Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:52, контрольная работа
Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт" понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность. С появлением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых назначение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли — все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта.
Введение
Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт" понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность. С появлением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых назначение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли — все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта. Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки. Но переживаемая страной экономическая и политическая нестабильность осложняет финансовое положение транспорта. Продолжается падение объема перевозок грузов и пассажиров, что связано с экономическим спадом в грузообразующих отраслях народного хозяйства и низкой платежеспособность населения. В своей курсовой работе я рассмотрела основные проблемы транспортного комплекса на современном этапе развития экономики РФ, попыталась провести сравнительную характеристику основных видов транспорта, учитывая их преимущества и недостатки, а также отметила недостатки нынешней законодательной базы в сфере транспортных услуг.
1. Транспорт как сфера материального производства.
В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг.
Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать.
Транспорт
существенно зависит от географических
условий, особенно от топографических
особенностей горных цепей, равнин, долин
и береговой полосы, являясь средством
заполнения географических разрывов между
производством и потребителем. Транспорт
призван связывать производство и потребителя
и должен для этого создавать соответствующие
средства и во многих случаях выступает
как катализатор, повышая уровень активности
экономики. Он позволяет расширить масштабы
производства, связать производство и
потребителей. Транспорт нужен для достижения
уровня личного благосостояния, невозможного
в прошлом. В едином народнохозяйственном
комплексе транспорт занимает особое
место. Он является одной из отраслей,
формирующих инфраструктуру народного
хозяйства, призванного удовлетворять
постоянно растущие потребности общества
в пространственном перемещение вещественных
продуктов труда и людей. В новых условиях,
когда необходимо добиться материальной
сбалансированности экономики, ритмичности
работы всего народного хозяйства, роль
транспортного звена, взаимосвязанного
со всеми материальными отраслями и непроизводственной
сферой приобретает особую значимость.
Общество предъявляет к транспорту конкретные
и весьма ответственные требования: полное,
своевременное и высококачественное удовлетворение
потребностей народного хозяйства и населения
в перевозках. Очень важно максимально
использовать резервы и возможности всех
видов транспорта, рационально перераспределять
между ними перевозки. Транспорт в роли
особой отрасли материального производства
сделали возможным высокий уровень развития
специализации производства в наиболее
благоприятных для этого географических
областях стран и мира в целом. В современном
обществе очень немногие потребности
человека могут быть удовлетворены без
помощи транспорта, который используется
либо для перевозки грузов к местам их
использования, либо людей к местам потребления
товаров и услуг. Транспорт является частью
экономической деятельности, которая
связана с увеличением степени удовлетворения
потребностей людей при помощи изменения
географического положения товаров и
людей. Он может доставлять сырье к местам,
где потребители могут их лучше использовать.
Главное в общественном производстве,
рассматриваемом с организационно-технологической
стороны, целесообразное, оптимальное
соединение, до этого находящихся порознь
компонентов (предметов и орудий труда,
живого труда). На ранних стадиях развития
производительных сил транспортировка
составляла единый процесс с материальным
производством. В результате общественного
разделения труда этот вид деятельности
обобщился, что вызвало особое производство
транспортной продукции как самостоятельного
товара, имеющего всегда достаточно высокую
меновую стоимость. Специализация районов,
их комплексное развитие не возможно без
системы транспорта. Транспортный фактор
оказывает влияние на размещение производства,
без его учета нельзя достичь рационального
размещения производительных сил. Также
важное значение транспорт имеет и в решение
социально-экономических проблем. Специфика
транспорта как сферы экономики заключается
в том, что он сам не производит продукцию,
а только участвует в её создании, обеспечивая
производство сырьём, материалами, оборудованием
и доставляя готовую продукцию потребителю.
Транспорт создает условия для формирования
местного и общегосударственного рынка.
В условиях перехода к рыночным отношениям
роль рационализации транспорта существенно
возрастает. С одной стороны от транспортного
фактора зависит эффективность работы
предприятия, что в условиях рынка напрямую
связано с его жизнеспособностью, а с другой
стороны, сам рынок подразумевает обмен
товарами и услугами, следовательно, невозможен
и сам рынок. Поэтому транспорт является
важнейшей составной частью рыночной
инфраструктуры.
Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы (46 % экспортных и 70% импортных). Внешние перевозки грузов преобладают. Внутренние перевозки большого значения не имеют, за исключением побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. Во внутренних морских транспонировках преобладает малый каботаж, или плавание вдоль берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж имеет меньшее значение. Морские границы Российской Федерации протянулись на 47тыс.км и более чем в 2 раза превышают по длине сухопутные. На долю морского транспорта приходится около 12 % грузооборота. По многим технико-экономическим показателям морской транспорт превосходит другие: самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, небольшие затраты энергии на перевозку 1 т. груза. Однако его зависимость от физико-географических и навигационных условий, необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства ограничивают сферу его применения. В составе морского флота наряду с универсальными значительную долю составляют специализированные сухогрузные и лесовозы, рефрижераторные, железнодорожные паромы и др. Контейнерные морские перевозки позволили создать единый транспортный цикл — “от двери к двери”. Суда типа “РО-РО” (роклеры) позволяют осуществлять погрузку и выгрузку через носовые и кормовые ворота горизонтальным способом. Специальные морские суда берут на борт мелкосидящие баржи - лихтеры и спускают на воду собственными средствами в устьях рек или на рейдах затем их отбуксировывают к месту назначения актерами. Велико значение морских паромных переправ, обслуживаемых железнодорожными паромами, в обеспечении взаимодействия различных видов транспорта. В суровых условиях плавания по морям Северного Ледовитого океана используются ледоколы. Российская Федерация обладает самым мощным в мире ледокольным флотом. Атомные ледоколы поддерживают круглогодичную навигацию в западном секторе Северного морского пути. Специфика перевозок морским транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего нефтяных, руды, строительных материалов, леса, каменного угля, хлебных грузов. Динамичное развитие экономики РФ, неуклонный курс на мирное сосуществование и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами, независимо от их социальных систем, являются объективной базой высоких и устойчивых темпов роста перевозок отечественным морским флотом.