Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:58, реферат
Механическая характеристика имеет наибольшее значение для определения свойств двигателя и представляет зависимость частоты вращения ротора
3. ХАРАКТЕРИСТИКИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
3.1 Механическая характеристика
Механическая характеристика
имеет наибольшее значение для определения
свойств двигателя и
Электромагнитный момент
, развиваемый электромагнитными силами
на роторе асинхронной машины, определяется
равенством
,
где механическая мощность на роторе; - механическая угловая скорость вращения ротора; .
Равенство перепишем в виде:
.
Электромагнитный момент определяют по электромагнитной мощности:
Ток главной ветви схемы замещения для наиболее распространенной уточненной Г-образной схемы замещения
.
Электромагнитная мощность: .
Выражение электромагнитного момента как функция скольжения (уравнение механической характеристики) имеет вид:
.
Можно сделать следующие выводы:
Задаваясь значениями при известных параметрах двигателя можно определить и построить искомую механическую характеристику. В электромеханике механическую характеристику (рис. 3.1, а) часто показывают как зависимость или . В теории электропривода широко используют зависимость (рис. 3.1, б) или .
При малых значениях скольжения механическая характеристика линейна, что объясняется большим значением сопротивления и возрастанием числителя дроби в формуле (3.7). При значениях скольжения, близких к единице, сопротивление соизмеримо или меньше суммарного индуктивного сопротивления и при увеличении скольжения момент уменьшается. Физически уменьшение момента объясняется значительным увеличением реактивного тока в обмотках машины, не создающего момента, но потребляемого машиной для создания магнитных потоков рассеяния статорной и роторной обмоток. При скольжении, равном , ток роторной обмотки чисто реактивный и момент равен нулю.
Укажем характерные точки механической характеристики асинхронной машины. При отрицательных значениях скольжения ( ) машина работает в генераторном режиме. При изменении скольжения от 1 до 0 – наиболее часто применяемый для асинхронной машины режим – в режиме двигателя. При изменении скольжения от 1 до + ¥ асинхронная машина работает в режиме электромагнитного тормоза.
На рис. 3.2 приведена характеристика асинхронного двигателя. Характерными точками этой кривой являются:
а) идеальный холостой ход двигателя, недостижимый для двигателя на практике;
б) номинальный режим асинхронного двигателя;
в) режим максимального (критического) момента;
г) пусковой режим двигателя.
Для получения выражения максимального электромагнитного момента ММАХ максимальной электромагнитной мощности РМАХ, полагая все величины кроме скольжения, постоянными, определяют производную момента или мощности по и приравнивают ее к нулю:
.
Уравнение обращается в
нуль только при
.
В этом случае критическое
скольжение, при котором мощность достигает максимума,
или, если пренебречь величиной
,
.
Тогда максимальная мощность: .
Знак «плюс» соответствует двигательному режиму работы, знак «минус» - генераторному.
Для максимального (критического)
электромагнитного момента
.
По относительной величине, критический момент генераторного режима машины больше, чем в двигательном режиме.
Из полученных формул следует, что максимальный момент :
Величина момента имеет особенно важное значение при работе асинхронной машины в режиме двигателя: его часто называют опрокидывающим моментом.
Отношение:
называют коэффициентом
максимального момента, определяющим
перегрузочную способность
При скольжении получают формулу пускового момента: .
Пусковой момент достигает
максимума при условии:
.
Как видно пусковой момент:
Пусковой момент выражают
отношением:
,
называемым отношением
пускового момента к
Для асинхронных двигателей общепромышленных серий с короткозамкнутым ротором пусковой (начальный) момент невелик и составляет .
3.2 Зависимость момента от активного сопротивления цепи ротора
При отсутствии в цепи ротора добавочного сопротивления отношение R2/Х2 обычно невелико, поэтому момент достигает максимального значения при относительно небольших скольжениях s = 0,12-0,2 (рис. 3.2).
Пусковой момент МП в двигателях с фазным ротором, имеющих боль-шее сопротивление рассеяния ротора, чем короткозамкнутые двигатели, может оказаться ниже пределов, допускаемых по условиям пуска в ход, и двигатель не запустится (не сможет преодолеть момент сопротивления на его валу). Чтобы избежать этого, необходи-мо ввести в цепь ротора с фазной обмоткой добавочное сопротивление . Максимум момента при этом не изменяется, но скольжение увеличивается.
Представленные на рис. 3.3 кривые момента соответствуют четырем различным значениям сопротивления . Естественная механическая характеристика 1 повторяет собой кривую момента на рис. 3.2. Кривая 3 соответствует значению , при котором ; в этом случае , т. е. максимум момента достигается в начальный момент пуска двигателя в ход. Кривая 2 соответствует сопротивлению , а кривая 4 – сопротивлению . В последнем случае максимум момента достигается при скольжениях , т. е. при работе машины в режиме электромагнитного тормоза.
Заметим, что введением при пуске
во вторичную цепь дополнительного
активного сопротивления в
Полученные кривые будут использованы для объяснения пуска асинхронных двигателей при помощи реостата и регулирования скорос-ти их вращения.
На практике широко используют приближенное аналитическое выражение механической характеристики с использованием данных, приведенных в каталогах на электродвигатели: кратность моментов к и номинальное скольжение (при отсутствии величин сопротивлений).
Представляют соотношение: .
Выразив , получают: .
После некоторых упрощений получим формулу, предложенную Клоссом: .
Можно сделать близкое к истине допущение, что , и получить соотношение:
.
Для расчета кривой формулу Клосса используют в следующем порядке:
В области малых скольжений слагаемые и значительно меньше и ими можно пренебречь. Тогда участки кривых и при малых скольжениях будут практически прямолинейными:
.
На рис. 3.4 построены рабочие участки (от холостого хода до номинальной нагрузки) механических характеристик для различных сопротивлений в цепи ротора в виде прямых линий, имеющих больший наклон при увеличении активного сопротивления ротора. Часто построение кривых моментов ведут по упрощенной формуле Клосса:
.
3.4 Влияние на механическую характеристику
высших гармоник магнитного поля
Магнитное поле в воздушном зазоре асинхронной машины несинусоидальное. В нем, кроме основной гармонической, существует бесконечно большое число высших гармоник поля, которые принято разделять на пространственные и временные.
Пространственные гармоники
От основной гармоники поля высшие пространственные гармоники отличаются тем, что у них значительно меньшая амплитуда, другое число периодов и другие частоты вращения.
Высшие пространственные гармоники создают ряд добавочных моментов, действующих на ротор и оказывающих влияние на механическую характеристику двигателя. Эти моменты подразделяют на асинхронные, синхронные, вибрационные и реактивные.
Указанные моменты проявляются
наиболее сильно при скольжениях, близких
к единице, т. е. при пуске и
торможении двигателя. Причина этого заключается,
во-первых, в том, что при
токи велики. Во-вторых, высшие гармоники
поля вращаются медленно и синхронная
частота вращения ротора для них мала,
а моменты достигают максимальных значений
вблизи их синхронной частоты вращения.
Синхронная частота вращения любой гармонической n-го порядка
,
так как частота изменения гармоники МДС любого порядка равна частоте питающего тока, а число пар полюсов данной гармоники соответствует ее порядку. Знак «+» относится к гармоническим поля, вращающимся согласно с основной (седьмая, тринадцатая), знак «–» - к гармоникам, вращающим против основной (пятая, одиннадцатая).
Частоте
соответствует скольжение:
.
При синхронном вращении ротора и n-й гармонической поля, когда , никаких токов в роторе от n-й гармонической поля наводиться не может и момент от n-й гармоники равен нулю. Пока ротор развертывается от неподвижного состояния ( ) до частоты вращения, определяемой , и его скольжение , поле n-й гармоники, вращающееся в том же направлении, что и ротора, но с большей, чем у него, частотой вращения, создает тянущее усилие.
Когда частота вращения ротора превосходит частоту вращения n-й гармонической поля ( ), поле этой гармонической действует на ротор затормаживающе.
В машине с об/мин частота вращения 7-й гармоники
а соответствующее ей скольжение
Следовательно, седьмая гармоника поля: