5)
принцип множественности: означает,
что управление автотранспортным
предприятием в условиях быстроменяющейся
рыночной среды требует использования
множества различных методов и моделей
для адекватного описания развития отдельных
подсистем данного предприятия;
6)
принцип вероятностно-статистический:
предполагает широкое применение
вероятностных моделей и многомерных
статистических методов к исследованию
транспортных систем, имеющих стохастический
характер;
7)
принцип гуманизации управленческих
и технологических процессов:
предполагает создание современных
условий труда, обеспечение базы
для привлечения в отрасль кадров, обладающих
более высоким трудовым потенциалом; признаниес
за квалифицированными кадрами статуса
важного ресурса транспортного предприятия;
8)
принцип эффективности: требует
учета при выработке управленческого
решения всей совокупности издержек снабжения,
производства и сбыта транспортных услуг.
Показатель эффективности включает в
себя большое количество элементарных
величин, которые сами являются величинами
случайными, поэтому значение показателя
эффективности представляет собой случайную
величину. В качестве значений эффективности
функционирования АТП используют математическое
ожидание этой случайной величины или
соответствующую вероятность.
Концепция
управления автотранспортным предприятием
в условиях нестабильной экономической
среды включает в себя следующие основные
положения:
-
рассмотрение автотранспортного
предприятия как стохастической
системы, функционирующей в условиях
нестабильной экономической среды,
способной к саморегулированию
и адаптации;
-
создание и использование системы непрерывного
(адаптивного) прогнозирования состояния
внешней среды и показателей деятельности
предприятия;
-
использование для прогнозирования
комбинированных оценок, позволяющих
синтезировать решения, получаемые
с помощью количественных и качественных
методов;
-
использование системы методов
и моделей, имеющих единую информационную
базу и связанных друг с
другом определенными информационными
связями, способных адаптироваться
к реальным АТП, процессам и
условиям быстроменяющейся рыночной
среды;
-
методы и модели прогнозирования
и планирования объемов материальных
потоков, величины материальных
запасов должны рассматриваться
в комплексе с методами оценки
развития основного и вспомогательного
производства транспортного предприятия
с использованием единой информационной
базы.
Моделирование
производства транспортных услуг, его
материального обеспечения и
моделирование надежности работы подвижного
состава, участвующего в данном производстве,
необходимо рассматривать как единый
процесс, призванный обеспечить получение
достоверной оценки возможностей АТП
по созданию конкурентоспособной продукции
(транспортных услуг).
Следует
особо отметить широкое применение
как количественных, так и качественных
методов. Развитие методов качественного
анализа (прежде всего, методов экспертных
оценок) обусловлено отсутствием точного
знания об объекте управления и быстром
устареванием информации при очередном
изменении среды.
Развитие
методов количественного анализа
предполагает использование современных
информационных технологий, защищенных
от неполноты, неточности и быстрого устаревания
информации. Основные идеи вероятностно-адаптивного
подхода к управлению предприятием реализуются
через систему моделей и методов принятия
управленческих решений, позволяющих
обеспечить устойчивое функционирование
автопредприятия и его адаптацию в условиях
нестабильной экономической среды. Эта
система включает в себя:
-
модель факторного анализа финансового
состояния предприятия;
-
модели непрерывного прогнозирования
спроса на транспортные услуги;
-
модели формирования и оптимизации
структуры провозных возможностей
предприятия;
-
модели показателей перевозочного
процесса;
-
модель оценки надежности работы
автомобильного парка;
-
модели материально-технического
обеспечения парка автомобилей;
-
модели управления техническим
обслуживанием и ремонтом (ТОР)
парка автомобилей.
Использование
указанных моделей и соответствующих
методик расчета позволит сделать
прогноз производственной программы
предприятия и выполнить экономическую
оценку производства транспортных услуг.
Структура и состав предлагаемой системы
моделей меняется в зависимости от наличия
исходной информации на конкретном предприятии.
В связи с этим предполагается использовать
разработанную в диссертации управляющую
информационную систему принятия решений
по управлению предприятием.
Проведенные
нами исследования позволяют сделать
следующие выводы.
1.
Автотранспортные системы представляют
собой открытые, сложные, динамичные
системы, состоящие из подсистем,
которыми являются транспортные
предприятия различных уровней иерархии,
а также организации обеспечивающей инфраструктуры.
Базовым элементом автотранспортных систем
являются транспортные предприятия различных
форм собственности и разного назначения,
через которые реализуются целевые задачи
автотранспортных систем. Анализ, изучение
и моделирование транспортных систем
в нашем исследовании проводится на уровне
формализации, соответствующем предприятию.
2.
Рассмотрение предприятия как
объекта управления в современной
динамично изменяющейся экономике
требует развития модели предприятия.
Главная идея авторов при подходе к формированию
модели предприятия заключается в признании
трех основных положений:
-
автотранспортное предприятие представляет
собой открытую сложную систему,
имеющую стохастический характер;
-
признается взаимосвязь и взаимозависимость
элементов, подсистем и всей
системы в целом от внешней
среды, которая определяется как
нестабильная экономическая среда;
-
целью управления такой системой
является обеспечение ее устойчивости,
надежности и способности к адаптации
в нестабильной экономической среде.
3.
На основе анализа внешней
экономической среды можно выделить
три группы факторов нестабильности
экономической среды предприятия,
которые действуют на трех
уровнях: на микроуровне (уровень
предприятия), на мезоуровне (уровне внутреннего
рынка), на макроуровне (уровне внешнего
рынка и факторы НТП). Факторы, входящие
в указанные группы, коррелируют между
собой.
4.
Анализ соотношения спроса и
провозных возможностей автотранспортного
предприятия с доходами и затратами, связанными
с выполнением определенного объема транспортных
услуг, а также поддержанием резерва провозных
возможностей предприятия, позволяет
выделить зону устойчивости (стабильного)
функционирования предприятия, а также
экстремальные и оптимальное значения
объема транспортных услуг в области стабильного
функционирования предприятия.
5.
Для обеспечения устойчивости
и адаптации предприятия как
объекта управления в нестабильной
экономической среде требуется
разработка новой концепции развития
методологии управления предприятием,
которая реализована авторами в виде вероятностно-адаптивного
подхода к управлению.
6.
Реализация основных принципов
и положений вероятностно-адаптивного
подхода к управлению автотроанспортным
предприятием должна осуществляться через
разработанную авторами систему моделей
и методов принятия управленческих решений,
которые имеют единую информационную
базу и связаны друг с другом определенными
информационными связями.
7.
Структура и состав системы
моделей меняется в зависимости от
наличия исходной информации на конкретном
предприятии, в связи с чем для принятия
решений по управлению необходимо использовать
управляющую информационную систему.
8.
Реализация предлагаемого авторами
подхода к управлению автотранспортным
предприятием позволит обеспечить возможность
адаптации и устойчивого функционирования
в нестабильной экономической среде.