Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 01:02, реферат
Так как автомобильный транспорт потребляет значительную часть жидкого топлива, проблема экономии горюче-смазочных материалов для этой отрасли является наиболее острой. В связи с повышением роли и значения ГСМ в экономике страны, как фактора увеличения надёжности, долговечности и экономичности работы техники, возникла потребность иметь научную основу их применения. Это привело к появлению на стыке ряда научных дисциплин новой прикладной отрасли науки, получившей название "химмотология" от слов "химия", "мотор" и "логос" (наука). Химмотология – это направление науки и техники, занимающееся изучением эксплуатационных свойств и качеств топлив, смазок и специальных жидкостей, теорией и практикой их рационального применения в технике.
Стандартом ограничивается верхний
предел давления паров до 67 кПа летом
и от 67 до 93 кПа зимой. Бензины
с высокой упругостью паров склонны
к повышенному образованию
Низкотемпературные свойства. Температура застывания автомобильных бензинов обычно ниже минус 60 0С, поэтому этот показатель для них не регламентируется. Но при эксплуатации двигателя в условиях низких температур могут возникнуть осложнения связанные с образованием в бензинах кристаллов льда. Установлено, что с понижением температуры растворимость воды в бензинах уменьшается. При быстром охлаждении излишняя влага, не успевшая перейти в воздух, выделяется в виде мелких капель, которые при отрицательных температурах превращаются в кристаллы льда. Забивая фильтры, кристаллы нарушают подачу бензина в двигатель.
2.3.2 Антидетонационные свойства
Детонационная стойкость, оцениваемая октановым числом (ОЧ), - важнейшее свойство топлива, обеспечивающее работу двигателя без детонации.
Октановым числом топлива называют
процентное содержание (по объёму) изооктана
в искусственно приготовленной смеси,
состоящей из изооктана (ОЧ = 100) и
нормального гептана (ОЧ = 0), по своей
детонационной стойкости
Определяют ОЧ моторным и исследовательским методами. Моторным методом ОЧ определяют на одноцилиндровой установке ИТ 9 – 2М, позволяющей проводить испытания с переменной степенью сжатия от 4 до 10 единиц. Исследовательским методом детонационную стойкость бензина определяют на установке ИТ9 – 6 в режиме работы легкового автомобиля при его движении в условиях города. Разница в ОЧ, определённых по исследовательскому и моторному методам, составляет 7 – 10 единиц (при исследовательском методе ОЧ больше).
ОЧ указывают на всех марках бензина.
При его определении
Детонационная стойкость бензина зависит от его группового состава и от того на какой смеси работает двигатель. В топлива, антидетонационные свойства которых не соответствуют эксплуатационным требованиям, добавляют высокооктановые компоненты или специальные присадки – антидетонаторы.
В качестве высокооктановых компонентов применяют вещества, обладающие хорошими антидетонационными свойствами: бензол, этиловый спирт, продукты каталитического крекинга, риформинга и др.
Наиболее распространённой присадкой – антидетонатором, в настоящее время, является тетраэтилсвинец Pb(C2H5)4 (ТЭС).
Установлено, что ТЭС действует, как антидетонатор только при высоких температурах, когда он начинает распадаться с образованием атомного свинца. Механизм действия ТЭС, как антидетонатора описывается следующими выражениями:
Pb(C2H5)4 ® Pb + 4C2H5, (2.5)
Pb + O2 ® PbO2. (2.6)
Двуокись свинца вступает в реакцию с перекисями, разрушая их и образуя малоактивные продукты окисления углеводородов и окись свинца.
R – CH2 – OOH + PbO2 ® COH + PbO + H2O + Ѕ O2. (2.7)
Окись свинца, взаимодействуя с кислородом воздуха, снова окисляется в двуокись свинца, которая вновь способна реагировать с перекисной молекулой. Этим объясняется высокая эффективность малых количеств антидетонатора.
Наиболее существенным недостатком ТЭС является его высокая токсичность.
В чистом виде ТЭС не применяют, так как это может привести к отложению окислов свинца в камере сгорания. В бензин вводят этиловую жидкость, представляющую собой смесь ТЭС с выносителями и красителями. Бензин с этиловой жидкостью называют этилированным. Искусственное окрашивание такого бензина предупреждает о его ядовитости (А – 76 жёлтый; АИ – 93 оранжевый, АИ – 98 голубой).
Токсичность ТЭС, несмотря на его хорошие антидетанационные свойства, обуславливает необходимость разработки новых не токсичных, или менее токсичных антидетонаторов.
2.3.3 Коррозионные свойства
Топливо вызывает коррозию металлов и в жидком и в газообразном состоянии, коррозионное воздействие оказывают и продукты его сгорания.
От углеводородов топлива
Вода, а также водорастворимые кислоты и щёлочи в товарных бензинах отсутствуют, могут попасть при транспортировке и хранении.
Органические кислоты всегда содержатся в топливе (менее активны по сравнению с неорганическими), но их содержание заметно возрастает при длительном хранении. Содержание органических кислот характеризуют кислотностью. Этот показатель нормируют количеством щелочи (в миллиграммах), потребной для нейтрализации кислот, содержащихся в 100 мл топлива.
Сернистые соединения по коррозионной агрессивности подразделяют на активные и неактивные. Их содержание в топливе отрицательно сказывается на таких его свойствах, как стабильность, способность к нагарообразованию, коррозионная агрессивность и др. Сернистые соединения способствуют повышению коррозионной агрессивности продуктов сгорания, приводят к повышению твёрдости нагара. Присутствие данных соединений в топливе крайне нежелательно. Максимальное содержание серы в отечественных бензинах регламентируется соответствующими стандартами и составляет 0,12 %.
2.3.4 Стабильность топлива
Под стабильностью топлива понимают
его способность сохранять
Химическая стабильность – способность топлива сохранять свой химический состав. В результате окисления бензинов в процессе хранения образуются растворимые органические кислоты и смолистые вещества. Содержанием фактических смол – продуктов реакций окисления, полимеризации и конденсации определяют степень осмоления бензинов. При содержании фактических смол в пределах, допускаемых стандартами (7 – 15 мг/100мл), двигатели длительное время работают без повышенного смоло- и нагарообразования. Способность бензина сохранять свой состав неизменным при соблюдении условий перевозки, хранения и использования (стабильность) оценивают индукционным периодом. Этот показатель оценивают по времени в минутах от начала окисления бензина до активного поглощения им кислорода в лабораторной установке при искусственном окислении бензина (t = 100 0C, в атмосфере сухого чистого кислорода при давлении 0,7 МПа). Это время для бензинов находится в пределах от 600 до 900 мин. Для повышения химической стабильности применяют гидроочистку бензинов и вводят в их состав специальные многофункциональные антиокислительные присадки.
Отечественный ассортимент автомобильных бензинов включает следующие марки: А – 76, АИ – 92, АИ – 93, АИ – 95, АИ – 98. Каждая марка, кроме АИ – 95 и АИ – 98, подразделяется на два вида – зимний и летний.
По отдельным техническим
В промышленно развитых странах применяются в основном два вида бензинов – "Премиум" с октановым числом по исследовательскому методу 97 – 98 (О.Ч.И. 97 – 98) и "Регуляр" с О.Ч.И. 90 – 94.
Решением Совета стран ЕЭС от 20.03.85 г. на перспективу утверждён единый неэтилированный бензин "Премиум" с О.Ч.И. 95 (О.Ч.М. 85). В настоящее время все новые модели автомобилей за рубежом переводятся на использование только неэтилированного бензина.
Прямое сопоставление
вязкостно-температурных
Вместе с тем, исходя из данных показателей масел, можно привести приблизительное соответствие некоторых всесезонных отечественных моторных масел по ГОСТ 174/9-72 И классификации SAEJ300e
В соответствии с классификацией API (Американский нефтяной институт), предложенный в 1947 г. моторные масла делятся на три группы: рядовые (regular), премиальные (premium) и для тяжелых условий работы (heavy duty). К первой группе относятся масла, предназначенные для бензиновых и дизельных двигателей, работающих в легких условиях эксплуатации (в настоящее время эти масла практически не находят применения). Масла второй группы предназначены для двигателей средней напряженности. Масла третьей группы используются для тяжелых условий работы. С появлением более форсированных двигателей были разработаны новые более качественные сорта. Они получили наименование: масла Серии 1 (Supplement 1). Серии 2 (Series 2) и Серии 3 (Series 3). Масла Серии 1 предназначаются для двигателей повышенной напряженности, в том числе и для дизелей, работающих на топливе с содержанием серы до 11% Масла Серии 2 рекомендуются для дизельных двигателей повышенной напряженности, работающих с наддувом, но на топливе с содержанием серы до 0,4%. Масла Серии 3 предназначены для дизелей, работающих в особо тяжелых условиях (с наддувом и на топливе с содержанием серы до 1%).
В 1980 году утверждена новая классификация API, которая принята во многих зарубежных странах. Согласно этой классификации работы двигателей увязаны с эксплуатационными свойствами масел (таблица 5.13).
По этой классификации условия применения масел обозначаются двумя буквами: первая характеризует тип двигателя (S - бензиновый, С - дизельный); вторая (А, В, С, D, Е, F) - уровень эксплуатационных свойств моторных масел.
Информация о работе Класифікація українських та закордонних палив