгрузки должна обеспечивать полную разгрузку ковша;
– при возведении полотна должны быть въезды и съезды.
Наиболее
распространенными схемами
Схема гидросистемы скрепера ДЗ-20В показана на рис. 7. Она включает гидрооборудование базового трактора и гидрооборудование прицепного скрепера. В гидрооборудование трактора входит бак для рабочей жидкости, фильтр, гидронасосы, гидрораспределитель с ручным управлением и соединительные трубопроводы. В гидрооборудование скрепера входят два гидроцилиндра двойного действия для подъема и опускания заслонки, два гидроцилиндра для подъема и опускания ковша, одного гидроцилиндра управления задней стенкой, а также оборудование, обеспечивающее управление ковшом при работе системы автоматической стабилизации, реверсивный золотник, предохранительный клапан, обратный клапан и обратный клапан с дросселем.
Рис. 7 - Гидравлическая схема
прицепного скрепера
1 - Сак; 2 - гидронасос; 3 - фильтр; 4 - обратный
клапан; 5 - обратный клапан с дросселем;
6 - предохранительный клапан; 7 - гидрораспределитель; 8, 9, 10 - гидроцилиндры;
Исходные данные:
Емкость ковша – q = 8 м3
Категория грунта – 2
Вес скрепера без грунта – G = 4500 кг
Скорость движения во время загрузки – vр = 2 км/ч = 33 м/мин
Толщина стружки h = 14 см
Длина скребка элеватора lэ = 2.3 м
Тяговое усилие – 4900 кгс
Мощность двигателя тягача – N = 110 л.с.
Ширина ковша
l = м
Путь наполнения скрепера
м
Время наполнения
мин
Производительность элеватора
м3/мин = 0.25 м3/с
Из конструктивных возможностей, связанных с внутренним размером ковша, назначаем высоту скребка равной hэ = 0.2 м. Принимая коэффициент заполнения пространства между скребками в среднем Кэ = 0.4, получим скорость движения скребков
м/с = 136 см/с.
Принимаем с запасом vэ = 150 см/с, тогда
Пэ = 1.5∙2.3∙0.2∙0.4∙1.5 = 0.4 т/с
Отсюда необходимая мощность для загрузки скрепера срезанным грунтом при помощи элеватора
л.с.,
где:
η – к.п.д.;
Lг – горизонтальная составляющая пути перемещения грунта элеватором;
Н – высота подъема грунта;
К – коэффициент
Величина сопротивления грунта разработке скрепером данной емкости без элеватора
= 11761 кгс,
где
W1 = l∙h∙Kp = 240∙14∙1.15 = 3860 кгс
W2 = W1∙l∙H∙(h+0.44∙H) = 3860∙2,4∙1,25∙(0,14+0,4∙1.25) = 7411 кгс
W2 = 1350∙qп= 400 кгс
Расчеты показывают, что загружать скрепер со свободной загрузкой следует при помощи толкача, т.к. тягового усилия и мощности тягача достаточно только для резания грунта.
Вес грунта в скрепере
т
Сопротивление перемещению машины
Wп = (G+Gг)∙f = (4500+13200)∙0.06 = 1062 кгс
Величина требуемой мощности
л.с.
Суммарная тяговая мощность
л.с.
Мощность, затрачиваемая на резание
л.с.
Тогда NΣ – N1 = 28 л.с., значит в ряде случаев при использовании элеваторной нагрузки возможна работа проектируемого скрепера без толкача, что значительно повышает технико-экономические показатели работы скрепера.
Величина статически полезного окружного усилия на звездочке
кгс
Принимаем жесткость препятствия ориентировочно с1 = 800 кгс/см. Жесткость цепи значительно больше этой величины, поэтому в расчет вводим жесткость препятствия. Ориентировочно вес погонного метра цепи равен 7 кг, общий вес цепи lц = 28 м.
Сила инерции
кгс
Суммарная сила на цепи (с запасом на одну цепь)
кгс
Наибольший рекомендуемый запас прочности – до 20. Разрушающая нагрузка:
Рр = 20∙1459 = 29180 кгс
Выбираем цепь пластинчатую по ГОСТ 588-81 с разрушающим усилием 31.5 кгс и шагом 100 мм. Диаметр звездочки при количестве зубьев z = 16 будет равен
мм
Момент на валу звездочки при спокойной работе
кгс∙см
На тракторе установлен насос НШ-46, ему соответствует по удельной производительности гидромотор МНШ-46, развивающий наибольший крутящий момент 690 кгс∙см.
Необходимое передаточное отношение редуктора равно
Усилия по штокам цилиндров механизма разгрузки ковша
- ковш в нижнем положении полностью загружен
кгс,
где Gк = 500 кг – вес ковша
- ковш в крайнем верхнем положении, липкий влажный грунт полностью завис в ковше
кгс
По данным справочника выбираем два цилиндра D = 140 мм, Рц. макс = 15390 кгс.
В значительной степени безопасность скрепера зависит от его устойчивости. Скрепер при работе испытывает ассиметрично приложенные нагрузки, преодолевает значительные и поперечные уклоны, работает в тяжелых грунтовых условиях. Действие перечисленных факторов может привести к опрокидыванию скрепера либо к его остановке из-за недостаточного сцепления ведущих колес с грунтом ввиду перераспределения нагрузок между осями. С увеличением угла α (рис. 6) уменьшается нагрузка на ведущие колеса. Максимальное тяговое усилие Тmax при движении на подъем характеризуется углом φСЦ при условии сохранения сцепления ведущих колес с грунтом:
где R – реакция грунта на ведущих колесах
где LM – база скрепера
, кН
Необходимое для движения скрепера тяговое усилие
где f – коэффициент сопротивления передвижению скрепера
, кН
Предельный угол подъема определяем следующим образом:
Предельный угол подъема αМАХ=15˚
Рис. 8 - Схема для определения устойчивости по сцеплению
Устойчивость на
повороте проверяется при
где rп – радиус поворота, м
ν – скорость движения скрепера,
кН
Уравнение моментов относительно точки А
Из этого уравнения можно найти предельное значение либо угла при известной скорости, либо скорости при заданном косогоре, на которых устойчивость не теряется
м/с
Рисунок 9 - Схема для определения поперечной устойчивости
Определение внешних сил и расчет на прочность узлов и деталей проводят для положений скрепера, соответствующих наибольшей нагрузке при нормальной эксплуатации.
Анализ работы скрепера позволяет установить основные положения для транспортного режима груженого скрепера и для режима копания.
Конец заполнения и начало подъема ковша. При расчете скрепера в таком положении конца резания грунта и наполнения ковша принято, что скрепер движется равномерно по горизонтальной поверхности. При этом коэффициент динамики kд=1. На рис. 8 показана схема сил, действующих на скрепер со всеми ведущими колесами.
Рис. 10 – Схема сил, действующих на скрепер в конце заполнения и начале подъема ковша
На машину действуют активные силы – суммарные окружные силы РК1 и РК2 ведущих колес по осям, сила G тяжести скрепера с грузом. Реактивными являются вертикальные реакции R1 и R2 грунта на оси и силы Pf1 и Pf2 сопротивления движению передних и задних колес и вертикальная реакция RВ грунта на ноже скрепера.
Для упрощения расчета в конце наполнения ковша толщину стружки принимаем h = 0.
При определении окружных сил на ведущих колесах
где φмах – коэффициент сцепления.
Вертикальная реакция RВ грунта на нож при подъеме груженого ковша действует вниз. Её значение определяют по соотношению
,
где ψ = 0,37÷0,45.
Из уравнения суммы моментом относительно точки О и суммы проекций сил на оси Х и У, а также учитывая, что