Государственный контроль транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:41, доклад

Краткое описание

Систематический контроль за соблюдением законодательства на транспорте осуществляют Минтранс Украины, соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий. Так, в области железнодорожного транспорта осуществляется контроль за эффективностью использования и хранения закрепленного за предприятиями государственного имущества. Контрольные функции возложены также на полномочные органы и должностных лиц железнодорожного транспорта (контролеров-ревизоров пассажирских железнодорожных составов, метрополитена и др.). В компетенцию местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления входит контроль за работой железнодорожного пригородного пассажирского транспорта и вокзалов.

Файлы: 1 файл

Государственный контроль на транспорте и в области связи.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

     Государственный контроль на транспорте и в области  связи

     Систематический контроль за соблюдением законодательства на транспорте осуществляют Минтранс Украины, соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий. Так, в области железнодорожного транспорта осуществляется контроль за эффективностью использования и хранения закрепленного за предприятиями государственного имущества. Контрольные функции возложены также на полномочные органы и должностных лиц железнодорожного транспорта (контролеров-ревизоров пассажирских железнодорожных составов, метрополитена и др.). В компетенцию местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления входит контроль за работой железнодорожного пригородного пассажирского транспорта и вокзалов.

     Органы  морского и речного транспорта осуществляют контроль за навигационно-гидрографическим обеспечением судоходства в территориальных  водах и на внутренних водных путях  Украины, а также за фрахтовою  деятельностью предприятий.

     Государственный надзор за торговым мореплаванием в  Украине возлагается на Минтранс Украины, который осуществляет контроль за соблюдением законодательства о  мореплавании и международных договоров  Украины о мореплавании, а также  надзор за состоянием морских судов, дипломированием специалистов морского флота, спасательной и лоцманской службой. Аналогичные функции надзора за безопасностью мореплавания в области рыбной промышленности осуществляет Министерство аграрной политики Украины.

     Технический, классификационный и судоходный надзор за речными судами осуществляет Украинская государственная инспекция реестра и безопасности судоходства. Кроме того, на водном транспорте соответствующие контрольные функции осуществляют капитаны портов и капитаны портового надзора.

     В области управления авиацией Укравиация осуществляет контроль за эффективным  использованием воздушного пространства Украины, регламентирует организацию  обслуживания воздушного движения, а  также обеспечивает рациональное и  эффективное распределение воздушного пространства Украины в интересах национальной экономики и обороны; осуществляет государственный надзор за обеспечением безопасности полетов, летной пригодности гражданских воздушных судов, внесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов Украины, пригодности к эксплуатации аэродромов, аэронавигационных технических средств и других объектов гражданской авиации и их защиты от актов незаконного вмешательства, а также государственное регулирование, нормативное сопровождение, контроль и проверку деятельности системы авиационной безопасности и др.

     Государственный контроль в сфере трубопроводного  транспорта осуществляют Минтопливэнергетики  Украины, органы государственного надзора  и контроля, а также в пределах своих полномочий органы местных государственных администраций и органы местного самоуправления в соответствии с Законом Украины «О трубопроводном транспорте» и другими нормативными актами.

     Контроль  за работой автомобильного транспорта осуществляют автотранспортные управления. Основными задачами этих управлений является: обеспечение государственного регулирования деятельности автомобильного транспорта и осуществление контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности, которые выполняют перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, требований нормативных актов, стандартов и норм, регулирующих перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Порядок дорожного движения на территории Украины регулируется Правилами дорожного движения как на дорогах, так и в других местах, где возможно движение транспортных средств. Надзор за соблюдением Правил дорожного движения, а также за техническим состоянием автотранспортных средств осуществляет Госавтоинспекция Министерства внутренних дел украины. Укравтодор обеспечивает вместе с Госавтоинспекцией соблюдение действующего законодательства по охране дорог и сооружений на них.

     Госкомсвязи Украины контролирует выдачу лицензий на отдельные виды деятельности в  области связи, а также соблюдение лицензиатом определенных условий. Он осуществляет надзор за функционированием средств связи всех форм собственности в сетях связи общего пользования и взаимодействующими с ними средствами связи ведомственных сетей.

     Указанные контрольно-надзорные органы, которые  осуществляют контроль на транспорте и в области связи, применяют в отношении нарушителей соответствующих правил меры, предусмотренные КоАП или специальными ведомственными правилами. 
 
 
 
 
 
 

     Государственное регулирование и  поддержка траспортно-обеспечивающих систем
     Транспорт — одна из приоритетных отраслей народного  хозяйства. Ее стабильное функционирование является необходимым условием общеэкономического роста в условиях рынка, важнейшим фактором социальной стабильности.

     Коренные  изменения, происходящие в экономике России, обуславливают необходимость формирования новой системы управления транспортом. Отказ от методов управления, свойственных централизованной плановой системе, утрата возможности прямого административного управления деятельностью транспортных предприятий требуют разработки новых методов государственного регулирования транспортной деятельности.

     Государственная политика в области транспорта в  форме различных программ и проектов должна разрабатываться и реализоваться под контролем единого федерального органа управления транспортно-дорожным комплексом. Тем самым обеспечивается организационно-правовое единство и сбалансированный учет интересов общества, экономики и отдельных видов транспорта.

     Существуют  и более объективные предпосылки, оправдывающие вмешательство государственных органов в деятельность «субъектов транспортного рынка» — транспортных, экспедиционных, сервисных и вспомогательных предприятий, а в некоторых случаях — и клиентуры. Ниже будут рассмотрены и охарактеризованы основные предпосылки государственного регулирования транспорта.

     1. Транспорт является важнейшим  элементом производственно-социальной инфраструктуры и находится в «блоке» с другими инфраструктурными отраслями: энергетикой, связью, материально-техническим снабжением, которые при любом экономическом ме-ханизме являются объектом постоянного контроля со стороны государства.

     2.   Необходимо контролировать деятельность транспортных предприятий, находящихся в условиях «естественной монополии». Классическим примером естественной монополии на транспорте является железнодорожный транспорт. Естественным транспортным монополистом является и автотранспортное предприятие, размещенное в районе, где нет других крупных владельцев автотранспорта.

     Отечественная и зарубежная практика свидетельствуют  об одном: естественный монополист-транспортник во всех случаях стремится извлечь из своего положения максимальную пользу, отказываясь от невыгодных для него перевозок, а также произвольно завышая тарифы. Поэтому при организации и лицензировании подобных транспортных предприятий государство, наделяя их правом на монопольное обслуживание своего сектора рынка, в обязательном порядке сохраняет за собой функции контроля качества обслуживания клиентуры, уровня тарифов, отсутствия отказов в обслуживании и т.д.

     3.  Необходимо контролировать и во многих случаях ограничивать уровень транспортных тарифов. Контроль ценообразования на транспорте имеет исключительное значение для нормального функционирования рыночной экономики. В условиях свободных цен рост транспортных тарифов вызывает адекватное повышение стоимости доставляемых транспортными предприятиями товаров, а также услуг, требующих транспортного обеспечения. Поэтому рост транспортных тарифов является одним из факторов общего роста цен и развития инфляционных процессов.

     4. Необходимо обеспечить защиту  транспортных предприятий от  недобросовестных конкурентов. Многолетний мировой опыт показывает, что взаимоотношения транспортных предприятий, конкурирующих между собой, не могут быть урегулированы ни на основе их обоюдных соглашений, ни путем судебных разбирательств, хотя и то, и другое имеет место в практике транспортного рынка. Нормальная работа транспортных предприятий в условиях конкуренции требует разработки «правил игры» (какие виды деятельности допустимы для различных предприятий, какие тарифы можно применять, как должны строиться отношения с клиентурой и т.д.) и наличия органа, который следил бы за соблюдением этих правил. Очевидно, что подобные функции должно взять на себя государство.

     5.  Необходимо устанавливать и контролировать единые нормы, стандарты и правила в области охраны окружающей среды, безо-пасности движения, условий труда на транспорте, а также единые технические стандарты. Только государственные органы в состоянии финансировать и организовывать работу в области стандартизации, повышения безопасности транспорта, снижения вредных воздействий транспорта на окружающую среду, контроля выполнения соответствующих требований и т.д.

     Этот  перечень можно расширить такими предпосылками, как:

     ■     необходимость эффективного транспортного обеспечения ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также потребность в концентрации транспортных ресурсов для осуществления срочных экономических акций общегосударственного значения и т.д.;

     ■     международный характер транспортной деятельности и необходимость контроля соблюдения соответствующих международных соглашений;

     ■     необходимость решения проблем землеотвода для сооружения транспортных систем (часто невозможно без участия государственных органов);

     ■     важнейшая роль транспорта в системе обороны страны, которая во всех случаях контролируется государством.

     Таким образом, государственное регулирование  транспортной деятельности является, независимо от особенностей действующей  экономической системы, объективной  необходимостью.

     Надо  также иметь в виду, что в  нынешних кризисных условиях, когда транспортный и товарный рынки России еще далеко не сбалансированы, различные виды транспортной деятельности неравновыгодны и под угрозой срыва может оказаться обслуживание отдельных групп потребителей транспортных услуг, система государственного регулирования транспортного рынка должна включать достаточно жесткие административные рычаги.

     Основной  целью любых мер по регулированию  транспортной деятельности должно быть в конечном счете обеспечение  достаточного по объему и удовлетворительного по качеству транспортного обслуживания всех групп промышленных потребителей транспортных услуг и населения. Поэтому любые действия регулирующих органов и местных органов власти, направленные на ограничение деятельности транспортных предприятий или предписывающие им что-либо, должны быть направлены на улучшение обслуживания потребителей.

Информация о работе Государственный контроль транспорта