Охрана труда и техника безопасности на автомобильном транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 14:46, реферат

Краткое описание

Общие положения. Задачей охраны труда является создание безопасных и здоровых условий высокопроизводительного труда. Охрана труда обеспечивается проведением технических (техника безопасности), санитарногигиенических (гигиена труда и производственная санитария) и правовых (трудовое законодательство) мероприятий.

Файлы: 1 файл

Охрана труда и техника безопасности на автомобильном транспорте.docx

— 27.43 Кб (Скачать)

   Охрана  труда и техника безопасности на автомобильном транспорте

   Общие положения. Задачей охраны труда  является создание безопасных и здоровых условий высокопроизводительного  труда. Охрана труда обеспечивается проведением технических (техника  безопасности), санитарногигиенических (гигиена труда и производственная санитария) и правовых (трудовое законодательство) мероприятий. 

   «Основы законодательства Союза России и  союзных республик о труде» устанавливают, что надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют государственные органы и инспекции (Госгортехнадзор России, Государственная санитарная инспекция и др.) и профсоюзы. 

   На  автотранспортных предприятиях ответственность  за охрану труда и технику безопасности, проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного  травматизма и профессиональных заболеваний возлагается на руководителя предприятия. Для непосредственного  ведения работ по охране труда, технике  безопасности и производственной санитарии  предусмотрена должность инженера по технике безопасности, подчиненного главному инженеру автотранспортного  предприятия. 

   Местные профсоюзные комитеты контролируют соблюдение законодательства о труде, требований охраны труда и производственной санитарии, разрешают трудовые споры. Для улучшения работы по охране труда  и технике безопасности профсоюзные  комитеты создают на предприятиях комиссии охраны труда и выделяют общественных инспекторов по охране труда. 194 

   Инструктаж  по технике безопасности. Правилами  техники безопасности для предприятий  автомобильного транспорта, утвержденными  президиумом ЦК профсоюза рабочих  автомобильного транспорта и шоссейных  дорог, предусматривается несколько  инструктажей и обучение по технике безопасности. 

   Вводный инструктаж проводят в целях ознакомления поступающих на работу с общей  производственной обстановкой и  особенностями работы предприятия, общим законоположением об охране труда  и технике безопасности, ознакомления с опасностями, встречающимися при  работе на предприятии, и противопожарными правилами. 

   Инструктаж  на рабочем месте сопровождается показом безопасных приемов работы и операций. 

   Повторный инструктаж по технике безопасности проводят не реже 1 раза в 6 мес, а для лиц, выполняющих работу с повышенной опасностью (сварщики; лица, соприкасающиеся с этилированным бензином; машинисты автокранов; грузчики и др.), не реже 1 раза в 3 мес. 

   При переводе или переходе рабочего на другую работу, выполнении работы повышенной опасности, изменении технологического процесса, замене или вводе в эксплуатацию новых типов оборудования и подвижного состава проводится дополнительный (внеплановый) инструктаж. 

   После вводного инструктажа и инструктажа  на рабочем месте не позднее чем  через 3 мес со дня принятия новых рабочих на работу их обучают технике безопасности по специальным программам. Рабочие, ранее прошедшие обучение, ежегодно проходят проверку знаний. 

   Рабочие, занятые на работах, связанных с  повышенной опасностью, допускаются  к работе только после обучения, сдачи экзамена и получения удостоверения  на право работы и обслуживания оборудования или механизмов. 

   Производственный  травматизм и профессиональные заболевания. Производственные травмы (трудовые увечья) —это повреждения человеческого тела, возникшие в связи с производством. Профессиональные заболевания — это постепенное ухудшение здоровья работающих вследствие постоянных вредных воздействий в процессе труда (метеорологические, токсические, пыль, излучения, вибрации и др.). 

   На  создание безопасных и здоровых условий  труда, производственный травматизм и  профессиональные заболевания оказывают  влияние культуры производства и  условия труда (эстетика), т. е. состояние  производственных помещений, чистота, освещение, отопление, вентиляция, обустроенность рабочих мест и постов, окраска помещения и оборудования, состояние применяемого оборудования, приспособлений и инструментов, сохранность оградительных и защитных устройств, режим работы, контроль за соблюдением правил техники безопасности, привлечение общественности к решению вопросов охраны труда. 

     

   К различным заболеваниям приводят работы при пониженных или повышенных температурах, сырость, сквозняки, наличие в производственных помещениях грязи, пыли и отработавших газов, отсутствие приточновытяжной вентиляции, нарушение режима питания и др. 

   На  основе «Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта» администрация предприятия  разрабатывает инструкции по технике  безопасности для отдельных профессий  и работ применительно к местным  условиям. В инструкциях указывают  мероприятия, предупреждающие производственный травматизм и профессиональные заболевания. 

   Научная организация труда и рабочего места водителя. Основываясь на достижениях  науки и передового опыта, научная  организация труда способствует повышению производительности труда  и сохранению здоровья работающих. Научная организация труда учитывает, что работа водителя на линии занимает большую часть его рабочего времени. Поэтому водитель должен освобождаться  от участия в техническом обслуживании и ремонте автомобиля. Важнейшими направлениями научной организации  труда водителя являются также выбор  рациональных режимов движения и  применение передовых форм и методов  труда (бригадный метод, бригадный  подряд). 

   Рабочее место водителя —кабина автомобиля — должно обеспечивать наиболее благоприятные условия для длительного сохранения работоспособности. Регулировкой расположения сиденья исключается излишнее мышечное напряжение водителя и достигается наилучшая обзорность. Обзор из кабины зависит также от конфигурации и размеров стекол кабины и зеркал заднего вида, чистоты стекол. Наиболее благоприятной температурой в кабине считается 18—20° С. 

   Герметичность кабины и кузова, а также вентиляция их должны обеспечивать защиту водителя и пассажиров от проникновения отработавших газов, паров бензина и пыли. 

   Вредные газы. В отработавших газах двигателей содержатся ядовитые (токсичные) продукты от неполного сгорания топлива. Для  карбюраторных двигателейнаиболее опасной является окись углерода, которая, попадая через легкие в кровь человека, вызывает кислородное голодание и отравление организма. 

   Предельно допустимая концентрация окиси углерода в кабине грузового автомобиля, в  кузове легкового автомобиля, в крытом помещении при пребывании в нем  человека в течение рабочего дня  не должна превышать 20 мгм3. 

   Производственные  помещения автотранспортного предприятия  должны иметь приточновытяжную вентиляцию, а также возможность естественного проветривания. 

   Общие требования к территории автотранспортного  предприятия. Проектирование автотранспортных предприятий осуществляется на основе строительных норм и правил. Территория предприятия должна быть спланирована и иметь твердое покрытие. Различные  производственные участки должны быть изолированы друг от друга, иметь  достаточное освещение и обеспечиваться основными и запасными выездами. 

   Порядок передвижения автомобилей. Водить автомобиль на территории автотранспортного предприятия  разрешается только лицам, имеющим  удостоверение на право управления соответствующим видом транспортного  средства. Движение регулируется усыновленными  дорожными знаками и схемами  движения автомобилей на территории автотранспортного предприятия. Скорость движения на подъездных путях территории не должна превышать 10 кмч, а в производственных помещениях 5 кмч. 

   Площадка  для опробывания тормозов на ходу автомобиля должна быть ровной, с твердым покрытием, без выбоин и уклонов. Размеры площадки выбирают так, чтобы исключить возможность наезда автомобиля на людей, строения и т. д. Пускать двигатель и трогать автомобиль с места разрешается только после того, как водитель убедится, что лица, производившие регулировочные работы, находятся в безопасной зоне. 

   При перегоне автомобилей по территории предприятия и испытании их после  ремонта запрещается нахождение в кузове и кабине людей, не имеющих  непосредственного отношения к  выполняемой в этот момент работе. Нахождение людей во время движения автомобиля даже на малой скорости на подножках, крыльях, крышах кабин  запрещается. 

   Требования  безопасности к техническому состоянию  автомобилей. В «Правилах дорожного  движения» указано, что техническое  состояние автомобилей должно отвечать требованиям соответствующих Правил технической эксплуатации и инструкций заводовизготовителей. В тех же правилах перечислены условия, при которых запрещается эксплуатация автомобилей, прицепов и полуприцепов. 

   Требования  безопасности при техническом обслуживании автомобилей. Слесарномонтажные инструменты, применяемые на постах технического обслуживания и ремонта, должны быть чистыми и исправными. Необходимо, чтобы ручные инструменты (молотки, зубила и др.) не имели повреждений (выбоин, сколов) рабочих граней, заусенцев, задиров и острых ребер. Затылочная часть ударных инструментов должна быть гладкой. 

   Молотки и кувалды должны быть надежно  насажены на деревянные ручки и расклинены заершенными металлическими клиньями. Поверхность ручек для инструментов должна быть гладкой, без заусенцев и трещин. 

   Не  допускается использование ключей с изношенными гранями и несоответствующих  размеров, применение рычагов для  увеличения плеча гаечных ключей. 

   Техническое обслуживание автомобилей выполняют  на поточных линиях или постах, оборудованных  осмотровой канавой, подъемником или  эстакадой. 

   При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта необходимо повесить на рулевое колесо табличку с надписью: «Двигатель не пускать  — работают люди!» Если не предусмотрено  принудительное перемещение с поста  на пост, автомобиль должен быть заторможен стояночным тормозом и включением первой передачи в коробке передач, должно быть выключено зажигание, а под  колеса положены упоры (башмаки) не менее  двух. 

   При принудительном перемещении автомобилей  с поста на пост для предупреждения работающих на поточной линии устраивают на каждом посту световую или звуковую сигнализацию. Оператор пускает конвейер только после получения на пульте управления сигналов со всех постов о выполнении рабочими установленного объема работ. При подаче сигнала о начале передвижения конвейера рабочие обязаны покинуть рабочие места, выйти из осмотровой канавы и отойти от конвейера. Для экстренной остановки конвейера на каждом посту монтируют кнопки «Стоп». 

   При обслуживании автомобиля, установленного на подъемнике, необходимо на механизме  управления подъемником укрепить табличку с надписью «Не трогать —под автомобилем работают». 

   Во  избежание самопроизвольного опускания  гидравлического подъемника после  подъема автомобиля следует надежно  зафиксировать положение плунжера упором (штангой). 

   При техническом обслуживании и ремонте  автомобиля со снятыми колесами, вывешенного  на домкратах, талях и кранах, разрешается  приступать к работе только после  установки автомобиля на подставки (козелки), при этом под неснятые колеса должны быть подложены упоры. Подставки должны быть металлическими, прочными и надежными. 

   При разборке автомобиля снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку  передач, задний мост, передний мост, кузов  и раму следует при помощи подъемнотранспортных механизмов, оборудованных захватами, гарантирующими полную безопасность работ. Нельзя поднимать и вывешивать автомобиль за буксирные крюки. При подъеме и транспортировании агрегатов нельзя находиться под поднятыми частями автомобиля. 

   Тележки для транспортирования должны иметь  стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного  перемещения по тележке. Опорная  поверхность головок домкратов  должна иметь форму, исключающую  соскальзывание поднимаемого груза (автомобиля, агрегата). 

Информация о работе Охрана труда и техника безопасности на автомобильном транспорте