Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 02:01, доклад
В зависимости от типа, компоновки и конструкции автомобиля карданная передача может передавать крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке или к главной передаче ведущего моста, от раздаточной коробки к главным передачам ведущих мостов, между главными передачами среднего и заднего ведущих мостов, от полуосей к передним ведущим и управляемым колесам, от главной передачи к ведущим колесам с независимой подвеской. Карданная передача может также применяться в приводе от коробки отбора мощности к вспомогательным механизмам (лебедка и др.) и для связи рулевого колеса с рулевым механизмом.
Назначение и типы карданных передач и карданных шарниров.
Карданной называется передача, осуществляющая силовую связь механизмов автомобиля, валы которых несоосны или расположены под углом.
Карданная передача служит для передачи крутящего момента между валами механизмов.
В зависимости от типа, компоновки и конструкции автомобиля карданная передача может передавать крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке или к главной передаче ведущего моста, от раздаточной коробки к главным передачам ведущих мостов, между главными передачами среднего и заднего ведущих мостов, от полуосей к передним ведущим и управляемым колесам, от главной передачи к ведущим колесам с независимой подвеской. Карданная передача может также применяться в приводе от коробки отбора мощности к вспомогательным механизмам (лебедка и др.) и для связи рулевого колеса с рулевым механизмом.
Для соединения механизмов автомобиля применяются карданные передачи различного типа (рис. 1).
Одновальные карданные передачи применяются на легковых автомобилях с короткой базой (база — расстояние между передними и задними колесами) и колесной формулой 4x2 для соединения коробки передач с задним ведущим мостом. Такая карданная передача состоит из карданного вала и двух карданных шарниров.
Двухвальная карданная передача применяется на автомобилях с длинной базой и колесной формулой 4x2 для связи коробки передач с задним ведущим мостом. Передача включает в себя два карданных вала, три карданных шарнира и промежуточную опору. Эта карданная передача получила наибольшее распространение
Рис. 1. Типы карданных передач, классифицированных по различным признакам на легковых, грузовых автомобилях и автобусах ограниченной проходимости.
На автомобилях повышенной проходимости с колесной формулой 4x4 используются три одиовальные карданные передачи для соединения соответственно коробки передач с раздаточной коробкой, а также раздаточной коробки с задним и передним ведущими мостами.
На автомобилях высокой проходимости с колесной формулой 6x6 и индивидуальным приводом ведущих мостов раздаточная коробка соединяется с задним ведущим мостом двухвальной карданной передачей с промежуточной опорой. Связь коробки передач с раздаточной коробкой с передним и средним ведущими мостами этих автомобилей осуществляется одновальными карданными передачами.
В автомобилях высокой проходимости с колесной формулой 6x6 и со средним проходным ведущим мостом для связи коробки передач с раздаточной коробкой и раздаточной коробки с ведущими мостами используются одновальные карданные передачи. При этом обеспечивается привод дополнительного редуктора среднего моста.
Одновальные и двухвальные карданные передачи, используемые для соединения коробки передач, раздаточной коробки и ведущих мостов автомобилей, имеют карданные шарниры неравных угловых скоростей. Карданные передачи с шарнирами равных угловых скоростей на автомобилях применяются для привода передних управляемых и одновременно ведущих колес.
Карданные шарниры. Карданным шарниром или карданом называется подвижное соединение, обеспечивающее передачу вращения между валами, оси которых пересекаются под углом.
В автомобилях применяются карданные шарниры неравных и равных угловых скоростей. Первые называются асинхронными шарнирами, а вторые — синхронными.
Карданный шарнир неравных угловых скоростей (рис. .2 а) состоит из вилки 1 ведущего вала, вилки 3 ведомого вала и крестовины 2, соединяющей вилки с помощью игольчатых подшипников. Вилка 3 может поворачиваться относительно оси 00 крестовины и одновременно с крестовиной поворачиваться относительно оси 01О1 при передаче вращения с ведущего вала на ведомый при изменяющемся угле у между валами.
Если ведущий вал повернется на некоторый угол а, то ведомый вал за это время повернется на угол В, и соотношение между углами поворота запишется в виде
Следовательно, валы вращаются с разными скоростями , а ведомый вал — еще и неравномерно. Неравномерность вращения валов зависит от угла у между ними.
Рис. 2. Карданные шарниры:
а — неравных угловых скоростей; б, в — равных угловых скоростей; 1,3,8.11 — вилки; 2 — крестовина; 4, 5 —валы; 6, 7 — шарики; 9. 10 — кулачки; 12 — паз; 13 — шип
Степень неравномерности вращения ведомого вала оценивается коэффициентом неравномерности
Карданные шарниры неравных угловых скоростей допускают передачу вращения при углах у между валами до 15... 20° Наиболее распространенными карданными шарнирами равных угловых скоростей являются шариковые и кулачковые шарниры.
Шариковый карданный шарнир равных угловых скоростей состоит из фасонных вилок, изготовленных как единое целое с ведущим 4 и ведомым 5 валами. Вилки имеют овальные делительные канавки, в которых находятся рабочие шарики 6. Центрирование вилок осуществляется шариком 7, размещающимся в сферических углублениях внутренних концов вилок. Вращение с вала 4 на вал 5 передается через рабочие шарики 6.
Рис. 3. График зависимости коэффициента неравномерности вращения карданного вала от угла у между
Канавки вилок имеют специальную форму, которая независим мо от изменения угла у между валами обеспечивает расположение рабочих шариков в плоскости АА, делящей угол 0 пополам. В результате этого оба вала вращаются с равными скоростями .
Шариковый карданный шарнир такого типа может передавать вращение при углах у между валами, достигающими 30... 32° Шарнир прост по конструкции и сравнительно недорог при изготовлении. Однако он имеет ускоренный износ из-за наличия скольжения рабочих шариков относительно канавок и высокого давления между шариками и канавками.
Кулачковый карданный шарнир равных угловых скоростей (см. рис. 2, в) состоит из двух вилок —8 и 11, изготовленных совместно с валами, и двух кулачков — 9 и 10 — специальной формы. Кулачки установлены в вилках и соединены между собой с помощью шипа 13 и паза 12. При такой конструкции вилки 8 и 11 могут качаться в своих кулачках в одной плоскости и вместе с кулачками в другой плоскости.
Кулачковый карданный шарнир равных угловых скоростей по своему действию аналогичен действию двух сочлененных карданных шарниров неравных угловых скоростей (сдвоенному карданному шарниру), из которых первый шарнир создает неравномерность вращения, а второй — устраняет эту неравномерность. В результате обеспечивается равномерное вращение валов соединяемых кулачковым шарниром.
Кулачковые карданные
шарниры имеют простую
Кулачковые карданные шарниры равных угловых скоростей применяются на автомобилях большой грузоподъемности в приводе к передним ведущим управляемым колесам.
Требования к карданной передаче
Дополнительно к общим требованиям к системам, агрегатам и механизмам автомобиля к карданной передаче предъявляются специальные требования, в соответствии с которыми она должна обеспечивать:
Равномерность вращения валов.
Взаимное расположение валов механизмов,
соединяемых карданной
Угол между валами зависит главным образом от механизмов, которые соединяет карданная передача. Когда карданная передача соединяет коробку передач и раздаточную коробку, которые установлены на раме или кузове, угол наклона соединяющего карданного вала составляет 3... 5° Если карданная передача связывает коробку передач или раздаточную коробку с главной передачей, или главную передачу ведущего моста с ведущими колесами (при независимой подвеске), то наклон карданного вала может быть 12... 15° Наибольший угол между соединяемыми валами может достигать 30...32° в том случае, когда карданная передача применяется для передачи крутящего момента ведущему управляемому колесу. Независимо от угла между соединяемыми валами карданная передача должна обеспечивать передачу крутящего момента и равномерное вращение валов. Это достигается выбором типа и кинематики карданной передачи и ее карданных шарниров.
При одновальной карданной передаче, двух карданных шарнирах неравных угловых скоростей и валах, расположенных в одной плоскости (рис. 4, а), ведущие вилки шарниров устанавливают под углом 90° одна относительно другой. В этом случае равномерное вращение валов соединяемых механизмов может быть достигнуто при условии расположения вилок карданного вала в одной плоскости и при равенстве углов между карданным валом и соединяемыми валами (yi = у2).
При двухвальной карданной передаче, трех карданных шарнирах неравных угловых скоростей и валах, расположенных в одной
Рис. 4. Схемы одновальной двухшарнирной карданной передачи: а — плоской; б — пространственной; /. 3 — валы механизмов; 2 — карданным вал; /. // — плоскости расположения вилок карданных валов
Рис. 5. Схема двухвальиой трехшарнирной карданной передачи
плоскости (рис. 5), равномерность вращения соединяемых валов возможна при условии cosy,cosy2 = cosy3. При этом вилки первого карданного вала должны располагаться под углом 90° одна относительно другой, а вилки второго карданного вала — устанавливаться в одной ПЛОСКОСТИ.
При движении автомобиля углы у2 и двухвальиой карданной передачи могут изменяться, а угол у, остается постоянным. Следовательно, полное устранение неравномерности вращения валов в этом случае невозможно. В связи с этим первый карданный вал следует устанавливать с некоторым наклоном, чтобы уменьшить разрушения в игольчатых подшипниках карданных шарниров.
В некоторых автомобилях используются пространственные карданные передачи. В такой передаче (см. рис. 4) валы / и 3 соединяемых механизмов расположены не в одной, а в разных плоскостях. Для равномерности вращения валов / и 3 необходимо, чтобы вилка карданного шарнира, связанная с валом /, лежала в плоскости /, вилка карданного шарнира, связанная с валом J, — в плоскости // и сохранялось равенство углов между карданным валом и соединяемыми валами (у, = у2).
Равномерное вращение соединяемых
валов достигается в
Дополнительные нагрузки. Карданная передача является частью сложной силовой крутильной системы трансмиссии автомобиля. При работе карданной передачи в трансмиссии обычно возникают дополнительные нагрузки (изгибающие, скручивающие, осевые, вибрационные), вызванные прежде всего неравномерным вращением карданного вала. При этом угловые ускорения, обусловленные наличием карданной передачи, могут вызвать значительные крутильные колебания в трансмиссии и повышенные напряжения в валах и зубьях шестерен механизмов трансмиссии.
Вследствие неравномерности вращения карданного вала трансмиссия нагружается инерционным моментом
где d(w) — момент инерции вращающихся частей автомобиля, приведенный к карданному валу.
Уменьшение инерционного момента и, следовательно, снижение дополнительных нагрузок в трансмиссии возможно при обеспечении равномерности вращения карданного вала. Это достигается, как указывалось ранее, выбором типа и кинематики карданной передачи и ее карданных шарниров (см. рис..4, а).
Если углы между карданным валом и соединяемыми валами равны (у, = у2), то углы поворота соединяемых валов также равны (а = ф). Следовательно, соединяемые валы механизмов трансмиссии вращаются с одинаковой угловой скоростью. В этом случае вследствие малого момента инерции карданного вала нагрузка трансмиссии инерционным моментом, вызванная неравномерным вращением этого вала, будет небольшой.
Подвижное шлицевое соединение в карданной передаче компенсирует изменение ее длины при движении автомобиля. При передаче крутящего момента в шлицевом соединении возникает осевая сила
где Мтлк — максимальный момент двигателя; uк, — передаточное число 1 передачи коробки передач; гср — средний радиус боковой поверхности шлицов; |л — коэффициент трения.
Осевые силы на шлицах, имеющих малую рабочую поверхность, достигают больших значений (20...40 кН в грузовых автомобилях), они могут даже вызвать заклинивание шлицевого соединения. Эти силы обусловливают интенсивное изнашивание шлицов, что приводит к увеличению дисбаланса карданной передачи и возникновению вибраций. Кроме того, создаются дополнительные нагрузки на карданные шарниры, промежуточную опору карданной передачи и на подшипники коробки передач и главной передачи.
Осевые силы являются одной
из главных причин снижения в 2 — 3 раза
долговечности карданной
Для уменьшения осевых сил подвижное шлицевое соединение следует размещать не вблизи заднего ведущего моста, а около промежуточной опоры или коробки передач. Осевые силы уменьшаются при снижении трения в шлицевом соединении путем улучшения смазывания, повышения твердости и чистоты обработки поверхностей шлицов. Однако даже при обильном смазывании шлицевого соединения смазочный материал не удерживается на поверхности трения, и перемещение в шлицевом соединении происходит при коэффициенте трения jli = 0,2, а иногда, при задирах, при (Li = 0,4).
Вибрационные нагрузки в трансмиссии автомобиля возникают вследствие неправильной установки карданных шарниров карданной передачи. В процессе эксплуатации при неправильно собранной карданной передаче се долговечность снижается в несколько раз.
КПД карданной передачи. Значение КПД карданной передачи, а следовательно, и трансмиссии автомобиля во многом зависит от типа и числа карданных шарниров и их КПД.
Информация о работе Назначение и типы карданных передач и карданных шарниров